Прошлое, настоящее, будущее

Размещено на сайте 04.05.2009.

 

 

 

«Мне жаль потерь и больно от разлук,

но я не сожалею, оглянувшись,
о том далеком прошлом, где,
споткнувшись,
я будущее выронил из рук».
Игорь Губерман

В ТРИЗ рекомендуется при решении задачи рассматривать эволюцию ТС в соответствии с этим правилом. И, предполагается, что в прошлом можно найти интересные идеи, которые были высказаны, но по разным причинам не смогли быть реализованы. Можно предположить, что это положение действует и в других сферах деятельности человека. Так, например, когда человек становится очень взрослым, можно сказать старым, к нему независимо от его желания приходят мысли, воспоминания о прошлом. О настоящем он все знает, а будущее известно… И вот тут-то человек отчетливо понимает, что его жизнь может быть представлена кривой в начале бодро идущей вверх, доходящей до максимума, а затем эта линия постепенно опускается вниз. Конечно, не у всех жизненный путь подчиняется этой кривой, Но все же главная закономерность выполняется. В молодости, естественно, мы не думаем о старости, и более того, у меня долго было впечатление, что я так и буду жить молодым.

18 апреля ушел из жизни мой сосед, Виктор Пантелеевич Шамов,1923 г. Рождения. Доктор физ. мат. наук, заслуженный деятель науки, изобретатель, бывший разведчик, награжденный многими орденами СССР, бывший зам. директора по науке нескольких НИИ, участник испытании ядерного оружия, «ликвидатор» на Чернобыльской АЭС. Я впервые узнал о Викторе, когда работал в Радиевом институте. Виктор был аспирантом и блестяще написал и защитил диссертацию не за три года, а за два, что даже в то время - 1958г - было редкостью. Потом, так получилось, что я получил комнату рядом с Виктором на пятом этаже институтского дома. Естественно, мы познакомились, начали общаться, и он мне много рассказывал о своей жизни, которая достойна постановки по его жизни фильма. Он в детстве оказался без семьи, стал бездомным, воришкой. Один раз на какой то станции к нему подошел прилично одетый мужчина, и спросил его - «Ты хочешь учиться»? Он ответил – «Хочу»! -«А не обманешь»? –«Нет»! так он попал в семью довольно крупного чиновника, в которой он стал жить и учиться. Мир не без добрых людей!

После окончания школы он приехал в Ленинград и поступил в Морское училище имени Дзержинского. Был 1941год. Весь набор был отправлен на фронт. Обычно он не рассказывал о боях, сражениях. Знаю, что и на фронте было много несправедливого, но была крепкая дружба. Мне запомнился один случай, который с ним произошел, и он о нем рассказывал несколько раз. Они попали в окружение, и уже голодные и грязные, но с оружием должны были перейти через дорогу, которую охраняли немцы. Было несколько попыток прошмыгнуть через дорогу, но они оказались безуспешными. И вот, наконец, наступил день, или лучше сказать ночь, когда решалась их судьба. Виктор, который с Богом, не был ни в каких теплых отношениях, вдруг для самого себя взмолился - «Господи, сделай милость, дай нам всем проскочить дорогу без потерь. Обещаю тебе, что поверю в тебя и стану христианином»! И что вы думаете, они проскочили дорогу, и все добрались до своих. Я, конечно, задал нескромный вопрос, - «Ну, и…»? Это было время когда о Боге вообще говорить было не принято. Но он мне ответил –«Вот, все собираюсь поверить, да как то нет времени». Но потом всю жизнь ему все же кто - то помогал. Он дожил до 86 лет, израненный, с пробитым легким, и куря «Беломор». По православному обычаю его отпевали в церкви. Он работал до 80 лет, но естественно уже не на предприятии (там оказался не нужен), а в частной фирме, и предложил несколько блестящих идей по очистке радиоактивных материалов. Последнее время мы с ним не виделись.

Чтобы рассказать свою жизнь надо вспоминать массу нюансов, а уж если рассказывать чужую надо не только ее знать, но и знать массу мелочей, причин , следствии и т.д. Вот когда бы помогли дневники, которые люди перестали писать.

Когда вы становитесь старым, вам часто снятся сны, со всякими ситуациями, в которых вы вели себя не совсем так как вам хотелось бы. Но ведь исправить-то ничего нельзя и лежишь и стараешься все выкинуть из головы. Я думаю, у каждого человека есть и тайная прошлая жизнь, и она могла определяться какими то инстинктами, завистью и т.д. Недавно была передача про Октябрьскую революцию, в которой не было ничего похожего на то, что я когда то изучал. Это относится и к технике. Надо много перелопатить книг, чтобы более-менее представить истинное состояние ТС в прошлом. Когда я служил на корабле, я вообще не думал о поведении людей. Я же не мог обидеться на командира и не передать ему полученную кем-то радиограмму (было такое правило – показывать командиру все радиограммы, приходящие членам экипажа). А уже теперь я вспоминаю о многих случаях на заводе и понимаю, что мы были как бы шахматные фигуры на доске жизни, и нами играли, и даже нас проигрывали, будь ты пешкой, конем, или даже королем.

Самое неприятное, с чем мириться не хочется - это когда вы молодой, из вас брызжет энергия, вы красивый сильный, и вот приходит старость, и ничего от молодости не остается. На днях ушла Екатерина Максимова. Канал «Культура» сразу откликнулся на эту потерю, и в тот же день показали фильм о ее жизни. Когда она танцует в 18лет, вы, глядя на нее, не можете усидеть на месте - эти танцы по сути сплошной вихрь, радость жизни, любви и т.д. И вот приходит будущее, становится настоящим, и ничего подобного нет. И все же жалко, что Природа сотворила такую несправедливость.

Вывод один – заполните кривую жизни до ее спада так, чтобы в старости ни о чем не жалеть. Когда я писал этот материал, на сайте появилась работа Э.Когана –«Задачи, которые нас выбирают». Я на нее сразу откликнулся отзывом. А сейчас решил немного его дополнить. Дело в том, что в действительности мы все чрезвычайно часто встречаемся с такими задачами, а изобретатели буквально при решении, и внедрении каждого полученной идеи.

Однако, вернемся в прошлое. В. Шамов, будучи разведчиком, ежедневно решал и осуществлял свои решения. Если бы он не делал этого, вряд ли он бы выжил на войне. Я себе представляю, что пришлось пережить Г.Альтшуллеру, когда он попал в Гулаг. Ежедневно задачи выбирали его и он их решал. Ему удалось сделать так, что уголовники его не тронули, а ученые, сидевшие в лагере не зная за что, с радостью и вдохновением читали ему лекции по многим дисциплинам. Годы лагерей даром для него не прошли, он многому научился, но и много потерял.

А посмотрите на игру в футбол. Каждый раз, когда игрок получает мяч, он должен мгновенно принимать решение – куда его отдать и смочь осуществить это решение. А для этого надо видеть поле, игроков и владеть техникой игры с мячом.

Я все же думаю, что в школе мы должны вводить такие уроки, которые позволят молодежи овладеть методологией решения задач, которые их будут выбирать и на экзаменах и на службе в вооруженных силах, где расцветает дедовщина. Кто- то должен взять на себя эту задачу, решить ее и внедрить в жизнь. «Задачи, которые нас выбирают» бывают самые разнообразные, но они требуют почти мгновенного решения и его реализации. Буквально в последние годы были случаи, когда маленькие девочки в начале пожара в доме вытаскивали своих сестер и братьев из огня. Мальчик спас тонущего ребенка. Таких примеров много.

А вот на днях по ТV рассказали о письме новобранца, в котором он описывает, как их привезли в часть и посадили в большой комнате. К ним зашел один солдат и попросил ребят дать ему денег, т.к. он демобилизуется. Один парень отказался, так его солдат вывел в коридор, после чего он вернулся с фингалом. Потом пришел второй солдат, потом третий пока они не отобрали все деньги и одежду. Но ведь парней-то в комнате было много, и кто – то, как на Кон Тики должен был найтись и начать спасать тонущего. Не нашлось. А еще задачи, которые нас выбирают, – они не только внешние, но и внутренние, например, болезнь, любовь, отношение с больными, детьми, и т.д.

И, наконец, сомалийские пираты. Нашелся только один корабль, на котором кто- то один, может капитан, решил эту задачу и использовал решение – отогнать пиратов потоком воды из пожарных брансбойтов. Лучше отбиваться, сражаться, чем быть в плену.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Прошлое, настоящее, будущее"