Главная    Работа    Из рабочих журналов    ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

(Код Г)
(Версия МГ от 25.04.2006)

©Гафитулин Марат Семенович, 2006

e-mail: atriz@progtech.ru

Аннотация.

Представленный материал об особенностях и результатах практического применения инновационного образования инженерно-технических работников.

Инженер - это специалист, способный проектировать инновации.

Приведем три определения, имеющих непосредственное отношение к инновационному образованию специалистов.

Инновация - прогрессивное нововведение, повышающее эффективность процессов и/или улучшающее качество продукции.

Инженер [от лат. ingenium - способность, дарование, ум, изобретательность] - специалист с высшим техническим образованием.

Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект.

Объединим три определения в одно и предложим новое определение понятию "инженер".


ИНЖЕНЕР - это специалист, способный проектировать инновации.

Как видно из приведенного определения, инженер - это специалист, т.е. человек, имеющий специальное образование. Обратим внимание на то, что в новом определении нет слова "технический". Отсутствие признака "технический" дает возможность расширить объем понятия "инженер" для использования его в нетехнических областях, соблюдая при этом всю меру ответственности за инновационную разработку, как это принято в области техники.

Небольшой пример. "Инженерный подход" был взят несколькими учителями-предметниками в качестве основы для разработок своих экспериментальных методик. В результате были созданы педагогические инновации, показавшие свою высокую эффективность и результативность, например, "Методика "Пчелка". Полученные положительные результаты дают основание говорить о создании в будущем такой специальности как "педагог-инженер", но это другая тема.

Особенности инновационного образования специалистов.

  • Под инновационным образованием специалистов понимается образовательный процесс, целью которого является инновационные решения, воплощенные в инновации ("Мы (я) улучшили ЭТО!").

  • Одной из основных задач инновационного образования специалистов является совершенствование всех составляющих образования: обучающихся, обучающих и методик образования.

  • Основанием для проведения инновационного образования специалистов является актуализация и решение специалистами реальных производственных проблем. В противном случае образование будет либо информационным ("Знаю, что и такое бывает"), либо учебным ("Умею известным получить известное"), либо информационно-учебным.

  • Основными инструментами инновационного образования специалистов являются современные методы инженерного творчества, главными из которых является классическая ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и разработки, сделанные на ее основе.

Результаты инновационного образования специалистов.

Ниже приведены отдельные результаты инновационного образования специалистов одной крупной компании.

Урал. "Корпорация "ВСМПО-Ависма". В корпорацию входят Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение ("ВСМПО", г.Верхняя Салда, Свердловская область) и Березниковский титано-магниевый комбинат ("Ависма", г.Березники, Пермская область).

Первые семинары для инженерно-технического персонала "ВСМПО" и "Ависмы" были проведены Ивановым Г.И. (Ангарск) и Гафитулиным М.С. (Жуковский) в мае 2004 года. Далее автором данного материала была разработана программа комплексного семинара "Методы инженерного творчества" в реализации, и совершенствовании которой принимал участие Ефремов С.В. (Рязань). В ходе семинаров слушатели обозначали и находили новые идеи решения реальных производственных проблем.

Приведем несколько разных по виду примеров, иллюстрирующих результаты инновационного образования специалистов Корпорации.

Пример 1.

Производственная проблема. "Потери времени при создании и обслуживании массивного электронного документа"Описание производственной проблемы: Для выполнения производственного плана, ежемесячно цехам необходимо своевременно рассылать служебную записку с определенными данными. При составлении записки на обработку информации уходит много времени, что часто приводило к форс-мажорным обстоятельствам (спешка, ошибки в важных расчётах, работа в выходные дни или после смены).

Результаты внедрения идеи решения производственной проблемы.

Рукописное дополнение специалиста-решателя:

P.S. А о работе в выходные дни в последнее время мы вспоминаем лишь как страшный сон.

С уважением, Ирина .

Пример 2.

Пример 3.

Пример 4.

Пример 5.

Есть и другие документы, иллюстрирующие результаты инновационного образования специалистов "Корпорации "ВСМПО-Ависма".

Необходимо отметить, что данные результаты являются следствием нескольких факторов, создавших своим объединением удивительный инновационный комплекс. Сделав обобщение, покажем необходимые составляющие комплекса, предназначенного для проведения эффективного инновационного образования специалистов - это:

  • наличие актуальных проблем в организации, требующих решения;

  • наличие грамотного руководства организации, понимающего современные тенденции и заинтересованного в инновационной деятельности внутри организации;

  • наличие четкой организационной структуры, создающей необходимые условия для проведения инновационного образования специалистов;

  • наличие квалифицированных специалистов в организации, заинтересованных в своем профессиональном росте через инновационное образование;

  • наличие квалифицированных преподавателей, способных в одном лице сочетать и педагога, и решателя новых проблем;

  • наличие современной методологии преподавания и современной методологии решения и прогнозирования проблем.

О перспективах развития инновационного образования специалистов.

Практика проведения семинаров показала, что инновационное образование специалистов с четко обозначенным внутренним требованием: "успех преподавателя - это, прежде всего, успех его слушателей", создает удивительные условия практического развития инновационного образования.

Активизация процессов решения реальных производственных задач в ходе образования, автоматически влечет собой проверку, уточнение и развитие применяемых теоретических основ и практических инструментов. При инновационном образовании интенсивно развивается методологическая и методическая часть преподавания, повышается уровень познавательно-творческой активности человека, что в конечном итоге должно приводить к повышению уровня жизни людей.

Инновационное образование еще далеко от идеальности, но процесс его формирования и дальнейшего развития является объективной необходимостью. Надо отметить, что инновации нужны и для самого инновационного образования, а это уже зависит от тех, у кого в душе горит познавательно-творческой огонь.

A3Z


Главная    Работа    Из рабочих журналов    ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ