ШАНС ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (конфликты и стратегии их разрешения)-
http://institut.smysl.ru/article/chance.php
// Конфликт в конструктивной психологии: тезисы докладов и сообщений на 2-й научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 г. – Красноярск, 1990, с.17-20.
Понятием конфликта охватывается большое число различных ситуаций, характеризующихся той или иной субъективной несовместимостью отдельных их элементов. При анализе конфликта с позиций конструктивной парадигмы в психологии [3] необходимо обратить внимание, прежде всего, на возможности человека разрешать разного рода конфликтные ситуации. Представляется вполне оправданной постановка вопроса о вооружении человека конструктивными стратегиями разрешения конфликтов. Этот вопрос становится особенно актуальным в свете обострения множества конфликтов, которыми и без того перенасыщена наша жизнь, и распространения среди больших масс людей деструктивных стратегий реагирования на них.
В конфликтной ситуации со стороны любого её участника принципиально возможны, по меньшей мере, четыре различных стратегии действий по отношению к конфликту: упорствование в своей позиции, игнорирование и отрицание наличия объективного противоречия, служащего основой конфликта, компромиссное решение , учитывающее интересы всех конфликтующих сторон посредством «справедливого» баланса уступок со стороны каждой из них, и творческое разрешение , позволяющее в той или иной степени устранить само исходное противоречие (мы не учитываем здесь стратегию уступки, представляющую собой, по сути, выход из конфликта за определенную плату). Первые две стратегии близки по своей сути; различие состоит в том, что в случае упорствования базовое противоречие осознается, и его разрешение субъект ищет на пути убеждения оппонентов в правильности его аргументации (это крайне редко приводит к успеху – исход определяется не столько убедительностью аргументации, сколько личностными особенностями оппонентов). В случае же игнорирования само противоречие считается несуществующим и, следовательно, неразрешимым с помощью рациональной аргументации, а причина конфликта усматривается в глупости или склочности оппонента. Компромисс представляет собой механический путь разрешения конфликта: он снимает его остроту, но не уничтожает лежащего в его основе противоречия. Истинное разрешение конфликта возможно лишь в творческом акте, содержанием которого выступает диалектический анализ и снятие противоречия путем поднятия на новый уровень его рассмотрения и нахождение нового контекста, в котором исходная несовместимость перестает существовать (см. [6]).
Изложенные представления применимы, как нам кажется, не только к конфликтам между людьми или группами людей, но и к предметным конфликтам в структуре индивидуальной деятельности. Проанализируем с этих позиций несколько характерных форм творчества, рассматривая их как стратегии разрешения специфических форм конфликтов, и сравним их с альтернативными, неконструктивными стратегиями.
Научное творчество. Исходным конфликтом в этом случае является несоответствие двух или более фрагментов знания (научной картины мира), каждый из которых может иметь форму либо эмпирических фактов, либо теоретических построений. Несоответствие имеет место тогда, когда из них можно вывести следствия, противоречащие друг другу хотя бы в одном отношении. Стратегия упорствования: отрицание научной достоверности фактов или теорий, противоречащих тем, которые отстаивает автор: «Если моя теория противоречит фактам, то тем хуже для фактов». Стратегия игнорирования: отрицание самого факта противоречия, отказ признать какое-либо несоответствие. Стратегия компромисса: эклектическое искусственное соединение несогласующихся фрагментов знания. Творческая стратегия: осуществление нового витка теоретических построений, создание теории более высокого ранга, в которой исходное противоречие перестает быть таковым.
Художественное творчество. Основным типом конфликтов здесь являются противоречия между содержанием и формой произведения. Суть их заключается в том, что художественная форма, в которую воплощается произведение, должна быть, с одной стороны, «коррелятивна» содержанию [1, с.32], а с другой стороны – подчиняться своим имманентным законам и канонам, равно как и возможностям материального субстрата. Художественное творчество выступает поэтому как «борьба с материалом, его преодоление» [5, с.238]. Стратегия упорствования выражается в этом случае, в частности, в авангардной ломке канонической формы без создания взамен неё новой или в ломке содержания, подгоняемого к форме: «Начнешь всовывать слово и строчку, а оно не лезет: нажал – и сломал» (В. Маяковский). Стратегия игнорирования: типичная для графоманов слепота к законам художественной формы, выражающаяся, например, в легкости отступления от стихотворного размера (была бы рифма) или, наоборот, в расстановке слов в строке в любом, сколь угодно антиэстетическом порядке, лишь бы размер был правильным. Стратегия компромисса: отказ от элементов содержания, не стыкующихся с избранной формой и вызывающих трудности при их воплощении. Эта стратегия типична для огромной массы профессионалов (и отчасти любителей), не отмеченных печатью таланта. Творческая стратегия: взламывание формы, сковывающей содержание, и создание новой коррелятивной ему формы со своей внутренней художественной логикой и законами организации.
Социальное творчество . Основные конфликты – конфликты между интересами разных людей или групп людей. Собственно, конфликты этого рода нередко рассматриваются как единственный денотат слова «конфликт». Вне сомнения, эти конфликты в наибольшей степени сказываются на жизни не только отдельных людей, но и целых народов. Творческий подход к разрешению подобного рода конфликтов, во-первых, наиболее актуален, во-вторых, наименее естествен для обыденного мышления и, в-третьих, наиболее сложен, поскольку при его реализации необходимо, чтобы оппозиционная сторона была настроена хотя бы на компромисс. Наиболее часто, к сожалению, мы встречаемся с упорствующей стратегией, для которой характерна защита своих интересов на передовых рубежах и нежелание поступиться даже частью из них, а также с игнорирующей стратегией, отрицающей какую-либо серьезность аргументов противоположной стороны и приписывающей причину конфликта лишь злой воле либо склочному характеру оппонента (иногда даже целого народа). Стратегия компромисса в этом контексте не нуждается в комментариях. Творческая стратегия заключается в нахождения принципиально новой формуле соглашения, не основывающейся на требованиях, которые выдвигаются сторонами, но основывающейся на интересах, выражением которых эти требования являются.
Жизнетворчество. Это понятие не является пока общеупотребительным (см., в частности [4]), но имеет, на наш взгляд, большое будущее. Конфликты в ходе реализации человеком собственной жизни сводятся к рассогласованию между смысловой организацией личности, в структурах которой кристаллизуется опыт жизнедеятельности человека, и миром, как человек его воспринимает. Жизненный конфликт порождает ту или иную ситуацию невозможности [2] и требует от человека перестройки устоявшихся структур его личности. Стратегия упорствования исходит из нежелания меняться, и если жизненная ситуация сама не изменится к лучшему, столкновения с действительностью будут становиться всё более болезненными и масштабными. Стратегия игнорирования проявляется в использовании механизмов психологической защиты, которые восстанавливают нарушенное согласие между человеком и его представлением о мире – но не с самим миром. В этом случае также скрытый от глаз конфликт продолжает существовать и разрастаться, пока не проявится в тяжелых, порой патологических формах. Компромисс – это адаптивные изменения личности, позволяющие ей с минимальными издержками приспособиться к требованиям жизни. Наконец, творческая стратегия – это динамичность отношений с миром, готовность к самоизменению в том направлении, которое будет максимально способствовать самореализации личности в данной жизненной ситуации. Это приспособление не к требованиям ситуации, а к возможностям, которые она открывает для реализации цели и смысла жизни личности.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии //Психологический журнал, 1989. Т. 10. №6. – с. 24-33.
- Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. Киев, 1985.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М., 1983.
- Семенов С.Н. Диалектическая логика и теория творчества // Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987, с. 116-126.
Комментарии
Re: ШАНС ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (конфликты и стратегии их разрешения)
В приведенной работе отсутствует анализ особенностей творчества технического. Конечно же, оно отнюдь не сводится к рассмотренному в"научному", а имеет свои особенности. Коллеги, вам было бы интересно обсудить этот вопрос? Если да, приглашаю высказываться.
конфликт или жизнетворчество
Александр Владимирович, хотел бы подчеркнуть, что данную работу лучше рассматривать в ее контексте. Во-первых, она достаточно ранняя для творчества Дмитрия Алексеевича (это еще даже до защиты своей докторской по психологии смысла), во-вторых, Дмитрий Алексеевич ни в то время, ни до сегодняшнего дня не является и не позиционируется как специалист по психологии конфликта. Скорее смысловым центром этих тезисов является пункт "Жизнетворчество" и эта тема активно развивалась (сейчас группа Д.А.Леонтьева конкретизированно разрабатывает понятие "жизнестойкость"). В этом плане более понятно, что указанные Дмитрием Алексеевичем стратегии разрешения конфликта являются существенно трансформированными и сокращенными стратегиями, пришедшими из менеджмента организаций (Блейк, Мутон, а также К.Томас): соперничество, уступки, уход, разрешение и компромисс. При этом вся трасформация связана как раз с целями связать разрешение конфликта именно с жизнетворчество и в этом смысле представляет собой демонстрацию одного из способов решения предметного (научного) конфликта, а не собственно область психологии разрешения конфликта. Сама эта область куда более сложна и скорее центрируется теперь на подходе не столько разрешения, сколько трансформации конфликта (см., напр., знаменитую Бирхговскую книгу - она есть и на русском - или работы президента Института обучения трансформации конфликта Джозефа Фолгера)
С уважением, Александр
Re: ШАНС ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (конфликты и стратегии их разрешения)
Я бы уступку из стратегий не исключал - это противоположность упорствования.
Судите сами:
Я упорствую -> он уступает (всё)
Он упорствует -> я уступаю (всё)
Компромис в этом случае это объединение упорства и уступки - мы оба уступаем часть. Кстати сразу же напрашивается аналогия точки встречи двух "упёрто-уступчивых" с нуль-функцией и с вытекающей отсюда динамизацией этой точки - этакий "динамичный" компромис в виде "функционального блока"