Главная    ПРОЕКТЫ     ЖУРНАЛ ТРИЗ 96, 1 (№11)

Размещено на сайте 13.09.2007.

ЖУРНАЛ ТРИЗ 96, 1 (№11)



ПОРТФЕЛЬ РЕДАКЦИИ

Стихотворение номера

  • Н. Гумилев Шестое чувство

Официальные сообщения

ТРИЗ в быстроменяющемся мире

  • В.П. Баранов Распространение ТРИЗ-ИМ и культурные архетипы
    Различный средний уровень способностей и этно-культурные особенности населения различных регионов и стран могут сформировать значительные барьеры распространению ТРИЗ. Автор предполагает, что распространение ТРИЗ и ИМ контролируется различными механизмами.
  • В. А. Королев Три реплики
    Три работы — «Иисус ходил по камушкам, а ТРИЗ?..», «ТРИЗ не «точная наука». Но что?..» и «Знал ли Иисус из Назарета, как «найти идею»?» — представляют собой попытку разобраться в основах ТРИЗ.

Проблемы теории

  • И. Г. Девойно Функциональное наполнение технических систем
    Описаны закономерности процесса разворачивания функционального центра в «полнокровную» ТС — появление новых подсистем, обеспечивающих выполнение функций безопасности, эргономики и других.
  • К. А. Склобовский О движущей силе процесса развертывания ТС
    На основании аналогий между развитием технических и биологических систем обосновано предположение, что движущими силами процеса развертывания ТС являются наличие избыточности по ресурсам и многовариантное исполнение на каждом иерархическом уровне эволюционного «древа развития ТС».
  • И. С. Захаров О законах развития биологических систем
  • А.Н. Захаров Иерархия систем: вверх по лестнице, идущей...вверх
    Высказано предположение о том, что ТС являются низшим уровнем иерархической структуры систем, включающей производственные, общественные, природные, материальные и информационные системы, причем некоторые из этих уровней могут быть реализованы альтернативно.

Инструментарий ТРИЗ

  • Л. Г. Горяинов Надежный мост между ИКР-2 и конкретным решением
    Переход от решения в терминах ИКР к конкретному техническому решению всегда представляет значительную трудность; предложен способ «нового прочтения» формулировки ИКР-2, облегчающий перенос решений с языка ТРИЗ на «язык» реальной системы.

Информационные фонды

  • С.И. Суминов, К.А. Склобовский Почему в слове МАТХЭМ нет буквы Р?
    Описаны физические процессы, протекающие при взаимодействии проникающей радиации с веществом, лежащие в основе радиационных технологий, промышленные источники излучения и уникальные возможности этих технологий.
  • В.А. Курышев Глубина поверхности
    Описана линия использования листовых материалов, выявлены этапы ее развития. Предложения по активному использованию листовых материалов сформулированы в виде стандартов.
  • В.А. Курышев, А.Л. Субботин Аэрозоль — идеальное состояние вещества?
    Введено понятие «квазиидеальное вещество», описывающее реальные вещества, обладающие высокой управляемостью с помощью многих полей; показано, что веществами такого типа являются аэрозоли.

Практика применения ТРИЗ

  • A.M. Пиняев Примеры радиотехнических задач, решенных при помощи ТРИЗ.
  • С.К. Голиков Задачи из литейки

Система ТРИЗ-ФСА

  • Н.Н. Хоменко, Н.А. Шпаковский Совершенствование отвально-роторной машины методом ФСА
    Описаны постановка задачи и основные результаты, полученные при ФСА почвообрабатывающей отвально-роторной машины. Реализованные в металле результаты анализа не только позволили резко облегчить машину, повысить ее надежность и эффективность, но и наметить сильные перспективные ходы для создания интегрированного процесса предпосевной обработки почвы.

Программное обеспечение

  • Е.Д. Вязилов Использование ТРИЗ для уменьшения вреда от нежелательных природных воздействий
  • Информация о школе ТРИЗ

ТРИЗ в нетехнических областях

  • В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина Информация — что это такое?

ТРИЗ в бизнесе

  • Л.Х. Певзнер, М.Я. Лаховский Взаимоотношения изобретателя и предпринимателя, продвигающих новую ТС
    Внедрение новой продукции в производство представляет собой сложный, порой болезенный процесс, в котором, по традиции, отмечают только сложности, возникающие у изобретателя. На основании собственного, в целом успешного опыта постановки на производство новой продукции, авторы отмечают и значительные проблемы, стоящие перед предпринимателем, организующим такую деятельность.
  • М.С. Рубин Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле
    Отчет о первом опыте обучения ТРИЗ сотрудников банка в Петрозаводске, в ходе которого был выявлен, проанализирован и решен ряд задач как денежного обращения, так и функционирования банка и намечены пути дальнейшего сотруднечества тризовцев с банкирами.
  • В. Г. Сибиряков, А. С. Горчаков Список контрольных вопросов для анализа коммерческой деятельности фирмы

Теория развития творческой личности и творческого коллектива

  • К.А. Склобовский О двух подходах к модели творческой личности
    Модель ТЛ, предложеная Г.С.Альтшуллером, рассмотрена как один из этапов развития модели пассионарной личности, описанной Л.Н.Гумилевым, что, наряду с идеями Б.Л.Злотина о развитии коллективов, делает ТЛ объектом, обладающим системными свойствами. Отмечено, что ТЛ следует рассматривать не только как продукт обучения и воспитания, но и как носителя биологического (генетического) потенциала развития.
  • С.В. Вершинин «Человек знания» Карлоса Кастанеды как творческая личность
  • Ю. И. Федосов Первый среди равных
    В предыдущем номере журнала была опубликована статья автора о применении подходов новой науки — соционики — для подбора участников работоспособных творческих коллективов. В настоящей статье предложен тест для самооценки и идентификации личности в терминах соционических типов.
  • С.К. Голиков, А.С. Голиков Элементы ТРИЗ в рассказах Н.Носова

ТРИЗ-педагогика

  • А. А. Толмачев Об одном из подходов к обучению ТРИЗ
    Для повышения эффективности обучения ТРИЗ необходимо создать у слушателя долговременную мотивацию к изучению ТРИЗ, изменить его самооценку, что возможно осуществить с помощью специальных процедур психологического треннинга. Отмечены НЭ, возникающие при педагогической деятельности тризовцев, являющихся дилетантами в области педагогики дошкольного возраста.
  • О.М. Герасимов. ТРИЗ в ВУЗах Санкт-Петербурга
  • В. А. Уральская Письмо начинающему преподавателю и переписка с редактором журнала
  • Н.Н. Колчев Методика использования типовых приемов разрешения ТП
  • С.В. Ефремов Методики получения метафор, афоризмов и стихотворных загадок
  • Т.Г. Паршукова Развитие системных представлений у учащихся с помощью девятиэкранной схемы
    Системный оператор использован при изучении истории средних веков — раздел «Латинский мир» изложен с помощью функциональных представлений и снабжен опорными конспектами, выполненными в виде девятиэкранной схемы. Такие учебные пособия позволяют учащемуся легко выявлять как временные, так и функциональные связи между изучаемыми явлениями разных эпох, а учителю дает новые принципы концентрирования материала.

Развитие творческого воображения

  • Г. Коган Китайская сказка

НФЛ

  • А.Д. Балабуха, С.С. Литвин Ностальгический диалог
  • О. Ларионова Рассказы

Библиография

  • Д.Л. Лайус, Ю.А. Лихачев Две рецензии на книгу В.И. Тимохова «Биологические эффекты».

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    ПРОЕКТЫ     ЖУРНАЛ ТРИЗ 96, 1 (№11)