Главная    Инструменты    Уроки Лопатиной    Чего стоит пуд соли

Чего стоит пуд соли.

Лопатина Н.Г.
1978

"Дорогие читатели ИРа, помогите решить проблему по разгрузке вагонов со смерзшейся солью!

В Алтайский край в зимнее время поступает до ста вагонов с солью. Каждый вагон разгружается вручную по 3-5 дней, применяются кувалды, ломики, бензопилы. Соль представляет собой сплошную неоднородную массу, которая не откалывается при работе пневмомолотками, получается лишь скважина. Вагоны простаивают под разгрузкой, и объединение вынуждено платить большие штрафы.

И. Эртель, председатель краевого объединения "Союзсельхозтехника".

(ИР № 8- 1977 г.)

В Волгоградской школе изобретательского творчества урок "мозгового штурма" проводится обычно одним из первых. На это есть свои причины. Во-первых, такого начала требует изложение истории "эвристики", во-вторых, из неалгоритмических методов активации творчества "мозговой штурм" - самый известный, в-третьих, мы видим в нем хорошее начальное упражнение по развитию творческого воображения, в-четвертых, - это испытанный способ знакомства с нашими "новобранцами", которое происходит не за партой, как может показаться постороннему человеку, а сразу с дела, в первом бою за истину. В-пятых,... но об этом позже.

В этом году было решено брать штурмом соляную крепость.

Я, как представитель "генштаба", ответственный за проведение операции "соль", познакомила отряд "штурмовиков" с боевой обстановкой. Затем рассказала о правилах проведения в ходе операции: " …запрещается пользоваться словами "не может быть", "из этого ничего не получится", "чепуха, так не бывает", и т.п. Отставить: скепсис, насмешки, неверие в правоту своих товарищей, какими бы странными, нелепыми, бестолковыми или антинаучными они ни казались. Дружеская поддержка и взаимопомощь - залог успеха любой операции. Фантазия вменяется в обязанность каждого. Вот ваша позиция. Вопросы есть?"

Вопросов не было, и штурм начался.

-Перевозить соль в ящиках, - сказал Смелый.

-… потом ящики - в горячую воду, соль растворится, - помня о правилах, осторожно поддержал Внимательный.

Тогда лучше транспортировать раствор соли по трубопроводу, - попробовал сбросить с себя тяжесть привычной реальности третий.

Сделать вагон, как барабан в револьвере: вагон опрокидывается, и монолит вываливается, - вставил свое слово большой парень в голубом свитере, должно быть, конструктор.

Он так убедительно говорил и так хорошо показывал все руками, что мы все уже видели вагон барабанного типа с массой конструктивных подробностей, увидели, как он переворачивает его своими могучими руками, будто игрушку.

Остальные тоже не стали сидеть без дела. Они утепляли вагон, герметизировали его, перевозили соль только летом, добывали ее на месте, перемешивали соль с мукой (гидрофобным веществом), заливали соль растительным маслом. Наконец, заложив взрывчатку заранее, по прибытии на место серией небольших взрывчиков раскалывали соль на куски…

Боже мой, как хотелось воскликнуть: "что будет с вагоном!? Чего будет стоить такая перевозка с точки зрения охраны труда? "глаза сверкали готовым сорваться с языка возражением, но, вместо этого, "наступив на горло собственной песне", чей-то голос твердо произнес:

-Разрушать вагоны вместе с солью.

-Сделать вагоны из соли, - понял, о чем идет речь другой голос тембром помягче.

Вот так, разрушая соль ультразвуком, перевозя в одном вагоне с ней вещество еще более гигроскопичное (например, силикагель), мы двигались к своей цели. Теперь мы разделили вагон на секции решеткой, которая при разгрузке вынималась. Соль смерзлась, но она смерзлась кубиками, брикетами, а их вынуть из вагона уже не составляло труда.

-Нужен вагон со съемными стенками, - продолжал вариации на конструкторские темы большой парень в голубом свитере.

-Точно, а потом резать автогеном, - улыбнулся самый смелый.

-Заранее сморозить соль в шарики. Поверхность соприкосновения заменяется точкой касания.

-Смешать соль с песком.

-…с сахарным песком.

-Зарядить частички соли одинаковыми зарядами, пусть отталкиваются.

-Поставлять натрий отдельно, хлор - отдельно…

-Натрий - отдельно, хлор - отдельно, - констатируя я, чувствуя, как уголки губ становятся неуправляемыми, ползут к ушам.

Что они с собой сделали? Какая рискованная раскованность! Они раскрыли свой интимный мир подсознания, в общем-то посторонним людям; Мир, где столько беспорядка, тайн, неизвестности, где властвует анархия стихийных образов и глубоко личных ассоциаций, и открыли его спокойно, уверенно, охотно, не боясь насмешек и осуждения, не стесняясь показаться дураками в чьих-то умных глазах. Откуда у людей столько сил, веры?! Откуда эта легкость, с какой они сбросили с себя надежные кольчуги благоразумия?..

Ах, вот он, источник их сил и спокойствия! Сразу и не заметишь. Слева по краю - два человека, они не сказали еще ни одного слова. Боюсь, они так ничего и не скажут до самого конца, и не потому, что они более стеснительны, чем остальные, а потому что не успевают. Один - рослый, широкий, крупные черты лица - высечен из скалы, другой - гораздо меньше, тоньше, пластичнее - изваян из мрамора. Они восхищенно переглядываются друг с другом всякий раз, когда мысль их товарищей делает смешной скачок, или причудливый изгиб, или является в своей ослепительной красоте. Переглядываются, но не разговаривают даже между собой, не успевают.

-Вот сказанул, - сияют глаза одного.

-Да, красиво…- излучает другой.

-Эх, какая дикая мысль! - поворачивается первый.

-Ни за что бы не додумался! - говорит изумленный взгляд второго.

Они выдыхают нам кислород, а мы им дышим. Мы умные, смелые, раскованные, увлечены и не замечаем, откуда его столько в этой закупоренной комнате. Нам некогда: мы рвемся дальше, вперед.

-Перевозить соль самолетом, чтобы смерзнуться не успела.

-Пусть председатель вместо грузчиков оленей дрессированных в вагон запустит. Олени своими шершавыми языками вылижут глубокие щели…

-А потом мы съедим оленей, и мясо солить не нужно будет.

-Частички соли маршируют, размахивая руками.

Применена "военная хитрость" - прием эмпатии / вообразили себя частичками соли/.

-Волосатые частички, мохнатые не прилипают друг к другу.

-Частички соли плавают, ныряют, только не в воде, а в масле, чтоб не раствориться.

-Отправить вагон на место: кто загружал, тот пусть и разгружает.

Все, достаточно, штурм продолжался 25 минут. За это время высказано более 50 предложений, хорошо.

Оценка и развитие некоторых идей на аналитической стадии "МШ".

1. Волосатые частицы.

Кристаллики соли, обваленные в пыли - чем не волосатые частицы? Любопытно заметить, что эта идея положена в основу А.С.361141, где "с целью получения неслеживающейся соли, к готовому продукту добавляется пылевидная фракция той же соли". А можно поступить проще: после загрузки соли в вагон присыпать ее слоем придорожной пыли.

2. Вагоны из соли.

Соль сама себя защищает от влаги. Наверное, такую роль может сыграть корка из этой же соли. Как ее получить? Более мелкая соль ("экстра"), насыпанная сверху, быстрее впитывает влагу. Потому что лежит на поверхности.

Таким образом нелепая, на первый взгляд, мысль "вагон из соли" превратилась во вполне приемлемый вариант решения задачи

3. Перевозить натрий отдельно, хлор - отдельно.

А нет ли поблизости от "Крайсельхозтехники" химкомбината, где хлористый натрий был бы побочным продуктом?

4. Перевозить в одном вагоне с солью еще более гигроскопичное вещество, чем соль.

Эта идея уже используется в а.с.418392. В помещении, где находится соль, ставится емкость с концентрированным раствором той же соли.

5. Смешать соль с маслом.

Нам нужно получить гидрофобную пленку, практически это может выглядеть так. В вагоне создают пульверизатором масляный туман, который дорогой оседает на соль, покрывая ее защитной водоотталкивающей пленкой.

6. Взрывчатка, заложенная заранее, раскалывает соль на куски.

Взрывчатка - кусок железа, который разогревается проходящим через него током. Увеличиваясь в объеме, металл создает огромные внутренние напряжения в "монолите" соли, они-то и заставляют его растрескаться.

Не лишены смысла и такие предложения:

Перевозить соль самолетом. Самолет, может быть, и не выгодно, а вот на грузовых дирижаблях в недалеком будущем…

Подавать рассол по трубопроводу.

Вот этот способ транспортировки соли занимает ученых уже давно. В периодической печати время от времени появляются материалы по данному вопросу. Одна из последних публикаций - статья д-ра технических наук П.И.Тугунова в журнале "Химия и жизнь" №10-77.

Подводя итог, остается заметить, что "мозговой штурм" в самой своей основе, в самом принципе, кроме прочих вышеперечисленных достоинств, есть мощный генератор радости человеческого общения. Это - наше "в-пятых ", причина, в силу которой мы проводим урок одним из первых.


Главная    Инструменты    Уроки Лопатиной    Чего стоит пуд соли