Главная    Инструменты    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ МОРФОЛОГИИ

С.В. ЧЕБАНОВ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ МОРФОЛОГИИ

Данный текст в афористической форме задает фокальные точки представлений о форме, морфологическом подходе и морфологии. Излагаемая картина сложилась как результат обобщения представлений конкретных дисциплин, прежде всего естественнонаучных, и соотнесения их с генезисом понятий. Фокальными точками служат примеры, если их чистота больше, чем у общих утверждений. Специалист по конкретной дисциплине может работать с текстом как с планом упорядочивания частной морфологии.

Биология, науки о Земле являются источником детально разработанных представлений о форме (см. 38-1). Отталкиваясь от естествознания, А.А. Любищев в 1920-ые годы думал о создании общей морфологии. Сейчас это актуально в связи с развитием междисциплинарных исследований в целом; интересом к классиологии, которая в совокупности с общей морфологией слагает типологию; необходимостью поиска адекватного места молекулярных механизмов в процессах морфогенеза.

Для автора путь к этой области связан с упомянутыми направлениями: 1) работами по теоретической биологии (разработка представлений о нередуктивной биологии как общей биологической морфологии, оперирующей формальными причинами, стиле организмов, энлогии, семафоронтах) и 2) работами по классиологии (связь мерономии с морфологией, представление об архетипе, проблема идентификации). Центральной в обоих случаях была проблема полиморфизма - популятивного способа существования вариантов типа.

Разработка проблем морфологии была подготовлена работами по современным и докембрийским низшим растениям, прослеживанием различия истории и генезиса при реконструировании процессов, освоением основ арифмологии.

Сложившиеся представления о морфологии разносторонне обсуждались (а полученные отклики, служившие указанием на степень близости к значимым проблемам, совместно и разрабатывались) с представителями разных сфер деятельности - биологами, кристаллографами, геологами, врачами, психологами, архитекторами, музыкантами, логиками, философами, математиками, актерами. В числе лиц, способствовавших созданию данного текста, хотелось бы особо отметить сотрудников лаборатории кристаллогенезиса НИИ Земной коры ЛГУ - Г.В. Руссо, А.В. Нардова, Т.Г. Петрова, принимавших активное участие в обсуждении и редактировании текста. Всем им автор приносит большую благодарность. Вклад всех лиц, принимавших участие в обсуждении проблемы столь велик, что авторство, как и в других подобных случаях, относится, прежде всего, к композиции текста.

I. Проблема.

1. Предметы рассмотрения данной работы: форма, морфологический подход и морфология.
2. В работе выявляются: 1) объем и содержание категории форма в различных дисциплинах; 2) специфика морфологического подхода как особого стиля разрешения проблемы, ориентированного на работу с формой, который реализуется в морфологии или вне ее (создание художественной формы [12]); 3) основные категории и организация морфологии, выступающей в качестве способа упорядочивания представлений о форме как предмете исследования внутри морфологического подхода (в противоположность иным подходам к форме, например, структурализму).

II. Форма.

3. В разных сферах деятельности разрабатывается множество разных представлений о форме. Существующие в них представления формы - разные аспекты, осколки единого понимания формы, а используемые термины "форма" не омонимы.
4. Различая структурную, субстратную, энергетическую, целевую, программную и функциональную картины описания, морфологию можно понимать как единство структурной и субстратной картин.
5. Морфологию связывают с синхроническим рассмотрением фигуры как внешнего проявления вещи (кинематикой), т.е. с геометрией (ср.89). 6. Смысл, различая формы (форма чашки - форма стакана), различает вещи.
7. Форма может мыслиться как единство субстрата, структуры и воплощенного в них смысла.
8. Исследуя структуры научными методами, можно выделить такие распределения элементов, которые удовлетворяют закону Ципфа [34]. Они воспринимаются как целое, наделенное смыслом, т.е. как обнаруживающие форму.
9. Отрефлексированная работа с формой присутствует как изучение геометрической фигуры в геометрии, геодезии, астрографии, кристаллографии; как изучение структуры в гидро- и аэродинамике, кристаллографии; как изучение структуры субстрата: в физике и химии - учение о строении вещества; как изучение единства структуры и субстрата в биологии [3, 13, 18, 21, 22], геоморфологии, геологии, океанологии, кристаллогенезисе; как изучение единства структуры, субстрата и смысла в филологии [2], лингвистике, психологии; как создание формы как структуры в физико-химической технологии; как создание формы как единства структуры, субстрата и смысла в искусстве, архитектуре [33, 37], биотехнологии, медицине [1], фармакологии, педагогике [32], кулинарии, проектировании костюма [12]. Специальная работа с формой несвойственна физическому подходу, который принципиально нацелен на субстрат (рассматривая структуру как производную, а фактически занимается локальными структурами субстрата), и историческому подходу, в котором форма полагается данной.
10. Форма - единство различенного, определяемое каноном, связывающим семантические инварианты и сохраняющим данный смысл (ср. 82). Канон - специально зафиксированная энлогия, отличная от структуры и задающая фокальную точку.
11. Фигура - единство различенного, выражаемое законом, связывающим инварианты, допускающие количественное или знаковое выражение. Закон - фигура связи фигур.
12. Форма безвидна, фигура видима.
13. Форма может выражаться через множество фигур. Каждая форма уникальна. Одна фигура может соответствовать разным формам.
14. Единство формы и фигуры - облик, габитус. Облик представляется через схему соединения фигур (ср. 37).
15. Воплощение формы облика в субстрате, веществе - тело. Тело - не только пространственная фигура, обладающая обликом (ср. 23).
16. Обыденное сознание различает формы лучше, чем научный подход рефлектирует их различение.
17. Форма и фигура находятся в много-многозначных соответствиях.
18. Числа - фигуры, различающиеся смыслом, т.е. формы. Могут существовать разные числа, соотнесенные с одним количеством (квадрат и тетраэдр). Геометрические фигуры - разновидность чисел. Числами как формами занимается пифагорейская математика. Число в знаковом аспекте - количество, в символическом - форма.
19. Форма - смысл, который при реализации допускает несколько фигур структур и предполагает определенные субстраты.
20. Стерезис (лишенность) - свое иное формы [1].
21. Эпигенез ориентирован на форму, преформизм - на фигуру.
22. Энлогия - энтелехиальное единство формы и стерезиса, соотнесенное с интенцией ситуации. Форма присуща постигаемой вещи, предстающей постигающему как энлогия. Постигаемое и постигающий взаимно активны, изменяют друг друга, выступают как существа. В энлогии снимаются картины описания (см. 4).
23. Фигура - редукционистски [29] представленная энлогия формы.
24. Энлог - процесс взаимодействия, в котором порождается энлогия, отличная от фигуры.
25. Энлогия существует в мире, в котором предполагается существование человека.
26. Форма числа "3" раскрывается через триаду "я-ты-оно" (грамматические лица [7]). "Я" как форма человека утверждает истинность (философский путь), "ты" порождает энлогию, связанную с добром (морфологический подход), "оно" рефлектирует энлогию как красоту (эстетика) или редуцирует ее до структуры (структурализм).
27. Итак, форма - семантическое единство (целостность) различенного в вещи; смысл, который предполагает реализацию в нескольких фигурах структур на определенных субстратах; то, что представляется видимым через фигуру, актуализация чего сопряжена с проявлением стерезиса как своего иного. Форма постигается через энлогию как единство формы и стерезиса в различных частных морфологиях, которые являются способами описания вещи постигающим лицом.

III. Морфологический подход.

28. Морфологический подход (морфология как способ видения мира, использование форм для его изучения, морфология в широком смысле слова) - один из двух (наряду с классиологией) вариантов типологического подхода. Типологический подход противостоит традиционно-научному (или физическому, физике в широком смысле как определенному способу видения мира) как ориентация на видение многообразия в мире, универсализму, описываемому количественными инвариантами.
29. В типологическом подходе формы выступают как различающие для форм и центральным является отношение тип-вариант [18, 35], которое связывает тип как семантический инвариант с вариантами его реализации.
30. Предназначение морфологического подхода - через созидание форм и их постижение, как созидание, преодоление стерезиса, носящего для современной культуры характер болезни. Формы выступают как "ловушки" смысла, создание формы ведет к затеканию в нее смысла.
Совершенство организации снимает форму.
31. Морфологический подход противопоставлен структурному (представление строения как фигуры структур, описываемой инвариантами [14, 26]).
32. Традиции морфологического подхода связаны с Пифагором, Платоном, Аристотелем [1], Иоанном Дамаскиным, Григорием Нисским, Порфирием, Гете [10], иконоборческими спорами [25], отражены в представлениях о мезаджах [9] и т.д.
33. Форма, число, ритм, энергия, цвет, запах, вкус, смысл - первопроявления первосущего, воспринимаемые экспертами умозрительно или субсенсорно.
34. Эксперты работают различно. Форму постигают через число, ритм, цвет [27]...
35. Морфолог - эксперт, способный вести энлог, что предполагает особый образ жизни.
36. Овладение морфологией - воспитание эксперта определенного рода.
37. Форма постигается преимущественно через: умозрение (ум - орган для видения формы [1]) - философский путь; видение облика (фигуры и формы) - путь художника [12, 33, 37]; изучение фигур - наука (см. 43).
38. Морфология как учение о форме (общая морфология) вообще или о форме определенного типа (геоморфология, морфология в лингвистике, биологии) реализует морфологический подход преимущественно1 нормативными (методическими) средствами.
39. Актуализированная форма дана в наблюдении как совокупность реализаций потенциальной формы. Существует проблема выявление потенциальной формы. Последовательный монизм усматривает одну потенциальную форму. Тогда наблюдаемые "формы" - формы фигур реализации разных уровней. Плюрализм трактует формы ближайших подлинных родов как потенциальные. Натуралистическое сознание рассматривает потенциальную и актуальную форму как соотносительные или же ограничивается только актуальной.
40. Форма может опознаваться по фигуре, за которой она проглядывает (по портрету). Фигура может сильно деформироваться (вплоть до смены формы геометрической фигуры), оставаясь узнаваемой. Художник как и морфолог, внося в облик одной формы фигуру другой геометрической формы, частично лишает облик портретируемого стерезиса. Художественный образ - форма фигуры, графическое начертание, распределение пятен краски - фигура формы. Поэтому рисунок морфолога полнее, чем фотография, воспроизводящая фигуру воплощения, передает форму, лишая изображение части стерезиса. Так один стерезис может частично компенсировать другой (ср. 20-1).
41. Морфологический подход - струя культуры иного типа, чем современная. В современной культуре выживает обладающее конструктивностью. Как значимая точка роста морфология должна обладать конструктивностью. Только в этом случае она воспринимается как полезная.

IV. Морфология.

42. Морфология - система категорий и приемов описания строения вещей в совокупности с результатами их применения. Для морфологии в морфологическом подходе предметом изучения в строении является форма, в структурализме - структура, в физике - субстрат. Морфология выступает как внешнее различающее форм (29).
43. Научная работа в области морфологии, как реализация морфологического подхода, - путь восхождения от фигуры к форме1.
44. Умосозерцая постигают новую форму. Созерцая глазами фигуру, узнают известную форму. В науке отыскиваются признаки фигур, позволяющие идентифицировать известную форму.
45. Теория собирательных множеств, например мереология Лесневского, - математический язык конструктивной морфологии (представление о (рас)членении, комплексных множествах, алгебрах членений). Членения как способ оперирования с собирательными множествами аналогичны разбиениям разделительных. Их композиции задают одинаковые структуры (комбинативную, иерархическую и т.д.). Отношения, являющиеся особенно значимыми для морфологии, определяют ориентацию на качественную, реляционную математику.
46. В математике представлены фигуры, которые можно описать при помощи чисел как форм. Такие фигуры - правильные (геометрические или числовые). Приближением через них описываются неправильные. Рассматривая "неправильные" фигуры как исходные, "правильные" можно описывать новый класс фигур и вводить новый класс чисел.
47. Морфология в научном мироощущении ориентирована на изучение структуры тел, актуализаций формы в определенном субстрате.
48. Облик тела наделен геометрической фигурой, которая описывается через геометрические формы.
49. В веществе реализуется множество форм, т.е. существует мир тел, которые различены смыслами.
50. При совместном воплощении нескольких форм, каждая из них наделяется стерезисом в результате взаимодействия друг с другом.
51. Тела занимают места, которые различены смыслами.
52. Допущение взаимозаменяемости тел по занимаемым местам (лишение места смысла) порождает представление о пространстве.
53. Пространство - места, пронизанные стерезисом.
54. Фазовое пространство более насыщено смыслом, чем геометрическое, но обеднено им по сравнению с местом. Фазовое пространство при обогащении смыслом сливается с местом.
55. Индивид - фигура, в которой существует реализованная форма [17, 19, 28]. Индивиды, обладающие телом, имеют локализацию, место и границы (четкие или размытые).
56. Граница - фрагмент фигуры, который является реализацией части, выступающей как различающее в реализованной форме [4, 7]. Природа границы определяет специфику актуализированной формы.
57. Порядок - способ взаимосвязи фрагментов проявлений одной формы. Есть разные типы порядков.
58. Информация - внешний количественный аспект энлогии - мера взаимодействия двух и более порядков нескольких совместно воплощенных форм. Информация бесконечна, но не безгранична у формы и отсутствует, но безгранична у стерезиса. Конечная информация - мера близости взаимодействующих порядков, показатель похожести форм.
59. Мир реализаций форм - энлогий, тел, фигур - многообразен.
60. Время - энлогическая процессуальность - упорядоченное многообразие реализаций, отнесенное к одному индивиду. Отмеченный индивид является часами.
61. Ход времени - изменение энлогии (тела, фигуры) индивида, изменение фигуры часов - ход часов.
62. Онтогенез - разворачивание формы индивида в фигуры и тело.
63. Архетип [17, 19, 28] - то общее, что присуще совокупности индивидов, актуализирующих одну форму. Архетип - аспект формы, задаваемый выделенным порядком, форма фигуры индивидов. Архетип внеположен жизни, форма соположена жизни.
64. Архетип является семантическим инвариантом.
65. Архетип - фигура формы как потенции (ср. 63).
66. Прототип - состояние архетипа, характерное для наиболее ранних реализаций формы.
67. Стиль - устойчивое сочетание элементов обликов, которые воспринимаются как целое. Стиль сохраняется при изменении фигур всех слагающих его элементов. Один стиль бывает присущ воплощениям нескольких форм. Стиль - проявление влияния иной формы на воплощение архетипической. Архетип - привелигированный стиль.
68. Многообразие присущее формам и фигурам многоаспектно (ср. 88). Полиморфизм - многообразие форм, полифигуризм - многообразие фигур. Т.к. фигуры описываются через формы, полифигуризм - аспект полиморфизма.
69. Таксономический универсум - многообразие реализаций потенциальной формы.
70. Формы можно описать через набор фигур (форм фигур) их реализаций в единстве с распределением частот этих фигур (ср. 103). Однако нет критерия полноты набора форм фигур, а распределение не является устойчивым (определенным).
71. Для реализации морфологического подхода нужно различать несколько сотен форм фигур актуализации формы. Для "расшифровки" формы нужен объем выборки реализаций порядка 103-105 индивидов [13] (ср. 103).
72. Совершенная форма, сопротивляясь стерезису, может актуализироваться в большом числе различных фигур. Она устойчива к деформации фигур. Художник отыскивает облики таких форм. Даже грубые нарушения таких форм не лишают их совершенства (Венера Милосская).
73. Морфологом разная способность форм сопротивляться стерезису воспринимается как разная степень полиморфизма ее воплощений.
74. Автомодельная симметрия - тип обобщенной симметрии, отождествление, задаваемое семантическим инвариантом - типом, каноном.
75. Часть - такой фрагмент формы, который находится в отношении автомодельной симметрии с целым.
76. Индивид и часть - фрагменты и реальности, обладающие формой.
77. Фигура - часть формы.
78. Фрагменты фигуры частями не являются.
79. Части формы как целого находятся в гармонии [37].
80. Архетип складывается из частей или усматривается [17].
81. Мерон - часть архетипа [17].
82. Семантический инвариант - часть канона.
83. План строения - фигура соединения меронов.
84. Индивид членится на части.
85. Гомологичны одинаково устроенные части индивидов, которые можно одинаково назвать. Гомология бывает разных типов (аналогия, гомотопия, хиральность и пр. [18, 19]).
86. Архетип гомологичных частей - мерон.
87. Рефрен [16] - ряд сходства фигур (форм фигур) реализаций данного мерона, между некоторыми из которых существуют переходы (прямые и обратные) [40].
88. Рефрен покрывает таксономический универсум мерона (ср. 65, 69, 81). Разные ряды изменчивости фигур таксономического универсума (временные, таксономические, индивидуальные и пр.) содержат одинаковые члены и переходы между ними, которые слагают данный рефрен.
89. Разные части одного рефрена соответствуют разным формам (характерны для данных условий, данного места). Такие формы оказываются вне данных условий, места, времени - они существуют везде и всегда, они динамичны, но панхроничны. Имея часть рефрена, важно уяснить какая актуализированная форма ему соответствует (части индивида, гомологичных частей разных индивидов).
90. Вследствие автомодельности рефрена каждый его член можно развернуть в рефрен (и наоборот). Полученные рефрены могут обладать общими членами.
91. Структура рефрена бывает нелинейной (есть разветвления, циклы), что определяет нелинейность, многомерность времени (ср.60, 88). Из автомодельности рефрена следует автомодельность времени.
92. Особь - временная часть, срез индивида. Индивид - временная последовательность особей. Особи слагают временной рефрен индивида.
93. Меросемафоронт - архетип особей, гомологичных как временные части индивидов [39], временной мерон креода [21] как архетипа класса индивидов.
94. Голоморфа (гезамтгештальт) [39] - рефрен меросемафоронтов, покрывающий весь таксономический универсум.
95. Голоморфа является рефреном как особей, так и индивидов.
96. Ритм характеризует динамику смысла в индивиде, смену особей в нем. По ритму можно узнать форму индивида.
97. Индивид - траектория в голоморфе, задаваемая меросемафоронтами, которые воплощаются в особях, перерождающихся одна в другую.
98. Эпигенетический ландшафт [21] - онтогенетический аспект фрагмента голоморфы, относящегося к данному таксону. Эпигенетический ландшафт и голоморфа находятся в отношении автомодельной симметрии.
99. Эволюция в морфологическом понимании - изменение положения индивида в голоморфе.
100. Генезис - представление истории, посредством разложения нелинейного времени на линейные отрезки, превращение истории в панхронию переделыванием ее в предмет морфологии [6].
101. Геометрические размеры тел слагают рефрен (логарифмы отношений соседних размерных классов постоянны [24, 30].
102. Между размерными рядами таксонов разного ранга у Численко и между рядами Численко и рядом Сухоноса существует отношение автомодельной симметрии.
103. Распределение частот фигур реализации формы - морфологическая характеристика (ср.70). Если генеральная совокупность фигур является реализацией одной формы (целостна), то такое распределение удовлетворяет закону Ципфа. Для характеристики такого распределения нужен объем выборки того же порядка, что и генеральная совокупность (ср. 71, [34]).
104. Если известно, что элементы различены адекватно ситуации, то ципфовость указывает на то, что элементы слагают целое. Если известно, что исследуется целое, то ципфовость указывает на адекватность различения.
105. Распределение Ципфа автомодельно.
106. Числа связывают физический и типологический подходы.
107. В физическом подходе число является количественной характеристикой, в типологическом - качественной различенностью формы (ср. 18). В физике значимо характеризуемое большими числами (массовое часто является определяющим), в морфологии - характеризуемое малыми числами (наиболее редкое, находящееся на конце ранговых распределений - царица в муравейнике одна).
108. Предположение целостности системы и наличие в ней лимитирования по некоторому фактору влекут распределения элементов структуры по Ципфу [14].
109. Распределение элементов по Ципфу - одно из необходимых, но не достаточных условий существования рефрена геометрических размеров тел (ср. 101).
110. Идя от физически понимаемой целостности и представления о лимитировании, можно получить важные для морфологии представления о распределении элементов по Ципфу и рефрене размеров.
111. Движение от лимитационной структуры к распределению Ципфа и рефрену размеров иллюстрирует: возможность и неизбежность перехода от физической картины мира к морфологической; сложность такого движения внутри физического подхода; освоенность физическим подходом только простейших проявлений формы.
112. Представления о форме, фигуре, габитусе, теле, стерезисе, энлогии, энлоге, форме фигуры и фигуре формы, строении, членении, месте, пространстве, порядке, информации, времени как энлогической процессуальности, часах, онтогенезе, архетипе, прототипе, плане строения, стиле, полиморфизме, таксономическом универсуме, автомодельной симметрии, семантическом инварианте, каноне, законе, части, целом, гармонии, мероне, гомологии, рефрене, индивиде, особи, ритме, семафоронте, голоморфе, эпигенетическом ландшафте, эволюции, генезисе, рефрене размеров тела, лимитировании и распределении Ципфа, числе, собирательных множествах, типологическом и морфологическом подходах, морфологии и морфологе, которые находятся в отношении категориальной когеренции, задают фокальные точки разворачивания общей морфологии и ее реализации в конкретных дисциплинах.

Примечания

6-1. Смысл существует в отношениях. Характер отношений между фрагментами мира и человека с ними сходны. Вещи, обогащенные отношениями - лица. Форма - "застывший смысл", то, на основе чего сопоставление существенно.
7-1. Одинаковые субстрат и структура, но разные смысл и форма у D- и L- цветков, кристаллов, молекул (в т.ч. аминокислот) [22,26]. 9-1. В отличии от философии истории.
12-1. Форма ближе к Forma formans Гете, фигура - к Forma formata. Фигуру именуют формой (администратор-формалист и т.п., пренебрежительное), форму называют фигурой (фигурное катание, пряники - важна эстетика). "Правильные" употребления: геометрическая фигура тела, фигура танца, кулон в форме сердца, круглая форма Земли. Если "выражаются фигурально", метафорами - передают форму, не взирая на различие фигур.
13-1. Разные фигуры силлогизма.
13-2. Формы рук простого человека и мастера различаются существеннее, чем их фигуры.
16-1. Носитель языка легко различает фонемы, наука долго выделяла 1-ую и 2-ую форманты как семантический инвариант гласных (фигур речи).
17-1. Форме фонемы соответствуют разные звуки и наоборот.
18-1. Золотое сечение, ряд Фибоначчи рассматриваемые символически - формы [22, 33, 37}.
19-1. Ср. понимание гена как формы [15].
20-1. Различные аспекты стерезиса [1]: 1) то, добавлением к чему является форма; субстрат; 2) обеднение формы, отрицание ее и других фигур реализации при актуализации, условие актуализации, существования индивидов (см. 55); 3) деформация формы при воплощении (ср.50) в т.ч. нескольких форм в одном индивиде (ср. 73 - реальный кристалл - результат взаимодействия форм теплового движения частиц и идеальной огранки); 4) порок вещи при разрушении - "фантомные боли души" (ностальгия, сплин), декаданс, психопатология; ср. апейрон, хаос.
22-1. Ср.: форма - имманентное единство субъекта и объекта, то в объекте, что постигается субъектом [11].
22-2. В форму включается функционирование, образ жизни [18], выделяются соответствующие мероны [28]. Для экологии, этологии важная энлогия - умвельт [41].
24-1. Познавательная эмпатия, включение машины в схему тела, взаимодействие, животных матери с новорожденным, хорошего врача с больным, кристаллизующегося вещества с подложкой (ее тип влияет на облик кристаллов - ср. 89).
27-1. В философии форма противопоставлена содержанию. Морфология как частная дисциплина раскрывает содержание через смысл, рассматривает преобразуемый формой субстрат (материю Аристотеля).
29-1. Форма человека со способностью различать (частично врожденной).
30-1. Экологический кризис, аллергизация.
38-1. Гете предложил термин морфология для учения о форме организма, ставил вопрос о создании общей морфологии [10].
40-1. У Пикассо.
40-2. Ахматова на рисунке Модильяни. Из инвариантов узнавания строится кошка Эттнива.
40-3. Не сильно различающиеся фигуры формы предмет морфологии, существенно различные - алхимии [23], любые - гармониологии (ср. 33). При ориентации на форму нет портретного жанра как воспроизведения фигуры. Парадный портрет - изображение формы, желаемой портретируемым. Сравни: мизаджи [9] в гармонии не наблюдаемы (форма безвидна), а в дисгармонии - проявляются как стихии (видимая фигура). Анатомические атласы, воспроизводящие фигуры органов, удивили арабских врачей, работавших с формой. Формами являются чакры, система акупунктуры, обыденно понимаемые органы (сидит в печенках, сердце ушло в пятки).
42-1. Строение - соотнесение в целом частей, наделенных смыслом (ср. форма). Строение (но не морфология) цветков - предмет морфологии цветка.
43-1. Для Гете морфология - движение от внешнего к постижению внутреннего.
44-1. Учение об идентификации - раздел классиологии. Отнесение экземпляра к новой или известной форме (тройники - особая форма закономерных сростков кристаллов или вариант двойников) -характеристика исследователя.
46-1. Огранка кристалла описывается несопоставимо: геометрические фигуры и аналогии (нитевидный и т.п.); необходимо создание геометрии реальных кристаллов. Для описания пластинки листа нужны "ботанические" круг, треугольник; фигуру Земли описывали через шар, эллипсоид, геоид - новую геометрическую форму. Устьица эпидермиса, поры мембран и покровов исключают евдоксовость.
50-1. Деформация форм фигур кристаллов, колоний микроорганизмов при росте в стесненных условиях.
51-1. Это ограничивает воспроизводимость результатов при смене места (важно при выяснении геометрии месторождений [20]). Наиболее различены места в доме человека. Место - положение в череде-иерархии, порядке, очереди, пространстве, времени. "тень места" - пространство.
54-1. Богаты смыслом фазовые пространства социологии (города), культурологии (науки, искусства).
54-2. Вертикальные перемещения в социальном пространстве - смена места в иерархии.
56-1. Мерон и отношение соотносительны [28].
56-2. Подвижное равновесие на границе раздела фаз, биологические мембраны.
58-1. Форме присуще любой число порядков.
58-2. Ср.: информация - мера сходства структур [14], произведение информации и коинформации [31]. "Информация" и "энлогия" - синонимы, но "форма" предполагает воплощение, перцептируется, присутствует везде, "логия" - активнее, тяготеет к идее, может рецептироваться.
61-1. Время и часы, место и пространство, история и генезис - переходы к сравнению через фигуру (бедную смыслом, ср. 29, 6-1).
63-1. Архетип - тип как интенсионал. Тип еще экстенсионал в типологии, категория биологической таксономии, средство номенклатуры в биологии.
70-1. Формы сравниваются через распределения фигур (спектр в палеопалинологии).
71-1. Величина резонанса в молекуле определяется числом фигур структур, неразличимых по энергии.
73-1. Кристаллы галита почти всегда куб, для гипса в [38] приведено 179 изображений.
75-1. В некоторых костях различимы тело и головка, крылья; сходно расчленение листа и его доли (ср. канторово множество, ковры Серпинского, фракталы).
78-1. В науке (у фигуры) различение части и целого невозможно.
79-1. Гармония структурно описывается через симметрии [22, 33, 37]. Фигуры классических симметрий в символическом аспекте - формы (ср. 18). Переход к обобщенным симметриям - переориентация на форму.
81-1. Грани, ребра кристалла, органы животных, ядро, оболочки атомов, префиксы - мероны.
87-1. Рефрены ветвлений растений, колоний животных [40], элементов костюма [12].
88-1. Сходство рядов изменчивости отражено в законах Бэра (таксономии и онтогенеза), Вавилова (таксономии и генетики) и др.
89-1. Типоморфизм [36] - вырезание фрагмента рефрена. В биологии "форма" - указание на таксон, без обозначения его категории (в т.ч. жизненные формы, ср. 93), вырезание фрагмента рефрена.
89-2. Нотная запись - фигура формы - присутствует в данный момент на листе, музыкальная фигура - во времени и пространстве, музыкальная форма - вне времени и пространства (Моцарт одновременно слышал все произведение).
91-1. У времен разных уровней разные фигуры [5]. Фигура потенциальной формы единственна - она вне времени.
92-1. Если форма трактуется как душа [1], то для Востока форма индивида предстает в фигурах особей ряда поколений, для средневековой Европы у индивида в онтогенезе одна форма. По Аристотелю души сменяются в эмбриогенезе (сходство с различными животными). Это собственно метаморфоз, но вслед за гете, работавшим с Forma formata (фигурой), говорят о метаморфозе органов (видоизменения стеблей), метаморфозе в онтогенезе (у насекомых).
94-1. Таблица Менделеева, федоровские группы, треугольник Щербы, филогенетическое дерево с ветвями гаметогенезов. Голоморфа - подмножество произведения рефренов (используется для исчисления пространства логических возможностей - пути выявления таксономического универсума), совокупность спиралей гологенеза.
96-1. Идентификация ритмов Солнца, седиментогенеза у строматолитов, возраста по годовым кольцам деревьев, геологического строения по данным каротажа, состояния по электроэнцефалограмме.
98-1. Учитывая очень необычные особи, такой фрагмент совпадает с целым.
99-1. Это генезис, отнесенный к показаниям часов.
107-1. Редки уродства, делающие очевидными гомологии [13].

Литература

1. Аристотель. Сочинения. т.1.М., 1975, т.3, М., 1982.
2. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
3. Вышенская Т.Д. Развитие полимерного андроцея у некоторых представителей семейства Teaceae D. Dop. Афтореф. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук., Л., 1981.
4. Географические границы. М., 1982.
5. Гогин А.В. В кн.: проблемы философских наук. Деп. с ВИННТИ. 22.8.1983 N 1390.
6. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1961.
7. Дворкин И.С. В кн.: Теория и методология биологических классификаций М., 1983.
8. Дымшиц В.А. Журнал общей биологии., 43, 4, 1982.
9. Ибн Сина. Канон врачебной науки т.1. Ташкент, 1981.
10. Канаев И.И. Гете как естествоиспытатель. Л., 1970.
11. Кант И. Сочинения. т.3. М., 1964.
12. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982.
13. Кренке Н.И. Феногенетическая изменчивость. М., 1933-34.
14. Левич А.П. Структура экологических сообществ. М., 1979.
15. Любищев А.А. Изв. Биол. НИИ при Пермском ун-те. 4, 1925.
16. Мейее С.В. В кн.: Значение процессов полимеризации и олигомеризации в эволюции. Л., 1977.
17. Мейен С.В. В кн.: Вопросы методологии в геологических науках. Киев, 1977.
18. Мейен С.В. Журная общей биологии. 39, 4, 1978.
19. Милитарев В.Ю. См. 7.
20. Миронов Ю.П. Химия и жизнь.10, 1983.
21. На пути к теоретической биологии. М., 1970.
22. Петухов С.В. Биомеханика. Бионика. Симметрия. М., 1981.
23. Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
24. Сухонос С.И. Знание-сила, 7, 1962.
25. Сюзимов М.Я. Византийский временник., 22, 1962.
26. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1974.
27. Цветаева А.И. Москва, 9, 1978.
28. Чебанов С.В. НТИ, сер.2, 10, 1977.
29. Чебанов С.В. См.7.
30. Численко Л.Л. Структура фауны и флоры в связи с размерами организмов. М., 1981.
31. Шаров А.А. Семиотика и информатика., 6, 1979.
32. Ширяева И.В. В кн.: Пути повышения эффективности обучения в ВУЗе. Горький, 1980.
33. Шмелев И.П. В кн.: Пространственные конструкции в гражданском строительстве. Л., 1982.
34. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. М., 1982.
35. Щедровицкий Г.П. Системные исследования. 1975. М., 1976.
36. Юшкин Н.П. Теория и методы минералогии. Л., 1977.
37. Ярмоленко А.Д. См.33.
38. Goldschmidt V. Atlas der Krystallformen. B.II. Heidelberg, 1913.
39. Hennig W. Grundzuge einer Theorie der phylogenetischen Systematic.. Berlin, 1950.
40. Meyen S.V. Botanical Rev., 1973,39,3. 41. Uexkull V.J. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin, 1921.


Главная    Инструменты    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ МОРФОЛОГИИ