В.П. БарановРаспространение ТРИЗ-ИМ и культурные архетипы
Различный средний уровень способностей и этно-культурные особенности населения различных регионов и стран могут сформировать значительные барьеры распространению ТРИЗ. Автор предполагает, что распространение ТРИЗ и ИМ контролируется различными механизмами.
В. А. КоролевТри реплики
Три работы — «Иисус ходил по камушкам, а ТРИЗ?..», «ТРИЗ не «точная наука». Но что?..» и «Знал ли Иисус из Назарета, как «найти идею»?» — представляют собой попытку разобраться в основах ТРИЗ.
Проблемы теории
И. Г. ДевойноФункциональное наполнение технических систем
Описаны закономерности процесса разворачивания функционального центра в «полнокровную» ТС — появление новых подсистем, обеспечивающих выполнение функций безопасности, эргономики и других.
К. А. СклобовскийО движущей силе процесса развертывания ТС
На основании аналогий между развитием технических и биологических систем обосновано предположение, что движущими силами процеса развертывания ТС являются наличие избыточности по ресурсам и многовариантное исполнение на каждом иерархическом уровне эволюционного «древа развития ТС».
И. С. ЗахаровО законах развития биологических систем
А.Н. ЗахаровИерархия систем: вверх по лестнице, идущей...вверх
Высказано предположение о том, что ТС являются низшим уровнем иерархической структуры систем, включающей производственные, общественные, природные, материальные и информационные системы, причем некоторые из этих уровней могут быть реализованы альтернативно.
Инструментарий ТРИЗ
Л. Г. ГоряиновНадежный мост между ИКР-2 и конкретным решением
Переход от решения в терминах ИКР к конкретному техническому решению всегда представляет значительную трудность; предложен способ «нового прочтения» формулировки ИКР-2, облегчающий перенос решений с языка ТРИЗ на «язык» реальной системы.
Информационные фонды
С.И. Суминов, К.А. СклобовскийПочему в слове МАТХЭМ нет буквы Р?
Описаны физические процессы, протекающие при взаимодействии проникающей радиации с веществом, лежащие в основе радиационных технологий, промышленные источники излучения и уникальные возможности этих технологий.
В.А. КурышевГлубина поверхности
Описана линия использования листовых материалов, выявлены этапы ее развития. Предложения по активному использованию листовых материалов сформулированы в виде стандартов.
В.А. Курышев, А.Л. СубботинАэрозоль — идеальное состояние вещества?
Введено понятие «квазиидеальное вещество», описывающее реальные вещества, обладающие высокой управляемостью с помощью многих полей; показано, что веществами такого типа являются аэрозоли.
Практика применения ТРИЗ
A.M. ПиняевПримеры радиотехнических задач, решенных при помощи ТРИЗ.
С.К. ГоликовЗадачи из литейки
Система ТРИЗ-ФСА
Н.Н. Хоменко, Н.А. ШпаковскийСовершенствование отвально-роторной машины методом ФСА
Описаны постановка задачи и основные результаты, полученные при ФСА почвообрабатывающей отвально-роторной машины. Реализованные в металле результаты анализа не только позволили резко облегчить машину, повысить ее надежность и эффективность, но и наметить сильные перспективные ходы для создания интегрированного процесса предпосевной обработки почвы.
Программное обеспечение
Е.Д. ВязиловИспользование ТРИЗ для уменьшения вреда от нежелательных природных воздействий
Информация о школе ТРИЗ
ТРИЗ в нетехнических областях
В.И. Корогодин, В.Л. КорогодинаИнформация — что это такое?
ТРИЗ в бизнесе
Л.Х. Певзнер, М.Я. ЛаховскийВзаимоотношения изобретателя и предпринимателя, продвигающих новую ТС
Внедрение новой продукции в производство представляет собой сложный, порой болезенный процесс, в котором, по традиции, отмечают только сложности, возникающие у изобретателя. На основании собственного, в целом успешного опыта постановки на производство новой продукции, авторы отмечают и значительные проблемы, стоящие перед предпринимателем, организующим такую деятельность.
М.С. Рубин Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле
Отчет о первом опыте обучения ТРИЗ сотрудников банка в Петрозаводске, в ходе которого был выявлен, проанализирован и решен ряд задач как денежного обращения, так и функционирования банка и намечены пути дальнейшего сотруднечества тризовцев с банкирами.
В. Г. Сибиряков, А. С. ГорчаковСписок контрольных вопросов для анализа коммерческой деятельности фирмы
Теория развития творческой личности и творческого коллектива
К.А. СклобовскийО двух подходах к модели творческой личности
Модель ТЛ, предложеная Г.С.Альтшуллером, рассмотрена как один из этапов развития модели пассионарной личности, описанной Л.Н.Гумилевым, что, наряду с идеями Б.Л.Злотина о развитии коллективов, делает ТЛ объектом, обладающим системными свойствами. Отмечено, что ТЛ следует рассматривать не только как продукт обучения и воспитания, но и как носителя биологического (генетического) потенциала развития.
С.В. Вершинин«Человек знания» Карлоса Кастанеды как творческая личность
Ю. И. ФедосовПервый среди равных
В предыдущем номере журнала была опубликована статья автора о применении подходов новой науки — соционики — для подбора участников работоспособных творческих коллективов. В настоящей статье предложен тест для самооценки и идентификации личности в терминах соционических типов.
С.К. Голиков, А.С. ГоликовЭлементы ТРИЗ в рассказах Н.Носова
ТРИЗ-педагогика
А. А. ТолмачевОб одном из подходов к обучению ТРИЗ
Для повышения эффективности обучения ТРИЗ необходимо создать у слушателя долговременную мотивацию к изучению ТРИЗ, изменить его самооценку, что возможно осуществить с помощью специальных процедур психологического треннинга. Отмечены НЭ, возникающие при педагогической деятельности тризовцев, являющихся дилетантами в области педагогики дошкольного возраста.
О.М. Герасимов.ТРИЗ в ВУЗах Санкт-Петербурга
В. А. УральскаяПисьмо начинающему преподавателю и переписка с редактором журнала
Н.Н. КолчевМетодика использования типовых приемов разрешения ТП
С.В. ЕфремовМетодики получения метафор, афоризмов и стихотворных загадок
Т.Г. ПаршуковаРазвитие системных представлений у учащихся с помощью девятиэкранной схемы
Системный оператор использован при изучении истории средних веков — раздел «Латинский мир» изложен с помощью функциональных представлений и снабжен опорными конспектами, выполненными в виде девятиэкранной схемы. Такие учебные пособия позволяют учащемуся легко выявлять как временные, так и функциональные связи между изучаемыми явлениями разных эпох, а учителю дает новые принципы концентрирования материала.
Развитие творческого воображения
Г. КоганКитайская сказка
НФЛ
А.Д. Балабуха, С.С. ЛитвинНостальгический диалог
О. ЛарионоваРассказы
Библиография
Д.Л. Лайус, Ю.А. ЛихачевДве рецензии на книгу В.И. Тимохова «Биологические эффекты».
В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.