Никола Тесла

Размещено на сайте 13.07.2009.

10 июля – день рождения Н.Теслы.

 

«Первостепенное значение для эволюции человека имеет ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ.

Это самый важный продукт его творческого мышления. Высшей целью развития человека является полное господство сознания над материальным миром, использование сил природы для удовлетворения человеческих потребностей».

Никола Тесла. «Мои изобретения»

Мне позвонили и спросили, хочу ли я приобрести два тома Никола Тесла. Предложение само по себе дикое! Кто же не хочет! Через пару дней Г.Скворцов принес мне эти два тома, которые ни разу у нас не издавались. Один том статьи, другой – лекции. Тираж 3 тыс. 2-ое изд. Самара: Издательский дом «Агни» 2008 год.

Конечно, про Н.Тесла слышали, я полагаю, все читатели сайта, а вот прочесть самого Н.Тесла, вряд ли кому удалось. Я прочел немного, но сразу решил – моя главная задача не только оповестить Вас, но и призвать читателей использовать прием – «объединение» финансов для приобретения этих двух томов и непременно их прочесть, несмотря на их толщину.

Родился Никола Тесла в 1856 году 10 июля в семье священника в Смилянах, что в Лике (провинция Австрийской монархии). Его отец очень желал, чтобы сын продолжил его дело и стал священником. Это были времена, когда сыновья слушались отцов, и Никола пришлось много пережить, пока отец не согласился и не разрешил сыну поступить учиться на инженера. Это произошло когда Никола, не послушав своих родителей, приехал к ним в село, когда там свирепствовала холера, заразился и слег. Почти умирая, он спросил у отца разрешения учиться на инженера, и отец сказал - «Будешь жить, пошлю учиться в самую лучшую инженерную школу»! Это конечно взбодрило Никола но он проболел ГОД, а вылечила его одна старая женщина с помощью настойки на бобах. Отец сдержал свое слово, и после выздоровления Никола поступил в 1877 году в одно из старейших технических учебных заведений в Европе.

Естественно, меня очень интересуют методы добывания открытий, которыми пользовался Тесла. Поэтому я приведу его же слова на эту тему.

«Я намеревался продемонстрировать такие результаты, которыми отблагодарил бы своих родителей за их горькое разочарование, вызванное изменением моей профессии. Это было не мимолетное решение легкомысленного юнца, - это была твердая решимость. Возможно, молодой читатель «Scientific American» извлечет урок из моего примера, поэтому я напишу подробнее».

Я много раз слышал мнение читателей и писателей, о том, что книги не воспитывают читающих их людей. Я, естественно, с ними не согласен. Мне представляется, что эти высказывания делают люди, которые говорят, не отдавая себе отчета о своих словах, причем сами под влиянием книг стали тем, кем они стали. Я предлагаю вспомнить Тарасюка, который, прочитав «Три мушкетера», стал оружейником и выучил французский язык. А сколько людей прочтя «Алгоритм изобретения» нашли себя в изобретательстве. Можно приводить массу примеров и вот еще один.

« В возрасте семи или восьми лет я прочитал роман под названием «Сын Абы» - перевод на сербский язык произведения венгерского автора Джосики, знаменитого писателя. Идеи, заложенные в этом романе, во многом сходны с идеями «Бен Гура», и в этом отношении его можно рассматривать в качестве предшественника романа Уоллиса. Возможности силы воли и самоконтроля мощно притягивали мое воображение, и я начал тренировать себя. Если у меня было вкусное пирожное или сочное яблоко, которое ужасно хотелось съесть, я отдавал его другому мальчику и испытывал танталовы муки, огорченный, но удовлетворенный. Если мне предстояло трудное задание, я набрасывался на него снова и снова, пока оно не было выполнено. Так я упражнялся день за днем, с утра до вечера.

Сначала это требовало больших внутренних усилий, направленных против склонностей и желаний, но с годами противоречия сглаживались (!), и в конце концов моя воля и желание слились воедино. Таковы они и сейчас, и в этом кроется секрет всех успехов, которых я добился. Эти опыты так тесно связаны с моим открытием вращающегося магнитного поля, как если бы они составляли его неотъемлемую часть; без них я бы никогда не изобрел индукционный двигатель. В мой первый учебный год в Joanneum я систематически вставал в три часа утра и работал до одиннадцати ночи; ни воскресные, ни праздничные дни не являлись исключением. Я имел необыкновенный успех, вызвавший интерес преподавателей. (и конечно зависть сокурсников. В.М.) Среди них был доктор Алле, который читал курс по дифференциальным уравнениям и другим разделам высшей математики и чьи лекции доставляли незабываемое интеллектуальное наслаждение, и профессор Пешль, возглавлявший кафедру физики, теоретической и экспериментальной. Я всегда вспоминаю этих ученых мужей с чувством благодарности. Профессор Пешль был особенный человек, и о нем говорили, что он двадцать лет носит одно и то же пальто. Но недостаток личного обаяния он компенсировал совершенством своих лекций. Я никогда не замечал, чтобы ему не хватало слова или жеста, а его демонстрации и эксперименты всегда проходили с точностью хронометра.

Однажды зимой 1878 года в лаборатории установили новый аппарат. Это была динамо-машина с пластинчатым постоянным магнитом и якорем Грамма. Профессор Пешль поместил несколько проволочных витков в поле, дабы продемонстрировать принцип самовозбуждения, и подключил батарею, чтобы эта машина работала как мотор. Когда он иллюстрировал упомянутое качество, на коллекторе и на щетках появились яркие искры, и я рискнул заметить, что эти приспособления можно убрать. Он ответил, что такое совершенно невозможно, и сравнил мое предложение с проектом вечного двигателя, что позабавило моих однокурсников и привело меня в большое замешательство. Какое то время меня не оставляли колебания -под впечатлением его авторитета, но моя убежденность росла, и я решил осуществить задуманное. В то время моя решимость значила для меня больше, чем самая торжественная клятва.

Я взялся за решение этой задачи со всем пылом и беспредельной самоуверенностью молодости, считая, что это была просто проверка силы воли, и не имея никакого представления о технических трудностях. Весь оставшийся семестр в Граце прошел в интенсивных, но бесплодных усилиях, и я почти убедил себя, что у этой задачи нет решения. В самом деле, думалось мне, разве можно преобразовать постоянную силу гравитации во вращательное движение? Ответом было выразительное «НЕТ». И разве данная истина не касалась магнитного притяжения? Эти два проекта оказались во многом сходными.

В 1880 году я отправился в Прагу, в Богемию, чтобы, исполняя желание моего отца, закончить обучение в университете. Атмосфера этого старого интересного города благоприятствовала изобретательству. Голодных художников было в изобилии, и повсюду находилось интеллигентное общество. Здесь я впервые совершил определенный шаг вперед, отделив коллектор от машин и поместив их на находящиеся на расстоянии оси. Каждый день представлял себе способы осуществления этого проекта, результата не было, но было ощущение, что я близок к решению. …

В то время я изнурял себя напряженной работой и непрерывными размышлениями. Он (Спигети) внушил мне мысль о необходимости систематических физических упражнений, и его предложение тренировать меня было принято с готовностью. Мы упражнялись ежедневно, и я быстро набирался сил. Мой дух также заметно укрепился, и когда мысли обращались к предмету, поглощавшему все мое внимание, я с удивлением отмечал уверенность в успехе. Сохранилось воспоминание об одном случае, когда мы прекрасно проводили время в городском парке: я декламировал стихи, которые страстно любил. В том возрасте, зная наизусть целые книги, я мог читать их слово в слово. Одной из них был «Фауст». День клонился к вечеру, солнце садилось, и это напомнило мне отрывок;

Оно заходит там, скрываяся вдали,

И пробуждает жизнь иного края…

О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли

И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!

Прекрасная мечта! Но день уже погас,

Увы, лишь дух парит, от тела отрешась,-

Нельзя нам воспарить телесными крылами!

Когда я, погруженный в мысли, произнес последние слова, восхищаясь выразительной силой поэта, решение [проблемы] пришло подобно вспышке молнии… Я МГНОВЕННО УВИДЕЛ ВСЕ СРАЗУ И НАЧЕРТИЛ ТРОСТЬЮ НА ПЕСКЕ СХЕМЫ, позднее изложенные более полно в моих основных патентах в мае 1888 года и которые в тот момент Спигети прекрасно понял.

Мне чрезвычайно трудно представить читателю этот случай в его истинном свете и значении, поскольку он в высшей степени, экстраординарен. Когда возникает идея, она, как правило, груба и несовершенна. Рождение, рост и развитие есть нормальные, естественные фазы. С моим изобретением все случилось иначе. Я увидел его полностью разработанным и исполненным в тот самый момент, когда осознал его. Кроме того, теория, какой бы вероятной она ни казалась, должна обычно подтверждаться опытом. С той, что сформулировал я, произошло не так. Ее ежедневно демонстрировала каждая динамо-машина, а мотор служил безусловным доказательством своей надежности. Это производило на меня неописуемое впечатление. Мои мысленные представления оказались равноценны реальности. Я осуществил то, что задумал и представлял себе, и достиг благосостояния и славы. Но для меня важнее всего этого стало откровение, Я ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. Это было именно то, чем мне хотелось заниматься. Моим идеалом являлся АРХИМЕД. Я восхищался творениями художников, но, по моему мнению, это были лишь пустые формы и кажущееся подобие. Изобретатель же, как я считал, дает миру осязаемые произведения, которые живут и работают».

Я считаю, что этот отрывок дает полное представление о Н.Тесла как о писателе, изобретателе, психологе… Попытайтесь прочесть еще раз, сопоставьте свою биографию, кто ваш идеал? Конечно, неудобно говорить, но много чего начинали многие, но всегда чего-то не хватало, а Н.Тесла всегда доводил до конца то, что начинал делать. Один раз он решил прочесть всего Вольтера, и когда узнал, что у Вольтера сто томов, был очень удивлен, но пришлось выполнять свое обещание.

Еще раз хочу просить Вас- прочтите книгу Н.Тесла с ручкой в руках. Заканчивая, хочу обратить Ваше внимание на короткий раздел №6. Он начинается с рождения ребенка, а концовку сами прочтете в книге.

6. «Величайшие достижения человека».

«Когда ребенок рождается, его органы чувств вступают в контакт с внешним миром. Звуковые, тепловые и световые волны бьются о его слабое тело, его чувствительные нервные волокна трепещут, мышцы послушно сокращаются и расслабляются: вдох, выдох, и этим актом удивительная маленькая машина непостижимой чувствительности и конструктивной сложности, не похожее ни на что иное на Земле, включается в круговорот Вселенной.

Маленький механизм работает и растет, совершает все более и более сложные действия, начинает чувствовать все более тонкие воздействия, и вот о себе заявляет развитое разумное существо-Человек, создание таинственное, имеющее непостижимое и неодолимое желание творить чудеса в своем окружении».

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Никола Тесла"