Ответ в вопросе

 

Бежал беды, знавал успех,
любил, гулял, служил,
и умираешь, не успев
почувствовать, что жил».
И. Губерман.
Недавно исполнилось 80 лет народному артисту Юрию Гуляеву, Я думаю, что те кто слышал его голос, никогда его не забудут. Но молодежь его конечно же не знает, потому что его уже давно нет с нами. Но вот TV «Культура» показала его концерт, и слезы навернулись на глаза, так вспомнились и песни, и то, что было у меня с этими песнями связано. Гуляев, он ведь был очень талантливый и очень красивый – настоящий русский красавец, с прекрасной, какой то Гагаринской улыбкой. Видимо есть что-то общее в людях, которым интересно жить. А тут еще Вл. Васильев сказал, что глаза у Гуляева всегда были полны жизни и желание жить.
Так устроен человек, что если он видит кого-то известного и талантливого, то обычно представляет, что тот очевидно счастливый и богатый. А потом вдруг узнаешь, что жизнь этого «везунчика» была трагической. Гуляев 30-го года рождения. Мать одна тянула троих детей. Как они выжили, трудно понять. Окончил вечернюю консерваторию. Учился на тройки - его учили на тенора, а он был бас-баритон. Хорошо, что ему помог Штоколов. Он заставил Юру петь баритоном, и  учителя поняли, что он баритон- все стало на свои места. Он женился, ему дали однокомнатную квартирку, и он купил «Москвич». Казалось, что все будет хорошо. За что бы он не брался, все у него получалось. Будучи исполнителем,  написал около 50 песен, это достойно хорошего композитора. И песен прекрасных – на слова Рождественского, Есенина. Их поют до сих пор.
У него родился сын, которого он безумно любил, а при родах ребенок получил неизлечимую болезнь. детский церебральный паралич. Отец делал все возможное для ребенка. Он с ним нянчился, гулял, купал, делал приспособления для ходьбы, напевал ему песни, и все же поставил его на ноги в прямом и переносном смысле. Сейчас сын Юрий Юрьевич окончил философский факультет МГУ.  Сам Юрий заболел бронхиальной астмой, и он скрывал ее - его мучил удушающий кашель. Он его и довел до конца.
Гуляев был оперным певцом и одновременно исполнителем русских песен. Каждый человек, знакомится с русскими песнями, по- разному, - одни, дома, другие на концертах…. Я в детском возрасте слушал пластинки Утесова, Руслановой,  и других эстрадных артистов. Вообще-то я считаю, что получил два музыкальных образования. Первое – в школе юнг.
В морской школе распорядок дня был суровый- два дня учебы, а третий вся рота в наряде- кто в карауле, кто на камбузе, кто на картошке и т.д. И вот что интересно, картошку чистило человек 15, и так как руки были заняты, а язык и горло свободны, то мы пели песни и как правило это были русские песни, которые я поначалу не знал. Так как камбуз был в лесу, то петь можно было в полный голос. Так я получил свое первое  музыкальное образование.
А пели мы здорово, во весь голос - и «Бродягу» и «Стеньку Разина» и «Тройку» и «Степь да степь кругом». И когда эти же песни слышишь в исполнении Ю.Гуляева, то невольно печаль и тоска наплывают на тебя и вспоминаешь молодость. Второе музыкальное образование я получил на корабле. Я был радистом, а дежурный радист, когда идет большая приборка, транслирует музыку на весь корабль. Конечно, мы устраивали и концерты по заявкам. К тому же на корабле было несколько офицеров, которые любили классику и приходил в радиорубку послушать рапсодии Листа, музыку Бетховена… Это было время когда частных приемников не было, все ходили в радиорубку. Так что радисту приходилось знать репертуар и вообще соответствовать.
Чем же были для меня и других песни Гуляева? Они о чем-то спрашивали и на что-то важное отвечали. Это были такие вопросы, из которых ответы следуют с очевидностью.
Я уже давно слышал, но только сейчас хочу довести до вашего сведения прием, которому пока научиться ни у кого нельзя, но самому освоить можно. Если Вы отвечали перед комиссией, то знаете, что из любого ответа комиссия может сделать новые вопросы. Они иногда лезут как чертики из коробочки, и не знаешь, как остановить поток все новых вопросов. Если же Вы проводили производственные совещания или экзамены, то Вы тоже готовились к ним и думали, какие вопросы будете задавать участникам. Очень здорово, когда на совещании Вам удается задать такой вопрос, чтобы в нем содержалась подсказка ответа. Хитро? Да, хитро! Но я знаю такого человека, который делает такие вещи блестяще. Это Марк Баркан. Когда я впервые его увидел и познакомился, то у меня сложилось впечатление, что этот человек очень счастлив. Он приехал из Америки и помню, что мне очень хотелось узнать – правда ли что есть психологи терапевты, которые клиента сопровождают по пройденному жизненному пути и определяют в каком месте жизни человек получил духовную травму, а затем эту травму устраняют. Он заверил меня, что это правда, но пройтись по жизненному пути очень тяжело. Когда-то Марк пригласил В.Герасимова поработать у него на заводе. Володя блестящий и дальше можно перечислять: инженер, конструктор, технолог, карикатурист, преподаватель…
Чтобы не быть голословным приведу только один пример - они с приятелем получили А.С. на перемещение стержней на реакторах. Естественно, институт, который разрабатывал эти системы, был против такой самодеятельности, у него было свое решение. Но наступил момент, когда все поняли, что надо что то делать для повышения надежности, и представитель правительства, рассмотрев все изобретения систем выбрал то, автором которого был В.Герасимов с соавтором. Их изобретение внедрили на всех станциях.
Так вот Марк дал Владимиру задание на усовершенствование узлов для машин крашения тканей. Володя целыми днями конструировал, ну а вечерами приезжал Марк и громил созданные конструкции. И это длилось не день, не два, а полгода.
Радость творчества была в том, что все то, что Марк принимал, тут же изготавливалось и опробовалось. Была решена 21 задача, а одна работа была отправлена в Милан на выставку и получила медаль! Если бы вместо Марка был бы я, я бы не забраковал ни одной конструкции Володи. Я так думаю. И мы остановились бы на первом же неплохом варианте. Но Марк знал это производство досконально и мог задать так вопрос, что Володя, хотя и спорил, но, в конце концов, соглашался, видя, что в вопросе есть подсказка.
Как видим, здесь совпали два таланта – умение задать вопрос и умение увидеть в нем возможность для дальнейшего развития. И, конечно, терпение! Видеть, как твои разработки отвергают каждый день на протяжении полугода (а это сто восемьдесят раз!), и продолжать терпеливо улучшать конструкцию, это тоже огромный талант. И Володя проявил его вместе со своими конструкторскими способностями в полной мере.
Когда Марк работал на одной фирме и ездил по клиентам заключать договора, то к нему был приставлен человек, который фиксировал все вопросы, которые он задавал заказчику. Цель этого человека - найти правила, или алгоритм которым пользуется Марк. (Молодцы какие американцы – все полезное хотят понять и алгоритмизировать). Два года ушли насмарку - ничего внятного зафиксировать не удалось, но самое смешное, что и Марк не знает как у него на языке формируется вопрос, который с одной стороны всех ставит в тяжелое смущенное положение, а с другой стороны подсказывает путь решения.
Именно так произошло на одной нефтяной фирме, когда ему рассказывали о окислителях, и он так поставил вопрос, что обычные химики придумали абсолютно новый окислитель, который стал достоянием фирмы. Думаю, что и участники этой работы запомнили свой успех на всю жизнь. Когда им будет за 80, они будут вспоминать это время и радоваться - ведь когда - то и они были рысаками!
Мне представляется, что если мы обратим внимание метод задавания вопросов, то нас должен ожидать успех. Одно из предположении, состоит в том, что Марк кандидат технических наук и достаточно хорошо знает ТРИЗ. Его голова кладезь знаний. Как они складываются в новые модели о еще незнаемом (вопрос – это всегда разговор про еще незнаемое), это непонятно. И видимо, для того, чтобы вопрос появился, нужна особая обстановка. Может это все устроено и не так, а как-то по иному, но такие люди,- есть! Их надо находить, и объединять в команды – «человек вопрос» должен работать с «человеком ответом». А может быть там есть и еще какие то роли, как в рассказе Шекли «Специалист».

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Ответ в вопросе

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Марк находится на уровне "неосознанное знание". Чтобы это знание можно было передать другим он должен спуститься на уровень "осознанное знание" или даже ещё ниже "осознанное незнание", а это чревато для него временным снижением способности задавать правильные вопросы.
То же самое, кстати, происходит и с умением решать задачи. Если не халтурить (учить других решать одним способом, а самому решать другим) снижается уровень решения реальных задач - становится тяжелее их решать "на глазах у изумлённой публики".
Восстановление прежнего уровня может занять месяцы.
Ну и как быть?

Re: Ответ в вопросе

Изображение пользователя DSA.

На одном из научно-технических советов предприятия новому генеральному директору так представили ФСА и коллектив отдела ФСА. "Они (ФСА) задают какие-то "дурацкие" вопросы, отвечая на которые находим (мы, специалисты) отличные идеи...

Re: Ответ в вопросе

Есть такой образ, навеянный чтением лекций Мераба Мамардашвили:
Мыслящий человек, рассматривая некий внешний беспорядок, стремится дополнить этот воспринимаемый беспорядок дополнительными "уравновешивающими" элементами, как бы обеспечивающими замыкание системы сил.
И все это неосознанно не только для внешнего наблюдателя, пытающегося подметить этапы и стадии, но также и для себя.

Re: Ответ в вопросе

Изображение пользователя GIP.

В.В.Митрофанов wrote:

Чем же были для меня и других песни Гуляева? Они о чем-то спрашивали и на что-то важное отвечали. Это были такие вопросы, из которых ответы следуют с очевидностью.
Я уже давно слышал, но только сейчас хочу довести до вашего сведения прием, которому пока научиться ни у кого нельзя, но самому освоить можно.

... самое смешное, что и Марк не знает как у него на языке формируется вопрос, который с одной стороны всех ставит в тяжелое смущенное положение, а с другой стороны подсказывает путь решения.

Мне представляется, что если мы обратим внимание на метод задавания вопросов, то нас должен ожидать успех.

Одно из предположений состоит в том, что Марк кандидат технических наук и достаточно хорошо знает ТРИЗ. Его голова кладезь знаний. Как они складываются в новые модели о еще незнаемом (вопрос – это всегда разговор про еще незнаемое), это непонятно. И видимо, для того, чтобы вопрос появился, нужна особая обстановка.

Обстановка - важный фактор, но более всего - интуиция, которая выводит на уровень сознания проблеск идеи искомого решения.

К слово, ее очень развивает мистер ВЭПЭ - надо лишь правильно его спросить. А также - не стесняться переспросить :)

ДВОЕНИЕ --

путь к единению

Re: Ответ в вопросе

Геннадий Иванович, приветствую!
Мы договаривались, что для обсуждения мистера ВЭПЭ есть отдельная ветка.

Re: Ответ в вопросе

Изображение пользователя GIP.

Александр Кудрявцев wrote:
Геннадий Иванович, приветствую!
Мы договаривались, что для обсуждения мистера ВЭПЭ есть отдельная ветка.

Договор помню и стараюсь соблюдать.
Это меня мистер ВЭПЭ попросил написать :)

ДВОЕНИЕ --

путь к единению

Subscribe to Comments for "Ответ в вопросе"