Главная    Конференция    Немного о стихах и пара слов о мотивчике

Немного о стихах и пара слов о мотивчике

В.В. Митрофанов

" Если ты ещё не дошёл до той степени, когда тебе представляются
две истины противоречащими одна другой, ты ещё не начинал мыслить.

Лев Толстой

Если Вы дорогой читатель подумали, что этот эпиграф, уже был, а я забыл и опять его поставил, то это не так. Я полагаю, что этот эпиграф-афоризм следует читать каждый день! Так что посмотрите его еще раз.

Я думаю, что многие задавали себе вопрос - почему на нас так сильно действуют стихи, почему поэтам удается создать такое сочетание слов, что вы, прочитав их, как будто наткнулись на какое то препятствие, и несколько мгновений дальше не читаете, а находясь под впечатлением переживаете и удивляетесь - вот это да, как ловко и изящно бьют они прямо в десятку. И нередко появляется мысль - вопрос, да как же тебе удается так сочинить? Какая методология применяется для такого творчества? А ведь почти каждое стихотворение - это мотивчик. Тема может быть известной, но выражена по-своему. Вспомните, как Ахматова говорила, что она не хотела садиться и писать стихи, но какая то сила заставляло ее делать это. А деревенский парень Есенин, о какой методологии он знал?

Конечно для того, чтобы читать или слушать поэтические строки у слушателя должен быть НАСТРОЙ, КАК У ПРИЕМНИКА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ВОЛНУ. И, конечно, должна включаться память, воспоминания и сопереживание! Если этого нет, то извините. У меня появилось желание собрать несколько особо интересных фраз. Но оказалось это сделать трудно, так как теряется сюжет и аромат стиха. Я прочел сборник стихов Ю.Друниной и Р.Казаковой. Получил громадное удовольствие и очень хочу привести Вам, чтобы и Вы почувствовали изящность стихов, и время, о котором они пишут. В стихах Вы уловите и противоречия, и ИКР, и ресурсы.

"Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Я пришла из школы

В блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы

В "мать" и "перемать",

Потому что имя ближе, чем

"Россия"

Не могла сыскать".

***

АХМАТОВОЙ

"Я была современницей Анны,

Я могла позвонить бы ей, но

Сердце вдруг набухало, как рана,

И в глазах становилось темно.

Разве СМЕРТНЫЙ ЗВОНИТ БОГИНЕ?

Шла она, ЗАВЕРНУВШИСЬ В ПУРГУ…

Но поныне, поныне, поныне

Я себя оправдать не могу!"

Какое противоречие! Я могла позвонить и не могла!!

Схожая ситуация. "9 мая 1920 г. М.Цветаева впервые увидела А.Блока на его выступлении в Политехническом: подойти познакомиться не решилась"

***

Марина Цветаева "Лирика" "Два СИЛЬНЫХ КРЫЛА

Расправляют нам спины

Величие Анны,

Мятежность Марины.

Все громче дыханье

Ахматовской шали…

Как страшно в Елабуге

Мы оплошали!

Хоть личной вины

Тут, пожалуй, и нету:

Вина ль, что дышать

Стало нечем поэту?

Марина и Анна,

Марина и Анна!-

Гремят имена

Словно ГОЛОС ОРГАНА.

Величие Анны,

Мятежность Марины…

И все ж мы повинны

И все ж мы повинны!"

***

Доброта.

"Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда- то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой

Иль тихим шутливым словцом

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет Доброта по земле,

И я про нее не забуду,

Хотя забываю о Зле."

***

Судный час.

" Покрывается сердце инеем-/ Очень холодно в судный час…./ А у вас глаза, как у инока,-/ Я таких не встречала глаз./ Ухожу, нету сил./ Лишь издали/ (Все ж крещеная!)/ Помолюсь/ За таких вот, как вы,-/ За избранных/ Удержать над обрывом Русь./ Но боюсь, что и вы бессильны./ Потому выбираю смерть./ Как летит под откос Россия,/ Не могу, не хочу смотреть!"

Римма Казакова.

***

"Я - как девчонка из деревни.

Роса и лес в моей крови.

Поговорим с тобой на древнем,

На грубом языке любви.

На том тяжелом, первобытном,

с шершавым рубленым лицом,

что как по камушку - копытом,

по первопутку - колесом.

Поговорим с тобою молча,

как дым горчайший - из трубы,

как летний дождь дорогу мочит

и как растут в лесу грибы.

Поговорим на том прекрасном,

который знаем ты и я,

на том очищенном - и грязном,(ФП)

как в непогоду колея.

Поговорим на этом вечном,

не зная больше ничего,

поставив тоненькую свечку

тому, кто выдумал его."

***

"Из одиночества 1.

Предчувствие.

Наказание это, а может, подарок? -(ФП)

Ишь, куда подзагнула судьба!…

Никого не люблю, а себя - и подавно!

А уж коль полюблю, постараюсь: себя.

Полюблю и, наверное, не бездарней,

Чем умела когда-то, в иные года,

Полюблю - за того непонятного парня,

Что вот так и не встретился мне никогда.

Я еще хороша, весела, кареглаза,

Мои руки еще столько в жизни могли б!

И какая меня запятнала зараза,

Что никто под завязку не влип ?!

Надоел этот путь, этот ветер наждачный,

Эта жажда, бесплотная, как во сне.

Но живет человечество, не нуждаясь,-

Беспробудно, наотмашь! - не нуждаясь во мне.

Ну и я не вздохну о нем больше ни разу,

С безысходностью душу смогу примирить,

Я еще хороша, весела, кареглаза,

Я еще не устала по-детски дурить!

Но когда засыпаю, обнявши подушку,

СТИХНУВ, словно отколотили,

И ГУДИТ, и постанывает

Мой вулкан непотухший-

Как набитый битком холодильник.

***

2.Грустная песенка в метро.

Это на корабле можно крикнуть: "Аврал!…"

А я - молчу, без шума и прыти, -

Так хочу, чтобы кто- то меня подобрал…..

Подберите меня, подберите!

Если что обветшает, музей или дом, -

Подремонте его, подбелите…

Подновите весь мир! Ну а все же потом

Подберите меня, подберите!

Я иду по подземным просторам метро…

Старичок, вы подальше пилите!

Что старо-то старо, и не к вам так остро:

Подберите меня, подберите!

Только все почему- то упрямо не так.

И сама свод небес подпираю.

И случайно оброненный кем - то пятак,

Неизвестно зачем, подбираю…"

***

Только что вышла книга Марининой "Все не так". Я не делаю рекламу книге, но интересно, что автор сообщает о том, как нынешнее поколение относится к поэзии. Не восторженно. Там в завязке, один состоятельный человек финансирует выпуск книги молодых поэтов, причем просит не афишировать его как спонсора. Это вызывает удивление у многих, которые не могут ответить на вопросы-зачем?, почему?, ведь никто покупать эти книжки не будет. Но я никогда не поверю, что люди не любят стихи. Посмотрите еще одно стихотворение Р.Казаковой.

Когда я не люблю, я беззащитна.

Я как-то не по-доброму добра,

я как-то не по-мудрому открыта-

открытостью проезжего двора.

Когда я не люблю, во мне раздроблено

На тысячи осколков все, что - я.

А если уж раздроблено - угроблено,

И суть моя - как будто не моя.

Я буду помнить все свои печали,

Все, что осталось у чужих дверей.

Как дым, как дым над русскими печами-

Темно и дымно в памяти моей.

Но что не затиралось черной краской,

Из черноты взрывалось голубой.

Страна Любовь, прости за эту рабскую,

За эту окаянную любовь!

И каждая былиночка привечена,

И каждого телка вспоить спешим…..

Страна Любовь, прости меня, как женщина,

За то, что мы тебе принадлежим.

И как в глаза отчаянные, русские,

В их дебри, в их смешинки, в их тоску,

Страна Любовь, в твои бойницы узкие

Еще глядеть, глядеть мне на веку.

Заканчивая цитировать стихи, приведу стихи Марины Цветаевой.

"Ах, далеко до неба!

Губы - близки во мгле….

Бог, не суди! - ты не был

Женщиной на земле!…"

" Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед". 13мая1913г.

***

После того как на сайте была поставлена работа, в которой я рассказал о мотивчике, мне позвонил В.М.Герасимов и рассказал, что все правильно, но он думает, что большинство людей получают мотивчики, но судьба этих мотивчиков различная. Одни их не оценивают, другие оценивают, но ничего не предпринимают, третьи оценивают, но вместо фуги получается "фига" (В.М.Г.), четвертые, действительно, доводят до конца, одни за секунды, и диапазон времени может достигать десятки лет. Призыв один, если Вас посетил мотивчик, не упускайте предоставленную вам возможность проявить свои творческие возможности.


Главная    Конференция    Немного о стихах и пара слов о мотивчике