Главная    Кафедра прогнозов    Гадание о пылесосе. Часть 8

Гадание о пылесосе. Часть 8

Здравствуйте, дорогие читатели сайта "Методолог"!

Мы медленно, с различными отступлениями, продолжаем рассматривать разрабатываемую на кафедре Классификационную Систему. Напомню, что в предыдущих семи "письмах кафедры" мы рассмотрели 18 параметров. Сделаем небольшую "ревизию" для того, чтобы легче было сориентироваться в том, что мы уже обсуждали.

- Корневой класс1-й параметр
- Размерность результата2-й параметр
Это было в письме, посвященном комментариям статьи об "Одежде" Все последующие мы рассматривали в рамках темы "гадание о пылесосе":
- Ресурс различной природы полей (вепольность)3ч.1
- Ресурс различных агрегатных состояний4ч.1

- Топология движений Рабочих Органов5ч.2
- Достоинства 6ч.2
- Недостатки 7ч.2

- ПолнотаОписание понятий и "векторное" представление понятия функций8ч.3
- Функция9ч.3
- Антифункция10ч.3

- Полнотакак "скалярные" величины 8ч.4
- Функция9ч.4
- Антифункциякартинка "зарождения пылесосов"10ч.4

- ДинамичностьД11ч.5
- Ресурс структуры Макроуровня СтМ12ч.5
- Ресурс структуры Микроуровня Стm13ч.5

"Заметки на манжетах"1. "Рукавные фильтры"
2. "Утрамбовка пыли"
3. "Поддиванная проблема"
4. "Дробление фильтра" (гранулы)

Шестое письмо было посвящено проблеме надсистем. В качестве ресурсов Надсистемы я сначала рассматривал (год назад) "2 параметра", но в современной редакции решил, что их придется делать 3.

- Ресурс НС - человек, как механический пользователь14ч.6
- Ресурс НС - как классификатор15ч.6
- Ресурс НС - как общесистемные свойства16ч.6

Начал я с "заметок на манжетах" по мотивам картинки "Генеалогический лес".
1. Подметальные машины. Это про другую топологию турбощетки, где может повториться история электробритвы в жизни пылесосов…
2. "УЗ стиральные машины и пылесосы
3. Полиэлектролиты и пылесосы
4. "Стреляющие пылесосы"

А потом было предъявление важного параметра "Дихотомия статусов", который у нас развился на "левую и правую хромосомы"

- Дихотомия статусов "левая" (уроды и т.д. 0 - - -10)17ч.7
- Дихотомия статусов "правая" (красавцы и т.д. 0 - - -10)18ч.7

А в завершение мы сделали описание программы исследований по состоянию "красавцы", введя вспомогательное понятие Технической красоты.

На этом можно счесть "ревизию" законченной и рассмотреть параметры 19, 20, 21 и 22. Это биологические потребности (левая спираль 19, правая спираль - 20) и социальные потребности (левая спираль 21, правая спираль 22).

Рассмотрим конспективное описание всех 4-х параметров, однако, для того, чтобы не ускользнул смысл их связанности с параметром "Корневой класс", я его снова опишу.

Вот 5 "классификационных" параметров:

КОРНЕВОЙ КЛАСС
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ - (левая спираль)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ - (правая спираль)
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (левая спираль)
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (правая спираль)

Это связанные между собой параметры, поэтому назовем их условно: "пентада хромосом: 2 "парные" и одна - "непарная". Представлю этот фрагмент таблицы из 5 столбцов и 11 строк - "в строчку"... но сначала - "введение", чтобы было понятно откуда и для чего эти "классификационные параметры" появились:

Это фрагмент таблицы 22 столбца на 11 строк, которая придумана для того, чтобы на любую систему можно было сделать " ПАСПОРТ". Поскольку компьютер понимает лучше всего цифры, то "паспорт" - это "набор цифр". Самый простой способ сделать такой "паспорт" составить такой "вопросник", чтобы можно было отвечать на вопросы только ДА (это значит - 1) или НЕТ (это, стало быть - 0).

"- А зачем нам такой паспорт?" Спросите Вы, а я отвечу: а для того, чтобы закономерности развития техники найти.

"- Так они уже есть! Их Генрих Саулович открыл и предъявил народу!!! - воскликнул Волюслав Владимирович Митрофанов, обсуждая со мной замысел этого исследования.

"- Это, Волюслав Владимирович, "обман неопытной души" какой-то, а не "законы"..

Больше чем на "совокупность гипотез", полученных на основе поверхностных наблюдений, они "не тянут"... Где -то "попадает", а где-то "молчит"...а где-то и вовсе "неправду" рассказывают... Давайте попробуем путем "измерений" выявить такие закономерности. Они же есть, это все "чувствуют"!... Самый "простой способ измерения" - это "классификация". Так делали люди и в ботанике, и в геологии, и в биологии, и в химии и в кристаллографии...

Вот отсюда и появилась "Классификационная система" (я ее в шутку называю "Гадательная система", шутка нужна, чтобы легче было..).

Все классификационные параметры представлены в виде 10 "значений" + одно, как бы "нулевое". Почему так, я в "пылесосных письмах "описывал, прочитаете 3 и 4 письмо, будет понятно...Потому что, "система создания" такая... Вот такие были непростые рассуждения…

Итак,

Корневой класс:
0. (нулевоесостояние) информация как знания (обобщение опыта), информация как "вмещающая среда", как элемент, без которого не существует никакая другая искусственная система, информация как искусство.
1. "корневой класс" "Еда" - то, что мы "едим" на 90% искусственно созданные системы;
2. "корневой класс" "Жилье". Первое жилье - "пустота" в скале, пещера,…
3. "корневой класс" "Одежда"
4. "корневой класс" "Вещества" (в том числе и лекарства)
5. "корневой класс" "Орудия труда"
6. "корневой класс" "Источники энергии"
7. "корневой класс" " Оружие"
8. "корневой класс" "Транспорт"
9. "корневой класс "Связь"
10. "корневой класс "Игрушки", в том числе и Игры и Спортивный инвентарь.

Понятие "корневой класс" - не единственный параметр, который мы будем привлекать для задач.

Следующий параметр:

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ - (левая спираль) (в скобках - примеры систем, которые будут иметь "1" при заполнении)
0. состояние - "рождаться" (щипцы для родовспоможения,…)
1. "кушать" (вилка, ложка, палочки для еды, …)
2. "слышать" (мобильный телефон, радио, телевизор,)
3. "осязать" (поверхность любой системы, которую мы берем руками,…)
4. "нюхать" (парфюмерия, пряности,…)
5. "дышать" (кондиционер, вентиляция)
6. "лечиться" (лекарства, медтехника, система здравоохранения)
7. "секс" (мини юбка, порнография,…)
8. "кочевать" (велосипед, автомобиль, рюкзак,…)
9. "видеть" (видеокамера, бинокль, очки,)
10."думать" (в том числе и "переживать", испытывать эмоции) (научные знания, искусство)

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ - (правая спираль)
0. "умирать" (гроб, могила, религиозные ритуалы,…)
1. "испражняться" (туалетная бумага, унитаз, канализация,…)
2. "оберегать слух" (строительные материалы, "жилье",…)
3. "оберегать осязание" (перчатки, вообще, любая "одежда" и "жилье",…)
4. "оберегать нюх" (вентиляция, кондиционер, дезодорант,…)
5. "оберегать дыхание" (респиратор, противогаз, в т.ч. "жилье",…)
6. "саморазрушаться" (алкоголь, компьютерные игры, наркотики,…)
7. "убивать" (инсектициды, гербициды, любое "оружие",…)
8. "оседать" (не "кочевать"), стремиться к постоянству ("жилье", институт брака,…)
9. "оберегать зрение" (темные очки, экран на мониторе компьютера, занавески,…)
10."забывать" ("забываться", играть) (алкоголь, наркотики, игры,…)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (левая спираль)
0. любить, иметь объект заботы
1."потребность в ритуалах"(в т.ч. и религиозных, т.е. "иметь наставника", "инструкции поведения,…)
2. трудиться (любые "орудия труда")
3. отличаться от других (портновское искусство, тюнинг автомобильный, любой дизайн)
4. иметь "статус" (слава) (иерархические системы "армия", "государство")
5. развлечения (лазерные шоу, видеомагнитофон, акустическая система,…)
6. "экономить" (калькулятор, учебник арифметики, бухгалтерские курсы,…)
7. "защищаться" (миланский доспех, бронежилет, система видеонаблюдения,…)
8. "искусства" (живопись, музыка, архитектура, книги,…)
9. "общаться" (телефон, клуб, интернет,…)
10. "умения" (учебники, научные книги, )

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (правая спираль)
0. обманывать и быть обманутым (рулетка, карты, казино,…)
1. нигилизм (диссидентство, инакомыслие) (информационные системы "контрсодержания")
2. воровать, "хитрить", "лениться", "изобретательство, {делать меньше затрат для достижения результата)
3."сливаться" с окружающими (военная форма, маскировочная сеть,…)
4."бомжевать" (ночлежка, социальные программы)
5. схима, аскетизм (вериги, религиозные книги,…)
6. расточительность (любые ювелирные товары, самые "навороченные версии" автомобилей)
7. агрессивность ("нападать") (любое "оружие")
8. вандализм ("антивандальные материалы")
9. избегать общения (черный список в телефоне, Интернете,…)
10. знания (книги, CD-диски, видео и аудиокассеты)

Шутка про "парные и непарные хромосомы" в "технической генетике" (Классификационной Системе") появилась давно, примерно полгода назад… Поиск в Интернете по ключевому слову "Техническая генетика" показал, что термин уже "занят". Им пользуются специалисты, которые расследуют причины аварий и катастроф в строительстве, Госгортехнадзоре (системе промышленной безопасности) и "риск анализе". Но мы оставляем этот термин в своем "клубном" лексиконе как средство борьбы с психологической инерцией. Действительно, оказалось удобно с помощью этих образов получить новые "аспекты понимания".

Мы назвали сейчас завершающие 4 важных понятия из 22 избранных для описания феномена системы: Биологическая потребность L, Биологическая потребность R (правая), Социальная потребность L, Социальная потребность R. Теперь давайте попробуем понять, как все сформулированные 22 понятия связаны между собой.

Прежде всего, хочется отсортировать их по признаку "причина - следствие". Цель затеянной процедуры - построение образа феномена системы в модели: "свойство пространства причин" - "отклик в изменении свойств феномена системы". Образ будущего "дерева", у которого "корни" будут "причинами", а "ствол и крона" - следствиями, напрашивается такой (см. рис. 1):

Рис.1

Информационный массив, подлежащий "сортировке", у нас такой: Корневой класс, Биологические потребности L, Биологические потребности R, Ресурс НС - Человек, Ресурс НС "НЕ Человек", Ресурс НС в виде "общесистемных свойств" (НС S), Функция, Антифункция, Недостатки, Достоинства, Топология Движений, Динамичность, Полнота, Ресурс природы полей, Ресурс агрегатных состояний, Ресурс структуры микроуровня (Стм), Ресурс структуры макроуровня (СтМ), дихотомия статуса L, Дихотомия статуса R и размерность результата. Все эти 22 понятия мы описали в письмах кафедры, начиная с письма об одежде: там были описаны "корневой класс" и "размерность результата". Первичная сортировка по избранному принципу дает следующее: к числу причин, обеспечивающих изменения в феномене "искусственная система относятся: Биологические потребности L и R, Социальные потребности L и R и "корневой класс". Если первые 4 параметра не вызывают сомнений, то пятый, "корневой класс" - заставил "задуматься"… После некоторых размышлений я решил, что по своему смыслу он является каким-то специфическим ракурсом понятия "потребности", поэтому отнес его к "причинам", тем более, что "генетическая родственность" всех этих пяти понятий явно ощутима… Я бы даже их сразу нарисовал как первый фрагмент дерева так (см. рис. 2):

Рис. 2

Следующие понятия, которые легко попадают в область причин, - "Ресурс НС - Человек", "Ресурс НС - НЕ Человек", "Ресурс НС как набор общесистемных свойств (S:)". Их родственность и структуру этих отношений мы уже обсуждали, поэтому к построенной "пентаде" несложно добавить эту очевидную "триаду" (см. рис. 3):

Рис. 3

Замечу, что мы выстраиваем дерево по дихотомическому принципу, поэтому вправе предполагать, что оно может быть симметричным хотя бы по равенству количества "причин" и "следствий". Из оставшихся трех "вакантных" мест, безусловно, первыми претендентами являются "Недостатки" и "Достоинства", а поскольку они теснее всего связаны с понятием "Функция", то рисунок, завершающий построение корневой системы нашего дерева, будет выглядеть так (см. рис. 4):

Рис. 4

Я немного изменил структуру связей в зоне первой пентады понятий, потому что хотел отобразить то, что биологические потребности лежат как бы на "один ярус ниже", чем социальные - вот и получился такой "человечек". "Ярус НадСистем" вполне оправданно находится ниже яруса "функций".

Итак, у нас осталось 11 понятий, которые должны составить ствол и крону дерева. Само собой напрашивается связать "функцию" с "антифункцией". Согласитесь, что это не только кажется естественным с точки зрения здравого смысла, но и вытекает из наблюдений над историей развития техники. Если говорить о ручке, то первое, что сделал кусок угля - обзавелся антисистемой - оболочкой, чтобы не пачкать пальцы. Первое, что сделала "дорога" - обзавелась сначала перилами на мостике, назначение которых - "препятствовать движению в опасном направлении", потом перила "свернулись" в бордюр, когда появились тротуары… Колесо обзавелось тормозом, чтобы с крутой горки было удобнее спустить телегу… Кого же взять в родственники "антифункции"? Остановимся. То, как мы выстроили "корневую систему", позволяет нам разглядеть "три символических яруса" (см. рис. 5).

Рис. 5

Соответственно, избранный подход ("дихотомический", а значит, ориентированный на выявление всех видов симметрии, иначе говоря, структурированности) позволяет нам выстроить образ "пространства откликов"…, может быть по той же логической структуре: 1 пентада, 2 триады.

Ярус "первопричин" должен превратиться в ярус "первоследствий" в виде набора "наиболее легко выявляемых следствий"…

Ярус надсистемных проявлений - откликов должен показывать, что именно НадСитема, т.е. как бы "оболочка" любой системы, может предоставить для реализации феномена изменений… Из оставшихся 11 параметров на должность таких элементов наилучшим образом подходят "Ресурс различной природы полей" (10 + 0 видов вепольности) (это "Поле") и "Ресурс агрегатных состояний вещества РО" (это "Вещество"). Учитывая структуру яруса Надсистем из пространства причин, где в центре был расположен элемент НС "Системность"(НС Si), нам наилучшим образом подойдет элемент, который у нас называется "Полнота" (у каждой системы можно выявить РО, Тр, Дв, Ист и СУ - 50 лет существования ТРИЗ научил нас это делать). Таким образом, нарисуем нашу картинку с уже оформившимся средним ярусом в пространстве "откликов" так (см. рис. 6):

Рис. 6

Осталось ответить на два вопроса:

1. Возможно ли соединение всех оставшихся параметров в зеркальную структуру, где тоже есть одна "пентада" понятий и две "триады"?

2. Как заполнить пустые клеточки (где стоят знаки вопросов) оставшимися параметрами:
- Топология движения
- Динамичность
- Ресурс структуры микроуровня (Стм)
- Ресурс структуры макроуровня (СтМ)
- Дихотомия статуса L
- Дихотомия статуса R это где "гиганты - карлики".

На этом мы прервемся до следующего четверга. Условия продолжения - "как обычно". Тот, кто сумеет аргументировано завершить этот рисунок - будет "вознагражден" справочником по эволюции… Это необычная "книга" и задачи у нее "необычные"… Мы предполагаем не торговать ею, а только обменивать в ответ на работы по прогнозной деятельности.

До встречи.
Куратор рубрики "кафедра прогнозов"
Юрий Даниловский, Санкт-Петербург.


Главная    Кафедра прогнозов    Гадание о пылесосе. Часть 8