Главная    Конференция     Случай, случайность, чудо.

Размещено на сайте 28.04.2008.

Случай, случайность, чудо.

В.В. Митрофанов



Стираются лица и даты,
 Но все ж до последнего дня
 Мне помнить о тех, что когда – то
 Хоть чем - то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
 Иль тихим шутливым словцом,
 Иль чаем на столике шатком,
 Иль попросту добрым лицом.
 КАК ПРАЗДНИК, КАК СЧАСТЬЕ, КАК ЧУДО
 Идет Доброта по земле,
 И я про нее не забуду,
 Хотя забываю о Зле.

Ю.Друнина

Читаю статьи, или смотрю фильм о Сергее Королеве, и складывается впечатление, что ему помогали случаи, которые как мы уже знаем, могут происходить под руководство Бога. Четыре чуда - это похоже на закономерность. Первое чудо – поломалась машина, на которой он, чтобы успеть на пароход, ехал из лагеря, где он до этого сидел. Пошел пешком. Он совсем обессилел, и вдруг видит на дороге буханку свежего хлеба. Что значит буханка хлеба для умирающего от голода человека - это чудо. И он не попал на пароход, который ушел и затонул. Третье чудо. И, наконец, он тяжко заболел, и от него уже все отказались, но нашлась сердобольная бабушка, которая совершила очередное чудо - она его вылечила. Несомненно, было не четыре случая - чуда, а больше. Его мать как – то, произнося тост, сказала, что Природа дала ему талант, и он должен его реализовать.

Многим, тем, кто занимается научными исследованиями, случай подсказывает – смотри и делай так, но не тут то было. Нет, этого не может быть, говорит ученый и не делает, а потом сокрушается, но случай больше не помогает. Узнать о таких случаях трудно, но можно, если то, что не сделал один, продолжил другой, и получил Нобелевскую премию. Я уже рассказывал о таком случае, который произошел с нашим ученым - врачом.

А сейчас приведу несколько примеров, которые окончились удачно, но без премии. Исследователи, не прошли мимо подсказки, и получили новое знание.

Но прежде я хочу обратить Ваше внимание на любопытный факт. Недавно в одной телепередаче обсуждался вопрос «История - миф или реальность»? Спорили – писатель и историк. Позиция академика – историка, что историю сочиняют, что цари, вожди заставляют писать историю под себя, как им выгодно выглядеть и какие добрые, нужные, героические дела они сделали. Можно принимать или не принимать эту точку зрения, но сейчас мы наглядно видим, как президент Украины хочет показать, как проходила Полтавская битва, и кто в ней победил. А что мы можем сказать по поводу случайных открытий ученых инженеров, исследователей? Несомненно, они не могут рассказать полную правду, как это произошло: что - то упустят, что - то не помнят, что- то мы не так понимаем и т.д. И ,тем не менее, для нас чрезвычайно важно, что случай может быть к нам благосклонный, и мы должны уметь относится к случаю серьезно.

Впервые я обратил внимание на влияние случая, когда прочел о опытах, которые проводил Пастер, и получил прекрасный результат с вакциной, которая простояла все время его отпуска. Он ее не вылил, а провел с ней эксперимент. И удача ему сопутствовала. А вспомните Рассела. Он забыл насыпать в кассету радиоактивный порошок и провел эксперимент, и когда увидел, что порошка нет, не выбросил фотопластинку, а подверг ее стандартной обработке. И - о чудо! Получил почти такой же результат, как и с порошком. Он сделал открытие, которое заключается в том, что поверхность металла, освобожденная от оксида (кассета) испускает нечто, что регистрирует фотопластинка. Об этом я уже много писал. Кто или что заставило Рассела обработать фотопластинку, не подвергшуюся воздействия радиоактивным порошком?

В позапрошлом веке поверить в возможность такого взаимодействия было невозможно, а он поверил.

Приведу случай, который был со мной. После того как транзистор кт-306 был сдан госкомиссии и начал выпускаться серийно, у него обнаружился один дефект. На испытании срока службы проходившим при 125градусах в обычном режиме, систематически было несколько приборов у которых коэффициент усиления h21 изменялся более чем на 30% от первоначальной величины. А это провал испытаний, что приводит к повторным испытаниям, и закрытию приемки.

Прошло несколько лет, то такой отказ появляется, то его нет. Как- то так получилось, что кто ни пробовал исследовать этот феномен, ничего не получалось. И вот когда в очередной раз произошел такой сбой, я взял эти три прибора с измененными параметрами h21, пригласил физика и попросил его проверить все параметры транзисторов, но после любого воздействия сразу измерять h21.

Буквально, через несколько минут он прибегает ко мне со словами –«я же ничего с ними не сделал! Я только проверил пробивное напряжение коллекторного перехода! А они резко изменили h21»!. Я пошел смотреть, что он ничего не сделал и был поражен. При измерении Uк.пр. на коллектор постепенно подается напряжение и наблюдая на осциллографе ВАХ, видно как мы достигаем режима лавинного пробоя, то есть на экране виден «загиб» ВАХ . Это означает, что поверхность перехода и область пространственного заряда подвергается воздействию мощного потока электронов, и в них могут создаваться дополнительные центры рекомбинации. Такая обработка приводит к снижению h21. Если такой прибор подвергнуть термообработке, то h21 вернется к прежнему значению. Как же мы не могли САМИ догадаться, что такой эффект может быть? Осталось только найти место, где наши приборы подвергаются такой обработке. Оказалось, что работницы, измеряющие параметры транзисторов, иногда путают цоколевку, а затем прибор ставят правильно, но уже на эмиттере произошла обработка лавиной и h21 стал меньше. Такой прибор с заниженным значением h21 попадает на испытание. При повышенной температуре он восстанавливает свое начальное значение, а затем еще слегка увеличивает, как и полагается ему увеличиваться, но в сумме это дает изменение более30%. На следующий день был оформлен документ, запрещающий неправильно вставленные в колодку приборы сдавать в продукцию, а откладывать эти приборы в отдельную тару. После этого за много лет не было ни одного провала испытаний по уходу h21 выше нормы.

Что меня поразило? Случай свел меня с аккуратным исполнительным инженером, который в точности выполнил указание, а не стал выдумывать и говорить фразы типа - да я знаю, ничего не выйдет и так далее. Когда я прибежал в отдел ОГКПП, то там сразу без лишних разговоров пошли в цех и там обнаружили, что я прав, а затем выпустили документ. Как ко мне пришла мысль проверять h21 после каждого измерения, я не помню. Конечно, я не смог более детально описать этот пример, прошло много времени.

А что можно было бы сделать по дополнению мысли Больцмана? Конечно, написать статью. Конечно, продолжить исследование потоков электронов и дырок на качество различных поверхностей полупроводниковых приборов. Подумать, а можно ли извлечь пользу от такого воздействия и т.д. Ничего этого сделано не было, хотя позже я видел несколько статей на английском языке, посвященных лавинной обработке поверхностей.

А теперь пару других примеров.

«На смену Дюраселлу» Л.Намер «Химия жизнь-XX1 век»№ 402г. Вторая глава названа-«Открытие и волны интереса».

«В1839 году английский исследователь У.Р. Гроув проводил как-то электролиз воды и, отключив ток, не пошел в коридор курить, а задержался у установки. Он был вознагражден нетривиальным зрелищем - процесс пошел вспять: на отключенной электролизной ячейке возникло напряжение. Гроув предложил сделать ТЭ с окислением водорода кислородом, а Н. Яблочков в 1876году получил патент на «электродвижущий элемент горения», являющийся одним из вариантов водородно-кислородных элементов.. Не прошло и полвека с открытия, как в 1894 году В. Оствальд предложил ТЭ на природных углях и вообще идею применения ТЭ в большой энергетике».

Что в этом примере поражает? Не пошел курить, а задержался у установки. Не просто задержался, но и обратил внимание, что в ней происходит. Очень важно знать свою установку и наблюдать за ней, за ее поведением, звуком и т.д. Работа по ТЭ продолжается третий век!

Еще один пример. «Падре реанимационе» А.А. Александрин «Химия и жизнь-XX1век» №1 2000год

«Неисповедимы пути научных идей. В 1905году русскому физиологу А.Кулябко доставили сердца детей, умерших от пневмонии в одной из петербургских клиник. Кулябко подвесил их на трапеции и подвел к каждому теплый физиологический раствор, насыщенный кислородом. Жидкость попадала по остатку аорты в сердечные сосуды, проходила через капиллярную сеть и стекала через вены. Первые опыты ученого ни к чему не привели: десятиминутная прокачка раствора не оживляла мертвые сердца. Тогда, «по законам жанра», профессор вышел в буфет попить чайку, забыв снять сердце с трапеции. Вернувшись через полчаса, он застал орган сокращающимся -через сутки после смерти.

Чтобы понять дальнейшую логику развития событий, рассмотрим механизм «чудесного оживления». В опытах А.Кулябко питательный раствор вливался в сердце не через вены, как у живого человека, а через остаток аорты (у живого человека кровь не входит, а выходит из сердца через аорту).Так был сформулирован закон оживления: в обескровленное сердце кровь надо нагнетать не по ходу ее нормального движения «сердце-аорта», а наоборот: «аорта-сердце» Через несколько лет московскому профессору Ф.А.Андрееву пришла в голову простая на первый мысль. Что, если остановившееся сердце не вынимать из грудной клетки, а накачать кровь по принципу «аорта-сердце» прямо в организме, а не на трапеции? Задумано - сделано: умершей собаке отпрепарировали сонную артерию и по направлению к сердцу шприцем ввели подогретую кровь. Сердце забилось, и пес ожил. Осталось лишь повторить эксперимент на человеке. Однако прошли десятилетия, прежде чем нашелся человек, который решился сделать это и сделал». То, что произошло в последнем примере очень хорошо подпадает под высказанную Больцманом мысль.

А сказал он вот что: «Еще почти никогда… не бывало, чтобы та самая голова, которая впервые натолкнулась на ту или иную новую идею, до конца исчерпала бы ее».

Позволю себе дополнить Больцмана. Но все же эта самая голова могла бы сама провести или сделать еще шаг вперед. Прошли десятилетия, прежде чем появился В.Неговский и продолжил эту работу. Жизнь Владимира Александровича Неговского – это само Чудо. Он обладает уникальным медицинским титулом Падре реанимационе.

«Между тем Владимир Александрович жив и здоров и, наверное, не очень переживает о «неблагодарности человечества». Ибо ему выпало редкое счастье; еще мальчишкой он поставил перед собой цель (больница без морга), всю жизнь шел к ней и добился ее исполнения». К сожалению он ушел в2003 г.

«В июле 1941 г. в медсанбат под Смоленском был доставлен раненый красноармеец Черепанов. Ранен в16 часов . Шок 3 степени. 19часов 30 сек. Сердце не работает. Дыхание остановилось. Клиническая смерть. По указанию хирурга ППГ решено немедленно приступить к артерио-венозному нагнетанию крови и искусственному дыханию. 19 часов 4 минуты. Включено искусственное дыхание с помощью мехов. 19часов 45минут. Начато артериальное нагнетание крови.19 часов 46 минут. Появился пульс. 20 часов. Самостоятельное дыхание..20 часов 48 минут…Больной поворачивает голову, открыл глаза…(Что испытал лейтенант медслужбы А. Неговский, который проводил проверку идеи Андреева? А сам Черепанов? А окружающие? Чудо на глазах свершилось!! ) «Впервые в истории войн по одну сторону фронта делалось все, чтобы убить человека, а по другую - чтобы его воскресить»

Случай мне помог узнать про А. Неговского. То, что я узнал – это очень интересно. Конечно, я посмотрел его биографию, а она чудо! Посмотрите в интернете. Про таких людей надо знать, перенимать их методологию творчества. Приведу концовку одной статьи о А. Неговском. Из интернета.

«Родина "благоговейно" простилась с Владимиром Александровичем Неговским. Известие, о его уходе, не удостоилось чести попасть на новостные ленты информационных агентств, поэтому великому человеку двадцатого века достался лишь некролог в "Медицинской газете". Зато тот, кто после В.Н.Семёнова поставлен руководить НИИ общей реаниматологии, не забыл оповестить всех непосвященных, что на самом деле это он создал институт. А заодно сильно помог Неговскому и в создании науки реаниматологии. Ах, какой смешной! История науки — это история предательств. И есть люди, известные миру лишь благодаря великим учителям, которых они предали. Будем считать, что у этого человека нет имени. А Владимир Александрович Неговский верил в людей. Иначе, зачем было их спасать»?

Ольга БОГУСЛАВСКАЯ Прораб БОЖИЙ, газета "Московский Комсомолец, 20 октября, 2003г.

Смешно после великого человека, которого некоторые называли богом, он оживлял мертвых и был отцом реанимации, которая возникла 60 лет тому назад, писать о каких-то радостях нано размера.

Сегодня у меня получился небольшой праздник. Я давно не выходил на улицу, а сегодня решил сходить в магазин и какой то голос мне подсказывает - сходи в книжный! А мне так не хочется туда идти, дальше, да и все равно книга, которую я хотел приобрести – «Кожа для барабана» - ее нет. Короче говоря, сам себя заставил и пришлось пойти. Захожу в магазин и, о радость, нужная мне книга стоит. Я засмеялся. Вот бывают такие же маленькие чудеса, и им надо радоваться. Тот, кто сам получал решения и их реализовывал - знает, как это здорово и радостно. Да и вообще, встреча даже с небольшим чудом всегда доставляет радость. Чтобы чаще встретиться со случайностью, я, например, старался быть участником различных конференции, семинаров и т.д. где много участников и можно встретиться с интересными людьми, которые сами создают чудо.

Я считаю, что человечество ждет своих богов, таких как А.Неговский, для лечения спида, рака, туберкулеза, наркомании, алкоголизма. Надежды не только юношей питают, но и стариков.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Случай, случайность, чудо.