Главная    Кафедра прогнозов    Климату готовят бомбу
Не успел В.В. Митрофанов поставить задачу борьбы с начинающимся глобальным потеплением (смотри Что делать и кто виноват"), как оказалось, что решение уже есть. И подготовили его у нас, в России. Читайте материал из "Российской газеты".

Редактор

Климату готовят бомбу

Юрий Медведев


10.01.2007 Российская Газета


Что происходит с климатом? Можно ли им управлять? Сколько продлится глобальное потепление? Как оно отразится на экономике страны? Когда начнется похолодание? Эти и другие вопросы в редакции газеты обсуждали директор Института физики атмосферы РАН академик Георгий Голицын, директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН академик Юрий Израэль, директор Института географии РАН академик Владимир Котляков, заведующий отделом Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Росгидромета доктор физико-математических наук Владимир Катцов.

Российская газета | Более двух месяцев погода преподносит сюрпризы, а четыре теплых дня декабря побили абсолютные рекорды за всю историю наблюдений. Люди поздравляли друг друга и с Новым годом, и с приходом весны. Для большинства эта аномалия - явное свидетельство глобального потепления, в котором виноват сам человек. Ученые согласны с таким мнением?

Юрий Израэль | Сразу хочу подчеркнуть, что аномально теплый период характеризует только погоду, но ни в коем случае не климат. Погода может меняться чуть ли не каждый день, климат остается стабильным очень долгое время.

Что касается рекордов температуры, то они не редкость. Ведь рекорд устанавливается на один день, а их в году 365, поэтому практически ни один год не обходится без какого-нибудь температурного достижения. Вряд ли можно говорить, что нынешняя температурная аномалия - признак потепления климата. Это разные вещи.

Кстати, это на европейской части России наблюдается теплый период, а за Уралом температура была даже ниже нормы, доходило до -30оС. Думаю, если сейчас спросить сибиряков и москвичей, что они думают о глобальном потеплении, они вряд ли поймут друг друга.

Владимир Котляков | Погода и в Европе, и у нас формируется в соперничестве ветров Атлантики, которые приносят тепло, и холодных потоков воздуха из Арктики. От того, кто кого вытеснит, и зависит погода. Несомненно, что и в будущем нас жду т самые разные аномалии, но это для погоды - норма. Она и должна преподносить сюрпризы

РГ | От науки ждут, что она будет прогнозировать подобные нормальные аномалии, чтобы они не обрушивались на нас внезапно? Есть ли такой шанс?

Владимир Катцов | Сегодня даже самые мощные компьютеры, используя сложные математические модели атмосферы, способны с довольно высокой, но не 100-процентной вероятностью рассчитать прогноз погоды максимум на десять дней. Если же заглядывать на месяц вперед, то точность "попадания", как правило, низка.

Что же касается нынешней аномалии, то она в принципе предсказывалась, только ее интенсивность недооценили: среднемесячная температура на европейской части страны оказалась выше нормы на 6-8оС.

РГ | А можно сказать, что ожидать в России нынешней зимой?

Катцов | Росгидромет прогнозирует, что с вероятностью 70 процентов в большинстве районов страны январь и февраль будут теплее, чем в прошлом году.

Израэль | Когда-то наш очень известный специалист в области климата академик Андрей Сергеевич Монин в одном из интервью на вопрос, как вы прогнозируете погоду, ответил: "Очень просто. Я вечером сажусь к телевизору, а потом рассказываю всем о том, что услышал".

Человечеству пора готовить сани

РГ | Климат сегодня стал модной темой. Кто только о нем не рассуждает. Нередко выдвигаются прямо противоположные версии потепления, от которых у простого человека голова идет кругом. А есть среди них, что называется, официальная, к которой склоняется научное сообщество?

Георгий Голицын | Конечно, есть. Проблемой климата вплотную занимается "большая восьмерка". Еще в 1988 году под эгидой ООН создана Межправительственная группа экспертов, куда входят сотни ведущих специалистов всего мира. Юрий Антониевич является заместителем председателя группы.

Ученые раз в 5-6 лет выпускают доскона льные отчеты по всем аспектам климата и последствий потепления. Это и есть официальная точка зрения науки на данную проблему. Думаю, о ней мы еще будем говорить подробно.

РГ | Только что прочитал заявление известного американского ученого Джеймса Хансена, что Земля уже достигла температурного максимума за последние 12 тысяч лет. То есть планета стремительно движется к перегреву?

Котляков | Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ведь главный закон развития природы - цикличность. В истории Земли были ледниковые периоды, когда почти вся ее поверхность замерзала и лед доходил чуть ли не до экватора. А затем Земля оттаивала, начиналось потепление. Скажем, максимально жарким был каменноугольный период, когда и образовался каменный уголь. Продолжительность таких циклов самая разная: и миллионы лет, и сотни тысяч лет, и десятки тысяч.

Сейчас мы живем в теплый, межледниковый период, который называется голоцен. Его продолжительность примерно 11 тысяч лет. Так вот максимум средней температуры на Земле в голоцене мы уже прошли примерно пять с половиной тысяч лет назад. Именно тогда она была на градус выше, чем сейчас. Поэтому Хансен ошибается.

Более того, Земля находится на спаде этой температурной кривой. Иными словами, движется к похолоданию. Спросят, а как же потепление, которое наблюдается последние годы? Здесь нет противоречий. Есть общая тенденция климата к похолоданию, но на этом пути возможны резкие и кратковременные скачки температуры. Причем как похолодания, которые, например, наблюдались в 60 и 70-е годы прошлого века, так и потепления, как в последние 50 лет.

Израэль | О том, что климат Земли смещается к похолоданию, говорит и такой факт. Известно, что если концентрация углекислого газа, который вызывает парниковый эффект, падает ниже 200 молекул на миллион молекул воздуха, то начинается мощное оледенение. Так вот сейчас эта величина ненамного выше, всего 380. То есть мы находимся на самом краю холода.

А ко гда средняя температура на Земле была действительно высокой, примерно на десять градусов больше, чем сейчас, то концентрация углекислого газа составляла десятки тысяч молекул. Словом, в истории климата были действительно масштабные метаморфозы - глобальные потепления, когда на полюсах таяли ледники, и глобальные похолодания, когда лед уходил далеко к экватору. А то, что мы наблюдаем сейчас, можно назвать микропотеплением. Ведь за последние сто лет температура на планете увеличилась всего на 0,6оС.

Вроде бы немного, особенно на фоне общей тенденции к похолоданию. Но есть один настораживающий факт. Именно эти сто лет по-своему беспрецедентны. Дело в том, что за все последнее тысячелетие средняя температура в Северном полушарии ни разу не росла столь стремительно, как в эти сто лет.

Холод породил человека

РГ | Разве это не доказывает, что во всем виноват человек? Ведь беспрецедентный рост температуры начался именно в индустриальную эпоху, которая выбрасывает в атмосферу огромное количество углекислого газа, вызывающего потепление.

Израэль | Повторяю, это данные только за последнее тысячелетие - маленький отрезок в долгой климатической истории Земли, о которой мы пока знаем очень мало. Хотя известны периоды, когда человека на Земле вообще не было, а температура росла. Увы, мы еще не знаем - как. Может, еще стремительней, а может - медленней. В этом еще предстоит разобраться. Точно так же предстоит ответить на вопрос, что же сегодня является причиной потепления, сама природа или человек?

Катцов | Разделить между ними ответственность за потепление ученым позволяют математические модели климата. Все расчеты, которые сегодня делаются в мире, приходят к единому выводу: крайне маловероятно, чтобы природа могла самостоятельно вызвать столь значительное потепление, которое наблюдается последние десятилетия. Без "помощи" человека здесь не обошлось.

РГ | Но насколько она весома? Не переоцениваем ли мы ее? Считается, что у природы есть свой механизм для управления климатом. Якобы она открывает какой-то клапан, и содержание углекислого газа в атмосфере начинает быстро расти. Нередко до огромных величин, что и вызывает глобальное потепление. У науки есть версии, что это за клапан?

Котляков | Здесь все не так просто. С одной стороны, действительно все теплые периоды Земли сопровождались очень высоким содержанием в атмосфере парниковых газов. Но что причина, а что следствие? Пока нет ответа. В истории климата были периоды, когда вначале поднималась температура, а только затем увеличивалась концентрация парниковых газов. А вот почему росла температура - ученым тоже еще неясно.

РГ | А есть объяснения, почему вообще происходили глобальные похолодания? И как Земле удавалось из них выходить?

Котляков | Несколько раз в своей истории Земля подходила очень близко к критической черте, за которой ей грозила "вечная зима". Это могло произойти, если бы вся вода на планете замерзла. Однако она каждый раз выходила из кризиса. Это говорит о том, что у Земли огромный запас прочности.

Кстати, напомню, что разумное человечество возникло именно в ледниковый период примерно два миллиона лет назад. Можно сказать, что холод способствовал появлению человека разумного.

Голицын | Среди причин глобальных похолоданий были, в частности, и космические силы. Ведь у Земли периодически меняется наклон оси вращения, он "гуляет" примерно на один градус. Это определяет длину дня в полярных регионах. Кроме того, изменяется орбита Земли вокруг Солнца. В настоящее время наша планета наиболее близка к своему светилу в январе, а наиболее далека - в июле. Если еще и продолжительность дня минимальна, то снег в полярных районах не успевает растаять, появляются условия для наступления ледниковых периодов, длящихся десятки тысяч лет.

Котляков | Помимо космических работают и земные причины. Скажем, вулкан ы, выбрасывающие огромное количество сернистого ангидрида. Он поднимается на высоту до 20 километров, препятствуя проникновению на Землю солнечной радиации, что вызывает резкое похолодание. Так, извержение 73 тысячи лет назад вулкана Тоба на Суматре понизило температуру на планете почти на 4 градуса. Наступил ледниковый период, длившийся почти 60 тысяч лет.

РГ | По одной из версий, именно вулканы спасут Землю от надвигающегося потепления. Замечено, когда активность Солнца минимальна, они начинают вовсю "работать", и наоборот. А сейчас активность светила пошла на спад, что якобы дает Земле шанс. По другой гипотезе, нам не стоит бояться парникового эффекта, так как океан компенсирует весь прирост углекислого газа, выброшенного в атмосферу цивилизацией, поглотив этот избыток. Согласны?

Катцов | Вряд ли стоит рассчитывать, что океан сможет компенсировать рост углекислого газа. Ведь он хуже его поглощает, если температура воды повышается. Что сейчас и наблюдается. И, конечно, надо учитывать другой очень опасный для климата фактор - метан, который в огромных количествах содержится в вечной мерзлоте. Потепление может его высвободить, тогда парниковый эффект будет усиливаться, еще больше увеличивая температуру и дальше раскручивая механизм потепления.

Принцип Хаджи Насреддина

РГ | Учитывая все те сложности в изучении климата, о которых вы говорили, можно понять проблемы ученых, от которых ждут четких прогнозов на будущее. Недостатка в таких сценариях нет, но насколько на них можно полагаться?

Израэль | Я бы разделил все прогнозы на три части. Некоторые специалисты считают, что в ближайшие сто лет существенных изменений климата вообще не предвидится. Средняя температура на Земле будет изменяться в пределах одного градуса.

Полярной точки зрения придерживаются авторы так называемых "страшилок". Они уверяют, что климат уже прошел критическую точку и человечество уже ничего не спас ет. Гольфстрим поменяет свой путь, Скандинавия и Северная Америка замерзнут, а Арктика и Антарктида растаят и т.д.

И, наконец, есть заключение Межправительственной группы экспертов ООН, о которой здесь говорили. Эти ученые считают, что температура на планете увеличится за сто лет от 1,9 до 4,5 градуса. То есть в среднем на 2-2,5 градуса. Вероятнее всего на это и надо ориентироваться, говоря о климате будущего, о тех последствиях, которые он может принести жителям Земли. Причем никаких глобальных катаклизмов ученые не ожидают.

РГ | А что сулит такое потепление нашей стране? Побывавший в прошлом году в нашей редакции руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий рассказывал, что готовятся сценарии до 2010-2015 года. Они уже есть?

Катцов | Речь, очевидно, идет о "Стратегическом прогнозе" Росгидромета. Он в основном построен на экстраполяции на ближайшие годы тех тенденций, которые наблюдаются в настоящее время. Что уже сейчас можно утверждать с уверенностью? При любых вариантах развития мировой экономики, от самых жестких - с резким ростом выбросов парниковых газов, до самых мягких - при стабилизации таких выбросов на нынешнем уровне, климат в ближайшие несколько десятков лет изменится незначительно. На территории России температура за десять лет вырастет в среднем на десятые доли градуса. Зимой этот рост окажется выше, чем летом.

Израэль | Общая тенденция понятна, но что будет в ближайшие 10-15 лет? Ведь именно это сегодня интересует тех, кто должен принимать решения, куда вкладывать деньги, чтобы заранее подготовиться к любым неожиданностям.

Катцов | Ни один суперкомпьютер не ответит, будет ли 2015 год теплее 2010-го. Намного проще дать прогноз средней температуры на 100 лет, чем на десять. А еще сложней - на полгода вперед. Ведь это уже не климат, а, если можно так выразиться, "долгая погода", о капризах которой мы говорили. Чем короче промежуток времени, тем неопределенней прогноз.

РГ | Долгосрочные прогнозы в чем-то похожи на принцип Хаджи Насреддина, если вспомнить историю с эмиром и ишаком. Поэтому давайте все-таки обратимся к ближайшим 15 годам.

Катцов | Стратегический прогноз Росгидромета предсказывает, что климат станет более "нервозным": возрастет вероятность различных аномалий и экстремальных явлений, увеличится число наводнений, ураганов, снежных лавин, паводков, засух. Короче будет отопительный сезон, длиннее вегетационный. Сейчас Росгидромет готовит более детальный доклад о том, как может измениться климат в России в первой половине XXI века и каковы могут оказаться последствия для экономики страны и конкретных отраслей. Ожидается, что эта работа будет завершена к концу 2007 года.

Голицын | Наш институт совместно с Институтом географии и Главной геофизической обсерваторией и географическим факультетом МГУ оценивал климат для Европейской территории страны, а также последствия для экономики. Выяснилось, что в целом практически все районы, за исключением некоторых южных, от потепления выигрывают. Но это, как вы понимаете, говорит лишь о потенциальных возможностях. Как они будут реализовываться - зависит от хозяйственников.

РГ | Нашим гидрометеорологическим службам предъявляют претензии, что они не успевают предупредить об опасных климатических явлениях, которые, по данным Всемирного банка реконструкции и развития, наносят нашей стране ущерб в 30-60 миллиардов ежегодно. Что мешает?

Катцов | Сейчас число таких опасных явлений - а это прежде всего ураганы, смерчи, сильные ветры, шквалы - растет в среднем на 6 процентов в год. Причем именно их особенно сложно прогнозировать, так как они развиваются стремительно и на небольших территориях. Сейчас при участии Всемирного банка реконструкции и развития ведется переоснащение Росгидромета, и можно ожидать, что к 2012 году точность прогнозов радикально возрастет.

РГ | Какие сюрпризы могут преподнести реки?

Катцо в | Это очень большой вопрос, поэтому приведу лишь отдельные примеры. Так, из-за увеличения во многих регионах осадков, особенно зимой, может увеличиться мощность паводков, например, в Архангельской области, Республике Коми, на Урале, Енисее и Лене. Также прогнозируется рост катастрофических наводнений весной на Северном Кавказе и в междуречье Дона и Волги.

РГ | А как потепление скажется на здоровье людей?

Катцов | Например, отодвинется к северу граница дискомфортного проживания. Но это же касается и других биологических видов, в том числе и болезнетворных бактерий. С другой стороны, на всей территории страны увеличится продолжительность периодов с экстремально высокими температурами, так называемых "волн тепла", опасных для здоровья.

"Будыко" в портфеле

РГ | Люди сегодня с тревогой говорят о климате, потому что ощущают себя его заложниками. Беспокоит и неопределенность оценок будущего самими учеными. Совсем иная картина была бы, умей мы управлять климатом. Есть у науки какие-то предложения?

Израэль | Сегодня главным виновником потепления назван углекислый газ. С ним объявлена борьба, подписан Киотский протокол, предусматривающий сокращение выбросов этого газа. Так вот мне кажется, что его надо оставить в покое и вспомнить идею академика Михаила Ивановича Будыко, которую он высказал 35 лет назад.

Мы говорили о вулканах, которые при извержениях уменьшают поток солнечной радиации, вызывая на Земле похолодания. Так давайте воспроизведем этот процесс. Чтобы снизить температуру атмосферы Земли на 1-2 градуса, надо закачать в стратосферу около 600 тысяч тонн аэрозоля, скажем, капелек серной кислоты. Они будут усиливать отражение солнечного излучения. Причем эффект похолодания продлится год-два, пока частицы не осядут на землю.

РГ | А вы не отравите серой жителей планеты?

Израэль | Оценки показывают, что даже если мы забр осим в стратосферу миллион тонн серы, то за год на квадратный метр земли выпадет около 0,2 миллиграмма. Это в тысячи раз меньше, чем выбрасывает промышленность.

В 2005 году я познакомил с этой работой президента России, который переслал ее в Российскую академию наук. Безусловно, идея требует очень серьезной проверки, и она сейчас ведется. Кстати, недавно такое же предложение высказал нобелевский лауреат Пауль Крутцен. И тоже со ссылкой на исследования Будыко.

И, наконец, самое главное. Предположим гипотетический сценарий событий. Например, начались какие-то суперневероятные катаклизмы, связанные с потеплением. Но они не застанут нас врасплох, если в портфеле науки будет отработанный и надежный способ, чтобы быстро дать отпор этой напасти. К тому же он в десятки и даже сотни раз дешевле, чем Киотский протокол. Если хотите, это как мирная атомная бомба. Ее не надо применять, но на крайний случай следует держать за пазухой. А уж если ситуация с климатом станет безвыходной, тогда человечество соберется на большой хурал и будет решать: погибать или попробовать применить идею Будыко. Для этого и надо провести ее всестороннюю международную проверку.

"Российская газета"

http://www.rambler.ru/news/world/weather/9468563.html


Главная    Кафедра прогнозов    Климату готовят бомбу