Главная    Конференция     Встреча с гением

Размещено на сайте 17.03.2008.

Встреча с гением

В.В. Митрофанов



 «Ты не победил, потому, что ты другой!»
Ф.Лист

«В шесть лет, я сказал - мама и папа пошли покупать мне скрипку!»
Максим Федотов, скрипач, дирижер.


http://www.membrana.ru/lenta/index.html?7976  
После того, как я отослал предыдущую статью редактору я получил информацию от В.Бубенцова о том, что на приведенном выше сайте есть интересные материалы по поводу работ лечения ВИЧ. Прочтите, пожалуйста, и вспомните, о чем я писал. А теперь о встрече с гением.

29 января 08 года в передаче «ночной полет», телеведущий этой программы представил слушателям британского композитора и дирижера, четырнадцатилетнего Алекса Прайора, который представил в Москве балет собственного сочинения "Маугли" по мотивам книги «Маугли». Я ни разу не видел, чтобы ведущий Максимов так удивленно восторженно вел собеседование. Практически после каждого ответа Алекса, на лице Максимова было удивление.

– Сколько Вы написали опер?

- Ну, я точно не помню, но около 20.

- Вам их заказывают?

- Нет, я пишу их для себя. Меня интересует древняя история Карелии, Пскова, а также определенные периоды историй Англии. В каждой опере я хочу показать жизнь народа в те времена.

А какая основная идея в «Маугли»?

Маугли понял, что есть мир животных и мир человека. И когда звери и человек встретились с огнем - звери испугались, а Маугли нет».

Он в 14 лет рассуждает о таких вещах, о которых обычный подросток даже не думает. Можно продолжить про огонь. Огонь стал тем факелом, который помог человеку стать человеком. Это и пища, и тепло, и защита и т.д.

Алекс утверждает, что он всегда делает то, что хочет. Он в каждом предмете слышит музыку. Я, естественно его слушал и думал, как хорошо, что ты имеешь таких родителей, которые тебя воспитывали в любви. На вопрос, а приходится ли ему с кем ни будь бороться?, Алекс утверждал, что он всегда умеет убедить и договориться. Конечно, эта встреча уникальна, я увидел маленького гения, вспомнил Моцарта, но там был другой родитель.

 Я вообще то писал уже о гениях, но меня эта проблема все равно волнует.

Гений может быть на длительное время, а может быть на час. Может проявиться с детства, а может раскрыться значительно позже. Например, военные, могут проявить себя только во время войны. Я верю, что человек может себя заставить быть гениальным, хотя бы для решения одной задачи. Несомненно, Менделеев сделал в науке много, но все же его таблица - это гениальное открытие, что бы не говорили его недоброжелатели. И еще пример: Офицер саперных войск Руже де Лиль, - автор и слов и музыки ... "Марсельезы". Это его единственное произведение за всю жизнь, а написано было буквально за одну ночь.

Дать определение термину «гений» трудно, но можно посмотреть в интернете, там есть несколько. Я полагаю, что каждый может сам дать такое определение. Конечно, это человек обладающий колоссальной интуицией, и создающий нечто, чего еще не было, это и открытия, например, Бор, Эйнштейн, и изобретения, например Эдисон, Шухов, Королев, и проведение операций, например, Шумаков, Рошаль, и писатели, например, Пушкин, это таблица Менделеева, для литературы, Л.Толстой, Солженицын и т.д.

Гении - это те, кто «переступают пределы», как писал Г.Гессе. Кто из нас, обычных граждан, думает, о том, что происходит на краю света? Там, где кончается солнечная система? Нам не до этого. А вот пример из этой области. Я считаю, что это сделали гениальные люди.

«На краю света» статья из журнала «Итоги»№5(607) Н.Крючков.

«Космические аппараты НАСА достигли фантастических далей, за которыми кончается власть Солнца. Это открывает перспективы для изучения феномена солнечного ветра, при помощи которого человечество в будущем сможет совершать путешествия в другие галактики»

«Еще в 1977 году специалисты НАСА запустили в космос межпланетные станции «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Первоначальной задачей аппаратов было исследование планет Солнечной системы. И, это им удалось сделать отменно. Достижениями НАСА в этом плане восхищаются специалисты разных стран… Владимир Жаров утверждает, что данные полученные от «Вояджеров» уникальны: «Аппараты сумели наилучшим образом описать планеты Солнечной системы и их орбиты». Но спутники на этом не остановились. Они достигли совершенно фантастических чертогов космоса - так называемой «завершающей ударной волны солнечного ветра», termination shock Этим термином определяется внутренняя граница гелиосферы - области, которую наполняет солнечный ветер. Именно там он встречается с межзвездным ветром. Дальше следует некое пространство, совершенно науке неведомое. Что таится за теми границами, которых достигает солнечный ветер? Пожалуй, это самый интересный вопрос, на который только предстоит ответить ученым».

Я не знаю, почему меня интересует все, что касается жизни и работы гениев. Что бы кто не говорил, но каждый из них обладает некой тайной, разгадать которую невозможно, но все же, что-то можно постичь, и найти какой-нибудь прием, смысл и т. д. Как всегда, я полагал, что это касается только меня. И вдруг я узнаю, что несколько скульпторов решили воспроизвести скульптуру Микельанджело – «Спящего купидона» из мрамора. И не только воспроизвести, но и найти место где есть мрамор, вырубить мраморную заготовку, после изготовления купидона ее состарить, закопав в землю на шесть недель, а затем ее показать, выдавая за работу Микельанджело. Конечно, специалисты сразу определили кто автор. Но каков подход, какой прием? Пройти весь путь изготовления «Спящего Купидона» совместно с гением!

Следующий шаг. Два художника, парень и девушка, решили в одном из храмов расписать по технологии Микельанджело картину «Создание Адама». Им это удалось. И прихожане были рады, что в их храме теперь на потолке копия рисунка гения. Дальше я приведу небольшой текст, записанный мной в процессе передачи Микельанджело - гений.

6 марта 1475 г родился МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. Отец был глух к искусству. Он говорил, что художник - это, самая низкая профессия. В то время во Флоренции было скопление мастерских – художников, архитекторов, ювелиров и т.д. Он обучился каждой профессии, но в основном учился на художника. Если ему надо было нарисовать рыбу, он шел на рынок и смотрел рыбу. Учитель ему завидовал. Чужое горе познаешь, когда тебя самого оно посетит. Микельанджело не терпел критику. Он хотел быть лучшим. Много дрался, и драки занимали его. На лице остались следы. Умер его покровитель, который его понимал. Флоренция была разрушена. Он бежал. Микельанджело вернулся во Флоренцию. Он хотел быть известным скульптором и принял решение создать скульптуру «Спящий Купидон». Одна из великих тайн. Важно тело. Поза Купидона неустойчива. Создал Вакха по заказу кардинала Реалио. Мрамор был с изъяном. Создал скульптуру Дева Мария с умершим 33 летним сыном. Красота и эмоциональность произведения поразила всех.

Мрамор ОБОБЩЕННОЕ противоречие. А гений? Он тоже обобщенное противоречие. У скульптора должно быть много умений Спуск заготовки мрамора с горы, чуть не привел Микельанджело к потере жизни. Правда, в том, что он жил в жуткой бедноте, мало ел, не мылся, чесался и т.д. Если хочешь жить долго, меньше плотских удовольствии. Он боролся за признание. Он делал то, на что другие скульптуры не решались. Микельанджело вернулся домой. 40 лет простоял брус мрамора, с которым пытались работать несколько скульпторов. В 1591 г. начал создавать Давида. Моя обязанность совершенство. Перенести свои знания на мрамор. Грубая сила и сноровка в руках. Он изобразил Давида в момент подготовки к бою.

Он делал нос, держа его в голове. Глаза и через 500 лет пылают огнем. 2,5 года работал над Давидом, а говорили, что это нельзя сделать! Давид - 5 метров в высоту и несколько тонн веса. И как его теперь перевезти? Как проехать городские ворота? Он изобретал по ходу дела. Папе не понравился нос Давида. Микельанджело не любил критики, но он согласился - нос не такой. Он залез на скульптуру и вроде исправил «дефект», а на самом деле из руки посыпал мраморную пыль. Гений сбежал с полученными деньгами и не хотел возвращаться в Рим. Папа сказал, - «однако, мы на него не сердимся. Мы прощаем этого гения». Советник папы - Брамагтэ, он должен был рекомендовать художника, чтобы расписать сикстинскую капеллу. Микельанджело презирал каждого, кто не достиг того же уровня. Роспись хотели отдать Рафаэлю, но наш гений не хотел никому отдавать эту работу. Скульптура и живопись отличаются друг от друга. Начав рисовать, он понял, что не может писать фрески. Запросил помощь у друзей. Не писал 20 лет.

Прием - воспроизвести рисунки Микельанджело. Писал 4 года. Не было простора для выражения форм. Папа хотел, чтобы картина была взята из «Нового завета». Микельанджело не подчинился и взял из «Ветхого завета».

Мужское тело - это эталон красоты, силы, мужества.. Это глина Господа, из которой сделан человек. Слой штукатурки наносят на один день работы. На него переводят рисунок. Микельанджело работал день и ночь. Он неправильно положил штукатурку.(брак) Все переделал. Он написал стихотворение. Роспись потолка ад. Тот, кто повторял его рисунок, заболел. Заболела спина и шея, а работал всего неделю. Когда посмотрел снизу, увидел, что фигуры были малы. Он пишет как скульптор. Ему говорили, что он не знает перспективу. Куда бы вы, не шли, глаза бога смотрят на вас. Он следит за вами.

Ему не платят деньги, так как Папа в походе. Он едет в Болонью за деньгами. Их не присылают. Он и второй раз едет. После получения денег, Папа захотел посмотреть фрески, но он Папу не пустил. Я закончу потолок, когда смогу. Я совершенно измотан. Но вижу свет в конце тоннеля. Фреску «Создание Адама» в наше время нарисовали в другой церкви.

«Я ни в ком не нуждаюсь!» говорил Микельанджело. Однако он влюбился в знатного парня - Кавальери. Что привлекло его к нему? Он трепещет от любви к этому человеку.

Страшный суд, апокалипсис, - картины, которые он создал. Хочу видеть, что мои замыслы угодны богу. При строительстве церкви Святого Петра, он проявил себя как инженер, архитектор, художник. Он жаждал быть дворянином. Он хотел иметь достойного наследника. Он утверждал,- «Я не завидовал другим». Умер, 16 января в 89 лет. Он был, по современным понятиям, мультимиллионер. Он был художником и архитектором Бога.

Вот такая противоречивая фигура гения.

Но, видимо, можно говорить, и о мрачных гениях, которые нашли пути делать жуткие вещи, но, тем не менее, им казалось, что это необходимо.

Я, честно говоря, никак не мог понять некоторые вещи. Я точно не помню, но вот такой слышал сюжет. Писатель Радзинский напросился на беседу к режиссеру Завадскому. После нескольких обычно принятых слов, перед началом беседы, Завадский вдруг, а может быть и не вдруг, начал декламировать наизусть Евгения Онегина. Прочитав почти пол главы, он резко остановился, и тут подхватив текст, продолжил чтение Радзинский. Это как бы код, пароль, я так думаю. Каждый показал, что он знает, что ему дорого, как он относится к термину «я люблю Пушкина» и преклоняюсь перед ним. После такого вступления началась беседа.

Максимов, недавно беседуя с Э.Радзинским, который рассказывал, что он написал книгу про Сталина на 900 страницах - назвал его гением.

Бетховен сказал, что он музыкой мог бы изменить МИР! А может музыка может способствовать научно техническому творчеству?

Я уже закончил писать это сюжет, как вдруг, читая Артуро Перес-Реверто «Тень Ришелье» наткнулся на описание еще одного гения - Дюма отца.

« - Тут спорить не о чем. Целых полвека он оставался кумиром Европы. Обе Америки направляли корабли с единственной целью - доставить его романы, которые читали и в Каире, и в Москве, и в Стамбуле, и в Шандернагоре… Дюма взял от жизни все, что мог, выпил до дна чашу наслаждений, популярности… Он умел радоваться жизни, побывал на баррикадах, бился на дуэлях, судился, фрахтовал суда, назначал пенсии из своего кармана, чревоугодничал, танцевал, заработал десять миллионов и промотал двадцать, а умер тихо, во сне, как ребенок. – Репленже кивнул на правку в рукописи Маке.- Ведь это назвать можно по-разному; талант, гений.. Но как не назови, просто так взять и выжать это из себя нельзя и нельзя украсть у других.- Он похлопал себя по груди, совсем как Портос.- Это таится вот здесь. Ни один писатель не знал при жизни такой славы. А Дюма запросто добился всего - словно заключил союз с Господом Богом.

- Да,- отозвался Корсо. - Или с дьяволом».

Дюма написал «Три мушкетера», и я помню как млея от удовольствия мы читали эту книгу. А вот, что пишет об этой книге автор «Тень Ришелье»

- «Когда-то раньше я говорил о том, что родина для каждого человека - это потерянный рай детства, помните? Так вот, родина для Лианы - «Три мушкетера». Она находилась под таким впечатлением от них, что решила выйти замуж за Энрике, после того как они случайно познакомились на каком–то празднике и весь вечер обменивались цитатами из романа».

И еще один пример. Флеров Георгий Николаевич - академик, герой труда. Я приведу только один случай, который показывает его гениальность. Во время войны он был в армии. Бывая в освобожденных городах, он забегал в библиотеки и просматривал иностранные физические журналы. И вдруг он заметил, что по поводу ядерной физики в печати исчезли статьи. Он сделал вывод, что эти работы за рубежом, засекречены. Сколько ему пришлось приложить усилий, чтобы довести эту мысль до руководства - И.Курчатова, Сталина, академиков. И все же его услышали и организовали лабораторию возможности создания атомной бомбы. Его биографию можно посмотреть в ИНТЕРНЕТЕ. Он любил говорить, что он чувствует физический процесс, и у него была мощнейшая интуиция. И вот я иногда думаю, что бы было, если бы не было Флерова? Какую роль играют такие люди в истории. Конечно, в истории есть и другие примеры, когда вожди не слышали, и не реагировали. И для них это кончалось печально. Может быть у руля государства, должна быть группа ученых, которая рассматривала бы новые идеи и решала бы их судьбу.

И самый последний пример. Когда я написал книгу «От технологического брака до научного открытия» я решил посмотреть есть ли такие стихи, которые могли бы сопровождать каждый параграф, причем так, чтобы в четырех строчках была суть написанного мною. Конечно, я помнил, что у Губермана очень сильные стихи. Поэтому я взял и прочел всего поэта, что было издано на тот момент, нашел, что искал. Несомненно, и Вы читали эти стихи, но приведу несколько, уж очень меня покоряет глубокий смысл в нескольких строчках.

«Творец нас в мир однажды бросил
И дал бессмысленную прыть.
Нас по судьбе несет без весел,
Но мучит мысль, куда нам плыть.

От Бога в наших душах раздвоенье
Такой была задумана игра,
И зло в душе божественно не менее
Играющими белыми добра.

Талант и слеп и слишком тонок,
Чтоб жизнь осилить самому.
И хам, стяжатель и подонок
Всегда сопутствуют ему.

Комок живой разумной слизи
Так покорил и даль и высь,
Что создал множество коллизий
Чтоб обратиться снова в слизь.

Сполна сбылось, о чем мечтали
То вслух, то молча много лет:
За исключением детали,
Что чувства счастья снова нет.

В жизни есть МЕЛОДИЯ, МОТИВ,
Гармония сюжетов и тональность,
А радуга случайных перспектив
Укрыта в монотонную реальность.

Между слухов, сказок, мифов.
Просто лжи, легенд и мнений
Мы враждуем жарче скифов
За несходство заблуждений

В эту жизнь я пришел не затем,
Чтобы въехать в сенат на коне.
Я доволен сполна уже тем,
Что никто не завидует мне.

Подпольно, исподволь, подспудно,
Роясь как в городе цветы,
Растут в нас МЫСЛИ, корчась трудно
Сквозь битый камень суеты.

Добро-это талант и ремесло
Стерпеть и пораженья и потери.
Добро, одолевающее зло-
Как Моцарт, отравляющий Сальери.

Теперь прочтя стихи, САМИ оцените их! И автора!

Как и обычные люди, гении очень разные и не похожи друг на друга, и на обычных людей.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Встреча с гением