Главная    Конференция    Машина Открытий
Как создавалась программа "Машина Открытий"

"Машина Открытий"

В.В. Митрофанов

Теперь я хочу привести несколько "нот", и несколько черт характера исследователя. Конечно, я знал, что такое неравенство.Там, где два, две, пара неважно чего, имеет место либо равенство либо неравенство. Как правило, равенство есть очень редко. А вот неравенство. Оно везде и всюду. Но вот я встретился с эффектом изгиба тонких пластин и понял, что из за неравенства в обработке поверхностей, пластинки толщиной 100 мкм, диаметром даже40 мм изгибаются и саморазрушаются. Вначале я думал, что неравенство, диссиметрия (Ди) может быть "нотой", но вскоре убедился, что она везде и относится к каждой "ноте".

Термин диссимметрия ввел Л.Пастер, когда он открыл левые и правые молекулы сахара. Потом его использовал Кюри. И в наше время этот термин применяется наравне с асимметрией. Я считаю, что все неравенства можно называть в честь Л.Пастера диссимметрией.

Асимметрия - неравенство,
Неравенство - сжатая пружина. /Олег Крышталь/

Причиной любого явления или эффекта является диссимметрия. При решении научной задачи надо эту диссимметрию найти! Диссимметрия может проявляться в самых разных видах:

  • Разность,
  • Неравенство,
  • Несоответствие,
  • Асимметричность,
  • Хиральность,
  • Противоположность,
  • даже Сумма!
    и во многих других видах!

Диссимметрия - причина всех явлений!
Диссимметрия - КЛЮЧ к решению многих научных задач, и загадок природы.
Может это сказано опрометчиво, но я так полагаю!!

Постулат о диссимметрии (стр. 57-58 книги "От технологического брака до научного открытия") гласит:

"Если в точках, линиях, плоскостях, объёмах любых тел (газовых, жидких, твёрдых, составных, выращенных)

  • имеется разность (или сумма) зарядов, токов, потенциалов, напряжений, сил, потоков, концентраций,
  • и существуют условия для скалярного или векторного взаимодействия:
  • диссимметрия (разность или сумма) значительна,
  • а расстояние между взаимодействующими элементами достаточно мало, то эта диссимметрия: совершит работу.

Речь идет о том, что, например, очищенный кусок металла размещают в воде. Контактируют два вещества, они диссимметричны, они не равны ни в чем: твердое и жидкое, вода взаимодействует с металлом и образуется оксид металла. Т.о. уже существуют 3 вещества, причем вода уже не взаимодействует с металлом, а может взаимодействовать только ОH- и H+ через оксид с металлом. Но эти ионы тоже не равны ни по заряду, ни по массе и они по разному взаимодействуют с металлом. ОH продолжает окислять металл, а H+ взаимодействует с e- в оксидом слое и восстанавливает его до металла. И опять мы встречаемся с неравенством, с неравенством скоростей окисления и восстановления. Можно утверждать, что скорость окисления выше, и, вспомните, сколько в мире в год ржавеет металла? Если Вы рассмотрите любой процесс так, как я только что показал, то можете встретиться с неизвестным эффектом. А если в сосуд поместить второй электрод и подать теперь уже на электрохимическую ячейку небольшое напряжение, то можно наблюдать так называемое перенапряжение водорода на катоде. А если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что на катоде образуется, как бы, хоть мне не нравится этот оборот, подобие транзистора. Металл - это эмиттер, который эмитирует электроны в окисел. Окисел - это база, а вода, прилегающая к окислу -коллектор, на котором образуется атомарный водород из H+ +e- =H , который соединяется с таким же H , которые образуют возбужденную молекулу водородаH2* Нам удалось зафиксировать эти молекулы с помощью фотопластинки. С помощью такого транзистора можно объяснить перенапряжение, которое зависит от толщины базы - окисла, которая для каждого металла своя, и своя величина перенапряжения. Посмотрите сколько в описанном процессе диссиметрии! Отметим, что схема работы транзистора, может работать как прием для разрешения противоречия. Следует подчеркнуть, что механизм возникновения перенапряжения водорода на катоде до сих пор , как я представляю, не ясен. А теперь, если толщина окисла определяет величину перенапряжения, то нельзя ли использовать эту зависимость для определения сверх малых толщин окисла? Вот и изобретение. В программе эта задача рассмотрена по шагам с применением всех "нот".

Нота "Что?"

Что нужно сделать, чтобы это получить?

Ознакомившись с задачей, задайте себе вопрос - что надо сделать, чтобы действие произошло? Что должно произойти, чтобы получился рассматриваемый эффект? Ответив на этот вопрос, Вы встанете на правильный путь решения задачи, а, возможно, и сразу увидите решение.

Применение "ноты" "Что" можно проиллюстрировать на примере эффекта Тваймана (см. МО1, п. "Задачи" в разделе СПРАВКИ). Этот эффект был обнаружен при исследовании технологического брака. Суть его в том, что кремниевая пластина толщиной 100 мкм и диаметром 40 мм, стороны которой были обработаны различно - одна сторона полированная, а другая шлифованная - изгибается, причём всегда полированная поверхность вогнута, а шлифованная - выпукла

Если мы возьмём тонкую пластину и пальцами попробуем её изогнуть, то одна сторона пластины будет сжиматься, а другая растягиваться. Нет ли в этом результате эксперимента подсказки? Ответив лишь на один вопрос - что надо сделать, чтобы это получилось? - мы можем дать правильный ответ - пластинка под действием наших пальцев изогнулась - одна сторона сжалась - другая растянулась. Это означает, что эти силы - сжимающие полированную поверхность и растягивающие шлифованную - после их удаления (убрали пальцы) должны появиться за счёт сил, создаваемых самими поверхностями - сжатием на полированной поверхности и растягивающей на шлифованной. Вопрос, "Что сделала Природа, что бы произошло то, что произошло?" один из вопросов, который задавал себе А.Эйнштейн.

Нота "Идеальный эксперимент"

Идеальный эксперимент - это такой эксперимент, результат которого сам подсказывает гипотезу. Пример. Очень тонкая пластинка кремния, - 10мкм., обработанная с разных сторон по-разному скручивалась, хрустела, и сама наглядно и со звуком показывала то, что с ней происходит. В книге я привел эффект Е.Демина- суть которого состоит в том, что если направить луч света на непрозрачный экран, а за ним поставить крутильные весы, то весы чувствуют, что бы Вы думали? - гравитацию! Перед тем как сейчас описать этот эффект, я нашел в ИНТЕРНЕТ эффект Е.Демина и оказалось, что этот эффект известен давно, но почему то он не привлекает внимание ученых. Прочтите сами п3 и 4 "Взрыв Сверхновой - излучение неизвестной природы" и удостоверьтесь. Предложите, какой можно провести идеальный эксперимент.

Я не могу себя сам понять-почему меня привлекают таинственные явления. Так много лет тому назад я "запал" на Египетские пирамиды и в программу поставил найденные мной и моими товарищами многие явления, которые происходят в пирамидах. Я не единственный, который предложил, что в пирамидах действует гравитация. Но только сейчас сообразил, что Египетские пирамиды находятся под ярким солнцем и по этому эффект Е.Демина в них должен работать в полную силу. Поразмышляйте на эту тему - получите удовольствие!

Нота "Противоположный эксперимент"

"Полноту свойств любого физического объекта можно в принципе определить только при постановке, по крайней мере, двух взаимоисключающих экспериментов, а не одного, как обычно принималось в физике. Сущность этого подхода заключается в том, что гипотезу, существующую в природе, следует воздвигать только после того, как проведён второй, взаимоисключающий эксперимент" /Нильс Бор/.

Только проведение второго противоположного эксперимента:

  • позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, если она выдвинута
  • и выдвинуть гипотезу, если её нет.

Пример противоположного эксперимента приведён в задаче №2 - задача Резерфорда:

В начале века по поводу строения атома вещества было высказано несколько гипотез. Одна из них состояла в том, что атом можно представить по аналогии с Солнечной системой: внутри ядро - Солнце, а электроны - планеты, вращающиеся вокруг ядра. Это гипотеза Н. Бора.

С целью доказать эту гипотезу Резерфорд придумал и осуществил эксперимент. Ему пришла блестящая идея - использовать тонкую фольгу и коллимированный пучок -а-частиц. Он исходил из того, что если - а- частица положительна, то проходя вблизи положительного ядра атома золота (фольга) и взаимодействуя с ним, она будет отталкиваться - отклоняться от первоначальной траектории, и на детекторе, вероятно, можно будет увидеть расширение пучка а-частиц, то есть тех, которые прошли без взаимодействия, и тех, которые отклонились. Детектором - "а" - частиц был счётчик Гейгера. Проведённый эксперимент дал небольшое расширение пучка, но Резерфорд этому результату не поверил. Во всяком случае, он эти данные не опубликовал и, по некоторым последующим публикациям, начал изучать статистические методы обработки результатов.

Любая суть двуедина и нераздельна - отклонение - отскок.

Через несколько лет Резерфорд подошёл к своему сотруднику Марсдену, и попросил его провести противоположный эксперимент - разместить счётчик перед фольгой - мишенью.

Прошло буквально несколько минут, и они обнаружили "а" частицы, отскакивающие от ядер атомов. Резерфорд подтвердил гипотезу Н.Бора и опубликовал статью о строении атома. Конечно, само понятие противоположного эксперимента вызывает у многих неприятие. Тем не менее я полагаю, что это очень сильный прием, совет и пренебрегать им не стоит. Н.Бор сказал о взаимоисключающем эксперименте, и я его понял так. Если у Вас есть желание, попробуйте понять его мысль, и реализуйте его идею. Отношу к противоположному эксперименту все, что имеет противоположность и может быть сделано. Например, малое время проведения процесса охлаждения - длительное время, 5 минут - 24 часа. Проводился пробой на кремнии n-типа проводимости, сделайте все так же, но на кремнии p-типа проводимости. Есть одна партия, должна быть вторая, противоположная партия. Г.С.Альтшуллер как то сказал, дословно не помню, но смысл такой - религий много, а атеизм один. Сегодня прочел статью "Друг или враг" Жореса Медведева, которого лишили гражданства, и он стал гражданином Англии, работает в Лондонском национальном институте медицинских исследований. Ему 80лет.

Он как истый ученый имеет такую черту характера, как СОМНЕНИЯ. Так вот, его лечащий врач пригласил его к себе . "Дорогой м-р Медведев! Недавний анализ крови показал, что у Вас высокий уровень холестерина - 7,6миллимолей. Буду благодарна, если вы придете на прием, чтобы обсудить меры по лечению". Я думаю, что такое письмо, вряд ли кто- нибудь, из читателей сайта, получал, даже будучи застрахованным в частной фирме. Итак, норма " холестерина в Англии считается 4,5миллимоля на литр или 200мг. на 100мл.(1децилитр) крови. В моем случае содержание холестерина в крови составляло334 мг, на децилитр, что значительно превышало норму. Поскольку высокое содержание холестерина в крови считается опасным для - сердечно сосудистой системы, я получил рецепт на лекарство, снижающее холестерин. Как профессиональный геронтолог я не принимаю лекарств, не познакомившись предварительно с литературой об их эффективности и не узнав, как они действуют на людей моего ВОЗРАСТА". Я только приведу заголовки этой статьи. "Противоречивые результаты исследований","Роль холестерина в организме", "Демонизация холестерина", "Холестериновые болезни", "Холестерин в продуктах и крови", "Неожиданный поворот", "Индустрия статинов и здравый смысл" Мой вывод из этой статьи прост - не проводили ПЭ, и прошло много лет прежде чем, сообразили, что результаты зкспериментов , полученных на кроликах, жизнь которых краткая на жизнь людей старше 70 лет, не годятся.

Из заголовка статьи видно, что друг может стать врагом, и наоборот, но главное надо было провести исследование холестерина и как врага и как друга. Статья напечатана в газете "Будь здоров"№12, 05г. http://www.dietswomen.info

Теперь я скажу немного о чертах характера исследователя. Я рассказал о сомнениях. Теперь расскажу о других - смелость в мыслях. Не бояться прихода, даже "диких" мыслей - идей, а рассматривать их, оценивать, не бояться "диких" экспериментов, которые окружающим могут показаться смешными, неубедительными. Я не могу не привести пару строк из К Саймака, у которого фантазия смело рвется не только в небо, но и на все планеты, в космос, и, конечно, на земле. "Подумать только - и эта энергия обязана своим появлением тому, что он случайно, из чистого любопытства, решил нагреть тонкую проволочку в силовом поле... А еще тому, что его выслушал другой человек и предоставил средства для продолжения исследований. Слепая удача и любопытство… возможно, граничащее с безумием… вот из чего родился великолепный корабль, неисчерпаемая энергия, бесчисленные механизмы, способные творить такие чудеса, о каких еще год назад невозможно было и помыслить" "Империя"

Смелость в делах. Каждый может понимать это качество по- своему. Я не всегда проявлял смелость в делах, но когда брался, то старался доводить его до конца. Например, работая на заводе, я занимался исследовательской работой, и не всегда я слышал аплодисменты, а часто и ворчание - "тоже мне, ученый!"

Умение держать удар-это умение не поддаваться критике, чтобы она не влияла на ход решения задачи, а тем более на срок жизни, как произошло с ученым, работы которого не признали академики. Взял да ушел. Будете смотреть эффект Е. Демина - там об этом сказано. Пока не раскрывая сути гипотезы, я хочу рассказать об одном эпизоде, в котором у меня, независимо от моего желания, появилась зависть, и возникла мысль, почему не я, а он. Я моему гостю рассказал задачу и свою завиральное решение. Он же сказал, разрешите мне озвучить еще более завиральную, и выдал идею, даже, если она неверная, она очаровательная! Я сразу увидел прием, который, по- моему, может быть использован при решении научных задач. Я автору гипотезы сразу высказал свою, белую зависть. В перечне черт характера есть "зависть, ревность" и "конкуренция решателей". Как с ними бороться, если они всегда с тобой, и могут появиться мгновенно! Путь, по - моему, один- тушить эти яростные чувства, и не давать им возможности полыхать и одновременно начать дополнять высказанную конкурентом идею - гипотезу!!

Работа с "Машиной открытий"

Главная    Конференция    Машина Открытий