Главная    Кафедра прогнозов    Прогнозы, оценки, конкурсы    Как измерить неизмеримое

Как измерить неизмеримое

Мы объединили два интересных и очень разнородных материала в один блок для того, чтобы совместно поразмышлять над тем, как из неизмеримого и расплывчатого создается точная наука.

Классных не хватает...

9.08.2004 12:57 | Советский спорт

Некоторые базовые футбольные понятия порой бывает очень сложно объяснить. Недавно на моей конференции в Интернете я понял, что нахожусь в тупике, когда встретился с просьбой дать определение, что такое "класс". Постоянно сталкиваясь с формулировками типа "недостаток класса", "выиграли на классе", "просто уступают в классе" и проч., автор просьбы вдруг почувствовал, что нуждается в таком вот базовом объяснении. Частота ссылки на "класс" стала производить впечатление отговорки.

Любое понятие - это обобщение, сгусток смысла. Неожиданная сложность футбольных понятий в том, что и вправду облечь их в форму какого-то емкого и, главное, общепринятого словесного определения все недосуг. Это же не теорема Пифагора, которую даже глубоко чуждые геометрии люди легко припоминают из школьного курса, ведь у каждого был когда-то этот скучный учебник. Учебника футбола по понятным причинам нет, этому учатся непосредственно на футбольном поле, получая подсказки от немолодого тренера зачастую в форме мало литературной...

В общем, всё все понимают, а вот разъяснить - никак.

Определения "класса" с тех пор мне придумать так и не удалось, хотя мысль крепко увязла в голове и периодически лишала покоя. Удалось придумать иллюстрацию. Вот смотрите: Роналдо. Нам известен его стиль, его многочисленные сильные и по пальцам считанные слабые стороны. Слабых сторон, в общем, можно сказать, что и нет. Потому что, например, считается, что Роналдо плохо играет головой. С одной стороны, не поспоришь, потому что стоит посмотреть на статистику - и убедишься, как мало он этой самой головой и забивает, и вообще по воротам бьет. Но с другой - как раз поэтому и нельзя сказать, что он играет ею плохо. Если бы Роналдо постоянно пробовал играть головой и у него не получалось, если бы ему регулярно навешивали мяч в штрафную и там он демонстрировал свое бессилие в данном компоненте, вот тогда да. А так... Впрочем, песня не о том.

Итак, есть Роналдо. У него есть стиль, манера и есть еще класс. Класс Роналдо заключается в том, что все свои умения он демонстрирует не в зависимости от настроения или удачи, а в каждой игре. Достает из кармашка технического арсенала всякий раз безотказно работающий прибамбас - то ускорение, то финт.

А есть Булыкин. Тоже форвард со стилем и манерой. Мы знаем, что он быстр, мощен, напорист. Он нацелен на ворота, здорово играет головой. Он красавец мужчина, что тоже является частью стиля, эффектно подчеркивая эту самую мощь - эдакое средство выразительности.

Но в чем заключается класс Булыкина, мы сразу и не скажем. Потому что один раз будем обсуждать его после матча Россия - Швейцария, а другой - накануне увольнения тренера Гжебика из "Динамо". И для описания класса Булыкина мы должны будем не любую его игру взять, а высчитывать некое среднее арифметическое: бывает так, а бывает и сяк. То, что Роналдо демонстрирует два раза в неделю, - в чемпионате Испании по выходным и в Лиге чемпионов по средам, с поправкой на спад-другой в ходе сезона, это уже не вопрос класса, а его человеческая принадлежность - люди ведь не машины, иногда устают. Булыкин показал это раз в жизни.

А кто-то показывает свою лучшую игру раз в месяц, раз в год, раз в круг. Болельщики обычно устроены так, что именно высшее проявление мастерства - что игрока, что команды - берут за отправную точку. И очень расстраиваются, когда сегодня не получается то, что легко происходило вчера. И им кажется, что вот сегодня ребята не настроились или судья какой-то был особенно козел, или "прошли пик формы" (загадочное, если разобраться, выражение), или вот еще любимое слово - "нефарт". А на самом деле просто нет класса. Достаточного - нет.

Возьмем, к примеру, "Зенит". Отличный, кстати, пример, потому что, когда бы в качестве какого примера "Зенит" ни взять, разговор вызывает бурную реакцию. Разве есть люди, которые скажут, что это плохая команда? Нет. Но вот на что она способна? Не под настроение Аршавина, не под кураж Быстрова, не под вдохновение Радимова, а каждый день? Каждый день ведь не бывает вдохновения, каждый день - это категория, включающая в себя то недомогания, то дисквалификацию, то плохое поле, то нефарт. Это же любимое слово, и далеко мы от него уходить не станем...

И вот на каждый день приходится, к примеру, игра, когда Владимир Быстров может за всю игру не получить удобного паса в ноги. А для него это и есть самое главное. Да, быстрый игрок, да, с дриблингом, но это все проявится только в том случае, если в момент своевременного рывка он получит удобный пас, по возможности в рабочую ногу, и вот тогда, набрав свою курьерскую, он и проскочит одного-двух соперников с легкостью чиха. А если этого нет, то происходят прямо противоположные вещи: стартуя с места, отойдя за мячом примерно к центральной линии поля, Быстров, обыграв первого соперника, сталкивается с многочисленной подстраховкой уже на следующем шаге, и все это происходит еще очень далеко от ворот.

И это только один пример. Для порядка приведем второй. Вот защитник Мартин Горак - очень приличный игрок. В частности, Горак здорово играет головой. К тому же он регулярно приходит на угловые и прочие стандарты в чужую штрафную. Еще шажок вперед - Горак в чужой штрафной регулярно добирается до мяча... А дальше - стоп: на счету Горака один (!) результативный матч в прошлом сезоне и один - в этом. Выглядит как казус.

Классный игрок Быстров при всем своем таланте - зависимый. И демонстрирует свое искусство в зависимости от класса другого игрока, снабжающего его мячом. Хорошо, если это Радимов, но ведь тот бывает, например, дисквалифицирован. А бывает, что еще и эти два футболиста вместе просто не окажутся на поле, как было в матче с "Локомотивом": один вошел, другого как раз заменили. А футболист Горак свое мастерство отчего-то склонен показывать раз в год. Периодичность устраивает? Да нет, как она может устроить...

Тут ведь что важней всего? Что класс - величина меняющаяся. Может быть, потрудиться над Гораком, поотрабатывать с ним нужные игровые ситуации? Лишние два-три гола не помешают команде, ведущей борьбу за чемпионство.

Все это резерв роста. "Зенит" выбран в качестве примера, но на этом месте могла бы быть любая команда из первой пятерки, если бы мы говорили о золотой гонке, или "Рубин", "Терек", если б речь зашла о еврокубках. Оценивая, к примеру, шансы "Локомотива" в борьбе за чемпионский титул, отдавая должное красивой и результативной игре москвичей против прямых конкурентов, мы не можем не помнить, что им всегда было сложнее собирать "свои" очки - побеждать тех, кто ниже классом, статусом, амбициями. И, восхищаясь игрой "Локо", не избавиться от мысли, что неожиданно команда может проиграть совершенно любой матч.

Класс как повседневная постоянная величина пока не стал атрибутом ни в одной из российских команд. В стабильности, в способности играть без провалов - реальный ресурс почти каждого коллектива. Тот, кто первым справится с этой проблемой, станет гегемоном в российском чемпионате на несколько лет, пока не подтянутся остальные. А до тех пор, пока этого нет, мы будем не в состоянии выделить весомого фаворита во внутреннем чемпионате. А еврокубков, как сейчас, ждать, словно лотерейного тиража. Билеты у нас хорошие, красивые, числа мы зачеркнули надежные... Осталось им только выпасть. Затаив дыхание, ждем.

Василий Уткин

Для фильмов ужасов вывели формулу

6.08.2004 20:15 | BBCRussian.com

Фильм Стэнли Кубрика "Сияние" с Джеком Николсоном в главной роли был назван идеальным фильмом ужасов - согласно новой математической формуле. Формула, таящая секрет фильмов-страшилок, была рассчитана университетскими экспертами.

Ученые пытались объяснить с научной точки зрения устрашающий эффект таких фильмов, как "Изгоняющий дьявола" или "Ведьма из Блэр".

В формулу были введены элементы, отражающие реалистичность сцен, неожиданность, нагнетание обстановки и жестокость.

Сотрудники Кингс-колледж в Лондоне два года занимались тем, что просматривали фильмы ужасов от "Техасской резни механической пилой" до "Молчания ягнят".

В список факторов, которые принимались во внимание учеными, входили нагнетание музыкального сопровождения, баланс между реальной жизнью и фантазией и степень кровожадности сцен.

Неожиданность

Элемент неожиданности играет огромную роль в успехе фильма ужасов, поэтому все его составляющие - музыка, создание ощущения ловушки и т.д. - были возведены в квадрат, а затем к полученному значению добавлялся шокирующий эффект.

Ученые считают, что для того, чтобы фильм был действительно страшным, необходимо выдерживать баланс между реальностью и фантазией. Ими было также отмечено, что лучший эффект получается при небольшом количестве участников событий, а также верно выбранном освещении.

Вердикт ученых таков - фильм "Сияние", действие которого проходит в отрезанной от окружающего мира гостинице, а также сцена убийства главной героини в фильме "Психо", идеально отвечают выведенной ими формуле.

Что касается "Челюстей", то в этом фильме, по мнению исследователей, особенно хорошо выдержан баланс в использовании кровавых сцен.

"Стивен Спилберг достиг оптимального уровня использования крови - достаточного, чтобы напугать зрителя, но не отвратить его", - говорят эксперты.

Исследование финансировалось компанией Sky Movies в преддверии широкомасштабного показа фильмов ужасов по своим каналам.

Формула страшного фильма

(es+u+cs+t)^2 +s+ (tl+f)/2 + (a+dr+fs)/n + sin x - 1. Где:

es = нагнетание музыки

u = неизвестность

cs = погоня

t = ощущение ловушки

s = шок

tl = реалистичность

f = фантазия

a = одиночество

dr = темнота

fs = место действия фильма

n = количество актеров

sin = кровожадность сцен

1 = использование стереотипов


Главная    Кафедра прогнозов    Прогнозы, оценки, конкурсы    Как измерить неизмеримое