Главная    Инструменты    Методы интуитивного творчества    Синектика

Методы интуитивного поиска технических решений.

Кудрявцев А.В.

5. Синектика

Основные положения

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы и обучения оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Познакомимся подробнее с этим методом. Работа над ним началась в 1944 году. Гордон указывает, что слово "синектика" - греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Однако обычно изучение творческого процесса затрудняет тот факт, что рассмотрение начинают после получения конкретного результата. Но что можно наблюдать, когда процесс завершен? Уильям Гордон выбирает путь исследования процесса в момент его протекания. Для этого ему пришлось преодолеть целый ряд специфических трудностей.

Гордон восстал против традиционной точки зрения на природу творческих способностей, сложившуюся в XIX веке, в рамках которой утверждалось главенство индивидуального гения (в первую очередь художественного).

В XX веке ситуация изменилась - здравый смысл потребовал методы измерения. Но как можно выявить и измерить то таинственное, что называется творчеством? Как найти творческого человека? Как готовить людей к творческой деятельности в системе образования и непосредственно на производстве? (Следует отметить, что проблема рациональной реконструкции личностного знания является невероятно сложной. Приближение к цели здесь напоминает движение по лезвию бритвы - крен в сторону большей формализации, и мы оказываемся в объятиях формальной логики, крен в другую сторону - глубокий субъективизм, невозможность конструктивного обмена опытом, информацией).

Таким образом, был выявлен дуализм взглядов на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой - необходимость системы обучения, измерения, контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее "группового мышления". Он писал: "Промышленность нуждается в решении проблем, и в промышленности должны быть творческие группы, чтобы постоянно вести поиск нового. В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы". Следует отметить, что все члены группы были разносторонне образованы и дополняли друг друга, т. е. их специальности и увлечения не повторялись.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Начинал Гордон с исследования работы отдельных творческих личностей. Но очень скоро он увидел и минусы подобного подхода. "Человек, который описывает свой собственный творческий опыт уже после успешного решения, является сомнительным источником информации, т. к. его субъективное осмысление происшедшего может скрыть от нас сущность его фактического опыта". Не очень эффективно рассматривать и биографические работы. Биограф может преувеличивать важность творческого вклада его героя, домысливать и трактовать происшедшее как исключительно следствие его работы в ущерб действительно происходившему взаимодействию личности и окружающей действительности. Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы. Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения.

Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее .придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен "инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом, в синектике, по мнению Гордона, результаты решения проблемы рациональны, процесс же, приводящий к решению, основан на сознательном привлечении и развитии образов, лежащих в основе идей, то есть нерационален.

Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. Большое внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание в группе синекторов определяются как престижные; каждый стремится в процессе решения взять на себя наибольшую часть трудностей.

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей. Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

- Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около.

- Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха.

- Когда он не прав, связывает ли это со своими действиями или опрадывается, ищет причины вовне.

- Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент.

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике, наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от узкой специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли "энциклопедии", либо "адвоката дьявола". В первом режиме он работает скорее пассивно, т. е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы. В режиме "адвоката дьявола" он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать "вторжение" группы на "территорию" его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, в том числе работать руками, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода в практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности. (Широко известен эффект "всезнайства", формирующийся у людей, не связанных с практической деятельностью).

Историческая справка

Обрисуем вкратце историю исследований природы творческого процесса, которые привели к появлению синектики. В 1944 г. Гордон решил "атаковать" тайну творчества в той области, где отсутствовали рекомендации, а именно в области действенного описания самого творческого процесса. Работа началась с серии наблюдений за изобретателем, который был вовлечен одновременно в процесс изобретения и психоанализа, рефлексии.

Это потребовало от изобретателя больших усилий по соединению способности создавать новое и одновременно осознавать процесс собственного мышления. В процессе его работы производилась запись на магнитофон. Анализ текста показал, что изобретатель постоянно возвращался к определенному набору психологических состояний. Эти состояния затем были определены следующим образом:

1. ОТРЕШЕННОСТЬ. Чувство, которое изобретатель описывал как "будучи отдаленным (от чего-то)".

2. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Близость определена тем, что "Как бы я себя чувствовал, если бы был пружиной? Я не могу отделаться от моей собственной упругости".

3. ОТКЛАДЫВАНИЕ. Чувство того, что необходимо удержать себя от преждевременных попыток сделать окончательный вывод.

4. РАЗМЫШЛЕНИЕ. Повторяющиеся попытки заставить ум действовать свободно ("Что будет, если высотометр был бы просто пружиной?..").

5. АВТОНОМИЯ ОБЪЕКТА. Чувство, описанное изобретателем в конце его работы, когда сама проблема подходит к концептуальному решению ("Я чувствую, что эта штука сама по себе, полностью вне меня... ").

В дальнейшем, в 1945 г., была проведена серия интервью с представителями науки и искусства, целью которых было выяснить - являются ли перечисленные выше психологические состояния уникальными, присущими одному человеку или они широко распространены. Была отмечена высокая степень их узнавания. Впоследствии оказалось, что можно выделить четыре аспекта психологического процесса: вовлеченность - отрешенность, откладывание, размышление и автономия объекта. В дальнейшем работа продолжалась в Гарвардской лаборатории подводной акустики в группах, работавших над специфическими проблемами гидродинамики.

Однако несмотря на уже имеющийся опыт, попытки включения выявленных механизмов в процесс реальной работы были не совсем удачны.

"Когда мы говорили: "Давайте будем в этом месте максимально вовлечены... " - или "Не могли бы мы отложить выдачу решений на некоторое время?", то мы встречали некоторое трудноопределимое противодействие со стороны групп. Группы не только были возмущены попыткой повлиять на ход мысли, но и бывали рассержены неуместным легкомыслием в формулировках наших требований"].

Здесь Гордон столкнулся с тем, что призывы, не раскрывающие механизмов деятельности, имеют довольно низкую эффективность. Осознание этой и многих других неудач заставило его продолжать совершенствование выявленных механизмов и способов их представления, включения в деятельность.

В 1946-1948 годах акцент в работе был изменен. От попыток осознания того, что происходит в мозгу в момент озарения, Гордон переходит к поиску психологических условий и состояний, которые позволяют эффективно развиваться творческому процессу. Работа проводилась с группами художников, артистов, которым предлагалось совместно решать технические проблемы. Открытость, коммуникабельность, нацеленность на творчество этой группы людей позволили несколько углубить подходы к управлению творчеством, однако больших результатов получено не было, и в дальнейшем произошел возврат к работе с инженерами. Начиная с 1952 года целью работы стало создание плана - схемы, которую люди могли бы применять для увеличения их творческих возможностей. Гордон окончательно переходит к выявлению операторов творческого процесса. "Наша задача была в том, чтобы выделить психологические механизмы и зафиксировать повторяющиеся психологические состояния, которые могут быть описаны конкретными терминами и изучены в экспериментальном смысле".

В период между 1953 и 1959 годами понятие психологических механизмов трансформировалось в некие рабочие механизмы, правила. Эти механизмы являются конкретными функциональными инструментами для получения преимуществ при проникновении в сущность проблемы с помощью мощных, но, как правило, скрытых психологических состояний.

Постоянная работа над протоколами заседаний приводила к новым интересным открытиям. Так, например, была замечена необходимость в периодическом возврате к "банальным" истинам (повседневному опыту) в процессе творчества. Такой возврат позволяет создавать сеть опорных пунктов в рассуждениях. Интересную особенность имеет и функция лидера. В синектических группах отказались от явного лидера, ибо выяснилось, что в процессе работы лидер включает часть ресурсов в процесс подтверждения своих прав, пытается сработать на одобрении своей деятельности. В то же время лидер необходим. Сейчас в составе синектической группы, как правило, роль лидера выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации. В протоколах был так же вскрыт механизм превращения знакомых вещей (объектов изменения) в странные, неузнаваемые.

Первоначальный успех при использовании этого приема привел к расширению его применения. Делались попытки найти различные пути, позволяющие человеку взглянуть на известный ему предмет новыми глазами, избавиться от стереотипов в восприятии, а следовательно и от барьеров при творческой работе. Тогда же Гордон вышел на осознанное применение психофизиологической активизации.

Когда цель изобретения достигнута, это часто сопровождается приятным возбуждением, душевным подъемом. Само по себе чувство, что ты находишься на правильном пути - цельное психологическое состояние, определяемое бессознательно как индикатор для выбора направления работы. Появление этого ощущения "озарения" традиционно относится к категории случайных и сугубо 'интуитивных явлений. В синектике это психологическое состояние культивируется и искусственно вызывается с целью успешной реализации творческого процесса.

"Мы наблюдали, что некоторые люди успешно отбирали пути достижения цели, которые вели к наиболее простым решениям. Эти люди поддаются приятному чувству - чувству "нахождения на верном пути" еще за долго до того, как интуиция их будет подтверждена. Они считают это чувство сигналом, подтверждающим правильность курса.

Когда "А" сделал интуитивное открытие, мы отматываем пленку назад, для того чтобы напомнить ему, что он чувствовал в то время, когда осознавал этот процесс. Или же мы просим "А" описать свои ощущения "В", чтобы тот мог в нужный момент угадать их в себе".

Оказалось, что с помощью психофизиологической активизации можно вводить себя в состояние, близкое к тому, которое испытывает человек во время "инсайта", и это значительно повышает вероятность выхода на сильные -решения. Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, т. е. то, что первоначально -было названо автором "игра" и "неуместность". Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами. Оказалось, что здесь существует три общих типа действий:

1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.

Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также была включена "инверсия" как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.

2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.

В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы, и пытается ответить на вопрос: "Каким образом мы можем добиться этого в действительности?"

3. Игра с метафорой.

Обыгрывание метафоры - один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое- знакомым. Используются метафоры, основанные на явных .или подразумеваемых сравнениях как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации с его основным вопросом: "Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?".

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено много успешно работающих специалистов, что позволяет сделать практический вывод: синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики -конкретные психологические инструменты, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний - таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины "интуиция", "эмпатия" и пр. - просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям в надежде, что конкретное обозначение активности на самом деле опишет ее. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в завершенном виде. Глобально синектическая работа включает в себя два базовых процесса:

- превращение незнакомого в знакомое;

- превращение знакомого в незнакомое.

Превращение незнакомого в знакомое. Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему - пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Превращение знакомого в незнакомое. Превратить знакомое в незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного - основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:

1. Личная аналогия.

2. Прямая аналогия.

3. Символическая аналогия.

4. Фантастическая аналогия.

По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы --специфические умственные операторы, специальные "орудия" активизации творческого процесса. По мнению Гордона существует определенная предрасположенность 'изобретателей -против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную "механизацию".

Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа.

"Химик делает для себя проблему известной, с помощью уравнений описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из -сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой".

Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной-означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Приведем пример реализации личной аналогии в процессе решения реальной задачи группой отечественных специалистов. (Подготовка синектических групп проводилась в СССР малым предприятием "Класс", а также по заказу промышленности - Московским общественным институтом технического творчества).

Поставленная заказчиком задача звучала следующим образом: "Усовершенствовать копир с программно-переналаживаемым профилем для использования в роторном оборудовании".

Дадим предварительно более подробное описание имеющейся ситуации. Роторная линия представляет собой комплекс рабочих машин, транспортных устройств, приборов, в котором одновременно с обработкой заготовки перемещаются по дугам окружностей совместно с воздействующими на них орудиями.

Для осуществления вертикального (рабочего) перемещения рабочих органов на роторах устанавливаются копиры. Применявшийся в представленных системах пазовый копир - это металлическая поверхность, в которой выполнен паз. В паз введен кулачковый толкатель, жестко связанный с рабочим органом и движущийся вместе с ним. При движении копир формирует вертикальную составляющую траектории рабочего органа.

Проблема состоит в том, что траекторию копира невозможно сформировать только на основании предварительных расчетов. Вариативность свойств материала заготовок, нестабильность качества режущего инструмента и ряд других факторов приводили к необходимости корректировать форму траектории копира после его изготовления.

Материалы и технологии, которые применяются в настоящее время, не позволяют делать это достаточно быстро. Кроме того, существующие конструкции копиров предназначены для обработки только одного наименования деталей. Быстрая переналадка роторных линий для обработки разных типов деталей сегодня невозможна.

Задача в такой постановке была предложена творческой группе для решения с помощью аппарата синектики.

Ниже приводятся выдержки из протокола заседания синекти-ческой группы. В работе принимают участие Ведущий, участники А, Б, В, эксперт.

Ведущий: Представьте себе нечто схожее с описанной ситуацией, но в человеческом обществе.

А: Стадион. Толпа народа после матча несет меня и прижимает к ограде. Я вынужден двигаться вдоль этой ограды, повторяя ее извивы. Давление очень сильное, особенно при поворотах. Не могу ни остановиться, ни отойти от ограды.

Ведущий: Отлично! Образ очень яркий. По сути ограда - это тот же копир.

Б: Я представляют себе внутреннюю борьбу при столкновении корыстных интересов и требований закона. Закон - это копир: он задает траекторию нашего движения.

Ведущий: А что за сила толкает на его нарушение?

Б: Корысть, а может быть, фактическое положение вещей.

В: Это обычная дилемма хозяйственного руководителя. Ему все время что-то приходится нарушать для блага родного предприятия.

Ведущий: Но если он нарушает, то наша модель распадается, ведь уже нет траектории, заданной этим законом.

А: Совесть - вот что может нас выручить.

Ведущий: Поясни, что ты имеешь в виду.

А: Если движение человека в мире определяет не внешний закон, а совесть, то у него не возникает никаких внутренних напряжений. Он просто не делает то, что считает несправедливым.

Б: Действительно - совесть, это внутренний закон. Закон, который не переступишь, причем следование ему не рождает душевных мук, а наоборот, комфорт. Ведь все что сделал - сделал по совести.

Ведущий: Предлагаю остановиться на этом образе и развить его. Применим личностную аналогию. Представьте себя совестью.

В: Я совесть. Я живу в человеке, но проявляюсь не всегда, только в моменты каких-то изменений, потрясений. Тогда я беру на себя управление, задаю вектор движения.

А: Самое интересное, что я, совесть, управляя поступками, сам нуждаюсь в управлении. Вернее, в придании большей уверенности.

Ведущий: Откуда вы ее берете?

А: Поступки других людей. В какой-то степени я конформист, Мне нужно, чтобы хоть кто-то задал меру правильности. Или неправильности. Я формируюсь, глядя на окружающую действительность.

Б: Совесть - нравственный стержень движения. В каждом совершаемом поступке должна быть мера совести. Здесь реализуется нравственный автоматизм. Подготовка, продумывание, размышление - это как бы формирование собственной системы. Затем движение реальное, и здесь уже все само-собой. Необходимо предварительное созревание...

...

Ведущий: Могли бы мы применить эти образы для решения первоначально поставленной задачи?

В: Очень естественной кажется мысль о том, что характер движения должен определяться не копиром, а толкателем.

Б: Система внутри толкателя. Копир - просто опора.

Эксперт: Хочу заметить, что нами предпринимались подобные попытки. Мы пробовали разместить систему ЧПУ на самом роторе - электроника этого не выдерживает. Пробовали выносить ЧПУ за пределы станка и давать извне управляющие сигналы на ротор, но это очень сложно, надо давать сразу 19 каналов, растут габариты, идут помехи. Мы отказались от этого.

А: Толкатель заставляет инструмент перемещаться и несет силовую нагрузку. Копир задает характер движения.

Ведущий: Вы снимаете требование "быть жестким" с копира?

А: Да.

Эксперт: Стандартной системой требований к копиру был набор - должен быть жестким (в процессе работы), не должен быть жестким (при переналадке).

Б: Я понимаю. Но мы перестаем предъявлять ультиматумы, а предлагаем всем элементам работать в качестве членов одной команды.

В: Я представляю себе копир, который является совестью системы. Он велит делать что-то, но он же и дает силы сделать это.

Эксперт: Сейчас именно так и происходит...

В: Нет, сейчас толкатель заставляют. Он ничего не делает сам, только подчиняется. Копир не должен его касаться.

Ведущий: Понимают Вас.

А: Представим себе, что они договорились. Толкатель перемещает рабочий орган, а копир дает ему энергию для этого перемещения.

Б: Это шестерни, которые окатываются вокруг друг друга. Малая шестерня - толкатель. Он вращается - происходит выдвижение, подъем рабочего органа.

Эксперт: Там есть участки без подъема.

Б: На большой шестерне зубья - не везде.

Эксперт: Да, конечно. Обратное вращение может задаваться наружно установленной шестерней. А вот как быть с изменением скорости подъема на разных участках?

Б: Зубья, установленные реже или чаще. >

А: Контакт через поле, как в электромагнитных муфтах. Зона с особыми режимами магнитных полей...

...

Дальнейшая проработка этого направления потребовала подключения специалистов в области электропривода. В результате было получено решение, в котором найден новый тип электрического двигателя.

Анализ этого протокола дает возможность увидеть применение двух аналогий - прямой и личностной (эмпатии). Наша практика показывает, что личностная аналогия является наиболее действенной, позволяющей обеспечить глубокую мотивацию решающих.

Представить себя объектом - это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ - сложный и довольно длительный процесс.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения параллельно oсуществующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии, ботаники в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя, прокладывающего себе тоннель в древесине.

Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Пример. Заказчиком была поставлена задача: разработать способ замены перегоревших ламп, освещающих цех.

Цех освещается сотнями светильников. Высота их установки - 20 м. Руководитель синектической группы решил пройти эту задачу по полной схеме. Основанием для этого было понимание многоаспектности задачи, ее "всеобщности" на обобщенном уровне, то есть наличия нужных решений в других областях.

Группа в составе шести человек начала свою работу:

Ведущий сформулировал проблему в том виде, как она была поставлена заказчиком. (Задача решалась без эксперта.)

В качестве первого шага были определены возможные направления решения. В результате были получены следующие направления:

- Как заменять лампы под потолком.

- Как сделать, чтобы лампы сами опускались из-под потолка.

- Как освещать цех лампами, размещенными не на потолке.

- Как сделать так, чтобы лампы не перегорали.

- Как сделать так, чтобы лампы, перегорев, продолжали светиться.

- Как обойтись без общего освещения.

- Как обойтись без освещения лампами.

- Как обойтись без освещения вообще.

Представленные восемь направлений представляют собой переформулированные цели. Достижение любой из них позволило бы снять и первоначально поставленную задачу. В различных условиях движение к каждой из этих целей будет более или менее предпочтительно.

Рассмотрим, одну из цепочек, самую первую, повторяющую первоначально поставленную: Как заменять лампы под потолком.

Ведущий занялся формулированием вопроса, вызывающего аналогии (ВАВ). Формирование этого вопроса - один из ключевых моментов решения. Поставленный вопрос, как явствует из самого его названия, будет тем стержнем, вокруг которого происходит работа по введению новых образов, новых взглядов на пути к решению). С этой целью им было дано задание на проведение микро-штурма по теме: как сейчас снимают лампы из-под потолка.

А: Под перегоревшую лампу подгоняют кран, фиксируют его, устанавливают на нем стремянку и достают лампу с нее.

Б: Подмости, высокая стремянка.

В: Агрегат, наподобие тех, которые применяются в метро для, мытья люстр, плафонов.

Г: Предварительно устанавливаются трапы, проходы под потолком, к которым крепятся лампы.

Д: Лампы устанавливаются не под потолком, а на колоннах, удерживающих крышу. Доступ к Л'ампам по лестницам.

Ведущий: Но ведь все эти варианты, реально применимы и позволяют снимать лампы. Почему же возникла проблема?

В: Высокий травматизм?

А: Приходится останавливать работу, использовать кран не по назначению.

Г: Трудно найти желающих делать эту работу.

Ведущий: Почему?

Г: Страшно работать на такой высоте.

Ведущий: Сможет ли снять эту проблему повышение надежности применяемого оборудования?

Г. Нет, дело не в оборудовании, просто страшно, когда внизу такое пространство, заполненное железом.

В результате обсуждения было решено сконцентрировать внимание на проблеме психологического комфорта.

Ведущий: Формулирую вопрос, который может быть ключевым для большинства существующих способов, реализуемых сегодня. Вот этот вопрос: Как сделать опасное безопасным? Прошу использовать прямую аналогию.. Как в живой природе решается эта проблема?

А. Вороны воруют еду из собачьей миски. Стая делится на две части. Одна часть отвлекает собаку от будки, а другая пиратствует. Затем группы меняются местами.

Б. Или обучение детенышей охоте. Лис или волк приносит полузадушенную жертву, которая не может сильно сопротивляться. Обучение идет как бы не в полную силу, не по-настоящему.

В. Каменистая, неплодородная почва осваивается растениями в несколько этапов. Первые, неприхотливые, постепенно создают условия для остального сообщества.

Г. Животные объединяются в стаи, при этом облегчается охотаг защита, оповещение.

Д. Пауки-серебрянки создают под водой колокола с запасом воздуха. Это позволяет им осуществлять длительные подводные экспедиции.

А. Многие мелкие животные организуют сообщества - симбиозы с крупным, находясь при этом под их защитой.

Б. Мимикрия, маскировочная окраска.

...

Ведущий предложил зафиксировать все перечисленные варианты в виде общих принципов, правил, приемов. Был сформулирован ряд направлений, которые в последующем позволили найти простые и оригинальные решения проблемы.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином "поэтический" подразумевается отклик сжатый, образный, противоречивый, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием".

Синекторы утверждают, что символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном".

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

- шлифовальный круг - точная шероховатость;

- храповой механизм - надежная прерывистость;

- пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

- мрамор- радужное постоянство;

- прочность - принудительная целостность.

В самом деле, рассмотрим первый пример. Шлифовальный круг обычно тесно связывают с таким понятием, как точность обработки. Но в то же время он обрабатывает материал потому, что шероховат. И чем больше неровности на поверхности круга, тем более быстро идет обработка. Но чем больше неровности, тем меньше точность обработки. Так символическая аналогия позволила нам увидеть сложную реальную проблему, стоящую перед людьми, занятыми разработкой и применением шлифовальных кругов.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все). После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Практика применения символических аналогий показывает, что в процессе обучения слушатели довольно быстро осваивают эту форму представления объекта. Приведем ряд примеров, полученных во время обучения синектике.

Объект: паркет.

Аналогии: скользкое трение, целая дробность, дискретная сплошность, поющее молчание, извилистая половица, высший низ, блестящая шероховатость, многоугольный прямоугольник, вспученная плоскость, плоская елка, деревянный ковер, трескучая неподвижность, желанное наказание, попираемая роскошь, многоэлементное однообразие.

Объект: дерево.

Аналогии: неподвижная динамика, неподвижное движение, зеленый костер, качающаяся твердь, мягкая прочность, живой минерал, изменчивое постоянство, пористая плотность, отдающий потребитель, сучковатая стройность, занозистая гладкость, прямая ветвистость, возвышающийся углубитель, зеленое тепло, сухая водокачка.

Объект: вентилятор.

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Применение этого механизма в практической работе также очень ценно, т. к. позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Пример. В процессе решения практической задачи потребовалось усовершенствовать редуктор, сделать его более компактным, регулируемым по мощности. Значительно приблизил к решению творческую группу процесс формулирования символических аналогий. Наибольшую эвристическую ценность, по мнению разработчиков, имели символические аналогии, где редуктор определялся как "неподвижная ступенька" и "скомканный рычаг".

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

(Собственно символические аналогии известны и активно используются уже очень давно. В лингвистике подобные сочетания слов называются "оксюмотроны" - они применяются для придания речи большей выразительности. (Например - "Звенящая тишина", "Слепящая мгла", "Живой труп", "Горячий снег", "Творчество как точная наука" и пр.).

Издавна данный подход применялся и для проблематизации при обучении. Так, например, живший в VIII веке н. э. английский монах и ученый Алкуин, приглашенный учить Пипина - сына Карла Великого, строил обучение в диалоговом режиме. Пипин задавал вопросы, Алкуин отвечал. И ответы его очень напоминают символические аналогии - они коротки, выразительны:

- Что такое туман?

- Ночь днем.

- Что такое язык?

- Воздушный бич.

- Что такое сон?

- Образ смерти. и т. п.

Очень глубокие связи данная форма описания объектов имеет с исландскими каннунгами).

Фантастическая аналогия

Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор - художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно' не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы).

Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение "сознательный самообман" используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением.

Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может "атаковать" его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Так, при решении задачи о разработке нового средства оперативной связи судов с сушей, один из синекторов заметил, что это "естественно должна быть радиосвязь". Подобные высказывания не приветствуются при решении, ведь если все так "естественно", то почему приходится решать проблему? Однако ведущий не стал делать замечаний или игнорировать высказывание. Он оперативно ввел механизм фантастической аналогии, указав, что средство связи разрабатывается для использования на отдаленной планете, причем физические условия на планете таковы, что свет распространяется со скоростью в 1 метр в секунду. Несмотря на очевидную абсурдность этого утверждения, синекторы приняли его и перешли к выявлению альтернативных возможностей.

Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

Итак, синектика - средство для постановки задач.

Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: "Сформулированные задачи решаются".

Формирование синектических групп

Хотя механизмы синектики просты в своих основах, их применение требует огромных затрат энергии. На самом деле синектика не отменяет процесс творческой активности, но она активизирует мышление, делая его более напряженным. Еще большую напряженность работе придает ее коллективный характер. Группа, в рамках которой происходит решение, это сложный и тонкий механизм, создающийся длительное время и требующий специфической подготовки как от слушателей, так и от преподавателей.

Процесс формирования синектической группы состоит из трех основных фаз:

1. Отбор членов группы.

2. Обучение, тренировка группы.

3. Вживление группы в реальную среду (в реальное окружение).

Отбор членов группы

Более чем тридцатилетний опыт подготовки синекторов позволил выявить ряд правил и ограничений при отборе, сделать его более эффективным. Основа отбора - беседа с людьми, с каждым от шести до десяти часов. При этом происходит первичный, а затем и окончательный отбор.

Критерии первичного отбора

1. Образование.

Люди должны быть отобраны таким образом, чтобы их образование отвечало общей ориентации компании: иследование, инженерное дело, маркетинг. Например, эффективная синекторская группа может состоять из трех инженеров и двух гуманитариев. Необходимо также выяснить, является ли для претендента в синекторы естественным сам процесс обучения, имеются ли у него навыки и привычки к обучению, расширению своих знаний и изменению мировоззрения.

2. Уровень энергии.

Кандидаты должны иметь высокий уровень энергии. При отборе кандидатов не следует путать энергичных, активных людей с теми, у которых проявляется ярко выраженное маниакальное поведение.

3. Возрастные требования.

Как для любых действий, требующих массу энергетических затрат, кандидатам должно быть не менее 25 и не более 40 лет. Члены синекторской группы подбираются примерно одного возраста.

4. Административный потенциал.

Способность к обобщению - основа синектики, она должна быть и у хороших администраторов. Поэтому внимание уделяется прошлому административному, организаторскому опыту претендентов.

5. Предпринимательство.

На промышленном предприятии от группы требуется предпринимательство. Поэтому члены группы должны быть отобраны с учетом того, как они принимают на себя ответственность за успех или провал проекта. Считается, что синекторы должны чувствовать себя несколько в стороне от компании, в которой работают, хотя и вовлеченными в дело. Это способствует принятию взвешенных решений, на которые не оказывают влияние групповые предпочтения, отношение к тем или иным работникам и т. п. Помимо того, ощущение особой ответственности за судьбу предприятия может не позволить рекомендовать рискованные проекты.

6. Профессия.

В идеальном случае люди, отобранные для группы, должны иметь большое количество разнообразных профессий. Поэтому при прочих равных условиях предпочтение отдается людям с большим жизненным опытом.

7. "Особенный" индивид.

Время от времени встречаются люди, у которых есть все данные для того, чтобы продуктивно работать в группе, но, несмотря на это, эффективность их работы оказывается не на должном уровне. Причиной здесь может быть склонность к индивидуальной работе, глубокая интровертированность или повышенная критичность к чужим высказываниям.

Перечисленная совокупность критериев служит своего рода порогом для решения вопроса о возможности зачисления претендента в группу для обучения. Окончательный отбор производится с целью минимизации затрат на обучение.

Критерии окончательного отбора

1. Метафорические способности.

В процессе собеседования внимательно следят за речью испытуемого. Она проверяется на количество метафор и аналогий, богатство словарного запаса, чистоту языка.

Опрашиваемого настраивают говорить с помощью метафор. У. Гордон в своей книге приводит выдержку из протокола беседы с коммивояжером, желающим работать в синектической группе. Беседу ведет один из работающих синекторов. В процессе беседы выявляется, что претендент изучал в колледже антропологию, однако не закончил обучение и пошел работать коммивояжером - продавать строительное оборудование.

С(синектор): Что Вы делали в колледже, если не изучали антропологию всерьез?

К(кандидат): Я выбрал антропологию из-за того, что не нужда было особо много заниматься и оставалась еще уйма времени для пирушек.

С: Боюсь, что во время учебы в колледже я был движим теми же чувствами.

К: Однако на самом деле антропология мне очень нравилась. Я серьезно собирался закончить учебу. Но на последнем курсе колледжа я женился, и мне пришлось уйти работать. Моя жена была в положении.

С: Вы использовали знания по антропологии в своей работе?

К: О боже - нет! Но если Вы посмотрите на моих посетителей, то подумаете, что я собираю антропологические образцы.

С: Вам нравится продавать?

К: Да, я люблю это дело. Для меня это как представление.

С: Как, каким образом?

К: Я в уме прокручиваю целый сценарий перед тем, как навестить покупателей. Я трачу на это много времени, но когда занимаешься продажей строительного оборудования и каждая продажа несет тысячи долларов, я думаю, что это стоит того времени, которое уходит на придумывание "сценария" общения с покупателем.

С: Как много времени все же уходит на это?

К: Трудно сказать - иногда я готовлю два -o три взаимоисключающих сценария и использую тот, который, как я вижу, подходит моему настроению или настроению, в котором находится мой заказчик.

С: Вы можете вспомнить сейчас какой-либо сценарий?

К: Конечно. Мой основной заказчик - человек, страдающий язвой. Я заметил, что по утрам ему бывает особенно плохо, его мучают приступы, поэтому никогда не звоню ему раньше полудня.

С.:Какой же сценарий Вы используете?

К: Сначала я заполняю свою пьесу действующими лицами. Я превратил, например, покупателя в отца красивой девушки, а сам стал одним из двух ее поклонников. За дочерью давали 200000 долларов. Она в данном случае наш заказ.

С: Боже, что это Вам могло дать? 80

К: По сценарию поклонник, то есть я, пытаюсь объяснить отцу девушки, почему именно я буду для нее хорошим супругом. Поклонник в моем лице говорит отцу, сколько он зарабатывает, кто его родители, из какой он семьи и т. д. Отец все же не решается отдать предпочтение какому-то одному из поклонников. В конечном счете я говорю, что люблю его дочь гораздо сильнее, чем кто-либо еще и поэтому гораздо лучше буду о ней заботиться.

С: Как Вы использовали этот сценарий?

К: Как вы помните, девушка -это заказ. Поклонник - я. Отец невесты - мой покупатель, а другой поклонник - наш конкурент. Вообще-то конкурирующая фирма ничем не лучше и не хуже нашей, но я разыгрываю сценарий так, что этот заказ мне нужен больше, чем моему конкуренту, и я гораздо лучше позабочусь о его осуществлении, обслуживании, доставке и т. п.

С: Так получили Вы этот заказ?

К: Да, конечно!

С: Не кажутся ли Вам все эти сделки довольно традиционными?

К: Трудно Вам объяснить... Я продаю тяжелое строительное оборудование уже 8 лет и, конечно же, я сначала использовал трюки... Но когда я играл свою роль, мое отношение, то, что я чувствую, было всегда новым, не похожим ни на какое другое. Заказ на 200000 долларов и красавица-дочь спутались у меня в голове. Мое отношение не было коммерческим. Мне просто нравилось "вырывать" заказы. Я всегда был серьезен и честен".

2. Отношение поддержки.

Так как некоторые характерные черты претендента не могут быть выявлены только лишь из беседы с ним, собеседование включает в себя прогулку по лесу; кандидату предлагают принять участие в коллективных работах на каком-то земельном участке (прокладка труб или наведение маленького моста через ручей); или кандидата могут пригласить на пикник с синекторами. Если отношение помощи не проявлялось само по себе раньше, то как раз подготовка к пикнику задумано как тест. В целом выявляют три вида реакции в такой ситуации:

а) Кандидат сидит и наблюдает за языками пламени горящего костра;

б) Кандидат интересуется, не может ли он чем-нибудь помочь;

в) Кандидат осматривается, смотрит, чего не достает и делает необходимое.

Естественно, что в группы синекторов отбираются люди, реализующие наиболее самостоятельную, активную позицию поддержки.

3. Кинестатическое согласование (координация).

Хотя неуклюжесть, неповоротливость никак не связаны с творческим потенциалом, синекторы все же выступают против отбора такого человека, считая, что, как правило, крайний недостаток координации подразумевает, в свою очередь, недостаток уверенности в себе.

4. Отношение к риску.

В ходе беседы с кандидатом синекторы должны определить, любит ли испытуемый рисковать. Если да, то какому типу риска он предпочтитает подвергаться. Является ли кандидат самоуничтожительным игроком, который бессознательно пытается нанести себе вред? Рискует ли он потому, что это - единственный способ, чтобы довести до конца начатое дело? Нравится ли ему рисковать или риск пугает его?

5. Эмоциональная зрелость.

Творческим людям присуща какая-то "детскость". Но эта "детскость" не является непременным показателем эмоциональной незрелости. Эмоционально незрелый человек с детским восприятием окружающего мира не использует свое детское удивление, восхищение по различным поводам как психологическую базу для творческих действий. Во время отбора ищут как раз способность интегрировать "детскость" в конструктивные действия.

6. Способность к обобщению.

Какие у испытуемого мыслительные привычки? Может ли он, взяв 3-4 факта, составить из них ясное, четкое, обобщающее заключение? Может ли кандидат, быстро выбрав главное и основное, обобщить материал, чтобы налицо был явный результат?

И дальше, может ли он действовать, отталкиваясь от своего же обобщения?

7. Обязательность.

Если кандидат верит в конечный результат, может ли он заставить себя сделать все возможное, чтобы его вера была воплощена в жизнь? Или же он излишне аналитически подходит ко всему? Кандидат должен идентифицировать себя с продуктом изобретения настолько, чтобы успех всего предприятия имел для него решающее значение. В тоже время, учитывая, что не все проекты бывают "выигрышные", кандидат должен быть готов к тому, чтобы перебороть в себе горечь утраты в случае неудачи.

8. Антикомформная ориентация.

В американском индустриальном мире существуют традиционные символы общественного состояния: ковер на полу, большие; чистые столы, картины на стенах, таблички с именем на дверях,. новая машина. Люди, выбранные для синектической деятельности, должны быть как бы вне этого статуса, который уже определен и в какой-то степени символичен, сам диктует рамки поведения. Работа в группе должна развить в них другой статус, основанный на независимости и вкладе в общее дело.

9. Дополнительный аспект.

Ни один кандидат не может по всем критериям получить максимально высокую оценку, но группа в целом должна иметь максимум по всем значимым характеристикам. В то же время есть определенные личностные свойства, по которым оценивается кандидат, являющиеся его изюминкой и вносящие вклад в повышение разнообразия группы.

Обучение, подготовка группы

Полное время подготовки группы составляет до года. Оно складывается из очных и заочных сессий. Очные сессии производятся в учебном центре и длятся неделю. Остальное время обучаемые проводят на своей фирме, решая учебные и реальные задачи. Важной составляющей первых циклов обучения является формирование уверенности в значимости метода. Подобная уверенность нужна как обучаемым, так и руководству фирмы, финансирующему обучение. С этой целью перед началом занятий руководство фирмы составляет список из 5-10 проблем (как технических, так и организационных). Удачные решения этих проблем дают лучшее подтверждение тому, что деятельность синектической группы на самом деле более продуктивна и эффективна, чем обычная работа. Однако этот результат, как ни странно, убеждает кого угодно, но не самих решателей. В первую очередь это связано с желанием увидеть чистый эксперимент и пониманием его невозможности. (В самом деле - если я уже решал эту задачу без методической поддержки и не смог решить ее, а с помощью метода решил, то, может быть, все дело в длительности умственных усилий? А если ранее задачу решал кто-то другой, то, может быть, все дело в различных способностях, и ту же задачу можно было бы решить и без применения метода?). Лучший способ определения эффективности метода для самого решающего - оценить ценность и степень новизны понятий, выдвинутых при решении синек-тической группой в сравнении с традиционными творческими усилиями коллектива. Дать новый взгляд на привычные базовые понятия, помочь взглянуть на них с иных позиций. Такой способ проверки позволяет самому обучаемому сделать заключение о ценности синектики для него.

Начиная с первого недельного заседания, группа синекторов собирается для работы в отдельном помещении. На очных сессиях контакты с посторонними недопустимы. Цель этого - столкнуть людей вместе в процессе решения задачи. В процессе обучения происходит как освоение механизмов, действующих в рамках метода, так и освоение "эмоционального компонента" действия. В то же время происходит формирование общего языка группы. Группа начинает видеть зависимость жизни всего коллектива от вклада каждого из ее членов. Иными.словами, синектика формирует коллективизм в решении задач. Исходя из теории синектического процесса, в группе устанавливается фон постоянного вырожденного кризиса, соревновательности во всем. Если по типу занятия невозможно или затруднено организовать соревнования между членами группы, то соревнуется группа и преподаватели. Общий настрой, задаваемый Гордоном и его последователями может быть проиллюстрирован следующим девизом, под которым обычно проходит обучение и работа: Соединенные Штаты соревнуются со всем миром, и национальный успех может зависеть в какой-то степени и от творческой способности группы.

Учащиеся постоянно решают проблемы прикладного и общего характера: является ли незаменимым выпускаемый нашей фирмой товар? Если нет, то зачем планировать его будущее развитие? И какое будущее ждет в таком случае компанию? Какие ценности несет она в себе?

К концу первого месяца обучения заканчивается окончательный отбор в группу. Второй - четвертый месяцы заняты изучением механизмов синектики и решением реальных задач, которые были даны руководством фирмы. К концу этого срока группа представляет в свою фирму их принципиальные решения. В течение пятого и шестого месяцев производятся предварительные исследования по полученным идеям. И вновь руководство фирмы имеет возможность оценить эффективность обучения, базируясь на данных, которые предоставляет группа. Последние шесть месяцев обучения посвящены следующим вопросам:

- Продолжение обучения теории синектики.

- Определение линии поведения, статуса и организационного состояния группы в процессе штатной работы на фирме.

- Решение реальных задач.

- Подготовка к преподавательской деятельности на фирме. Последний вид деятельности имеет существенную значимость для синекторов. Считается, что группа не может длительное время работать без прилива свежих сил. Это связано с необходимостью создания особой инновационной среды, в которой значительно легче творить и внедрять придуманное, с естественным оттоком людей из группы, а также с тем, что основанная на метафорическом богатстве работа должна иметь подпитку в виде новых членов группы.

Вживление группы в реальную среду

Работа группы над реальными проектами может осуществляться как в рамках своей фирмы, так и по заказу посторонней организации. В обоих случаях при проведении работы имеются специфические сложности. Они сродни тем, которые приходится преодолевать и отечественным специалистам в области управления творческой деятельностью. Интерес представляют те усилия, которые совершают синекторы для доказательства своей значимости. Так, уже довольно долгое время синектические группы подключаются к решению социально-управленческих задач, стоящих перед фирмами. Например, каждая компания имеет свои представления об организационной деятельности: о найме работников, механизмах формирования заработной платы, качестве продукции, основном типе клиентов, о рекламе и т. п. Все это вместе взятое составляет политику фирмы. Если представления верно отражают реальность, то они будут полезны и будут тщательно соблюдаться фирмой. Но очень часть представления, которыми руководствуется фирма, являются привычками, не очень хорошо отражающими сегодняшнюю действительность. Польза от соблюдения подобных правил постепенно уменьшается, вред растет.

Синектические группы на фирмах во многом представляют собой инструмент для выявления положительных и отрицательных сторон применяемых правил. Помимо этого синектические группы занимаются выявлением внутрифирменных изменений на всех уровнях. Для этой цели эффективно применяются механизмы превращения известного в неизвестное. В литературе отмечены и случаи использования синектики для совершенствования деятельности правительственных органов и политических партий. Так указывалось, что "если политическая партия, заявляющая на выборах о прогрессивной смене курса, не изменит всю систему своих взглядов, то ее замысел может завязнуть в бессознательном применении старых правил игры, старых ценностей".

Сегодня работа по использованию творческого потенциала людей идет полным ходом. Вся история развития синектического движения показывает, реальность воспитания определенной культуры творческого мышления, повышающего вероятность успеха в ситуациях постановки и решения проблем.

Опыт развития метода, его применения в США и в нашей стране показывает его эффективность. Часто синектику называют развитием мозгового штурма. Здесь проявляется недостаточное понимание сути метода, нежелание взглянуть на него позитивно. (Любой метод требует для своего применения человека, выполняющего предписания активно и с интересом). Если в мозговом штурме основным продуктом и предметом интеллектуального обмена являются идеи, то в рамках синектического процесса - это образы. Если в мозговом штурме откладывается, переносится на завершающий этап критика, то в синектике откладывается именно появление идей. Работа синекторов состоит в использовании конструктивных инструментов, чем то напоминающих используемые в рамках АРИЗ. Фантастическая аналогия позволяет поставить цель в чистом виде, освобожденную от материальных, "отягчающих" составляющих. Прямая аналогия дает возможность привлечь опыт иных областей техники, реализуемые в природе механизмы выполнения требуемой функции. Широкое использование символической аналогии - это комплексное представление объекта через совокупность присущих ему противоположностей. Наконец, личностная аналогия - ключ к пониманию всего происходящего процесса, выявлению скрытых, непонятных зон, формированию списка требований и "ожиданий" объекта.

Не привязанные к конкретным информационным массивам, синекторы используют весь багаж накопленных знаний и ощущений в рамках творческого процесса, а не в промежутках между формально выполняемыми действиями.

Конечно, метод не идеален, но его никак нельзя отнести к пережиткам прошлого. Более того, он позволяет работать в новых для методологии зонах человеческой деятельности, для которых еще не накоплены массивы данных о эффективных решениях, позволяющие заменить творчество подстановкой уже известной информации.


Главная    Инструменты    Методы интуитивного творчества    Синектика