Главная    Конференция    Как нам объединиться, когда мы такие уникальные

Как нам объединиться,
когда мы такие уникальные

Валерий Павлович Гальетов

Выводы из анализа "ТРИЗ-Фест 2006"

Если дела идут плохо, то дальше они пойдут еще хуже.
А если вы так не считаете, то значит, чего-то недоучитываете.

Из "Законов Мерфи"

В фильме С.Бондарчука "Война и Мир" за кадром звучит его голос, читающий Льва Толстого. Одна мысль великого учителя врезалась и запомнилась. Не могу привести точную цитату, но смысл такой: если есть люди, объединяющиеся для зла на Земле, то добрым людям тоже надо объединяться, чтобы творить добрые дела.

И постоянно с тех пор я вижу одну и ту же картину: делаются попытки объединения, сходятся, съезжаются добрые и активные люди с огромным потенциалом, уже действующие и готовые объединяться для еще более мощного действия. И каждый раз один и тот же результат: поговорили, обменялись, "потерлись усиками", как сказала одна наблюдательная коллега, - и ничего. Никакого синергизма не выходит.

Смысл подобных тусовок конечно есть. Прежде всего это заимствование, укрепление себя, своего дела, достижениями коллег. Есть и более сильное действие - коллективная психотерапия - не столько обмен информацией, сколько укрепление уверенности в своих "правильных" действиях, укрепление духа. Только вот есть сомнения в их правильности. Обучая законам развития других, желательно самим следовать тем же законам.

Цель моего письма - показать три непростые идеи. Первая - объединяться надо срочно, время для тусовок исчерпано. Вторая - объединяться надо для Общего Дела, иначе не будет времени и на свои частные дела. Третья - объединяться надо с помощью эффективных технологий; традиционные, типа конференций и круглых столов не годятся.

На фестивале "ТРИЗ-Фест-2006" в Санкт-Петербурге в октябре собрался цвет тризовской общественности. Мне дали возможность провести круглый стол по незнакомой для коллег технологии эффективной деятельности. Трудность демонстрации технологии в том, что о ней бесполезно рассказывать, надо показать, как работает. Не просто с согласия, но по предложению группы, смоделировали ситуацию: мы собрались для разработки Программы развития ТРИЗ в России. Времени было дано около двух часов. Мы успели провести экспресс-анализ ситуации "ТРИЗ в России: плюсы и минусы", построили желаемое состояние и наметили планы действий участников. По отзывам участников в конце - работа была полезна для них, помогла понять суть технологии. Но участвовало всего 14 человек. Остальные смачно потребляли информацию на других круглых столах.

Драматизм ситуации мне видится в противоречии: чем лучше человек делает Свое Дело, тем труднее ему вступить в Наше Общее Дело. Мне могут возразить: да ведь мы и делаем Наше Общее Дело через свои дела. И чем лучше каждый делает свое, тем лучше для общего дела. Один корифей работает на компанию Samsung, другой - светлая голова! - на компанию Procter&Gamble, третий - обучает молодых в Международном университете научно-технического творчества, четвертый колесит по всему миру, со страшной скоростью обучая иностранцев ТРИЗ.

Представляется, что такие наши действия есть просто-напросто распыление интеллектуальных и энергетических ресурсов в ситуации, когда требуется по выражению Марка Галлая, испытателя новых самолетов, "непрерывно делать необходимые действия для выхода из аварийной ситуации".

Попробуйте, коллега, назовите Наше Общее Дело! Как вы лично его понимаете?

ПОЧЕМУ НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ СРОЧНО

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

И.А.Крылов

Короткий ответ на этот вопрос таков: человечество руками подлецов и дураков при непротивлении остальных все более успешно готовит собственную гибель. Этот факт обнаружен не мной, есть группы ученых, наблюдающих процессы на Земле и прослеживающие тенденции изменений на планете. Попытки согласования действий предпринимаются постоянно. Международной Комиссией по окружающей среде и развитию было заявлено: "Мы способны согласовать деятельность Человека с законами природы с целью перехода к Устойчивому развитию общества". Однако научно-обоснованной системы согласования решений с естественными законами предложено не было. Предполагалось, что каждая страна и регион самостоятельно разработают концепцию и программу перехода к устойчивому развитию. Но таких концепций как не было, так и нет. И трудно ожидать в скором будущем.

Приведу обоснование срочности объединения, найденное мной в последнее время.

Еще сто лет назад более 90% населения России составляли крестьяне. Понятие "крестьянин" обозначает человека Креса, бога огня. Это были люди, с древнейших времен научившиеся жить в согласии с Природой и создавшие удивительную культуру выживания в гармонии с ней. Крестьяне были независимы и самодостаточны: кормили себя и нахлебников, которые их впоследствии уничтожили. Единственное условие для жизни крестьянства было простым: не мешайте! Дайте работать и не мешайте!

Крестьянская община царю-батюшке давала рекрутов для армии и налоги на содержание аппарата. Все остальные вопросы решались "миром" - собранием общины. Община защищала себя от воров, предателей, дураков и поставляла ученых, полководцев, педагогов, писателей, общественных деятелей.

Крестьянская община выращивала в каждом ребенке сознание Хозяина - человека, ответственного за умножение богатства. И битвы гражданской войны были битвой людей, ответственных за будущее с безответственными иллюзионерами. Уничтожение крестьян привело к уничтожению механизмов самоуправления и защиты от "социального брака".

Структуру того общества можно представить в виде пирамиды, где широкое основание - это те самые 90% крестьян разного уровня и достатка. А 10% - живущие в городах и усадьбах нахлебники, постепенно захватившие власть и богатство ради удовлетворения своих постоянно растущих прихотей. Именно так, не потребностей, а прихотей. Великолепно это осознал, вытравил в себе и показывал другим людям своего времени Лев Толстой.

Результатом так называемого "прогресса цивилизации" к настоящему моменту стала обратная пирамида: по данным статистики 2% американских фермеров кормит не только Америку, но и Россию. Настоящих российских крестьян уже не найдешь днем с огнем. Что же собой представляет сейчас большинство населения современной России, где в основании бывшей пирамиды деградирующие останки колхозников?

Точно и кратко сказал об этой массе А.И.Солженицын - образованщина! Это люди, не понимающие законов Природы, не умеющие дружить с ней и в основной своей массе не способные прокормить себя самостоятельно. Это люди зависимые от других, также как они не соблюдающих даже принятые ими законы Конституции и тем более не понимающих необходимости соблюдения законов Природы.

А поскольку механизмы очищения утрачены, они получили доступ повсюду и в том числе в управление государством, наукой, искусством. И в образование.

И такие люди есть повсюду. В том числе в США, где экономика лишь внешне выглядит такой лучезарной. Вот что пишет бывший советник президента, экономист Линдон Ларуш:

"США за последние 30 лет по сути разрушили собственную страну. Кризис поразил не только США, но и все страны Европы, да и остальной мир" ("Терпимость и сострадание", 28.05.2005)

Рассказывают, что на Памире у перехода через пропасть есть надпись "Путник, помни, здесь твоя жизнь, как слеза на реснице". Это про нас, про наш путь. В современном мире благополучие каждого городского жителя, каждой семьи, целого города все больше и больше зависит от благоразумия не только властей, но от разумности самого захудалого сантехника.

Создалась ситуация острой взаимозависимости граждан друг от друга, когда массы ответственных хозяев жизни уже нет, а единый хозяин еще не появился. А поскольку механизмы самоуправления и самоочищения общества утрачены, а органы правопорядка постепенно превращаются в органы правопреступности, в общей массе оглупляемого населения все больше раздолья инициативным выродкам, предателям, дуракам и подлецам, наживающимся на неспособности остальных объединиться для создания благополучного будущего своим детям.

Все это отребье не способно понять, что оно столь же зависимо, как и остальные от нашего общего благоразумия. Но мы, надеюсь, это понимаем? А если понимаем, то что мы делаем? Продолжаем пребывать в иллюзиях творческой деятельности, не так ли?

ЧТО ЕСТЬ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО

Учиться у жизни, учиться в жизни, учиться для Жизни!

Миссия РОС

Всякий раз, глядя на разнообразно-однообразные партии, на их суету, удивляюсь - неужели не понятно, что все мы члены единой партии - Родительской. Мы все - родители и все, что мы делаем на Земле - делаем для детей, для их Будущего. И на все, что делается сейчас, есть только один правильный взгляд - из Будущего детей планеты.

Выкачиваем нефть и газ - хорошо ли это для наших детей? Выпускаем все больше разнообразных кипятильников, сковородок - нужно ли им столько для жизни? Строим все больше небоскребов - будут ли они в них жить?

Если задавать примерно такие вопросы, идущие из благополучия Будущего детей - можно контролировать любые действия в современности. Но не обучены правительства и министры использованию системного оператора!

А мы - то на что с нашими суперзнаниями?

Давайте проверимся. Вот собрались умнейшие корифеи инженерного дела, прослушали полезнейшие доклады о том, как вывести новую породу прокладок с крылышками, о том, как скрещивать между собой разные машинки - очень интересно! Даже заслушали доклад про антизаконы.

Увы, это глубокий подсистемный уровень! В смысле далекий от реалий общественной жизни. Не так ли?

В другом месте собрались не менее умные корифеи образования, прослушали доклады об альтернативных образованиях детей - очень интересно! Здесь все больше процветает плюралистический и толерантный подход - и ты прав, и я прав, и все правы. Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо…

Закона жизни люди не знают: растрата ресурсов даром не пройдет.

Что же потом, после великолепных докладов, наикруглейших столов? Каков позитивный эффект? А ничего не меняется в нашей деятельности и в обществе. Вам понятно, кому выгодны плюрализм и толерантность?

Не меняется - означает, что продолжаются процессы уничтожения. И уничтожается, прежде всего, Природа в человеке, а уже потом Природа как среда обитания. Первично - разрушение природного начала в человеке.

Например, активность, стремление к творчеству и самостоятельности детей как уничтожали, так и уничтожают еще больше и лучше. Винтикизация продолжается. Подлецам и дуракам все наши тусовки очень по нраву - пилите, творцы, пилите! И не мешайте нам пилить ресурсы будущего в свою пользу.

Эти люди по-своему заботятся о будущем. О своем прежде всего. И умножают они прежде всего свое личное "как бы богатство". Не понимают того, что рубли это просто знаки. И доллары - тоже знаки, действующие до тех пор, пока соблюдаются договоренности. Рухнет финансовая система США и богатство превратится в ничто. Именно потому с такой скоростью растут особняки даже в местах совершенно и удивительно неподходящих для нормальной жизни. Именно потому с такой скоростью растут новые небоскребы для тех, "кто добился успеха".

Уважаемые коллеги, собирающиеся на конференции и круглые столы, создают более ценный и нетленный капитал - технологии инженерного дела и образования Будущего. Но в конкуренции за управление ресурсами, за управление Будущим мы проигрываем подлецам и дуракам. Они легче понимают друг друга и легче объединяются для того, чтобы еще один шельф распилить и продать за границу. Вопрос стоит предельно остро: кто кого? Да, именно так.

Но нам объединяться труднее, мы - уникальные и творческие люди. Мы проникаем в тайны мироздания, чтобы открыть их для наших детей. Нам не платят за это, но мы все равно этим занимаемся, сокращая личное потребление до предела.

Все это надо делать, но надо делать и другое - Наше Общее Дело.

Что же оно такое - Наше Общее Дело? Какое Дело может стать действительно Достойной Целью МА ТРИЗ?

Видится только одно такое Общее Дело, позволяющее решить многие, если не все проблемы, - создание Разумной Образовательной Системы (РОС), принципиально отличающейся от Существующей Образовательной Системы (СОС).

Модернизировать СОС, в том числе укрепляя ее с помощью ТРИЗ, - бесполезно. Неужели не понятно, что этот паровоз уже не тянет, и любые припарки ему не помогут? Надо рядышком строить новую, принципиально новую систему на основе законов разума.

Вот карта сравнения двух систем (табл.1).

Табл.1

-
Существующая Образовательная Система Разумная Образовательная Система
Выпускники Одиночки, как бы специалисты, не способные решать свои жизненные задачи, нуждающиеся в рабочих местах, зависимые от работодателей Малые фирмы, группы людей, способных эффективно работать вместе по созданию инноваций, на основе законов Природы и общества
Капитал выпускника Бессистемные знания, объем которых непрерывно растет, объем признается явно недостаточным Системы знаний (технологии), позволяющие действовать эффективно и гармонично в любой сфере
Процесс обучения Разрушает здоровье и индивидуальность, выращивает личину, безответственность Создает уникального человека, его работолюбие, самостоятельность и взаимоответственность
Продолжительность обучения (вуз) Пять лет и недостаточно Два года на первом этапе, далее еще меньше
Затраты общества (родителей) До 3000$ в год Около 500$ в год на первом этапе

Почему именно создание РОС решает проблемы?

Прежде всего потому, что нет более заинтересованных людей в своем будущем, чем молодежь. У молодежи есть еще "буйные", те, кто страстно хочет изменить мир и измениться самим. И если им дать верное направление и эффективные средства - они сделают невозможное. У них хватит энергии и разума.

Проектом РОС предполагается создание быстро растущей системы малых фирм, действующих в единой культуре деятельности, где ТРИЗ - основа. Иной - нет! Проверено! Только ТРИЗ нацеливает на выработку экономичных (закон повышения идеальности), экологичных и этичных решений (закон согласования и другие).

Напрягите воображение, коллеги! При первом наборе 60 человек, после отсева останутся 40, допустим. Через 2 года будет выпущено от 8 до 12 малых инновационных фирм. Это на первых порах. Распространяя технологию подготовки на условиях франчайзинга, можно за короткое время создать в России, а затем и в мире единую инновационную систему образования, постепенно спускающуюся в институт и школы. "Браком" в работе системы будет являться одиночка - тот, кто не сумел, кого мы не сумели включить в коллектив.

Самое главное - У НАС ВСЕ ЕСТЬ для изменения ситуации. Есть кадры, есть опыт не просто обучения - научения практике решения проблем, созданию технологий. Есть действующие организации, занимающиеся этим.

Все есть, но чего-то не хватает. Чего же?

ТЕХНОЛОГИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УНИКАЛЬНОСТЕЙ

Конференция - хорошая вещь, но устарелая, поскольку несет в себе массу противоречий. Круглый стол - более эффективная форма, но опять-таки не годится для согласования совместных действий. Эти формы для одиночек, желающих потреблять информацию или поделиться ей.

Для людей, желающих СОВМЕСТНО И СОГЛАСОВАННО ДЕЛАТЬ ОБЩЕЕ ДЕЛО есть другие формы.

Одна из них - технология коллективной эффективной деятельности (ТКЭД).

Вот ее краткое описание как процедуры:

1. Способ работы группы при недирективном участии ведущего, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности:

- процесс проводится по определенным нормам (правилам), следующим из закона человеческой кооперации и универсальной логики деятельности;

- ведущий следит за соблюдением норм и не вмешивается в содержание работы участников.

2. Способ работы по п.1, отличающийся тем, что для максимального использования потенциала участников процесс начинается с выработки каждым участником уникального индивидуального продукта по содержанию работы.

3. Способ работы по п.2, отличающийся тем, что участники объединяются в малые группы, начиная с двоек, и САМИ соединяют свои индивидуальные уникальные продукты в единую систему (коллективный продукт) по определенным нормам.

4. Способ работы по п.1-3, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности дальнейшей совместной работы в конце участники САМИ проводят анализ процесса и результатов.

5. Способ работы по п.1-4, отличающийся тем, что с целью организации дальнейшей согласованной совместной деятельности участники САМИ проводят планирование своей деятельности и согласуют время, место и программу следующей встречи.

6. Способ работы по п.1-5, отличающийся тем, с целью сокращения затрат обучение технологии проводится в процессе деятельности на этапе анализа.

Практика использования ТЭКД с 1990 года показывает ее высокую эффективность в любых группах, начиная с младшей группы детского сада и заканчивая группами с участием депутатов разного уровня. Один из примеров подобной работы - разработка проекта "Микрорайон как пространство образования детей", выполненный в 1991 году по заказу двух депутатов Выборгского района Ленинграда. В коллективной работе тогда участвовало около 100 человек: учителя, старшеклассники, родители, директора школ, предприниматели и депутаты.

Другой пример - коллективное проектирование Технологического университета по заказу и с участием сотрудников завода двигателей КАМАЗа, учащихся и педагогов в 1991 году в Набережных Челнах.

Использование ТЭКД особенно эффективно для проведения коллективного анализа ситуации, сложившейся в компании, для анализа ее деятельности за определенный промежуток времени. Применение ТЭКД позволяет значительно сократить затраты времени на разработку стратегии, особенно в ситуациях неопределенности. Самой уникальный результат, достигаемый с помощью ТЭКД, - разработка Программы развития организации выполняемая самими участниками данной организации. В эту работу органично встраивается использование элементов ТРИЗ и ФСА.

Соединение трех технологий - ТРИЗ, ФСА и ТЭКД в одном месте позволяет в короткое время образовывать и выпускать не просто одиночек, но малые группы, фактически готовые инновационные фирмы, отличающиеся следующими конкурентными преимуществами:

" имеется опыт совместного решения практических проблем, реализации проектов;

" имеется единая технология совместной согласованной деятельности;

" имеются технологии разрешения противоречий и совершенствования любых изделий, процессов, организаций.

Что еще необходимо? Необходимо участие в этом проекте тех, кто готов работать для разумного Будущего наших общих детей.

Данный документ можно рассматривать как проектное предложение. Если вы хотите принять участие - выразите свою готовность. Проект может развертываться в разных точках России, там, где есть люди, берущие на себя ответственность за Будущее.

Детальная проработка, привязка к месту может быть выполнена по ТЭКД с любым наличным составом участников.

С наилучшими пожеланиями и к Вашим услугам - автор проекта.

Адрес: Чебоксары, 428032, ул.Дзержинского 31-10, Гальетов Валерий Павлович. Тел. 8352-628-599 дом, +79603131987 моб, e-mail: galtov@yandex.ru


Главная    Конференция    Как нам объединиться, когда мы такие уникальные