История одной ошибки

Размещено на сайте 17.08.2009.

 

Здесь и кроется тайна способности видеть «целое раньше частей», силы «интуиции», воображения. Ничего мистического в этой способности нет. Это есть типичная форма детерминации человеческой психики со стороны объективной действительности, со стороны ее совокупного воздействия на психику.

«Не ошибся, не откроешь».

Поговорка

«И мудрец из тысячи раз один раз да ошибается».

Японская поговорка.

Читая книгу "Никола Тесла", я узнал что он обладал мощным творческим воображением. Он не любил чертить, а в конце своих размышлений, которые часто были для него болезненными, он мгновенно мысленно видел всю систему в готовом виде. Так же он проводил мысленные эксперименты, результаты которых всегда совпадали с результатами эксперимента. В детстве он видел свет и не мог от него избавиться. Он мешал ему жить и думать. Он легко мог мысленно увидеть отца, особенно он любил мать, как он пишет, она была очень изобретательной женщиной, и он мог с ней подолгу разговаривать, и он беззаветно ее любил.

Читая, я вспоминал свое детство, когда я хвастался перед ребятами, тем, что я каждый фильм вижу дважды. Один раз в кинотеатре, а второй во сне. Я буквально только что об этом вспомнил. Тогда мне было лет 6 или 7, и я не ходил в школу, а в нашем доме, где жили военные, был маленький кинозал, и кино показывали каждый вечер. С тех пор я не помню, чтобы мне удавалось, увидеть во сне то, что я хотел бы увидеть.

Зимой я стал заниматься аутотренингом. Как пишут знатоки этого дела, они могут увидеть закат и восход солнца, ручей, который протекает через лес, почувствовать запах леса и т.д. Ничего этого я увидеть не могу. Тем не менее, я стараюсь хотя бы раз в день послушать диск, который я называю молитвой, и повторять слова, которые произносит врач - целитель. Что мне нравится в этом деле, так это то, что тихо играет музыка , врач выступает проникновенно, я сижу с закрытыми глазами, как я думаю, полностью расслабленный, и мое подсознание внимает целителю, и пытаюсь представить себе хотя бы какой –либо образ, ну хотя бы поляну с цветами, лес, озеро… Но перед глазами темная ночь, а в ушах слова –«Каждый день восходит и заходит солнце. Прилетают и улетают птицы. Расцветают и отцветают цветы, оставляя после себя семена из которых вырастут новые растения…»

Конечно, я не должен думать ни о чем, - все мысли должны быть выброшены из головы, и она должна быть легкой, а дыхание ровным ……Но вдруг у меня появляется мысль, а ведь Рассел, который забыл в эксперименте насыпать радиоактивный порошок в кассету, довел опыт до конца, а не выбросил фотопластинку, фактически он бессознательно провел ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. А можно сказать, и холостой опыт, не заряженный. То есть первый эксперимент – с радиоактивным порошком, а второй без него. И второй эксперимент позволил ему открыть эффект, который он не ожидал. Таким образом, у меня появилось обобщение - в тех случаях, когда кто-то ошибся, но довел опыт до конца, он провел противоположный эксперимент.

Хочу отметить, что возможно, у меня не появилось бы такая мысль, но перед тем как я стал медитировать, я посмотрел в ИНТЕРНЕТ, я хотел найти эпиграф к этому материалу и наткнулся на фразу «Не ошибся, не откроешь», а дальше одна строчка о том, что Рассел ошибся и открыл свой эффект. В этом случае ПЭ не дал информации дополняющий результаты первого, но выявил совершенно новый эффект - очищенная поверхность металла излучает нечто, что создает в фотопластинке скрытое изображение. Оказалось, пошел в Индию, а открыл Америку.

Представим цепочку экспериментов Рассела так:

1Э. - эффект воздействия радиоактивного порошка на ФП и эффекта Рассела

2ПЭ (без порошка) - новый эффект. Эффект Рассела.

Хочу еще обратить Ваше внимание, что посидеть полчаса с закрытыми глазами и расслабившись. дает возможность отдохнуть и поразмышлять. Сожалею, что узнал об этом приеме только теперь.

Приведу еще пример. Мой сотрудник Сергей Литвиненко решил проверить электропрочность оксида кремния на поверхности кремния. Для этого он взял пластинку кремния n-типа проводимости с оксидом поставил на поверхность зонд и постепенно стал повышать напряжение и увидел на экране осциллографа картинку – вертикальную линию. Пробой оксида при 120 вольт. А вот в другой точке поверхности оксида на экране осциллографа появилась уже не вертикальная линия, а угол. Что это такое? Диод! Как же он образовался? Ведь для изготовления диода нужны минуты, а в случае пробоя - это доли секунды. Опять та же картина, хотел получить оценку электропрочности, а получил диод. Когда собралась группа, встал вопрос что делать дальше? Я сказал, что знаю что делать, и скажу завтра. Я забыл, что надо провести ПЭ. На следующий день я предложил провести ПЭ на кремнии р - типа проводимости. Была изготовлена пластина кремния р - типа проводимости с оксидом, после чего стали ее пробивать, и на экране получили новый вид ВАХ. После длительного размышления мы поняли, что на р - типе проводимости мы получаем после пробоя оксида р-n-р структуру с оборванной базой. Конечно, в заводских условиях проводить дальнейшие исследования невозможно, а заводу эта работа была не нужна. А там можно было бы накопать много интересного.

Представим цепочку экспериментов:

1Э.-проверка электропрочности, пробой оксида и эффект образования диода на n кремнии

2ПЭ-кремний р -типа проводимости- образование р-n-р транзистора с оборванной базой при пробое оксида.

И еще один пример. При проведении испытаний приборов, транзисторов на длительную работоспособность, как правило у 2х, 3х приборов коэффициент усиления (К.У.)уходил за норму 30%. С громадным трудом удалось установить, что работницы цеха «проводят противоположные эксперименты». Они во время измерения транзисторов иногда перепутывают выводы и вставляют их в колодку так, что на эмиттер подается на мгновение коллекторное напряжение. Работница вновь ставит прибор в колодку, уже правильно и замеряет коэффициент усиления, а он теперь другой, меньше. Когда прибор ставят на испытания, при температуре 125 градусов, он отжигается, и коэффициент усиления возвращается к первоначальному значению, да еще и от тепла он становится больше. Итак, при проведении скрытого ПЭ коэффициент усиления падает. Представим цепочку экспериментов.

1Э- изготовление и измерение К.У.-

2 (скрытый) ПЭ, воздействие более высокого напряжения -падение величины К.У

3Э. Постановка прибора на срок службы, через 200часов КУ увеличивается выше нормы.

4Э- исследование воздействия лавины на состояние поверхности кремния.

Когда я впервые увидел, как проверяют напряжение коллекторного перехода, подавая на него предельное напряжение, вплоть до теплового пробоя-лавины, я интуитивно был удивлен, но подумал, они лучше меня знают, что можно и что нельзя. Прошло много лет, и вот я встретился с тем, что после проверки Uпр кол. изменяется К.У Мы впервые встретились с тем, при обработке поверхности границы раздела Si - SiO2 электронами, происходит изменение ее физических свойств. Стали искать, и нашли пару американских статей на эту тему. Они знали об этом эффекте.

Конечно, это проблема была не для изучения ее на заводе.

При анализе этих примеров можно обратить внимание исследователей на следующие рекомендации

1.Если ошибся, доведи до конца «ошибочный эксперимент», он может быть противоположным и возможно продемонстрирует новый эффект. Пример Рассела. Кто- то же заставил его после ошибки не выбросить фотопластинку, а обработать ее?

2.При проведении первого эксперимента и обсуждения результатов, из него надо выжать все, что можно. Если в Э есть воздействие или взаимодействие, применить принцип компенсации и посмотреть, нет ли нового эффекта за счет избытка энергии. Пример - пробой окисла сопровождается мгновенным рождением диода или транзистора.

3. Если в технологии или при испытаниях возникают выбросы значений параметров, проверить, нет ли экспериментаторов, проводящих противоположные эксперименты. Должен сказать, что было трудно найти и поверить, что работницы перегрузив приборы, клали их в годную продукцию. Как только мы ввели в документацию запрет на сдачу перегруженных приборов в годную продукцию, брак на испытаниях пропал навсегда.

Я думаю, что эти 3 рекомендации могут помочь технологам и исследователям в их работе.

Включил ТV и вдруг увидел начало фильма “В Москве проездом». Фильм начинается приездом в Москву матроса. И на меня нахлынули воспоминания и сомнения - неужели я проходил в этой форме 7 лет - в тельняшке, бескозырке, гюйсе и клешах. Это было так давно, что не верится, что это было.

Но продолжим. Если мы рассмотрели ПЭ, то неплохо было бы рассмотреть, а как понять ПЭ для ТП? ТП - характеристика ТС, которая должна быть улучшена, при этом недопустимо ухудшается другая характеристика. Я пришел к выводу, что С.Черномырдин, который сказал - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - талант. Он же сформулировал, по - моему,- закон: улучшение сопровождается ухудшением. Вспомните четвертый закон диалектики, предложенный Имянитовым;

«РАЗВИТИЕ (ИЗМЕНЕНИЕ) ОДНОГО СВОЙСТВА МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ДЕГРАДАЦИИ (ИЗМЕНЕНИЯ) ДРУГОГО СВОЙСТВА» В нем не просто говорится о развитии, а за счет чего оно происходит. (более подробно можно прочесть в моей статье «Читая старые журналы» в архиве «МЕТОДОЛОГ».

И вот что интересно. Например, Вам врач выписывает рецепт, и вы приобретаете лекарство, берете описание и начинаете читать. Оказывается, что лекарство действительно снижает, улучшает ваше артериальное давление, но в то же время там перечисляется целый список, из которого следует, что можно ожидать, что этот препарат ухудшит работу почек, печени и т.д. Как видим, это противоречие по глаголу улучшит- ухудшит. Как его разрешить? А ведь я не привожу примеры того сколько в США от таблеток погибает пациентов. (Тоесть.ю погибают, как представляется, везде, но в США эти случаи считают.ю ведут им учет. И это ТП! Отметим, что отмеченное ухудшение-это не все - есть ухудшения, о которых врачи и не знают. Например, бегая трусцой, я все время искал, а что плохо при таком беге. И нашел маленькую заметку о том, что такой бег нежелателен для глаз, сотрясение глаз при таком беге вредит зрению.

Можно утверждать, что бы мы не сделали хорошее, всегда можно отыскать, что это доброе дело не останется безнаказанным (Шучу), обязательно можно найти что, что- то ухудшится. Примеров тьма.

Но работает и обратный закон - хотел как хуже, а получилось в чем - то лучше. Конечно, следует смотреть – для кого хуже, для кого лучше.

Вот пример. Николо Тесла терзал себя в детстве. Не ел сладкого, а отдавал свое пирожное другому мальчику. Тесла страдал, мучился, но себя воспитывал, а мальчику было хорошо, не всегда перепадает съесть пирожное на холяву.

Другой пример. Вы, трудоголик, работаете не щадя живота, а это плохо для организма , но кто -то получает от этого пользу.

Заканчивая, хочу призвать читателей, обратить внимание на ПЭ и ТП. Применяя их можно получить значительно быстрее результаты своих исследований.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "История одной ошибки"