Главная    Конференция     НЕРАВЕНСТВО

Размещено на сайте 28.01.2008.

НЕРАВЕНСТВО

В.В. Митрофанов



«Асимметрия-неравенство
Неравенство - сжатая пружина»
Олег Крышталь

По поводу неравенства я написал два размышления, и у меня было впечатление, что этот прием, метод, понятие многим очевиден, и он используется при решении задач. Тем не менее, однажды в разговоре с одним уважаемым мной человеком, он мне сказал, что фраза «надо применять неравенство», ничего не дает. Надо не просто сказать применяйте, а объяснить, как это делается. Дело в том, что когда я впервые встретился с реальной задачей я, конечно, о неравенстве знал, но не до такой степени, чтобы сразу сообразить, что неравенство в степени обработки поверхности может привести к таким результатам. Более того, я как-то трудно представлял, что силы поверхностного натяжения работают на твердом теле.

Честно говоря, я страдаю одной непонятной для меня чертой. Если я чем-то восхищен, то мне очень хочется, чтобы близкие мне люди тоже восхитились бы этим событием. Сегодня, 3 января 08 года, я впервые услышал биографию А.Бека. Им написаны – «Волоколамское шоссе», «Жизнь Бережкова», «Новое назначение». Все эти книги прекрасные, но «Жизнь Бережкова» посвящена изобретателям. И она для нас представляет громадный интерес, даже через 50лет после ее выхода в свет. Там прекрасно описаны мытарства изобретателя Бережкова и его решения задач. Она написана на основе жизни конструктора авиационных двигателей Микулина Александра Александровича (1895 - 1985), Герой Соц.Труда (1940). Обратите внимание – он прожил 90 лет!! А в то время это было не просто. Я узнал об этой книге от Б.Злотина

Он начал ее писать до войны, а выпустил после войны. Микулин за это время стал генералом, академиком, лауреатом сталинских премий и почему-то ему не понравилось его прошлое, и он сказал - «что Беку поломает ноги» за такую книгу». Естественно ничего подобного не произошло, но все же такое восприятие книги не радует..

Я иногда не могу удержаться, чтобы не пригласить кого-нибудь на передачу концерта Л. Паваротти, Венского оркестра и т.д. Мне взамен ничего не надо, лишь бы увидеть, что приглашенный очень доволен.

Но вернемся к неравенству. Когда я увидел и понял механизм изгиба пластин кремния, я подумал, что с таким эффектом могут встретиться и исследователи других технологий, и поэтому я, хоть и коряво, но сформулировал постулат, который выглядит следующим образом. Но прежде я хочу привести стихи С.М. Шевченко, посвященные АСИММЕТРИИ.

1. О жизнь! Стучат в мое окно
Твои трепещущие крылья.
Куда ни гляну, предо мной
Прекрасная асимметрия:

2. На небе - легким виражом,
В ночи - мерцанием неясным
Я с детства был заворожен
Волнующим непостоянством

3. Судеб, молекул и светил
Мир созидаемый - не создан!
(Нам предстоит еще пройти
Тревожные метаморфозы)

4. Свой век из кубиков сложу,
 Переставляя свет и тени,
Иду на ощупь к рубежу
Разъятья и соединенья.

5. О Разум! Поиском числа
 Не подменяя поиск смысла,
 Исчислишь ты волшебный Лад,
 Который много выше чисел.

Итак, постулат:

Если в симметрично расположенных точках, линиях, плоскостях объемах любых тел (газовых, жидких, твердых, составных, выращенных) имеется разность (или сумма) зарядов, токов, потенциалов, напряжений, сил, потоков, концентраций и прочих противоположностей, и существуют условия для скалярного или векторного взаимодействия, то есть разность или сумма (диссимметрия) значительна, а расстояние между взаимодействующими элементами достаточно мало, то эта диссимметрия совершит работу и будет наблюдаться некий эффект, например, изгиб, осмос, диффузия, ток, растворение, высаживание и т.д.

Например, рассмотрим некоторые сведения при электролизе воды. Оказывается, что каждый элемент таблицы Д.Менделеева используемый как катод, имеет свое собственное перенапряжение, хотя теоретически этого быть не должно. Почему же такой разброс перенапряжения, оно «в принципе» быть не должно, а оно есть? Собственно, после его обнаружения оно и получило такой термин- перенапряжение. Чем его можно объяснить? Например, каждое значение П, соответствует какому то параметру элемента, который влияет на прохождение тока, на эмиссию электронов из катода к протонам воды-Н*, и все они не равны между собой - имеется неравенство.

Еще пример.

«О чем поет айсберг?» небольшая заметка, в которой приводятся интересные сведения.

«Хотите верьте, хотите нет, но немецкие исследователи антарктической станции имени Георга фон Ноймаера недавно умудрились записать песню айсберга, сообщает журнал Science. Вообще-то, если разобраться, свой голос есть и у дерева, и у песков в дюнах, домов и телеграфных столбов.

Впрочем, звуки ледяных глыб в отличие от колебаний воздуха, производимых поющими дюнами, ухом не услышать, поскольку они лежат в недоступном нам инфразвуковом диапазоне. Однако, аппаратура, созданная немецкими специалистами, позволяет улавливать эти колебания, причем на значительном расстоянии. Описывая свое первое впечатление от песни айсбергов, геофизик Вера Шлиндвайн сказала, что она напоминает мелодию из фильма ужасов. Впрочем, другие ученые, слышавшие голоса айсбергов, говорят, что их «мелодия» меняется от жужжания пчелы до звучания струнного оркестра.

Исследователи предполагают, что упругие колебания вызваны протекающей по расселинам и внутренним ходам - туннелям айсберга водой, подобно тому, как производит звуки воздух в трубках органа ( Структура каждого объема айсберга, отлична от структуры соседнего объема - т.е. имеет место неравенство структур подводной части айсберга) Наиболее впечатляющей из зарегистрированных 11 «песен» айсберга была та, что звучала 16 часов подряд 22 июля 2000 года. Как выяснилось, она стала следствием столкновения айсберга с береговым обрывом.

Сопоставление сейсмических сигналов выявило движение источника звука, а спутниковые наблюдения указали на то, что им был гигантский айсберг площадью около 50кв.км.».

Теперь обратимся к вопросу возникновения жизни на земле. Гипотез высказано много, но мне очень нравится идея академика Эрика Галимова.

«Центральным положением в моем понимании жизни является концепция упорядочения, возникающего наряду с разупорядочением. (НЕРАВЕНСТВО) Самопроизвольное разупорядочение – один из фундаментальных законов физики. Первоначально он был сформулирован для теории тепловых машин как второй закон термодинамики. Мерой разупорядочения является энтропия. Энтропия любого самопроизвольно протекающего процесса возрастает, то есть в любом месте пространства, которое оставлено без ухода, нарастает беспорядок.

Но может ли так же самопроизвольно нарастать порядок? Может, если он тесно сцеплен, сопряжен с нарастанием беспорядка. Это подобно двум зубчатым колесикам часового механизма. Одно зубчатое колесо вращается по часовой стрелке, заставляя зацепленное с ним другое зубчатое колесо вращаться против часовой. Однако отдельные эпизоды упорядочения не объясняют эволюцию. Для того чтобы возникло эволюционное упорядочение, необходимо такое его производство, при котором продукт одной ступени упорядочения мог бы стать исходным для другой. В химических процессах подобное сопряжение возникает в паре химических реакций, где продукт одной реакции участвует в качестве реагента в другой.

Моя идея заключается в том, что такой прекрасной парой сопряженных реакций в живых организмах является, с одной стороны, гидролиз аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), который идет с поглощением воды, а с другой – сборка полимерных молекул, которая идет с выделением молекулы воды. Замечательно, что все биологически важные полимеры (полипептиды, полинуклеотиды, полисахариды) образуются из своих мономерных звеньев (аминокислот или нуклеотидов) путем выделения воды. Таким образом, гидролиз АТФ и синтез полимера выступают ведущей парой сопряженных химических реакций» Более подробно с гипотезой Э.Галимова можно познакомиться в ИНТЕРНЕТЕ.

Я считаю гипотезу просто блестящей. Конечно, я полагал, что надо искать, как неживое становится живым. Галимов исходил не только из неравенства , из противоположностей, но он взял источник энергии, который поглощает воду (АТФ) и передает энергию полимерам, которые выделяют воду. Возможно, в этой гипотезе будет предложено объяснение явлению, которое обнаружил Л.Пастер - в живом организме все сахара правые, а ДНК левые.

Еще один пример на неравенство.

Открытия и закрытия в 2007г.

Химики промоделировали на неживых объектах хемотаксис - способность микроорганизмов самостоятельно двигаться по направлению к определенным химическим веществам, научили золотые наночастицы плыть в нужном направлении и нашли у молекул химическую память. (Живое перемещается к заданному неживому)

Физики создали трехмерный метаматериал с отрицательным коэффициентом преломления, мощный солнечный лазер и плазменную антенну, а в сотрудничестве с химиками и биологами разработали оптический микроскоп с разрешением ниже теоретического предела и научились наблюдать химические реакции в отдельно взятой клетке. ( Вот это здорово! Это напоминает наблюдение за сперматозоидами, которое проводил Лев Сергеевич Термен.)

Несколько слов о китах, которые выбрасываются па берег. За этой проблемой я наблюдаю несколько лет, конечно, и сам решал, но…

«Эхо планеты» «В стране антиподов» А.Никитин 2007г. №41 «Так среди 30 китов, выбросившихся на берег острова близ Флориды, один крупный самец был сильно ранен. Остальные же тесно сгрудились вокруг него, словно пытаясь поднять его и поддерживать на плаву. Приливы и отливы в этом районе слабые, так что любой из здоровых китов мог без проблем уплыть в открытое море. Однако ни один из них этого не сделал. А когда ученый, наблюдавший за этой драмой, с помощью дыхательной трубки для подводного плавания издал звук, имитирующие крики кита, попавшего в беду, одно из животных отделилось от стада, проскользнуло под него и вынесло на берег. Киты уплыли в море только через три дня, когда их раненый товарищ погиб. Об аналогичном случае сообщили и из Новой Зеландии. Единственный способ остановить массовое выбрасывание китов на берег, считает Лайалл Уотсон, жесток, но эффективен: надо убить первое животное, которое оказалось на суше, и это может спасти остальных. Исследователь полагает, что стадо будет помогать попавшему в беду собрату до тех пор, пока он жив, даже если ожидание угрожает смертью всем китам.

У людей это называется самоотверженностью. А киты обходятся без слов…» Неравенство - раненый кит - здоровые киты

Инструменты ТРИЗ очень неравны, как с точки зрения их проработки, так и их эффективности. Например, я так полагаю, формулирование ФП отработано и очевидно, а вот его разрешение достаточно расплывчато, т.е. для его разрешения применяется МПиО.

Н.Шпаковский, в своей статье «Как я понимаю ТРИЗ» поставил ее «на трех слонов – философию, психологию и естественные науки. Без этого понимания можно набить решателю руку, но мастером он не станет никогда.»

Вклад каждого слона в ТРИЗ, по-моему, очень сильно отличается друг от друга. Н.Шпаковский приводит пример художников, но ведь они идут по разряду Искусство, а изобретательство у них тоже есть. Приведу несколько фраз из «Известий»: «Уроки оригинальности» Николая Александрова «007г №216…. «Творчество - не наука. Гений воспитывает себя сам. И образовывает тоже. Или не образовывает, это уж по его, гения, желанию».

Мне представляется, что из приведенных примеров, можно сделать заключение о том, что с помощью неравенства можно не только формулировать противоречия, то есть увидеть задачу: например, перенапряжения не должно быть, а оно есть, но и искать ответ, например, каждый катод, имеет на своей поверхности оксид, за счет чего и создается дополнительное сопротивление, и для его преодоления требуется перенапряжение.

И, предлагаю приложение к этой работе – просто разрозненные мысли, которые меня в свое время поразили.

Фуат Мансуров – дирижер, 79 лет, знает и помнит все партитуры опер, балетов. Оказывается, что и великие очень рады, когда им пожимают руку, как они полагают, еще более великие. Так Ф.Мансуров, отлично помнит четыре рукопожатия. Четвертое рукопожатие балерона Нуриева, 3е - принцессы Диана. Первое дирижер Кароян. Многие в 79 лет не помнят партитур.

Когда суворовские богатыри бежали с поля боя, Суворов им кричал – «заманивайте, заманивайте их, ребята.!» Каков прием! Вспомните сами, как поступали у нас.

«Сотворение мира» великое произведение Гайдна. Когда впервые оно было исполнено, и в зале смолкла музыка, и появился свет, раздался гром аплодисментов, а Гайдн шутливо поднял указательный палец вверх к небу. И этот жест стал символом покровительства свыше. Каждый творец, полагая, что он либо написал, либо исполнил произведение потрясающе здорово, применяет этот жест. «Религий много, а атеизм один» говорил Г.Альтов. Но и он мог бы поднять указательный палец, закончив ТРИЗ.

Глен Гульд пианист одной рукой играл, а другой дирижировал Он, не пытался завоевать зрителя, они ему были не нужны. Играя, тихо поет, Сидит на низком стуле. Пальцы рук длинные. Играет всем телом, глазами, бровями. По-видимому, так надо отдаваться любимому делу.

На вопрос – «какая самая главная черта человека?», артист М.Ульянов, ответил «– Первое-совесть, второе совесть и третья черта-совесть.»

Мне представляется, что эта главная черта у нас немножко потускнела.

«Если ты ещё не дошёл до той степени, когда тебе представляются
две истины противоречащими одна другой, ты ещё не начинал мыслить».

Лев Толстой

«У меня есть свое мнение, но я с ним не согласен». Это сказал один военпред, и мы хохотали над таким выражением. Прошло много лет и вдруг я оказался в такой ситуации - у меня было мнение о том, что действительно надо приглашать дорогих тренеров по футболу и футболистов, чтобы были победы. И вдруг, слушая сообщение о том, что проигрывает Мадридский Реал, Барселона, Гамбург мне пришла мысль о том, что этого мало - должно что то быть для победы еще – удача, психологическое настроение, физическое состояние, игроков и т.д.

Магазин цветов – это морг. Как-то, зайдя в цветочный ларек, я непроизвольно сам себе высказал эту мысль.

Чтобы Вы не делали, всегда надо помнить, что брак возможен. Есть некоторые изделия, которые работают десятилетиями, например холодильники, телевизоры, кажется, что у них срок службы бесконечен, и не знаешь кому сказать – СПАСИБО. И бывает, приобретаешь вещь, и она бракованная. Например, купил книгу, начал читать, а там десять страниц без текста - пустые.

«Она родилась с микроскопом в руках, а вы с калейдоскопом».
«Барабаны уже разнесли весть о болезни сестры Люк»
«Сделал добро и уходи»
Фильм «История монахини» Режиссер Ф.Циннеманн. Фильм, чрезвычайно интересный, и про веру и про ее потерю.

Как же можно, будучи здоровым и молодым, принимать все меры, для того, чтобы губить свое здоровье, которым тебя бесплатно наградили родители, и заниматься пьянством, наркотиками, и т. д., когда на земле океан больных от рождения- прокаженных, больных детским церебральным параличом, инвалидов войны, калек, и т.д. Думайте, прежде чем совершать, что-то не то.

«Подозрительна мне атмосфера
Безусловного поклонения,
Ибо очень сомнительна вера,
Отвергающая, сомнения».
И.Губерман. ..

Я приобрел книжечку Леонардо Да Винчи «Суждения о науке и искусстве»

Она начинается с работы «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором» Обратите внимание на годы жизни автора - 1452-1519. Оказывается, в то время, была борьба за признание живописи свободным искусством.

«В справедливых жалобах сетует живопись, что, она, изгнана из числа свободных искусств, ибо она - подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому, о, писатели, вы не правы, что оставили ее вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала...

Если ты будешь презирать живопись, единственную подражательницу всем видимым творениям природы, то, наверное, ты будешь презирать тонкое изобретение, которое с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы и цветы, - все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись- наука и законная дочь природы, ибо порождена природой; но, чтобы выразиться правильнее, мы скажем: внучка природы, так как все видимые вещи были порождены природой, и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей Бога».

Меня особенно взволновали слова великого о музыке.

«У музыки две болезни, из которых одна приводит к смерти, а другая к дряхлости; приводящая к смерти всегда связана с мгновением, следующим за мгновением ее рождения, приводящая к дряхлости делает ее ненавистной и жалкой в своих повторениях».

Каково! И ведь, по сути, верно.    

Есть такие фразы, прочтя которые, задумываешься, и перед глазами мгновенно пробегают события, которые формирует фраза. Я, как-то только мельком ее прочел, и потерял. Но все же удалось ее найти. Как здорово и правильно сказано теми, кто помнит то, что происходило в мире в 1941-1945г.

Оставьте Россию в покое.
Если бы не русские, мы бы все сейчас говорили по-немецки
("The Times", Великобритания)
ПОЧЕМУ ЖЕ ВСЕ ПРАВИТЕЛИ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ЭТО ЗАБЫЛИ!

Ушел из жизни Д.Харин - корреспондент НТВ. В день похорон программа НТВ показала его последний репортаж из Норвегии, в котором была его беседа с русским изобретателем, который создал удивительный насос, пригодный не только качать нефть, но и создать искусственное сердце. Сайт помог найти Ю.Даниловский, за что ему благодарность.

http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/pt.cgi?level=30&yea=2004&rub=5&stat=0

Очередной наш изобретатель за рубежом. Это когда-нибудь, кончится?

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     НЕРАВЕНСТВО