Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"
О модели специалиста и содержании высшего образования.
Ревенков А.В., Токарев А.С., МАИ
Правительство России ставит задачу по развитию инновационных технологий. А эта проблема не может быть решена без инженерной поддержки – подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных участвовать в инновационных проектах.
В ряде вузов РФ преподаются учебные дисциплины направленные на методологическую подготовку студентов и развитию у них творческих способностей, формирование собственного стиля решения задач, формированию базовых компетенций по анализу проблем и постановки задач. Качество подготовки специалистов с высшем образованием во многом определяет качество, эффективность и конкурентоспособность создаваемой ими технической продукции.
В этих дисциплинах систематизированы последние достижения многих исследователей по приёмам и методам решения задач, в первую очередь, идеи Г.А. Альтшуллера, – основоположника Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) его учеников и последователей.
Результаты исследований в этой области доведены до практического применения в виде приёмов, моделей и методов решения технических задач. Большое внимание уделяется способам активизации мышления при генерировании идей, анализу проблем и постановки задач, а также приемам решения задач, основанных на системном подходе, принципах строения, функционирования и закономерностях развития технических систем.
Знание закономерностей развития технических систем даёт понимание в каком направлении совершенствовать конкретный технический объект и формирует ориентиры для поиска сильных решений.
Преобразование ресурсной экономики в высокотехнологическую инновационную требует существенного повышения интеллектуального потенциала инженерных кадров. Инновационному проектированию надо учить.
Для обсуждения проблемы обучения инновационному проектированию приведём некоторые положения известного специалиста Н.Ф. Талызиной, изложенные в работе [1], которые весьма актуальны и сегодня: «…каждое умение, каждый вид деятельности предполагает задачу, которая решается с помощью этого умения (деятельности). Справедливо и обратное: каждая задача предполагает метод своего решения, т.е. выполнение какой-то системы действий (деятельности, умения). В силу этого модель специалиста может быть описана и на языке типовых задач, т.е. таких задач, которые приходится решать подавляющему числу специалистов данного профиля». При этом автор подчёркивала, что «в наше время творческие задачи являются как раз типовыми фактически для всех специальностей» (стр. 26).
«Представление модели специалиста через систему типовых задач и даёт возможность во весь рост поставить проблему формирования рациональных методов и приёмов практической умственной деятельности, обеспечивающих решение этих задач».
Фактический материал быстро устаревает, а «… специалист должен готовиться с расчётом на перспективу…» [1, с.27], поэтому обучение в высшей школе должно быть направлено, в первую очередь, на то, чтобы студенты овладевали приёмами и методами решения задач.
«Фундаментальность образования – вот генеральный путь подготовки специалиста, … Это положение служит незыблемой основой, направляющей и объединяющей работу по совершенствованию подготовки специалиста в системе высшего образования…
… движение по этому пути требует решения целого ряда проблем. Подготовка специалиста на базе фундаментальных наук, естественно не означает понижения внимания к практическим, профессиональным видам деятельности. …фундаментальные науки должны ориентировать специалиста в своей области, позволять ему не только самостоятельно анализировать имеющиеся в ней накопления, но и предвидеть её дальнейшее развитие…».
«Практика обучения в высшей школе показывает, что эта проблема ещё не может считаться решённой: органическая связь между фундаментальными и профилирующими дисциплинами в должной мере ещё не установлена».
ТРИЗ можно рассматривать как одну из фундаментальных наук, которая в силу своей специфики является интегрирующим звеном между специальными прикладными науками и науками фундаментальными.
Отмеченные Н.Ф. Талызиной проблемы приобретают особенную остроту в связи с переходом на 2-х уровневую подготовку специалистов с высшим образованием.
В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования России третьего поколения в описательную модель специалиста введены два понятия: вид деятельности и компетенция. В словаре С.И. Ожегова термин компетенция трактуется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён [3], компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области. Таким образом, компетентность можно трактовать как знания, позволяющие молодому специалисту быстро и достаточно легко адаптироваться к различным видам деятельности.
В понятии деятельности отражаются навыки и умения, которыми должен обладать молодой специалист, чтобы быть востребованным на рынке труда. Молодой специалист, имеющий квалификацию бакалавра[1] должен иметь знания и навыки решения задач в своей предметной области и иметь широкую эрудицию в смежных областях. Инженер, решающий задачу, должен понимать почему возникла эта задача. При создании сложной наукоёмкой техники инженеру необходимо понимать как решались задачи предыдущего этапа создания технического объекта: конструктор – как решались задачи проектирования, выбора проектных параметров, из каких соображений получены те или иные параметры, которые он должен воплотить в конструкции; технолог – какие задачи и как решались конструктором. Кроме того, решающий задачу должен понимать как его идеи будут реализованы на последующих этапах создания продукта: при производстве, техническом обслуживании, диагностики, ремонте и, наконец, утилизации.
В создании современной техники принимают участие много специалистов разных областей, поэтому каждый инженер должен не только понимать их мысли и проблемы, но и крайне желательно, чтобы он знал основные методы и приёмы решения задач в этих областях.
Таким образом, молодой специалист должен быть компетентен во многих смежных областях знаний, чтобы успешно решать задачи в своей области.
Высшая школа всегда стояла перед проблемой подготовки специалиста, который должен глубоко знать свою предметную область, владеть приёмами и методами решения задач, но и быть широко эрудирован, компетентен во многих смежных областях. При разработке учебных планов для разрешения этого противоречия стремятся найти оптимальное соотношение между объёмом отводимым на изучение фундаментальных и общеобразовательных учебных дисциплин, с одной стороны, которые направлены на обеспечение широкой компетенции, и специальными дисциплинами, с другой стороны, которые направлены на формирование умений и навыков решения задач в сравнительно узкой области.
Это противоречие существенно обостряется в связи с переходом на двухступенчатую подготовку: бакалавр (4 года), магистр (2 года). Возникает проблема как за 4-х годичную подготовку бакалавра удовлетворить этим требованиям и подготовить специалиста, который мог решать задачи в своей области.
Учебная дисциплина, в которой изучаются общие приёмы, методы и модели решения задач, создаёт необходимые предпосылки для разрешения этой проблемы. Она позволяет существенным образом облегчить процесс усвоение частных методик решения задач как в период обучения в вузе, так и в период практической деятельности. В вузе невозможно обучить всему, – решению всех видов задач. Поэтому большое внимание должно быть уделено приёмам, методам, способам рассуждений, возможным подходам анализа проблем и решения задач.
В фирме Toyota проблеме кадрового обеспечения уделяется очень большое внимание, например, в работе [2] «перечислены важнейшие качества, которыми должен обладать будущий инженер:
… – способность к творческому решению проблем (нешаблонное мышление);
… – способность быстро и всесторонне оценивать ситуацию (понимать, чего ожидать, какие вопросы задавать, что следует выяснить); …».
Там же отмечается, что любая компания не должна рассчитывать на то, что к ним придёт профессионально подготовленный выпускник вуза, который способен немедленно приступить к работе и от которого будет получена мгновенная отдача.
В производственной системе Toyota молодому специалисту назначают наставника. «Кроме того, ему поручают выполнить так называемый проект новичка. Это небольшое, но сложное задание (например, сократить количество отверстий для скоб крепления электропроводки на конкретной детали). … инженер никогда не должен приносить боссу готовый ответ. Куда важнее проанализировать последствия альтернативных решений и представить результаты такого анализа в виде таблицы или … которые свидетельствуют о том, что ситуация изучена в полном объёме». На эту работу уходит от 4-х до 9-и месяцев!
Примечательно, что студенты МАИ на кафедре «Производство аэрокосмической техники» выполняют курсовую работу по дисциплине «Теория поиска решений технических задач» по реальной заводской тематике. В задачу входит усовершенствовать конструкцию или технологию и результаты представить в виде морфологической таблицы. В этой курсовой работе студенты делают попытки применить приёмы и методы решения задач, которые изучили до этого чисто теоретически: излагались суть приёмов и моделей, давалось обоснование их применения, приёмы разбирались на учебных задачах. Некоторые методические рекомендации по организации этой учебной дисциплины в вузе приведены в работе [4].
Изучение ТРИЗ в вузе направлено на формирование у студентов умений рассуждать, создание уверенности в своих силах, психологической готовности к решению задач. Весьма важно, что знание общих методов, подходов, применяемых моделей способствует тому, что легче осваиваются частные методы решения задач в той или иной предметной области.
Следует отметить, что в настоящее время ТРИЗ всё больше проникает в учебные планы вузов инженерных специальностей и менеджеров. Эпизодические мероприятия типа форума «Селигер», проведённые в 2009 – 2011 г.г. весьма полезны для популяризации этой науки.
На молодежном форуме «Селигер-2011» в смене, посвященной инновационной деятельности, собралась творческая молодежь, которая активно и с большим интересом участвовала в работе семинаров по ТРИЗ.
Многие слушатели семинаров дали положительные отзывы о проведенных занятиях и полезности полученных знаний для дальнейшей работы. Общение с молодыми специалистами и преподавателями вузов показали наличие востребованности и большого интереса к ТРИЗ.
Большое значение для популяризации ТРИЗ имеют проводимые конкурсы «Мастер устранения противоречий». Авторы этой статьи используют публикуемые задачи, предлагая их студентам в качестве тем курсовой работы. Если темы дипломных проектов должны соответствовать специальности, то темы курсовой работы, на которых отрабатываются приёмы и методы решения задач не обязательно должны входить в предметную область специальности. Более того, попытки решения задач из других областей способствуют более широкой эрудиции, формируют аналогии по решению задач, которые могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
К сожалению, на решение конкурсных задач отводится очень мало времени. Как было отмечено на фирме Toyota на подобную работу уходит от 4-х до 9-и месяцев. Поэтому предлагаем конкурс реальных задач сделать постоянно действующим. Это очень хороший дополнительный источник для мотивации студентов, изучающих ТРИЗ, и активизации их учебной работы, а также стимулирующий материал для внедрения ТРИЗ в вузы. Некоторые разработчики учебных планов пока не стремятся включать ТРИЗ учебный процесс, считая, что наука не получила пока должного развития.
Существенным образом сдерживает внедрение ТРИЗ в планы подготовки специалистов с высшим образованием отсутствие достаточного количества учебной литературы и методических разработок по проведению занятий. Поэтому хотим призвать специалистов по ТРИЗ к изданию соответствующей литературы. Издательство «Форум» проявляет активность в этом направлении, издало три книги.
На наш взгляд основные направления совершенствования в системе высшего образования должны осуществляться по следующим направлениям:
- разработка рекомендаций по введению в учебные планы специальностей дисциплин, направленных на развитие творческих способностей;
- разработка примерных (рекомендуемых) программ дисциплин;
- разработка учебно-методических материалов по проведению аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов в виде домашних заданий и курсовых работ;
- разработка и публикация учебных пособий.
Для активизации развития инновационной деятельности молодых специалистов необходимо организовать курсы повышения квалификации инженерных и педагогических кадров, необходима организация постоянно функционирующего «Центра», который имел бы аккредитацию по обучению ТРИЗ.
Повышение квалификации целесообразно вести по 2-м направлениям:
- формирование и развитие творческих способностей – обучение приёмам и методам решения задач, постановки задач (ТРИЗ);
- экономические, правовые и технические проблемы защиты интеллектуальной собственности.
Обучение ТРИЗ целесообразно организовать в следующих формах и объёмах.
1. Очная форма. Ознакомительный курс объёмом 40 … 48 час. в течение 5…6 дней (теория с разбором некоторых задач);
2. Очная форма объёмом порядка 80 час. аудиторных занятий. Занятия 1 раз в неделю по 4 ч. (лекции и практические занятия) с выполнением домашних заданий и выпускной работы;
3. Очно-заочная форма. Объёмом порядка 80 час. аудиторных занятий (лекции и практические занятия). Занятия 1 раз в неделю по 4 часа с выполнением домашних заданий и выпускной работой по решению сложной производственной задачи с консультациями по Интернету – дистанционное образование в виде вебинаров.
Литература
1. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста, М.: Изд-во Знание, 1986.
2. Лайкер ДЖ. Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология / Джеффри Лайкер, Джеймс Морган; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. – 440 с. – (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.; Изд-во «Русский язык», 1975.
4. Ревенков. А. В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач: учеб. пособие. М.: Форум, 2009.
[1] По данным работы [2, стр. 218] 2/3 набираемых специалистов составляют бакалавры и 1/3 – магистры.
Комментарии
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Модель специалиста ТРИЗ:
Специалист ТРИЗ должен иметь обширную базу знаний о технике (и не только о технике),иметь развитое воображение, владеть формальной логикой, креативной логикой, всеми методами проектирования, техникой быстрого чтения, техникой быстрого набора текста, знать конфликтынй анализ, контрадикционный анализ, уметь решать ВСЕ виды изобретательских задач на уровне автоматизмов, владеть программами машинной графики, методами поиска информации в Интернет.
На подготовку такого специалиста уходят годы (14-16 лет) при условии раннего старта - с 6-ти месячного возраста.
За 80 часов можно научить только ТРИЗ-кичу - произносить правильные слова, вставлять их в нужный контекст и подгонять под АРИЗ85Б задачи, решенные методом проб и ошибок.
...И к тому же чтобы он и красив был и умён
"...И к тому же чтобы он и красив был и умён"
Из одной когда-то очень популярной песни.
Специалист обязан знать
И дилетантов обучить,
Как молотком шуруп вогнать,
А гвоздь отвёрткой закрутить...
А если владеет не всеми или не владеет методами проектирования, и/или не владеет техникой быстрого чтения и/или быстрого набора текста и/или не владеет графическими программами и/или способен решать не все виды изобретательских задач?
Не специалист (ТРИЗ)?:)
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Один из видов изобретательских задач - это поиск нового состава вещества или материала, обладающего нужной комбинацией свойств. На решения таких задач выдано несколько миллионов патентов на изобретения, что составляет порядка 10% от общего числа патентов, выданных во всех странах мира во все времена. Умеете ли Вы решать такие задачи, Фил? Много ли у Вас было таких решений? Или Вы не ТРИЗ-специалист?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Ой, Григорий, только не надо делать вид, что Ви ничего не поняли. Модель специалиста - это недостижимый ИКР, к которому таки надо стремиться. Так что небольшие отклонения у реального специалиста от его идеальной модели допускаются. Как говорил классик: " Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки, я речи русской не люблю".
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Дорогой Александр Ильич, не будьте занудой. Если Ви могете решать таких задач, так научите меня и других. Сформулируем ИКРы, построим алгоритмы, и будет всем россиянам корейское счастье.
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Изобретательская задача - с позиции ТРИЗ - это такая техническая задача, в которой выявлено ТП.
Есть виды изобретательских задач? А по какому основанию они так распределяться должны?
Изобретения на новые вещества и материалы представляют собой технические решения задач, необходимость которых доказана их авторам органам патентной экспертизы. С позиции ТРИЗ эти задачи изобретательскими не являются.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Вы меня за пророка или ясновидящего держите?:)
Где Вы написали, что это всего лишь недостижимый ИКР для специалиста?
P.S. Про то, что должны уметь делать ТРИЗ учителя разных уровней - тоже недостижимый ИКР, или таковые уже существуют?:)
Статья написана так, как будто это реальное (или почти реальное) а не желательное состояние ТРИЗ педагогики в Самаре.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Модель - это же не реальность, а нечто желаемое. Как идеальный газ, абсолютное зеркало, абсолютно черное тело. Реальнсть же всегда отличается от наших представлений в худшую сторону. Я думал, это само-собой разумеется.
Конечно это только мечта, ИКР. Но мы-то рождены чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор хотя-бы на 50%. Кое-что уже сделано, уже есть десяток учителей, почти соответствующих 1-2 уровню этой классификации. Еще бы им морально-волевые качества поправить, было бы совсем хорошо.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
А как быть с критериями качества информации?:)
Вы ведь за несоответствие этим критериям сказки "вымели", а сами их нам рассказываете:)
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Надо смотреть правде в глаза. Не дозрел ТРИЗ до того, чтобы его преподавали в ВУЗах. Не вышел еще на научный уровень. И, судя по всему, не скоро выйдет.
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Ой, Геннадий Иванович! Зачем же такие сложности, а? То есть, Вы полагаете, что есть такие задачи, решения которых признаются изобретениями во всем мире, но сами задачи изобретательскими ("с позиции ТРИЗ") при этом не являются? Тогда не пора ли изменить "позицию ТРИЗ"? Или это всего лишь Ваша личная позиция?
Я предпочитаю, чтобы область знания, претендующая на статус "теории решения изобретательских задач", охватывала все разновидности изобретательских задач, либо - уточнила свое название, дабы не дезинформировать публику. Изобретения на составы материалов начали регистрировать в качестве изобретений задолго до рождения ГСА - еще в девятнадцатом веке, и ГСА не мог об этом не знать, поскольку он достаточно много работал с патентами. Так почему же ТРИЗ стыдливо прячется в кусты при виде такой задачи? Или все-таки не прячется? Тогда в чем же дело?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Совершенно не само собой "в худшую сторону", и совершенно не обязательно "желаемое". Модель - это упрощенное представление о реальности, в которой выделяются какие-то вещи и признаки, кажущиеся нам более существенными, чем остальные. Модель желаемого будущего - всего лишь одна из разновидностей таких моделей.
А еще есть, например, модель "2+2=4". Или - "сила тока равна напряжению, деленному на сопротивление". Что здесь в лучшую или худшую сторону, и что желаемое?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
С первым соглашусь частично (здесь есть свои и "за", и "против"). Со вторым - соглашусь полностью. С третьим - не согласен.
Впрочем, все зависит от личной точки зрения. Что значит "не скоро выйдет"? Год-два-три - это "скоро" или нет? А 10 лет?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Мечта (ИКР) - не сказка, а руководство в к действию.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Это ВУЗы деградировали настолько, что не могут подготовить специалистов для инновационной деяетельности. Не ТРИЗ не вписывается в ВУЗы, а ВУЗы не вписываются в ТРИЗ. Я преподавал ТРИЗ на физфаке педагогического института. Однажы я начал лекцию так: "Когда вы будете учить детей .." Аудитория прервала меня дружным хохотом. Оказалось, никто из студентов не собирался идти работать учителем. Они этого даже не скрывали. Год спустя одного из выпускников я встретил в крупном торговом центре. Я не удержался и спросил его: "Стоило ли закнчивать педагогический ВУЗ для того чтобы работать охранником в магазине?" На что он мне резонно ответил - "А сюда без высшего образования не берут, да и платят в несколько раз больше чем учителям в школе".
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
У одного из моих знакомых было 2 миллиона. Он вложил их в дело и заплатил 6% по урощенной форме налогообложения. По гранту ему выделили еще 2 миллиона, из которых он отдал откат 20%. Итого, в реальное дело у него вложилось
1.88 + 1,8 = 3,68 млн.
То есть, в реальности получается 2+2=3,68. Это в лучшую сторону или в худшую?
Сила тока равна напряжению деленному на сопротивление. Это в теории. На практике контакты подгорают, окисляются, от чего сопротивление растет, батарейка имеет внутреннее сопротивление, которое, как правило, не учитывается при расчетах, да еще и растет в процессе эксплуатации довольно непредсказуемо. В результате ток всегда меньше расчетного. Это в лучшую сторону?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Фил, а Вы, простите, силу тока когда-нибудь, кроме школы, рассчитывали?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Приходилось. На заводе, для системы зажигания (магнето). Реальный ток всегда оказывался более низким, чем рассчетный. А Вы рассчитывали?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Так я не про ИКР - я про Вашу статью.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Мы, наверное, работали на сильно разных заводах. Там, где работал я, расчеты должны были сходиться - иначе не работало. Да и зачем, собственно, было бы считать, если заранее уверен в ошибке?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Должны были сходиться, но всегда ли сходились и сразу ли все работало? Можно ли заранее предвидеть ВСЕ потери? По-моему это из области фантастики. Если бы было все так, как Вы говорите, то самолеты бы не падали, платформы не тонули, не было бы космических неудач. Практика показывает обратную картину. А где Вы работали, если не секрет, конечно.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Моя статья и есть ИКР.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Надо было это (то что Вы описываете не реальное состояние ТРИЗ-педагогики в Самаре, а Вашу ИКР-мечту) где-нибудь недвусмысленно указать в Вашей статье, чтобы не вводить читателей в заблуждение.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
1. А по сайту лень полазить?
http://bakalibriki.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=46&Itemi...
2. Мы уже начали продвигаться к этой мечте. Поэтому что-то описанное в статье уже имеет место быть, что-то будет осущствлено в ближайшем будущем, что-то требует дополнительных ресурсов и времени. Поэтому недвусмысленности пока не получается. Извините.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Извиняю.
Думаю и многие другие извинят, но всерьёз не воспримут и... денег не дадут.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Если сейчас нет ни малейшего намека на хоть какую-нибудь трансформацию ТРИЗа в сторону науки, так через сколько лет это произойдет?
Не знаю.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Свет на наших ВУЗах клином не сошелся. Есть в мире учреждения, где готовят хороших специалистов. И ТРИЗ там будет в программе смотреться столь же гармонично, как и Каббала.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Готов Вас в этом поддержать! В смысле гармоничности. В самом деле, не вижу я гармонии, несмотря на то, что хорошие люди хорошо преподают и получают хорошие результаты.
Я так думаю, что вузы - хоть наши, хоть зарубежные, - весьма хорошо приспособлены для того, чтобы преподавать научные дисциплины. ТРИЗ таковой пока что (именно пока что!), в моем представлении, не является. Но я более оптимистичен в прогнозах: мне кажется, что от превращения в самую обычную науку ТРИЗу никуда уйти не удастся (иначе он превратится в религиозную секту, на что Вы и намекнули). Для превращения в полноценную науку нужно прилагать усилия. Но - дорогу осилит идущий!
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Александр, мне порой думается, что Вы или не читали вовсе, или не дочитали "Алгоритм изобретения". В частности, не знакомы с уровнями изобретательских задач.
И кто, по-Вашему, правомочен изменить название ТРИЗ?
Естественно, патентовед ГСА знал. Но почему-то в качестве примеров для подтверждения чего-либо в своих работах использовал всего 9 формул изобретений на такой объект изобретения (ОИ), как вещество (см. таблицу 8). И где-то писал, что вещества как ОИ были оставлены "на потом!, т.к. химиков среди инженеров было намного меньше, чем конструкторов и технологов-машиностроителей. По этой причине и физэффекты были систематизированы раньше химэффектов.
Можно ли методологию ТРИЗ напрямую использовать для решения технико-химических задач? Судя по Вашим комментариям, надо как-то по-иному группировать элементы между собой - может в пары, может, в комплексы из нескольких элементов, может, еще как... Т.е. нужна определенная структурная перекодировка. - такая, чтобы можно было сформулировать хотя бы ТП...
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
Прошу прощения за оффтоп, потому буду краток. Я не думаю, что ГСА оставил химию "на потом" только лишь потому, что химиков было мало среди тризовцев, или потому, что ГСА плохо знал химию (вроде бы, что-то знал в ней), но еще и потому, что химические задачи - малость другие. В частности (но не самое главное), в том, что понятие "уровня изобретения" для химических задач ровно никак не коррелирует с реальной сложностью поиска решения (многовариантностью): изобретения "первого уровня" (решение химической задачи химическими средствами по аналогии с другой химической задачей) могут требовать многих тысяч (и более) вариантов поиска методом МПиО. Тема эта сложная и, на мой взгляд, важная - но все же давайте ее обсудим не здесь.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
У Вас есть примеры из истории России, когда что-то воспринимали всерьез и давали деньги живым людям на живое дело?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Да.
Причём, нечто приближённое к Вашему случаю:)
Эта компания появилась, потому что отнеслись всерьёз и дали деньги.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Не всякие деньги и не у всех можно брать. Даже если дают. Можно испачкаться так, что во век не отмоешься.
http://ria.ru/justice/20111129/500945242.html
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Ну и кто и чем "запачкался"?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
С англоязычной версии не успели смыть следы связей с жульем:
http://www.triz-profi.com/about.html
А в русскоязычной, успели:
http://www.triz-profi.com/about.html
Считате что не испачкались?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
По-моему нет.
А Вы считаете, что ребята запачкались?
Просто любопытно...
P.S.Мне это напоминает один диалог из "Жестокого романса" по Бесприданнице А.Островского:)
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Думаю, да, при чем по самые уши. И они это прекрасно понимают, потому и убрали портрет Батурина, на чьи деньги они раскрутились, и из русскоязычной версии рубрики "О нас" и из рубрики "Специалисты", где портрет ТРИЗ-профи Батурина, использующего ТРИЗ для подделки векселей, совсем недавно красовался рядом с портретами Мастеров ТРИЗ.
Какой именно диалог Вам это напоминает?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Первый абзац англоязычной версии рубрики "О нас" сайта "ТРИЗ-профи":
"The TRIZ-profi group was created on January 10, 2005 at the initiative of Viktor Nikolaevich Baturin, who gathered well-known TRIZ specialists in Moscow. The group’s tasks are analyzing innovative projects, perfecting agricultural and other machinery, training Russian engineers and students of leading Russian universities in creative technologies".
А это перевод первого абзаца рубрики "О нас" сайта "ТРИЗ-профи":
"Группа ТРИЗ-профи создана 10 января 2005 года известными специалистами по теории решения изобретательских задач. В задачи группы входит анализ инновационных проектов, совершенствование техники, обучение креативным технологиям российских инженеров и студентов ведущих вузов, разработка новой системы образования, ориентированной на решение нестандартных задач…"
Как Вы считаете, это ошибка переводчика или непредсказуемое прошлое ТРИЗ-движения в России?
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Удалено как повтор.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Забавно...
Я имею в виду, что Ваша "супер-принципиальная" позиция по этому вопросу меня забавляет.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Думаю, что править английский перевод не посчитали нужным.
Я бы и русский не правил, но им, наверное, виднее - с такими как Вы в одной стране живут:)
Вы ведь на полном серьёзе утверждаете, что ребята запачкались.
P.S.Вывод:
К Вам всерьёз не относятся и деньги не дают потому, что Вы честный - правильно?:)
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
А Вы не считаете? Если начнут всерьез копать под Батурина и окажется, что свою преступную деятельность он начал с момента организации "ТРИЗ-профи" или раньше, то трудно будет доказать, что ребята свидетели, а не соучастники.
Не совсем. Относятся ко мне всерьез. Иногда даже слишком. А денег не предлагают потому что знают, что грязных денег я не возьму, я брезгливый. Подожду пока предложат чистые деньги.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Когда-то честность и принципиальность были нормой. Сейчас, конечно, это смешные пережитки прошлого. Но исправляться мне, наверное, уже поздновато. Так что, забавляйтесь на здоровье.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
То есть проблема не в честности, а в страхе, что не удастся свою честность доказать.
Вот это и забавно - т.е. что сверх-принципиальность и сверх-честность на поверку оказываются обратной стороной такого страха.
У меня остался неприятный осадок, связанный с Вами...
Вы ведь сомнения в честности людей. которых я знаю много лет, высказываете без всяких на то оснований.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Знаете, Фил, я тоже брезгливый. Поэтому убедительно прошу вас больше в форумах данного сайта не участвовать.
Re: О модели специалиста и содержании высшего образования
В данном случае могу только присоединиться к Андрею Трошину, уподобившему Фила Леониду Вулло. Очень похоже!
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Неприятный осадок - это не приятно. Но я как-нибудь это переживу. Сомнений в честности людей, которых Вы знаете много лет я на высказываю, я только утверждаю, что они запачкались грязными деньгами и тесными связями с не чистым на руку типом. Только и всего. И у меня от этого неприятный осадок. Я думаю, у них тоже.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
Фил, я попросил вас не участвовать в работе форумов нашего сайта.
Re: ...И к тому же чтобы он и красив был и умён
ОК. Подожду, когда снова понадоблюсь.