ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
| (Код Г) (Версия МГ от 25.04.2006)
©Гафитулин Марат Семенович, 2006
e-mail: atriz@progtech.ru |
Аннотация.
Представленный материал об особенностях и результатах практического применения инновационного образования инженерно-технических работников.
Инженер - это специалист, способный проектировать инновации.
Приведем три определения, имеющих непосредственное отношение к инновационному образованию специалистов.
Инновация - прогрессивное нововведение, повышающее эффективность процессов и/или улучшающее качество продукции.
Инженер [от лат. ingenium - способность, дарование, ум, изобретательность] - специалист с высшим техническим образованием.
Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект.
Объединим три определения в одно и предложим новое определение понятию "инженер".
ИНЖЕНЕР - это специалист, способный проектировать инновации.
Как видно из приведенного определения, инженер - это специалист, т.е. человек, имеющий специальное образование. Обратим внимание на то, что в новом определении нет слова "технический". Отсутствие признака "технический" дает возможность расширить объем понятия "инженер" для использования его в нетехнических областях, соблюдая при этом всю меру ответственности за инновационную разработку, как это принято в области техники.
Небольшой пример. "Инженерный подход" был взят несколькими учителями-предметниками в качестве основы для разработок своих экспериментальных методик. В результате были созданы педагогические инновации, показавшие свою высокую эффективность и результативность, например, "Методика "Пчелка". Полученные положительные результаты дают основание говорить о создании в будущем такой специальности как "педагог-инженер", но это другая тема.
Особенности инновационного образования специалистов.
- Под инновационным образованием специалистов понимается образовательный процесс, целью которого является инновационные решения, воплощенные в инновации ("Мы (я) улучшили ЭТО!").
- Одной из основных задач инновационного образования специалистов является совершенствование всех составляющих образования: обучающихся, обучающих и методик образования.
- Основанием для проведения инновационного образования специалистов является актуализация и решение специалистами реальных производственных проблем. В противном случае образование будет либо информационным ("Знаю, что и такое бывает"), либо учебным ("Умею известным получить известное"), либо информационно-учебным.
- Основными инструментами инновационного образования специалистов являются современные методы инженерного творчества, главными из которых является классическая ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и разработки, сделанные на ее основе.
Результаты инновационного образования специалистов.
Ниже приведены отдельные результаты инновационного образования специалистов одной крупной компании.
Урал. "Корпорация "ВСМПО-Ависма". В корпорацию входят Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение ("ВСМПО", г.Верхняя Салда, Свердловская область) и Березниковский титано-магниевый комбинат ("Ависма", г.Березники, Пермская область).
Первые семинары для инженерно-технического персонала "ВСМПО" и "Ависмы" были проведены Ивановым Г.И. (Ангарск) и Гафитулиным М.С. (Жуковский) в мае 2004 года. Далее автором данного материала была разработана программа комплексного семинара "Методы инженерного творчества" в реализации, и совершенствовании которой принимал участие Ефремов С.В. (Рязань). В ходе семинаров слушатели обозначали и находили новые идеи решения реальных производственных проблем.
Приведем несколько разных по виду примеров, иллюстрирующих результаты инновационного образования специалистов Корпорации.
Пример 1.
Производственная проблема. "Потери времени при создании и обслуживании массивного электронного документа"Описание производственной проблемы: Для выполнения производственного плана, ежемесячно цехам необходимо своевременно рассылать служебную записку с определенными данными. При составлении записки на обработку информации уходит много времени, что часто приводило к форс-мажорным обстоятельствам (спешка, ошибки в важных расчётах, работа в выходные дни или после смены).
Результаты внедрения идеи решения производственной проблемы.
Рукописное дополнение специалиста-решателя:
P.S. А о работе в выходные дни в последнее время мы вспоминаем лишь как страшный сон.
С уважением, Ирина .
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Пример 5.
Есть и другие документы, иллюстрирующие результаты инновационного образования специалистов "Корпорации "ВСМПО-Ависма".
Необходимо отметить, что данные результаты являются следствием нескольких факторов, создавших своим объединением удивительный инновационный комплекс. Сделав обобщение, покажем необходимые составляющие комплекса, предназначенного для проведения эффективного инновационного образования специалистов - это:
- наличие актуальных проблем в организации, требующих решения;
- наличие грамотного руководства организации, понимающего современные тенденции и заинтересованного в инновационной деятельности внутри организации;
- наличие четкой организационной структуры, создающей необходимые условия для проведения инновационного образования специалистов;
- наличие квалифицированных специалистов в организации, заинтересованных в своем профессиональном росте через инновационное образование;
- наличие квалифицированных преподавателей, способных в одном лице сочетать и педагога, и решателя новых проблем;
- наличие современной методологии преподавания и современной методологии решения и прогнозирования проблем.
О перспективах развития инновационного образования специалистов.
Практика проведения семинаров показала, что инновационное образование специалистов с четко обозначенным внутренним требованием: "успех преподавателя - это, прежде всего, успех его слушателей", создает удивительные условия практического развития инновационного образования.
Активизация процессов решения реальных производственных задач в ходе образования, автоматически влечет собой проверку, уточнение и развитие применяемых теоретических основ и практических инструментов. При инновационном образовании интенсивно развивается методологическая и методическая часть преподавания, повышается уровень познавательно-творческой активности человека, что в конечном итоге должно приводить к повышению уровня жизни людей.
Инновационное образование еще далеко от идеальности, но процесс его формирования и дальнейшего развития является объективной необходимостью. Надо отметить, что инновации нужны и для самого инновационного образования, а это уже зависит от тех, у кого в душе горит познавательно-творческой огонь.
A3Z
|