Главная    Конференция     Игра в бисер 3

Размещено на сайте 20.10.2008.



Часть 1
Часть 2



Игра в бисер 3

В.В. Митрофанов



«Они звенят, как звезды, чистым звоном,
И смысл высокий жизни в них сокрыт,
И путь один их слугам посвященным
Путь к средоточью всех орбит».

Кнехт «Игра в бисер»

Продолжу приводить по- моему очень важные мысли автора Игры.

«Что касается нашей собственной, касталийской веселости , то, пусть она всего-навсего поздняя и крошечная разновидность этой великой, все равно она совершенно законна. Ученость не всегда и не везде бывала веселой, хотя ей следовало бы такою быть. У нас она, будучи культом истины, тесно связана с культом прекрасного, а кроме того, с укреплением души медитацией, и, значит никогда не может целиком утратить веселость. А наша игра в бисер соединяет в себе все три начала: науку, почитание прекрасного и медитацию, и поэтому настоящий игрок должен быть налит весельем, как спелый плод своим сладким соком, он должен быть полон, прежде всего, веселости музыки, веселости, которая ведь есть не что иное, как храбрость, как способность весело и с улыбкой шагать и плясать среди ужасов и пламени мира, как праздничное жертвоприношение. К этой веселости стремился я, с тех пор как учеником и студентом почувствовал и понял ее, и я никогда, ни в беде, ни в страданье, не отрекусь от нее».

А вот интересная рекомендация автора книги: «Предводитель ордена закрыл глаза, и, казалось, перестал слушать. Кнехт понял, что он выполняет то экстренное упражнение, с помощью которого члены Ордена пытаются сохранить самообладание и внутреннее спокойствие при внезапной опасности, а упражнение это связано с двумя продолжительными задержками дыхания при пустых легких. Он видел, как лицо человека, чье неприятное положение было на его совести, чуть побледнело, потом, при медленном, начатом мышцами живота вдохе снова обрело обычный свой цвет, видел, как вновь открывшиеся глаза этого глубокоуважаемого, даже любимого им человека застыли, было в растерянности, но тут встрепенулись и наполнились силой…».

Несомненно, этот дыхательный прием может помочь тем, кто его попробует применить, чтобы убедиться в его эффективности.

Мне понравился стих и я приведу его.

«Не дороги нам дни, не жаль нам их нимало,
Чтоб то, чем дорожим, росло и созревало,
Цветок ли пестуем в саду, где сладко дышим,
Ребенка ли растим, иль книжечку мы пишем».

Понравилась и мысль: «…Это был бы для меня лишь повод погрузиться в свои мысли и насладиться своим счастьем, ведь это счастье - иметь много свободного времени». И, наконец, мне понравился подход Кнехта к обучению подростка.

«Я заранее радуюсь этой прогулке, - прибавил Кнехт,- и прошу вас об одном одолжении. Рассматривая ваши гербарии, я мог убедиться, что о горных растениях вы знаете гораздо больше, чем я. А цель нашей совместной жизни состоит среди прочего в том, чтобы обмениваться знаниями и сравняться в них; начнем же с того, что вы проверите мои скудные познания в ботанике и поможете мне немного продвинуться в этой области……

Тито был очень доволен и полон благих намерений. Опять этот магистр Кнехт очень ему понравился. Он не говорил громких слов, не разглагольствовал о науке, добродетели, духовном благородстве и тому подобном, но было в облике и в речи этого веселого, любезного человека что - то обязывавшее, будившее благородные, добрые, рыцарские, высшие стремления и силы».

А теперь немного о выборе темы для игры. Я привел тему о перенапряжении, взятую из задачи которую решал. Конечно, можно брать любую тему, но я хочу предложить Вам дорогой читатель попытаться рассмотреть тему, которую я тоже взял из задачи, задачи, которая меня поразила. Это задача-эффект Тваймана. Из - за неравенства в обработке поверхностей тонких пластин, они подвергаются деформации-изгибу и разрушению. Я набрался наглости и сформулировал, как мне представлялось отличное правило, в котором отразил, когда можно ожидать новые эффекты из - за неравенства, разности сил, зарядов, токов, потенциалов, потоков концентрации и т.д. Никакой общей меры я, естественно, не искал. Но вот теперь, зная очень немного о игре в бисер, возможно можно было бы рассмотреть неравенство как тему игры и попытаться объединить неравенства в математике, в живописи, в музыке, в экономике, в численности населения разных стран и разности их площади, неравенство в зарплате , неравенстве во владении недвижимостью и т.д. Есть еще один вопрос - это неравенство полов, неравенство возрастов людей. Проблема отцов и детей. Неравенство погодных условий в странах. Неравенство капиталов, здоровья людей и т.д.

Таким образом я через знакомство с одним эффектом вышел на дорогу общего понятия неравенства, которое человека сопровождает всю жизнь от рождения (условия рождения в поле, дома, в платной больнице…) до смерти (как ушел, где был,...) и как похоронен (земля, кремация) И в промежутке между ними, который называется жизнь, мы сплошь и рядом сталкиваемся с неравенством, разностью или суммой воздействий, которые каждый преодолевает, как может. Интересно, есть ли для неравенства общая мера, о которой думал Герман Гессе?

И вот сегодня я прочел блестящую работу-«О творчестве в науке и технике» Р.Э.Гута Мне представляется, что вся работа - это кусочек игры в бисер с темой ПРОТИВОРЕЧИЕ. Может кто-то со мной согласится, кто то нет, но работа как будто специально написана для этой игры.

Я никакой специалист в музыке, но привлек бы к игре весь мир музыки, начиная от того, что есть неравенство, между людьми – у одних есть слух, а у других нет. Кто- то занимается проверкой слуха, и отбором детей для обучения, настройкой инструментов. Далее идет начальное обучение музыке. Отдельная отрасль изготовление инструментов всех видов – от скрипок до органов. Отдельно духовые и ударные. Далее обучение в консерватории, где есть разделение на исполнителей и композиторов. Как их учат, кто их учит - это отдельные вопросы. Конечно, есть классическая музыка, легкая, народная, джаз, и всему этому учат исполнять и сочинять. Где - то учат на дирижеров. Кто учит? Есть целый пласт работников, которые занимаются нотами, их изготовлением, распространением. И целый класс людей, которые организуют концерты, спонсируют их и т.д.

В день музыки 1-го октября канал «КУЛЬТУРА» показал концерт посвященный Верди, в котором приняли участие оперные звезды мира, мощный оркестр и хор. Слушателей было несколько тысяч. Концерт прошел на родине композитора. Чтобы организовать такое мероприятие несомненно надо иметь талант. Откуда берутся такие люди, кто их готовит? Я навскидку написал для игры некоторые вопросы из мира музыки, но мы не знаем, как все эти элементы взаимодействуют между собой, как они эволюционируют. Иногда, кажется, что каждая музыка, классическая, легкая, и т.д. проживают в отдельных квартирах в разных домах. Может, я ошибаюсь. Я думаю, что в играх, по темам неравенство и противоречие, можно привлечь музыку и получить отличные результаты.

Заканчивая, хочу пригласить читателей сайта, отбросить на пару дней все дела и сходить в гости к Герману Гессе.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Игра в бисер 3