Главная    Конференция     Забытая пешка на доске

Размещено на сайте 30.06.2008.

Забытая пешка на доске

В.В. Митрофанов



«С богом я общаюсь без нытья
и не причиняя беспокойства:
глупо на устройство бытия
жаловаться автору устройства.

 Всем смертным за выслугу лет
 исправно дарует Творец
 далекий бесплатный билет,
 но жалко - в один лишь конец».

 Игорь Губерман.

Я несколько раз в своих работах обращался к творчеству, Артуро Перес Реверто. Ну что я могу с собой поделать - нравится он мне. А если нравится мне, то мне очень хочется привлечь Ваше внимание, может и Вам понравится. Поэтому я, читая его книгу, отмечаю понравившиеся мне мысли и выражения, с которыми и хочу Вас познакомить. Несомненно, представляет интерес описанная в книгах этого автора методология и технология отношений, начиная от Папского двора и его служб и кончая Севильскими бомжами.

Итак, «Кожа для барабана, или Севильское причастие». Сюжет романа таков:

«Главному герою романа, поручено, тайно расследовать дело, в которое Его Святейшество Папа Римский не хочет посвящать светские власти. Отцу Лорнцо Куарту предстоит найти ответы на очень сложные вопросы. Может ли само здание старой церкви убивать людей, грозивших ему уничтожением? Почему из-за маленького клочка земли в центре Севильи, где находится эта церковь, схлестнулись в жестокой схватке бедный священник и архиепископ, преуспевающий банкир и красавица из знатного андалусского рода? Какие темные страсти скрываются в стенах храмов и под величественными ризами церковников? И почему любовь настолько завладевает сердцем человека, что перед ней меркнут и обеты, и чувства долга, и моральные принципы, которые казались такими непоколебимыми…» Итак, выдержки.

«У Вашего Преосвященства много друзей. Вы многим оказывали услуги.

Паоло Спада саркастически хмыкнул.

-В курии никто не помнит услуг, зато все отлично помнят обиды. Мы живем при дворе, полном евнухов и сплетников, где никто не поднимается вверх без помощи другого. Если ты упал, все наперебой стараются добить тебя, но когда нет ясности, никто и шагу не сделает из страха перед возможными последствиями. Вспомни, как умер Папа Лучани: нужно было измерить температуру тела через задний проход, чтобы установить время кончины, но никто не осмелился сунуть термометр ему в задницу».

«Городской совет противодействовать не будет,- продолжал он.- Совет по культурному наследию у нас в кармане, так что остается уладить только церковный аспект проблемы. Он сделал паузу в ожидании комментариев, однако старик не разжал губ.-Что касается архиепископа…

Из осторожности он не закончил фразу, предоставив сделать следующий ход своему собеседнику. Ему нужны были подсказки, сигнальные огни, выражения соучастия».

Любой деловой разговор преследует, какую то цель. Это как игра в шахматы. Мне понравилось, что автор проплавав на корабле, а затем и на яхте и, несомненно, любящий море, часто применяет морскую терминологию. Здесь - сигнальные огни.

Я,  работая на заводе, в беседах с начальством часто проигрывал. Но однажды я понял, что если тебя вызывают, надо узнать тему и перед визитом подготовиться. И был вознагражден. Я подготовился, и на все предложения начальника сразу обосновывал, почему это нельзя сделать, чем здорово его удивил, и он понял, что да это действительно так. Конечно, он обладал большей информацией, чем я, но в этом случае мне повезло.

«-У каждого своя собственная вера,- проговорила она, наконец. - Это насущно необходимо в нашем веке, который агонизирует так жестоко и безобразно. Вам не кажется?.. Все революции уже совершились и провалились. Баррикады опустели, герои, некогда связанные солидарностью, превратились в одиночек, хватающихся за все, что попадется под руку, лишь бы уцелеть. - Светлые глаза так и буравили его. -Вы никогда не чувствовали себя пешкой, забытой на шахматной доске в каком - нибудь углу? Она слышит за спиной затихающий шум сражения, старается высоко держать голову, а сама задает себе вопрос: остался ли король, которому она могла бы продолжить служить»?

            Написано как про нас. Сколько страна потеряла людей веривших в идею. Просто представить трудно - миллионы. Конечно, мы не в состоянии помнить всех, но есть такие, что даже трудно представить, как они смогли это сделать. Так в 1941г. под Ленинградом имея несколько танков, лейтенант, не помню фамилию, а в ИНТЕРНЕТЕ не нашел, подбил по моему 24 танка, за что был награжден орденом Красного знамени. В начале войны не очень щедро раздавали награды. В конце войны за такое же свершение вполне мог бы стать Героем, поскольку и был им. Он прошел всю войну и недавно ушел из жизни. Это он так умело организовал свою команду, которая выполнила на поле боя свой долг. Но он мог бы так же организовывать команды и совершать подвиги и в мирное время, например в науке! Но не был востребован.

А АркадийГайдар – в 15лет командовал полком. А Чапаев, а Лазо, Блюхер и т.д. С их помощью , а так же с тысячами других, осуществлялась проверка основной идеи о возможности построения коммунизма. Проверили, не вышло, но не такой же ценой! Что бы кто не говорил, но потери ужасающие. Мы потеряли не только трудовой народ, но и нерожденных ученых, художников, артистов, поэтов. И нет виновных... А вот капитализм удалось построить быстро, и число миллионеров выросло в разы. Растут как грибы мухоморы.

 Я все больше убеждаюсь, что личность играет громадную роль в любых обстоятельствах.

«И знаете, что?. Я нашел свое призвание: быть неудобным священником».

Сколько таких людей, которые неудобны для многих, но они держат оборону.

 «Вы отличный полицейский могущественной корпорации, претендующей на служение Господу. Наверняка вам никогда не доводилось любить женщину, ненавидеть мужчину, сочувствовать несчастному. Наверняка ни один бедняк не благославляет вас за поданный вами хлеб, ни один страждующий -за принесенное ему утешение, ни один грешник -за надежду на спасение…Вы делаете то, что вам приказывают делать,-и все.

-Я выполняю правила - возразил Куарт и тут же раскаялся в своих словах».

«-Когда я был молодым священником, - вдруг сказал он, - я изучил философию древности, от Сократа до Святого Августина. И забыл ее - тоже всю: остался только кисло-сладкий вкус меланхолии и разочарования. Сейчас, в шестьдесят четыре года, я знаю только одно: что люди помнят, боятся и умирают…» (Вспомните Щедровицкого-«Один мир - это ситуации мыслительной действительности, или действительности мышления и знаний о мире как таковом, другой мир - это действительность ситуаций непосредственной жизнедеятельности.» Проще можно сказать, то что мы учим в школе - это один мир, а то что в жизни, в действительности –это другой. Каждый самостоятельно разрешает, как быть, как их согласовать.)

«-Долгое время, - продолжал старик, - я искал Его там, наверху. Мне хотелось бы поговорить с Ним - это что – то вроде сведения счетов. Я повидал множество людей, которые страдали и умирали… Забытый своим епископом и его окружением, я жил в ужасающем одиночестве, которое прерывалось только по воскресеньям, когда я служил мессу в маленькой, почти безлюдной церкви, или когда приходилось брести под снегом и дождем, меся глину, чтобы исповедать, причастить и соборовать какого - нибудь старика или старуху, ожидавших только моего прихода, чтобы умереть. И так на протяжении четверти века, сидя у изголовья умирающих, которые цеплялись за мои руки, потому что я был их единственным утешителем, я говорил все время только в одном направлении. Ответа я так и не получил. Никогда».

-«И заметьте: ведь не случайно стиль этой церкви-барокко. Искусство контрреформации, как бы говорящее людям: не думайте, предоставьте это теологам, а сами взирайте на эту резьбу и позолоту, на эти вычурные алтари, на все эти страсти, которые еще со времен Аристотеля являются самым действенным средством, чтобы зачаровывать массы. Поразитесь славе Божией. Излишняя склонность к анализу отнимает у вас надежду, разрушает концепцию.. Только мы - та самая твердая земля, на которой вы можете обрести спасение от бурного течения. Правда убивает раньше времени».

Несомненно Вы, дорогой читатель, бывали внутри церкви, и не обязательно православной. а и в других, например католической или в соборах, где не только барокко, росписи сцен из библии, иконы, свечи , музыка, хор, запах ладана и т.д.- ведь это все влияет на человека, заставляя его смотреть, слушать участвовать в действии и воспринимать его. Почему же мы проводим занятия по творчеству в пустых комнатах с голыми стенами и без музыкального сопровождения? Мне представляется ,над этим вопросом следует подумать. Я несколько раз приносил на занятия проигрыватель и давал послушать слушателям Чюрлениса-«Море» и «Лес». У нас в группах были ребята, которые САМИ сочиняли стихи и исполняли их на занятиях под гитару. Так Л.Пиняев просто отлично пел песни на свои прекрасные стихи. Это ведь тоже творчество, которое может подпитывать научно-техническое.

«-Пусть такие священники, как я, кажутся вам ничтожествами, и пусть даже - это правда, но все же мы нужны… Мы старая, латаная – перелатаная кожа того барабана, что все еще разносит по свету гром славы Божией. И только сумасшедший способен позавидовать подобной тайне. Мы знаем того ангела, в руках у которого находится ключ от бездны».

Я думаю, что каждый может сам представить, кто у нас имеет латаную-перелатаную кожу барабана. Кроме наших священников есть еще целый набор профессии, и в частности изобретатели.

-«Скажите мне, кто мы такие. Какую роль мы играем здесь, на этой сцене, простирающейся над нашими головами. Что значат наши ничтожные жизни, наши стремления?..- Он, не глядя, указал рукой вверх. -Что значит для этих звезд ваш доклад Риму, церковь, Его Святейшество Папа, вы или я?..В какой точке этого небесного свода находятся чувства, сострадание, надежда, сами наши жизни»?

-«Но тут вопрос стоит так: либо церковь, либо он. Каждый должен держать свою свечу САМ». Прекрасный пример идеальности.

Я привел всего то несколько выдержек из романа «Кожа для барабана», но если Вы прочтете его самостоятельно и целиком, то получите удовольствие от разговора с интереснейшим автором-испанцем Артуро Перес Реверто.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Забытая пешка на доске