Главная    Конференция     Вспоминая о знакомстве с ТРИЗ

Размещено на сайте 14.04.2008.



Вспоминая о знакомстве с ТРИЗ

В.В. Митрофанов



Старость - это когда тебе мозг совершенно бесплатно показывает фильм - выхваченные фрагменты из твоей жизни, и ты то радуешься, то огорчаешься, то стыдишься, то гордишься, но выключить фильм не можешь так же как сон.

Приходят и уходят воспоминания, заставляя думать о себе и о том, что могло повернуться по другому, если бы...

«Мой муж не устает повторять: случай-псевдоним бога».

Л.Улицкая

 

«В эту жизнь я пришел не затем,
Чтобы въехать в сенат на коне.
Я доволен сполна уже тем,
Что никто не завидует мне».
И.Губерман

Думал я, что это так. Однако, потом узнал, что все равно, всегда кто-то хоть чему-нибудь, но завидует.

Но сейчас не об этом. Александр Любомирский, когда приезжает в Петербург, всегда заходит ко мне в гости. Буквально на днях, он только прилетел, устроился в гостинице, звонит мне и приходит с визитом. Естественно, поздравления с юбилеем, разговоры о здоровье, о новостях, об успехах в работе, в преподавании ТРИЗ и т.д. И в этом разговоре я рассказал ему как мы организовывали наш Университет, и вдруг он мне говорит - «А я ведь и не знал, как все это происходило. Когда я на занятиях рассказываю, где я учился, и вспоминаю Вас, меня спрашивают – «Как, неужели он еще жив?» По представлениям слушателей прошлый век, первые тризовские годы - это такая глубокая старина, что мало кто сохранился до настоящего времени. В.В., не только я, но и многие не знают, как образовался Университет. Напишите, пожалуйста, свой «мемуар» на эту тему».

Я стал отказываться, говоря о том, что кое- где я уже упоминал об этом «историческом» моменте, но потом согласился. Конечно, могу и рассказать, как я помню. Я читал воспоминания некоторых выпускников нашего Университета, и понял, что память меня иногда подводит. Мне захотелось показать не столько историю создания школы, а затем Университета, сколько показать причины, которые меня заставили это осуществить, создать его.

Иногда непроизвольно задаю себе вопрос - А если бы я не перешел работать на завод, узнал бы я про ТРИЗ и узнал бы всех тех людей, с которыми меня свела судьба? И был бы Общественный Университет научно технического творчества? Конечно, ответа нет, но судьба многих могла бы быть иной. Композитор Журбин как то в интервью сказал , что «для каждого на небе проложен путь, но где- то есть развилка и приходится выбирать самому - куда идти, направо или налево». Конечно, многие это знают, но вряд ли особо глубоко задумываются о том, что будет если я останусь здесь, и куда пойти, налево или направо, и что меня ждет там - успех или неудача. Да и случайность учесть невозможно. А потом ведь и «везение» (Ю.Нейман) нужно!

Итак, я работал в академическом институте, в котором условия по тем временам были отличные - шесть часов рабочий день, отпуск большой и т.д. Так нам компенсировали «вредность» - работу с радиоактивными материалами. Приходилось работать, конечно, не по шесть часов, а и по 12 и более. Но дело не в этом. Дело в том, что я не поладил с шефом - он, несмотря на наши хорошие отношения, и более того, он для меня много сделал хорошего, сделал по отношению ко мне по -моему не корректный шаг, и я не только вспылил, но и ушел с этой работы. Конечно, у меня и раньше были разногласия со своим начальством, например, когда меня с корабля, эсминца «Громкий», списали в школу старшин, куда я не хотел ехать. Были и позже, когда я не хотел идти на пенсию, а мне сказали, что для того чтобы работать на заводе, который я считал своим, мне надо заключить договор с руководством, а оно, может, не захочет со мной иметь дело. Я, естественно, мгновенно ушел.

Итак , я ушел из института и случай мне помог сразу поступить в КБ завода, и начать заниматься разработкой полупроводниковых транзисторов. Уже в это время я почувствовал, как быстро меняется технология разработки приборов. Я пришел, когда завод выпускал, сплавные приборы. На следующий год меня сделали главным конструктором прибора, который необходимо было разрабатывать по сплавно-диффузионной технологии. Одновременно разрабатывались приборы по меза - технологии. После окончания разработки и ее сдачи Госкомиссии, меня назначили начальником лаборатории, и я впервые стал нести ответственность за работу коллектива. И тут я впервые столкнулся с проблемой - задач много, а решаются они очень медленно. Дело в том, что когда занимаешься новой техникой, то обычно встречаешься со многими непонятными явлениями и эффектами.

Приведу несколько примеров. Один из параметров коллекторного р-n перехода – это обратный ток. На вольтамперной характеристике, если он большой, он хорошо наблюдается, и получил название «мягкой ВАХ». Мягкую ВАХ имеют те переходы, в которые каким то образом попали неконтролируемые примеси металлов. Вопрос - откуда? Где? Как? Можно ли их удалить? Как это сделать? Почему процент выхода годных приборов значительно ниже 100%? Какой главный брак? Почему большой брак по внешнему виду фотолитографии на готовых кристаллах? Я мог бы еще привести много видов брака, и рассказать о тех успехах, которые были получены - двойные кварцевые трубы, дублированные фотошаблоны, геттерирование примесей, и т. д. но моя цель - показать, что задач много, а методы их решения старые. Или их вовсе нет, а есть несколько человек, которые хорошо и быстро решают задачи, но они не в состояний решать много задач. У меня возникла цель - каждый инженер, в соответствии со своим званием должен быть изобретателем. Как это сделать? Я пробовал сам сочинять инструкции, как анализировать и отыскивать видимый и невидимый брак и т.д., но ничего путного не получилось. И тут произошло событие, которое не просто удивило, но и поразило. Вот уж действительно абсолютно непредсказуемый случай!

Я пришел с работы, открыл почтовый ящик, и увидел газету, которую я никогда не выписывал. Это была «Комсомольская правда». На ней стоял номер другой квартиры, но я, почему - то решил сначала ее посмотреть, а затем ее опустить в ящик квартиры подписчика. Я поужинал и стал просматривать газету. На второй странице, в ней была большая статья Дмитрия Биленкина – «Обучение на Эдисонов». Прочел эту заметку и во мне, как теперь говорят, произошел, как бы взрыв! Вот то, что я долго искал, вот то, что мне нужно! Нет, нам нужно! Автор - писатель – фантаст, почувствовал, что то, что он увидел в Баку, будущее, но уже сейчас проповедником, разработчиком этого будущего Г.Альтшуллером со товарищи проводится потрясающая работа - они обучают всех желающих изобретать. У них есть методология, а не рекомендации типа - изучайте языки, знайте математику и т.д. В статье приводилось название книги Г.С. Альтшуллера – «Алгоритм изобретения».

Я уже не помню, как дождался утра, примчался в библиотеку, с трудом нашел эту книгу, она была у читателя, и прочитал эту книгу запоем три раза. Прорешал почти все задачи, а одну, по поводу траления мин дал порешать знакомому специалисту –физику. Считая себя «знатоком» морского дела, я сразу после прочтения задачи, о том что трос проходит через другой трос, не поверил, что такое может быть. Однако, минут через десять, поверил, понял, увидел – может! Надо было видеть и восторженное лицо того, кто решил задачу о тросе.

Я понял , что надо связаться с автором книги и посоветоваться – как быть и что делать и поручил своему сотруднику, В.Черняку, связаться с Г.Альтшуллером, что он и сделал. Конечно, я и не представлял, что автор «Алгоритма…» завален письмами, но в конце концов мы получили предложение поступить на заочное обучение. Собрав своих сотрудников, а у меня уже под началом был отдел, я им рассказал о книге и предложил начать изучать методологию АРИЗ в рабочее время. Увы, здесь мой энтузиазм налетел на всеобщее равнодушие. Все пришли к мысли, что обучать инженеров думать нельзя, тем более что они этому делу уже обучены в институте. Я не знаю, может, я виноват, не так объяснил, не подготовил соратников, но дело не пошло. Дальше я проводил занятия со старшими технологами цехов завода, с комсомольскими работниками, бывал на многих предприятиях, начиная от Монетного двора» и кончая «Домом научно технической пропаганды».

И везде находилось несколько человек , которых эта проблема интересовала, а остальные говорили, что этого быть не может. Если бы можно было так по правилам изобретать, то это давно было бы известно и этому бы обучали в ВУЗах, а этому не обучают.

Я столкнулся с противоречием - я хочу, желаю, чтобы техническое творчество было доступно каждому инженеру и они овладели им для того, чтобы их работа приносила им радость, а предприятию пользу, а оказалось, что ни инженеры, ни некоторые руководители предприятия не хотят и не желают обучаться этой радостной технологии творчества.

Бродя по различным предприятиям, я оказался в Выборгском доме культуры (ВДК), где меня приняли как родного и организовали школу молодого изобретателя. Вообще то мои дела на заводе шли благополучно, и для меня ТРИЗ была как хобби. Тем не менее, у меня было громадное желание облегчить жизнь тем, кто сталкивается, а еще более тем, кто не видит задач, по которым мы все ходим и их не замечаем. Мне очень помог комсорг завода. Он поговорил с секретарем нашего райкома комсомола и тот на районной конференции, проходившей в ВДК сказал: «Кто хочет обучаться на изобретателя, может прямо сейчас пойти в комнату напротив зала, там проводит занятие В. Митрофанов и Вы будете изучать как делать изобретения»! и ко мне пришло сразу человек 10. Тут я впервые увидел Володю Петрова. Он мне очень понравился, так как он, как впоследствии оказалось обладает не только могучей энергией, но и громадной силой воли. Он очень хотел преподавать, но у него был дефект речи, сильное заикание. Он сам себя вылечил, и это стоило ему громадных усилий, я думаю не каждый смог бы так сделать!

Меня пригласили в ВОИР, спросили, что я читаю, и предложили проводить занятия по своей методологии, не упоминая об авторе «Алгоритма». Я, естественно, отказался, а тот кто предлагал, вскоре ушел из ВОИРа. Как то на занятия в «Школе молодого изобретателя» появился репортер газеты «Смена», который написал статью «Открытый урок АРИЗ» и сделал несколько снимков. Статья была опубликована в газете и кто - то послал эту статью Г.Альтшуллеру. Буквально, через несколько дней после публикации я получил от Г.С.А. большое письмо и посылку со статьями, лекциями, программой и книгами. И с этого момента началась наша переписка, которая для меня была как еженедельный глоток свежего бакинского воздуха. Я печатал в газете «Светлана» статьи и все эти материалы пересылал Альтшуллеру и раздавал слушателям.

После окончания занятий ВДК встал на ремонт, и нас устроили сначала в Дом научно технической пропаганды, а затем в МАШПРОМ, где мы и продолжили обучение. На занятия приходило по 30-40 человек. Пришел Борис Злотин, потом его жена, сын. Потом пришел Володя Герасимов, который учился у Злотина. После собеседования приняли в клан преподавателей Семена Литвина, как знатока фантастики, для организации и проведения курса «Развитие творческого воображения». Поручили Вале Крячко проводить занятия по АРИЗ. Стал заниматься Федоров, будущий автор «Витафона», занимался Викентьев, будущий автор по рекламе. Надо отметить, что он был первым в Ленинграде, кто проводил занятия с детьми, и мы были на защите детьми своих изобретении. Не оправдываясь, но хочу сказать, что, так как для меня эта работа была хобби, то я не вел учета слушателей, их посещаемости и т.д. Зато составили библиотеку, имели набор плакатов и.т. д. К нам приезжал Александр Селюцкий и одарил нас аризовскими значками, альбомами с приемами и темниками изобретательских задач, за что мы, конечно, ему были благодарны.

Я был приглашен на заседание техсовета МАШПРОМ, на котором мне дали 10 минут, чтобы я рассказал, какой методикой я морочу голову молодежи. Председатель совета, профессор, сразу все понял, и в заключительном слове сказал – «Так держать! Я назначаю Вас ректором Общественного Университета Научно Технического творчества». В этой должности я и проработал 30лет. Мы распределили обязанности, стали готовить преподавателей, принимали решения на метод-совете об организации лаборатории, аспирантуре, но к сожалению это оказалось нам не под силу. Но кое - что все же удалось.

Было опубликовано много статей в Ленинградских газетах по методологии творчества. С.Литвин провел курс «Развитие творческого воображения» с писателями фантастами города Ленинграда и это событие вызвало определенный резонанс в околофантастических кругах по всей стране. Б.Злотин организовал группу ФСА на заводе «Электросила» и получил приличный экономический эффект. Знаю, что это тоже использовалось многими энтузиастами ТРИЗ и ФСА как фактор, помогающий им в развитии дела у себя на местах. Я знаю как это было трудно сделать, так как хотел сделать то же самое у себя на заводе, но все были против. Несомненно, я много еще не знаю, что полезного делали наши выпускники.

После того как закончился ремонт ВДК, мы развернулись более широко. Университет стал двухгодичным. Привлекли новых преподавателей. Стали приглашать для получения научто-технической информации представителей редакций журналов «Химия и жизнь», «Изобретатель и рационализатор», режиссеров научно популярных фильмов, изобретателей - рабочих и инженеров. Цель - услышать, увидеть как они работают, изобретают, как видят задачи. Мы всячески приветствовали и поощряли проведение исследовательских работ по ТРИЗ, проводили их без всяких претензий на авторство. Принимали участие во всех конференциях по ТРИЗ. Некоторые преподаватели принимали участие, в проведении занятий, проводимых Г.Альтшуллером, в различных городах страны. Иногда на иногородних конференциях число участников из Ленинграда было больше 50%. Наши преподаватели проводили занятия на курсах повышения квалификации в институтах нескольких министерств. Проводили ФСА на различных предприятиях. Мы были особенно довольны, что помогли некоторым военным-морякам, которые выучились у нас, демобилизовались и нашли свое место на гражданке.

Впервые наши лекторы -С.Литвин и В.Герасимов стали посещать Финляндию, где успешно решали задачи для нескольких фирм.

Была составлена новая программа обучения и принято решение в конце учебного года перед защитой дипломных работ проводить праздник творчества - один день встреча с редакциями научно-технических журналов и писателями - фантастами, второй день конференция, на которой выступали наши преподаватели и слушатели со своими работами, и третий день - защита дипломных работ, прошедших предзащиту. На эти праздники мы приглашали тризовцев из других городов, с правом задавать вопросы на защитах. Таким образом мы готовили наших выпускников к отстаиванию преимуществ ТРИЗ перед ее противниками. В то время автор ТРИЗ ежемесячно присылал новые материалы, о вепольном анализе, стандартах и т.д. Как-то мне рассказали, что в райкоме партии на одном заседании, секретарь райкома раздраженно сказал-«Мы вкладываем кучу денег в различные кружки, секции, но они быстро разваливаются. А в этот Университет почти ничего не вкладываем, а он работает и процветает уже 20лет»!

Наша главная цель состояла в том, чтобы каждый слушатель ПОВЕРИЛ в свои творческие силы, в себя, что он может увидеть задачи, и не боялся бы их решать! Для этого он должен был владеть всем арсеналом известных методов: МШ, МФО, МЯ, МКВ, метод «Синектика», ФСА, и, естественно, ТРИЗ. Каждый должен был прорешать не менее 100 задач, защитить диплом, состоящий из 2-х частей – теоретической (исследование в области ТРИЗ), и практической (техническое решение на уровне изобретения).

На занятиях мы старались расширить технический кругозор слушателей, рассказывали о статьях в журналах «Химия и Жизнь», «Наука и Жизнь» и других. Но не толко о техническом кругозоре шла речь. Каждый год, мы проводили экскурсию в Эрмитаж, причем у нас был свой «придворный» экскурсовод - кандидат искусствоведения. Трудно поверить, но оказалось, что было несколько слушателей, которые ни разу не были в Эрмитаже. Можете представить, какими они выходили из него! Б.Злотин завязал знакомство с работниками Артиллерийского музея, рассказал им законы развития ТС и показал, как в соответствии с этими законами развивается оружие. Он стал проводить занятия по законам со слушателями прямо в музее.

Одновременно мы всех приглашали принимать участие в работе метод-совета, который проходил два раза в месяц, и на нем проходили баталии, которые приучали участников отстаивать свои интересы, люди получали поручения, обсуждали состояние дел и т.д.

Великий дирижер Кароян, как - то сказал «если профессия-призвание, то это счастье»! Многие наши выпускники обрели профессию изобретателя и как я вижу. не жалеют об этом.

Недавно на Моховой выступал великий человек – балерун и художник-Владимир Васильев. Он рассказывал о своем жизненном пути. Некоторые его обобщения не только интересны, но и поучительны. Так, когда его и еще несколько артистов отправили на пенсию из Большого театра, некоторые не выдержали, сдались, были морально этим раздавлены. Он же стал работать вместе с женой в других театрах, и они объездили весь мир, демонстрируя российский балет. Им запретили на афише писать «Звезды России». Тогда, кто то написал афишу –«Супер звезды России»! И это действительно так!

Васильева спросили про разногласия с главным балетмейстером Ю. Григоровичем и он ответил очень интересно. Примерно это звучит так. Когда ты уважаешь своего учителя, то веришь во все, что он говорит, делает и предлагает. Однако, с годами начинаешь замечать, что в его делах, учении есть прорехи, дыры и т.д. и ты начинаешь с ним спорить, возражать и может произойти разрыв. Конечно, какому учителю это понравится?

Такое отношение встречается часто. Я, например, длительное время считал, что ТРИЗ - это простая, всем доступная и  практически идеальная методология. Однако, с годами стал замечать, что в ней есть некие прорехи, но это нисколько не умаляет заслуги автора ТРИЗ, который дал нам ответы на многие вопросы творчества. Хочу привести слова одного коллеги, которые показывают, как мы все могли ошибаться.

«Развитие ТРИЗ, как и любой теории, должно проходить через определенные этапы, перескакивать через которые нельзя. Можно провести аналогию с развитием общества. Социализм не совместим с капитализмом. И неизбежно должен перерасти в коммунизм, где, в частности, денег не будет» Вот такая аналогия.

Университет был общественной организацией, в его работе безвозмездно, а иногда и за свои деньги, принимали участие многие слушатели и окончившие его выпускники. Организация семинаров, подготовка к конференциям и съездам, приобретение медалей для награждения защитившихся выпускников, выпуск стенгазеты, и т.д.- это все труд добровольцев. Несомненно, громадный труд в работу организации занятий, приглашение редакций журналов, и т.д. вкладывали работники ВДК Галина Борисовна Хотянова и Татьяна Александровна Емельянцева. Они вели постоянную и не видимую со стороны работу, без которой не было бы у нас того налаженного конвейера хороших дел, который регулярно функционировал.

Я не сомневаюсь, что у любого, читающего этот материал, может возникнуть вопрос - «Неужели все проходило так гладко и прекрасно, и не было негативных явлений, ведь двойственность всегда есть. Где же вторая противоположность»? Конечно, так не бывает, чтобы без неприятностей. Были и неприятные моменты, но о них не хочется вспоминать. Тем не менее, скажу, что после публикации в «Комсомольской правде» статьи по поводу оплаты преподавателей ТРИЗ в Баку, к нам применили репрессивные меры - не разрешили проводить конференцию, защиту и т.д. Но нам удалось провести все мероприятия в Радиополитехникуме. Один раз было выступление нескольких слушателей, ультимативно требующих от нас, находящихся на птичьих правах, предпринять более решительные действия по обучению и распространению ТРИЗ. Были и несогласные с методикой преподавания, например, я к тем, кто не выполнял домашнее задания, не применял никаких мер, а от меня требовали изгонять, отлучать таких из Университета. Несколько преподавателей ушло от нас. Они организовали свой Университет. Были и другие огорчения, но мы все были молодые и имели твердый курс - только вперед –овладеть методами технического творчества и дать всем желающим возможность поверить в свой нераскрытый творческий потенциал.

Думаю, что если появятся еще желающие вспомнить как все проходило в Университете, не обязательно в его первые годы, можно и более поздние, записать все это и прислать на сайт, то редактор с удовольствием это опубликует, а мы все узнаем еще что-нибудь интересное о том как все развивалось.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Вспоминая о знакомстве с ТРИЗ