Главная    Кафедра прогнозов    Гидродинамики используют пассажиров метро как "маленьких человечков"

Представляемый ниже материал интересен с двух позиций. Во первых, мы можем узнать из него, что некоторым журналистам уже не чужды принятые в ТРИЗ термины, они используют и в данном случае вполне адекватно, специальные обозначения. Представляется, что мы и сами не заметили, где лежала та черта, за которой терминология методов поиска вошла в привычный лексикон широких масс трудящихся.

Во вторых, интерес представляет само по себе описанное в заметке "изобретение", состоящее в переносе процессов, происходящих в одной области, для моделирования того, что происходит в другой. Причем, обратите внимание, насколько далекой и неожиданной оказалась эта связь.

Итак, мы уже живем в мире, пронизанном методологией. С чем я всех и поздравляю!

Редактор


Гидродинамики используют пассажиров метро как "маленьких человечков"

"Москва деловая"
04.01.07.

В Москве успешно работает уникальное предприятие, занимающееся выполнением заказов для крупнейших зарубежных аэрокосмических и гидротехнических фирм. Заказы эти - в области довольно специфической и малопонятной широким слоям населения - на исследование поведения газовых потоков в каналах сложной формы. Стоимость выполнения контрактов исчисляется суммами с большим количеством нулей, причем клиенты (а это довольно известные в мире фирмы) стоят в очереди. Дело в том, что качество выполнения этих работ настолько безукоризненно, тонкие особенности поведения газовых потоков в отчетах передаются в таких подробностях и нюансах, которые недоступны для современных западных лабораторий.

Как оказалось, для выполнения работы на предприятии используется вовсе не высокопроизводительная вычислительная техника и не аэродинамические трубы, в строительстве которых наша страна отстала на годы, а совершенно новая система, дающая точнейшие данные при минимальных затратах. Она построена на неожиданном принципе. Моделью газовых потоков здесь служат не подозревающие об этом пассажиры московского метро.

Все, кто пользовался услугами Московской подземки, знают, что привычное ранее деление дня на часы пик и более спокойное время, постепенно отошло в прошлое. На некоторых станциях эти "часы пик" растягиваются на весь день, продолжаясь с раннего утра до позднего вечера.

Фото

Выход из метро или переход с одной станции на другую подчас растягивается на двадцать - тридцать минут.

Группа специалистов по гидродинамике, решила использовать подобие обобщенных математических описаний движения сверхзвукового газового потока и движения плотно спрессованной толпы людей. Осуществляется это следующим образом: процесс движения людских масс снимается на видеокамеры, расположенные под потолком, а затем анализируется опытными математиками. При этом с помощью специальных компьютерных программ можно проследить траекторию движения каждого человека, то есть каждой элементарной точки этого потока. Получается, что весь объем потока как бы наполнен измерительными приборами, в каждую секунду производится фиксация параметров в каждой его точке. По мнению ученых это и дает возможность проводить расчеты с точностью, недостижимой для любого из имеющихся в мире инструментов или вычислительной техники.

Руководитель отдела моделирования показывает нам подробные отчеты и фотографии с многочисленными пометками ученых.

Переход между станциями "Лубянка" и Кузнецкий мост" фигурирует в них как "распределительный тракт", станция метро "Выхино" как "воздухозаборник", а тоннель, ведущий к эскалатору на станции "Комсомольская кольцевая" как "тракт сброса давления"…

Сотрудниками предприятия внимательным образом проанализированы все станции Московского метрополитена, многие пересадочные зоны пригородных электричек, а также безсветофорные участки дорожной сети города.

Резервов еще много, - говорит Николай Олегович, - думаю, что в ближайшее время удастся заключить договоры на мониторинг городских автомобильных трасс. Особенно нас интересуют развязки на МКАД при въезде в Химки и третье транспортное кольцо. Там очень интересная конфигурация потоков. Изучение плотного движения машин в этих зонах может помочь построить хорошие модели работы митрального клапана клапана сердца при инфарктах миокарда. А это, в свою очередь, облегчит жизнь тем же автомобилистам, потерявшим здоровье в многочисленных пробках. Так наука, вторгаясь в человеческую жизнь, делает ее легче и приятней.

Еще одним инструментом, который осваивается в настоящее время, является учет естественных особенностей поведения потоков пассажиров, текущих по подземным переходам в разное время суток. Оказывается, что ранним утром их можно охарактеризовать как более холодные, а часам к девяти утра потоки "теплеют". Особенно это заметно зимой. Дело в том, что на работу в это время движется поток офисных тружениц, изо всех сил стремящихся уберечь свои шубки от излишне тесных контактов с окружающими. Вот эта особенность и была подмечена учеными. Теперь такие "горячие" особенности позволят моделировать особо скоростные потоки, вплоть до гиперзвука.

Нашего корреспондента заинтересовало, не создаются ли пробки искусственно. Вот что сказал на это руководитель предприятия.

- "В этом нет никакой надобности, мы не успеваем обрабатывать ту информацию, которая поступает на наши камеры ежедневно. Как пассажиры, как жители города, конечно надеемся когда нибудь остаться без работы. Но боимся, что это время наступит еще не скоро".

Эксперты, к которым мы обратились за разъяснениями, указали, что сходство движения толпы и газовых потоков давно уже известно ученым. Но на использование людей в подобного рода экспериментах еще в семидесятые годы был наложен запрет, такого вида работы были сочтены антиморальными. Как видим, отечественными учеными этот запрет обойден достаточно элегантно - пробки и давка не создаются, а просто фиксируются, снимаются, а затем анализируются. Но почему бы не использовать в этом деле добровольцев? Представляется, что студенты авиационного, авиационно -технологического и ряда иных профильных университетов, могли бы вместо лабораторных занятий по аэродинамике, участвовать в реальных и нужных работах. Но оказывается дело в том, что значимые результаты можно получать только в ситуациях, когда люди, движущиеся в потоке, не подозревают о том что участвуют в такого рода экспериментах. Даже если найдутся добровольцы, желающие помочь в исследованиях, то само по себе осознание того, что происходит, изменит характер их поведения и, следовательно, изменит рисунок их движения, сделает его непохожим на движение инертных частиц.

Как все-таки сложно и интересно устроен наш мир, пронизанный мощными потоками вещества, энергии и информации, мир, в котором даже несознательные граждане участвуют в созидании будещего!


Главная    Кафедра прогнозов    Гидродинамики используют пассажиров метро как "маленьких человечков"