Главная    Конференция     Еще немного о ТРИЗ

Размещено на сайте 01.09.2008.

Еще немного о ТРИЗ

В.В. Митрофанов



«С богом я общаюсь без нытья
и не причиняя беспокойства:
глупо на устройства бытия
жаловаться автору устройства.

Душою ощутив, как мир прекрасен,
 я думаю с обидой каждый раз:
 у бога столько времени в запасе-
 чего ж Он так пожадничал на нас?

Не ошибок мне жаль и потерь,
жаль короткое время земное:
знал бы раньше, что знаю теперь,
я теперь уже знал бы иное».
 Игорь Губерман

Я много раз слышал том, что ТРИЗ умер. Несмотря на то, что ТРИЗ - она, некоторые думают, что все же ТРИЗ - это он. Но не это главное. Давайте посмотрим на некоторые высказывания, которые приводят в доказательство гибели ТРИЗ.

  1. С помощью ТРИЗ не сделаны великие, крупные изобретения.
  2. ТРИЗ разработана для совершенствования только механических ТС.
  3. В век радиоэлектроники и нанотехнологий ТРИЗ малоэффективна и т.д.

Есть ли тот, кто может сказать, что такое великое, крупное изобретение? Когда Шокли получил нобелевскую премию за изобретенный им транзистор, известный физик А.Абрагам оценил это изобретение как мелкое и недостойное такой премии. А оно оказалось одним из величайших изобретений 20 века. Аналогичных примеров можно привести много.

Да, ТРИЗ разработана на базе десятков тысяч изобретении, сделанных изобретателями того времени. Но ведь от того, что появилась нанотехнология, которой для ее развития также необходимы механические установки, техническое творчество не исчезает.

Поэтому мое мнение, что ТРИЗ жива и будет жить.

Несколько дней тому назад меня вдруг осенило, и я моментально понял одну идею, о которой знал, но ранее не ощущал так остро, как она того заслуживает.

Я, попытался вспомнить, кто и когда меня обучал решать различные задачи - по математике, физике, химии, технологии и т.д. Не вспомнил. А ведь это одна из важнейших проблем человека – увидеть, сформулировать и решить задачу. Речь идет о том, что мы живем в гуще задач, но нас никто не учит их увидеть и решать.

Приведу несколько примеров. Когда я познакомился с ТРИЗ, я пытался применить ее у себя на работе. Желающих не нашлось. Когда мы стали проводить обучение на городском уровне, каждый год 50 человек к нам приходило. Но ведь это вечерние занятия, после обучения никаких гарантии мы дать не могли, и человек был предоставлен сам себе. Но приходили и учились и решали. Значит, получали знания, которых у них не было и которые были полезны!

Руководители нескольких фирм в Южной Корее поняли, что с помощью ТРИЗ можно сделать своих сотрудников более творческими. И сделали. Ведь обучение ТРИЗ делает человека уверенным в своих силах и возможностях. А это не мало в обычных условиях жизни. Конечно, мы не знаем даже экономического эффекта полученного от работы наших специалистов – тризовцев, не знаем сколько патентов получено, и какого они уровня. Но то, что в Корее есть сотни специалистов, обученных ТРИЗ, делает эту страну более творчески богатой.

То, что мы видели на олимпийских играх в Пекине, говорит о том, что китайцы решают много задач. Они тоже поняли, что ТРИЗ может и им помочь в решении задач. Там уже несколько лет проводят занятия по ТРИЗ наши люди. Естественно, сколько человек они обучили, и каковы успехи я не знаю.

Но по моему, очень наглядную картину представляет собой американская фирма «Интел». То, что эта широко известная фирма приняла и осуществила решение обучить своих сотрудников ТРИЗ - это доказывает мысль о том, что решению задач надо обучать всех. Я думаю, что про «Интел» будет написана статья, но что я знаю достоверно так это то, что эта фирма не видит себя вне ТРИЗ.

Что меня особенно радует, это то, что фирма «Интел» не машиностроительная, а полупроводниковая, и что с ТРИЗ ее познакомили наши, питерские тризовцы.

Теперь зададимся вопросом - что же мы так и будем обучать техническому и научному творчеству тех, кто уже получил высшее образование, или следует обязательно обучать творчеству с детства? Как я помню, первым кто стал обучать школьников ТРИЗ, был Г.Иванов из г. Ангарска. Потом обучение творчеству в школе и даже в детском садике проводили и проводят многие тризовцы. Кроме занятий проводятся конкурсы на лучшее решение задач, на лучшую фантастическую идею, и т.д. Но это капля в море для такой страны как Россия! Ведь начав обучение творчеству, мы даем детям возможность увидеть не только то, что уже достигнуто в области науки и техники, но и те задачи, которые ждут решения. А самое главное это то, что они поймут, что еще не все открыто и не все изобретено. Более того, это обучение творчеству позволит выпускникам школы понять и оценить свои возможности и решить чем заниматься в будущем - на кого учиться и чему посвятить свою жизнь.

Несомненно, все это мероприятие потребует громадных усилий и затрат. Но если мы хотим иметь в стране творческих граждан, то надо к ней приступать.

 Конечно, та ТРИЗ, которая разработана Г.Альтшуллером значительно расширена и дополнена. И это позволяет повысить ее эффективность. Но ядро ТРИЗ сохраняется. В чем его суть? Решатель должен уметь увидеть в любой системе нежелательный эффект (который сейчас В.Леняшин назвал «вредной машиной» или элемент такой машины). Сформулировав ИКР, ФП и рассмотрев все ресурсы разрешить противоречие и определить пригодный ответ.

Меня по каким то причинам интересуют некоторые вопросы, например, лечение СПИДа, рака,.и т.д. И вот на днях я увидел заглавие статьи, которое меня заинтересовало. Привожу ниже.

http://www.inauka.ru/news/

«Ученые назвали "ахиллесову пяту" вируса спида

Университет Техаса\University of Texas Medical School at Houston сообщил, что его ученым, вероятно, удалось обнаружить "ахиллесову пяту" вируса ВИЧ\СПИД. Если это открытие будет подтверждено, то появится реальная возможность создания лекарства от ныне неизлечимой "чумы 20 века".

В кратком изложении суть гипотезы заключается в следующем. В вирусе ВИЧ\СПИД содержится белок, известный под названием gp120. Этот белок играет ключевую роль в деятельности вируса - с его помощью он прикрепляется к клеткам организма, что в перспективе и приводит к заболеванию СПИДом. В обычных условиях организм способен вырабатывать антитела, которые уничтожают болезнетворные вирусы. Однако в случае со СПИДом, этот вариант не срабатывает, поскольку вирус постоянно мутирует. Именно по этой причине создание вакцины против СПИДа пока невозможно. Однако одна часть вируса - а именно gp120 - не меняется никогда. Авторы исследования пришли к выводу, что, если удастся нанести удар по gp120, то вирус потеряет силу и будет неспособен вызывать СПИД.

Ныне в лабораториях Университет Техаса испытываются особые антитела (абзимы), которые, как предполагается, смогут адресно атаковать gp120. Предварительные тесты показали, что после использования абзимов (в отличие от иных антител, используемых при борьбе со СПИДом) вирус навсегда теряет опасность. Для подтверждения эффективности этой методики лечения требуются клинические испытания.»

Детальное описание открытия публикует журнал Autoimmunity Reviews.

Мне представляется что белок, который обнаружили ученые - не эволюционирующая часть вируса по аналопо можно сравнить с неизменным ядром ТРИЗ.

Сам же прием мне очень понравился, и его можно было бы развернуть и поместить в список приемов.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Еще немного о ТРИЗ