Главная    Конференция    Размышления... Часть 42 о Нобелевских лауреатах

О Нобелевских лауреатах

В.В. Митрофанов

Мне доставляет громадный интерес читать доклады нобелевских лауреатов, их выступления, а также статьи их учеников. Возможно это связано с тем, что они пишут увлекательно, а может читая, я все время жду что вот - вот сейчас появится яркая, новая мысль и я получу ответ на какой то мучивший меня вопрос. Кроме того, представляет интерес понять - какими чертами характера обладает ученый, который совершил научный подвиг.

Кстати, в МО есть раздел, в котором не только рассматриваются черты характера решателя, но и каждый решатель сам может оценить себя по 10 бальной шкале во время решения задачи. Я использовал свои черты характера, которыми обладал сам в этот период. Одновременно представляет большой интерес и то, что лауреат мог бы сделать сразу, но не сделал, а сделал позже. Так, папример, Резерфорд, провел блестящий эксперимент - он посмотрел рассеяние альфа частиц атомами золота и не поверил, что они рассеиваются - отклоняются положительно заряженными ядрами атомов золота. Все. Дальше Резерфорд стал думать, и только через 3года решил, что надо провести еще один эксперимент, как Н.Бор его назвал взаимоисключающим, а на самом деле - противоположным. Он поставил счетчик перед мишенью и получил результаты, подтверждающие гипотезу о том, ядра атомов заряжены положительно. Можно было сделать вывод и взять идею Н.Бора на вооружение - всегда, если есть такая возможность проводить противоположный эксперимент и только после этого выдвигать гипотезы. Однако это не произошло. А ведь еще Готфрид Лейбниц утверждал, призывал, настаивал на том, что "На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание МЕТОДА, которым они были сделаны".

Купил газету "24 Часа", в которой есть статья "Биоробот изучает себя" А.Потапова. Автор обсуждает две противоположные гипотезы - мыслит мозг, или мысли рождаются вне мозга. Но ведь, повидимому, можно провести противоположные эксперименты. В своих работах я при первой возможности использовал рекомендацию Н.Бора. Например, кроме кремния N - типа проводимости, использовал P - кремний, вместо 5-и минут охлаждения выращенного окисла кремния - делал это 24 часа, вместо спокойно стоящего столба воздуха в зазоре между кремниевой пластиной и фотопластинкой была использована струя воздуха и т.д.

Случайно я нашел, увидел на столе журнал "Химия и Жизнь" №5 за 1994г. Конечно я читал этот журнал, но стал снова его листать и увидел, что это необычный журнал - в нем одна статья о нобелевском лауреате ученика И.Мечникова-Э.Бюрнэ (Франция) об учителе "Европеец Илья Мечников", и выступление двух лауреатов: "Жизнь как химия" А.Кронберг и "Игра возможного" Ф.Жакоба. Конечно, тексты этих статей были когда то густо подчеркнуты мною и мне показалось, что многие высказанные авторами мысли будут интересны и Вам, дорогие читатели сайта.

Несколько слов надо сказать о Э.Бюрнэ. Если И.И.Мечников (1845-1916гг) - основоположник учения о сравнительной патологии эволюционной эмбриологии, создатель теории иммунитета и основ общей теории патологии, автор трудов по проблеме старения, один из первых российских лауреатов Нобелевской премий, тоЭ.Бюрнэ (1873-1960гг) был сначала учеником Мечникова, в затем его ассистентом и близким другом. Он прославился как микробиолог и эпидемиолог, в частности как создатель реакции для диагностики бруцеллеза, реакции, получившей его имя. Он много работал в России-в Калмыкии, в Киргизии. Его перу принадлежат несколько романов, герои которых-русские люди. Статья, помещенная в журнале, была написана в 1926 г., к 10-летию со дня смерти И.Мечникова. У нас впервые опубликована в 1993г.

Э.Бюрнэ пишет: "Он был пятым ребенком. Здесь не мешало бы сказать биографу: обратите на это внимание, так как статистика показывает, что исключено, чтобы у матери среди первых детей появился на свет гений, или, более точно, великий характер. Гений почти всегда-третий, четвертый, пятый ребенок, и установка на двоих детей в семье вредна для расы в количественном и качественном отношении."

Возможно автор и прав, но что то не видно, чтобы большие семьи в Африке, в Китае, в Индии и т.д. кишели гениями. Очевидно для того, чтобы они появились недостаточно иметь только номер рождения в семье, а должны быть еще и другие условия, например, гены, условия жизни и воспитания.

"Среди его предков была неординарная личность - великий Спотарь, герой молдавской летописи, живший в1636-1708гг. Этот человек, достойный представитель великих характеров времен Ренессанса, изучил в Константинополе теологию, философию, историю, древнегреческий, современный греческий, латинский, славянский и турецкий языки, а в Италии-математические и естественные науки. Из-за какого- то неудачного вмешательства в придворные интриги его владыка чуть было не казнил его, но удовлетворился тем, что отрезал ему нос. Спотарь стал первым переводчиком царя Алексея (второго из семейства Романовых), российским послом в Китае и исследователем реки Амур, при этом он не преминул выучить китайский язык..."

Так, что с родословной у него было все в порядке. Тем не менее Мечников не был прилежным учеником, и несмотря на то, что сверстники пытались его привлечь к чтению "Колокола" - он не поддавался на агитацию, а им уже в то время владела одна страсть-его интересовали только животный и растительный мир. Он собирает гербарии и в 11лет написал монографию о довольно известном растении.

"Он изучает немецкий язык, чтобы читать таких классиков материализма, Фихте, Фейрбаха, Бюхнера, Молешотта. Атеизм ему нравится, он проповедует его среди своих товарищей, за что получает прозвище Безбожник. Он собирает группу единомышленников в возрасте примерно 13 лет для составления новой энциклопедии человеческих знаний... Он читает Вирхова, а в 15 лет с жадностью глотает только что появившуюся книгу Дарвина "Происхождение видов".

В молодости он много путешествовал и пережил много неприятностей.

"Он много страдал, много боролся, сгибался под тяжестью горя, переживал приступы отчаяния. И очень много работал. Его всегда спасала жизненная сила и страсть к науке, натянутая как стрела."

Когда читаешь о великом, то почему то первая мысль - он то наверняка жил отлично, а когда узнаешь, что и он терпел великие беды, проникаешься еще большим почтением к нему.

"Путешествуя, Мечников вбирает в себя все то лучшее, что создано европейской кльтурой. И всегда во время каких-либо исследований и экспедиций он находит возможность осмотреть город, посетить картинную галерею, послушать музыку."

Если прочертить его путь по Европе, то это будет ломанная линия, но "в духовном отношении устремления представляют совершенно прямую линию... Он едет из Харькова в Вюрцбург, затем из Харькова на остров Гельголанд, оттуда на конгресс зоологов в Гиссен. В 1865г, будучи в возрасте 20лет, он часто приезжает на Средиземное море, которое привлекает внимание как зоологов, так и художников. Через Флоренцию и Рим он отправляется в Неаполь, где встречает своего конкурента в области эмбриологии Александра Ковалевского, известного русского физиолога Сеченова и самого известного анархиста Бакунина. Мечников восхищен сильной личностью Бакунина, а вовсе не его теорией."

Он учился в различных экспедициях и Университетах, в общении с умными и интересными людьми, а не оканчивал какой-то один Университет, куда надо было бы поступать имея единный государственный экзамен.

"К сорока годам, возрасту наивысшей зрелости он ощутил потребность закрепиться. Заслуга Пастеровского института, лично Пастера в том, что его пригласили работать: заслуга Мечникова в том, что он привязался к Пастеровскому институту навсегда... Даже после своей смерти он не покинул институт. Урна с его прахом замурована в стене библиотеки, дух Мечникова остается в душе института"

Я припоминаю, что там же находится мозг Мечникова. Честно, я не представляю как ладили между собой эти два гиганта, и как вообще можно работать с Пастером, так как я помню из книг - у него был очень суровый характер! Мечников САМ сделал себя. Он был очень любопытным по натуре и каждый день во второй половине дня принимал посетителей, а их было много - это и ученые, государственные деятели, художники, певцы, ясновидцы и царские министры, путешественники, эмигранты, балалаечники, бедные голодные, студенты...

"Эти несколько квадратных метров лаборатории Мечникова были поистине одной из вершин Европы, свободным пространством, живой клеткой, наделенной иммунитетом к предрассудкам, тщеславию, эгоизму и лжи. Счастливы те, кто дышал этим целебным воздухом и сохранял в памяти его аромат..."

"Оствальд различал два типа ученых: классический и романтический. Мечников относился к романтическому типу. Научное творчество Мечникова было проявлением его активной натуры. Вначале возникала идея, затем следовал эксперимент, чтобы доказать правильность мысли... Уму Мечникова были присущи ЯСНОСТЬ и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ француза, ГИБКОСТЬ и ВООБРАЖЕНИЕ русского, ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ немца, ВДОХНОВЕНИЕ и вместе с тем ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, свойственные великим англичанам. Но при всем при этом он был самим собой... Его крестные отцы - англичанин Дарвин, немец Вирхов, француз Пастер. По своим научным основам и наследию он европеец и универсал."

Зло искупается не Божьей милостью, а человеческим развитием. Проблема этики сводится к тому, чтобы предоставить возможность наибольшему числу людей достигнуть цели их жизни,то есть пройти весь цикл рационального существования до наступления естественного конца... (Это ли не национальная идея для России!!!!!) Ортобиоз (правильная жизнь, совокупность всех факторов,влияющих на здоровье и долголетие) требует жизни активной, здоровой, воздержанной, без злоупотреблений и излишеств - говорит Мечников...

Сильные умы ( а сильные умы сегодня те, что настаивают на безусловном авторитете церкви) не преминут сказать: нам знакомы эти слова, это слова ученого-педанта. Но никто не был менее педантом, чем Мечников, и наука для него не была высшей целью человека. Он ее не воспринимал как конечную цель и не считал самым могущественным из средств. Наша прикладная наука - только ступень на пути создания бескорыстной науки, чистой науки, сестры чистого искусства.

"Когда благодаря развитию науки исчезнут нынешние несчастья, чистые наука и искусство займут место, которое им принадлежит и которого им действительно недостает из-за наших многочисленных забот".

"он испытывал отвращение, физическое и духовное к насилию и войне. Он никогда не имел пристрастия к оружию и не носил его ни при каких обстоятельствах... Ничто его так не раздражало, как это наполеонство, взятое за моду и поддерживаемое во Франции и даже за ее пределами литературой, преследующей свои цели. Считать Наполеона воплощением человеческого героизма, когда есть Рембрандт, Бетховен, Пастер, означало для него поддерживать зверинные инстинкты. Война это величайшее бедствие, единственная социальная болезнь, которая не знает никакого лекарства. Война,посягающая на научные достижения - злейший враг науки, даже цивилизации. Без сомнения, самым большим горем за всю жизнь Мечникова была война 1914года."

"У него,-говорила мадам Мечникова,-было ощущение, будто он внезапно очутился в глубине веков, в эпохе человеческой дикости. Он не мог смириться с таким упадком..."

Он никогда не имел успеха у шовинистов, которых ненавидел."

Я недавно потерял жену, с которой прожил более 50лет. Конечно, боль утраты постепенно спадает, но иногда находит такая печаль, что хочется завыть волком, все же человек не полностью порвал связь со зверем. C человеком ушел его целый мир - теперь не с кем поговорить, обсудить события, узнать ее мнение о человеке, а она имела интуицию точно характеризовать какой человек пришел к нам, не говоря уже о многих других обязанностях, делах и т.д. Представьте себе сколько погибло детей-сыновей, дочерей, мужей и жен,за 20век и какой вопль могли бы издать родственники погибших - Земля содрогнулась бы от такого цунами!! Сколько горя и печали легло на плечи родственников

"Когда этот народ станет образованным, какое это будет пополнение для науки и цивилизации!" - говорил Мечников. Правдивость и, искренность-это была сама сущность самого Мечникова. Огюст Конт сказал,что жизнь судьи и руководителя не должна быть скрыта от народа, что их дом должен быть открыт для всех в любую минуту... Так жил Мечников. В любую минуту можно было знать, что происходит в его жизни и душе. Приводя в пример маленьких водяных животных, на которых он изучал проявление фагоцитоза, он говорил:

"Все, что есть во мне, можно увидеть: я прозрачен как дафния."

Он обладал большим умом, очень своеобразным юмором, он был гениален и вместе с тем наивен... Научная интуиция и понимание жизни не были в нем двумя различными категориями. Наука была для Мечникова не карьерой, не развлечением-это была его жизнь, "жизнь сnрастная, бурная, где каждый год можно было посчитать за много лет." "Полемика по поводу фагоцитоза,-писал он в 1913 г в своих воспоминаниях,-могла бы убить меня или совершенно ослабить еще гораздо раньше. Иногда... я был готов расстаться с жизнью."

Как большинство изобретателей, он сохранял к своим первым твореньям, к своим первым работам нежность: она была сродни нежности, испытываемой родителями к своему первому ребенку.

"Мои кристаллы! Кто мне вернет мои кристаллы"-сетовал Пастер в период его самых великих открытий в области медицины (он повидимому вспоминал кристаллы на которых открыл левую и правую поляриацию.В.М.) И Мечников всегда с нежностью наблюдал за маленькими сгустками протоплазмы, способными поглотитьчто-либо.

"Когда я изучаю миксомицеты, мне кажется, что я смотрю на красивую женщину," - говорил он. "Было что-то ПОЭТИЧЕСКОЕ в том внутреннем волнении, которое он испытывал перед любой живой формой, имеющей свою ТАЙНУ, которую нужно было раскрыть, - будь то "восхитительная прозрачная личинка" морской звезды, ранящая, как шипы розы, или хрупкие мотыльки, летавшие в его комнате во время отдыха в Сен-Леже в Ивелине, подобно хлопьям снега или бесплотным духам. Свои научные труды он не писал, а, скорее, художественно сочинял... У него были способности музыканта. Ученику, приносящему ему свою выпестованную и немного скучную работу, он говорил: "Нужно, чтобы это было интересно, нужно, чтобы это было красиво... Что касается меня,то я пишу симфонически: сначала даю главную тему, затем побочную, потом разрабатываю... Мысли, оставаясь совершенно ясными, должны пронизывать друг друга..."

Живопись и скульптура не занимали его, зато музыка была его духовной пищей. Однажды, когда он прибыл в Вену со своей женой и шестью приемными детьми, то, сойдя с поезда и не заходя в отель из за недостатка времени, он повел свою семью в оперу на "Волшебную флейту". Особенно его волновала увертюра к "Эгмонту" "Если бы я не был ученым, я бы стал дирижером оркестра" ГАРМОНИИ и ДИСГАРМОНИИ человеческой природы - есть что-то музыкальное в этой великой биологической теме."

"Мечникова очень любили за его благородную и живую натуру. И он тоже умел любить, отдавая всего себя. Как и Гете, его неотступно преследовал образ Фауста, и его друзьям и ученикам доставляло удовольствие считать его перевоплощением Фауста: то же стремление жить, знать и понимать, тот же страстный интерес к миру и человеку, к макро - и микрокосмосу. Пессимист в молодости и оптимист, а к старости, он восклицает: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!! Пусть женщины и дети развлекаются, обращая свои взоры к Азии, Европа же всегда будет символизировать науку, или она перестанет быть Европой."

Я постарался основные достоинства и черты характера этого великого человека выделить крупным шрифтом. Теперь, если у Вас есть желание, Вы можете обдумать их более детально. Меня особо привлекает ДИСГАРМОНИЯ и ДИССИМЕТРИЯ, которую ввел могучий Пастер!!


Главная    Конференция    Размышления... Часть 42 о Нобелевских лауреатах