ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Этакий "простенький" вопрос: Что относится к знаниям, что к умениям, а что к навыкам в ТРИЗ?

Прошу высказываться...

Форумы: 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

IMHO - к знаниям в ТРИЗ на сегодняшний день не относится ничего, кроме исторических фактов. Про умения и навыки - остальным виднее.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Solver wrote:

Знать трудно, уметь намного труднее, а самое сложное - взяться и сделать!

К примеру, один кобель "взялся и сделал" щенков. А другой и знает, и умеет, и навыки есть - только ему не дали. Первому было сложнее?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

priven wrote:

Solver wrote:

Знать трудно, уметь намного труднее, а самое сложное - взяться и сделать!

К примеру, один кобель "взялся и сделал" щенков. А другой и знает, и умеет, и навыки есть - только ему не дали. Первому было сложнее?

А Вы бы себя к какой группе отнесли?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

priven wrote:

К примеру, один кобель "взялся и сделал" щенков. А другой и знает, и умеет, и навыки есть - только ему не дали. Первому было сложнее?

Конечно, сложнее. Здесь ведь не сказано, сколько времени было потрачено на подготовительную работу (цель которой "чтобы дали") . Тут, знаете ли, особый подход нужен, а это уже совсем другие ЗУН!  Значит роль ЗУН определяется не только объектом, но зависит еще и от субъекта деятельности.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

priven wrote:
IMHO - к знаниям в ТРИЗ на сегодняшний день не относится ничего, кроме исторических фактов. Про умения и навыки - остальным виднее.

Т.е. знать в ТРИЗ ничего не надо? Типа не знаю я, как выбрать и сформулировать задачу, но умею это делать, за счёт использования (навык), скажем, картрирования проблемной ситуации. Или нет у меня знаний для определения наиболее перспективного (здесь и сейчас) направления решения, но я умею это делать за счёт использования, скажем паспортизации ресурсов и ИКР.:)
 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

Мне кажется, тема очень важная поставлена. Особенно для той рубрики, которая до сих пор находится в состоянии "долгостроя".  

Не берусь отвечать развернуто и системно. Лишь некоторые соображения.

1. ЗУН должны быть различны для различных людей, использующих ТРИЗ

Например, педагоги, преподающие ТРИЗ в школе, не должны обладать таким же объемом технических знаний, что и инженеры-тризовцы.

Нельзя требовать навыка  решения технических задач с применением инструментария ТРИЗ, например, от учителей начальных классов.

Педагоги ТРИЗ,  занимающиеся  обучением ТРИЗ учителей школ, должны на порядок больше знать, как сам ТРИЗ, так и технику, а также желательно иметь собственный опыт решения творческих задач

Инженеры и др. тех. работники должны не только знать теорию ТРИЗ, но и уметь ее применять для решения технических  (а может, и не только)  задач.

2. Возможно, необходимо уточнить необходимые ЗУН для разных категорий людей, занимающихся ТРИЗ при аттестации по ТРИЗ.  Поскольку на определенных уровнях требуется обязательное наличие или публикаций, или практики решения практических задач, то педагоги школ практически не имеют шансов быть аттестованы на высокие уровни.  Но ведь и не каждый инженер, владеющий ТРИЗ, способен обучать школьников. Замечу, что обучать взрослых людей бывает во много раз легче, чем детей. Один вопрос мотивации и дисциплины чего стоит.

3. Опасно определять "обязательный" набор знаний по ТРИЗ. Творческого человека любые ограничения и рамки лишь напрягают. Ему свободу подавай.

Это первые мысли пока...

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Я бы для начала даже проще вопросы поставил. Например, проводится короткий (три дня) курс. Какие слушатели должны приобрести знания, какие умения и какие навыки? И как всё это (ЗУН) между собой связано?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Gregory Frenklach wrote:

Я бы для начала даже проще вопросы поставил. Например, проводится короткий (три дня) курс. Какие слушатели должны приобрести знания, какие умения и какие навыки? И как всё это (ЗУН) между собой связано?

Мне кажется, что в этой ситуации многое зависит от того, кому (школьникам, студентам, инженерам, менеджерам, экономистам и т.д.) и с какой целью преподается ТРИЗ: "для общего развития/эрудиции", "для развития творческого мышления/воображения", "для обучения элементарным приемам решения задач", "для того, чтобы говорить с обучаемыми впоследствии на одном языке", и т.д.

Совершенно аналогично - если за три дня читается, скажем, курс психологии. Едва ли можно на этот случай установить общеобязательный набор ЗУН.

А вот если аудитория и цель изучения ТРИЗ более-менее определены (скажем, инженеров обучают элементарным приемам решения задач методами ТРИЗ) - тогда и о ЗУНах можно поговорить.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

bdeas wrote:

priven wrote:

К примеру, один кобель "взялся и сделал" щенков. А другой и знает, и умеет, и навыки есть - только ему не дали. Первому было сложнее?

Конечно, сложнее. Здесь ведь не сказано, сколько времени было потрачено на подготовительную работу (цель которой "чтобы дали") . Тут, знаете ли, особый подход нужен, а это уже совсем другие ЗУН!  Значит роль ЗУН определяется не только объектом, но зависит еще и от субъекта деятельности.

Полностью согласен. Только это уже другое "взялся и сделал" - в смысле, "сделал" - значит "научился", и научился совсем не деланию щенков :).

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Gregory Frenklach wrote:

priven wrote:
IMHO - к знаниям в ТРИЗ на сегодняшний день не относится ничего, кроме исторических фактов. Про умения и навыки - остальным виднее.

Т.е. знать в ТРИЗ ничего не надо? Типа не знаю я, как выбрать и сформулировать задачу, но умею это делать, за счёт использования (навык), скажем, картрирования проблемной ситуации. Или нет у меня знаний для определения наиболее перспективного (здесь и сейчас) направления решения, но я умею это делать за счёт использования, скажем паспортизации ресурсов и ИКР.:)

То, что Вы упомянули, конечно же, требует некоторого знания. Но только является ли это знание знанием в ТРИЗ (или знанием ТРИЗ)? Я в этом не уверен. Уровень знания здесь, по-моему, более узкий, чем уровень ТРИЗ как таковой. Не вижу я в ТРИЗ пока что какого-то единого стержня, на который можно было бы "нанизать" некое "общетризовское" знание.

Я бы сформулировал эту задачу несколько более конкретно, например (как один из вариантов): какие минимальные знания необходимы инженеру для того, чтобы решать технические задачи методами ТРИЗ? Но даже и в этом варианте я не уверен, что ответ удастся свести к чему-то единому. Слишком уж разными методами можно решать тризовские задачи. В том числе и без ТРИЗ :)

P.S. Соображения на сей счет наверняка есть у руководства МАТРИЗ. Для аттестации, конечно, можно (и нужно) установить некий общеобязательный "джентльменский набор" ЗУН. Вопрос в другом - какое отношение это имеет к реальному решению задач методами ТРИЗ. Не зная формулу серной кислоты, баланс хим.реакции с ее участием не рассчитаешь. А вот не зная закона повышения идеальности и не имея представления ни об ИКР, ни о ЗРТС, улучшать технику в правильном направлении можно вполне. И это, на мой взгляд, достаточно существенный момент.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

priven wrote:
...вот если аудитория и цель изучения ТРИЗ более-менее определены (скажем, инженеров обучают элементарным приемам решения задач методами ТРИЗ) - тогда и о ЗУНах можно поговорить.

Правильно. ЗУН - это только три "нижних этажа", а есть ещё два "верхних". ЗУН ведь нужен для достижения результата тем или иным методом. В зависимости от изменения результата и/или метода будет меняться и ЗУН. Определим результат, как нахождение идей решения хорошо сформулированных задач (результат - можно даже дать определение, что есть хорошо сформулированная задача) с помощью ТРИЗ (метод)

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

Попробую как-то систематизировать... Это лишь возможный подход.

Поскольку термины ЗУН - педагогические, то можно использовать понятие педагогическая система ПС  (по Н.В.Кузьминой), в которой в качестве структурных взаимосвязанных компонентов выделяются:

  • Цель (Ц)  , т.е «зачем учить?»
  • Учебная информация (УИ), т.е «чему учить?»
  • Средста педагогической коммуникации (СПК), т.е «как учить?»
  • Ученик, т.е «кого учить?»
  • Учитель (педагог), т.е «кто учит?»

Результатом функционирования ПС являются новообразования в личностях обучаемых, в частности ЗУН

По Кузьминой даже урок -  это ПС. И обучение ТРИЗ - это ПС.  Поскольку они могут отличаться по структуре (каждый отдельный компонент), значит и ЗУН  могут быть различны. Их  (как желаемый результат) можно формулировать, исходя из предложенных компонентов 

 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Gregory Frenklach wrote:

Определим результат, как нахождение идей решения хорошо сформулированных задач (результат - можно даже дать определение, что есть хорошо сформулированная задача) с помощью ТРИЗ (метод)

Как частный случай - вай бы и нот? Как общий - я бы не стал ограничиаться только решением хорошо сформулированных задач, а включил бы еще и их переформулирование. Последнее, на мой взгляд, даже поважнее будет...

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

priven wrote:
Как частный случай - вай бы и нот? Как общий - я бы не стал ограничиаться только решением хорошо сформулированных задач, а включил бы еще и их переформулирование. Последнее, на мой взгляд, даже поважнее будет...

Я всё ещё говорю о курсе продолжительностью три дня:) Так какие ЗУН должны приобрести слушатели?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

bdeas wrote:

  • Цель (Ц)  , т.е «зачем учить?»
  • Учебная информация (УИ), т.е «чему учить?»
  • Средста педагогической коммуникации (СПК), т.е «как учить?»
  • Ученик, т.е «кого учить?»
  • Учитель (педагог), т.е «кто учит?

Хорошо возьмё в качестве ПС трёхдневный курс для инженеров - та самая "печка" от которой "начнём плясать"
•Цель - научить находить идеи решения хорошо-сформулированных задач с помощью ТРИЗ
•Учебная информация - те или иные положения и инструменты ТРИЗ необходимые для реализации цели
•Средста педагогической коммуникации - лекции, презентации, практика решения учебных задач, возможно, решение реальных задач...
•Ученик - инженеры
•Учитель - скажем, учитель - Вы
Какие ЗУН должны приобрести слушатели?
 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

Мне доводилось проводить обучение. В том числе и 3-5 дневные семинары.

Я бы, во-первых  сформулировал для себя другую цель (научить находить решения вряд ли получится, можно успеть только пробежаться поверхушкам, а на самостоятельную работу времени очень мало):

Цель: Сформировать у слушателей  учебную мотивацию к дальнейшему изучению ТРИЗ, т.е постараться убедить их в том, что ТРИЗ - это нечто такое, что не только может им пригодиться в работе (профессиональная мотивация), но и в том, что ТРИЗ - интересная и полезная штука, которую полезно изучать с детства.

Учебная информация (именно для достижения этой цели) возможна только самая общая (обязательна с яркими пусть учебными примерами).

- основные понятия ТРИЗ  с иллюстрацией их примерами. Особое внимание формулировка противоречий и икр. Здесь возможны задания слушателям на формулировку детских противоречий с применением элементов РТВ  (вплоть до детских игр)

- краткий перечень ЗРТС с иллюстрацией их примерами. Более подробно бы остановился на системных перходах.  Системный оператор.

- на основе представлений о противоречиях познакомил бы с матрицей

-  отметил бы, какие инструменты срабатывают для решения стандартных задач (в виде иллюстрации задачку на кавитацию дал бы решить) сказал бы что есть система стандартов (кратко о ее структуре), познакоми бы с понятием веполя.

-  Не раскрывая шагов АРИЗ, обязательно отметил бы, что есть и такой инструмент. Ни в коем случае не брался бы за него на 3.дневном семинаре. Если не вошли во вкус, может вообще отбить охоту.

-  Дал бы попробовать порешать задачи на разрушения вредного веполя

-  Обязательно Привел бы возможно яркие примеры (задачи) из других областей и как они решаются

- О курсе ЖСТЛ сказал бы в самом общем виде (просто для того, чтобы слушатели нашли и почитали книгу)

 

СПК

- ни в коем случае не академическая лекция

- стремился бы к максимальной интерактивности

- использовал бы широка метафоры (ТРИЗ-анекдоты, карикатуры (наприм. Бидструп) ) 

- использовал бы инструменты РТВ

- практиковал бы поощрения

- обязательно давал бы домашнее задание

- попробовал бы "поякорить" положительный уровень эмоций

Если бы было хотя бы 5 дней, то все обучение строил бы по принципам тренинга в форме учебно-тренировочной группы с элементами психотехнических игр. Эффект бывает просто потрясающий. Здесь главное сломать стереотип восприятия и психологический барьер "я и так все знаю. Чему вы меня еще можете научить"

Что касается учеников:. постарался бы "обратить их в детство" хотя бы на это короткое время.

 

Можно не соглашаться, но как говорил классик  "Метод  - это я".  Нужно некоторое время побыть не солидным дядей с академической степенью, а  где-то актером.

Проявите свою незаурядность, и незаурядным окажется весь 3-дневный курс ТРИЗ

Даже если слушатели не сформирут никаких умений и навыков (в чем я практически уверен), у них должен быть сформирован интерес к дальнейшему изучению ТРИЗ.

 

 

 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Мне доводилось проводить обучение. В том числе и 3-5 дневные семинары....

Вы заметили, что ни Вы (ни предыдущий оратор) не привели списка знаний, ни списка умений, ни списка навыков. Причём хотя бы примерного и достаточно короткого. Вы сосредоточились на тм, зачем чему и как Вы будете учить. А я спрашивал именно это. Хорошо, упростим задачу. Не три дня - десять! Причём день в неделю, чтобы было время на "подумать и домашнее задание выполнить". Список знаний? Сисок умений? Список навыков?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

blandux wrote:

А это уже "ближе к телу" - показывает какая связь между уровнями ЗУН. Ещё бы привязку к тому или иному виду памяти заменить привязкой к тем или иным положениям задачам и инструментам ТРИЗ - составив списки ЗУН

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

Не совсем понимаю, что Вы понимаете под знаниями.

Вот мое представление об этом:  ЗНАНИЕ — результат познавательной деятельности человека. Знание выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов.  Педагог ставит цель, информирует, мотивирует и т.д.  А результат познавательной деятельности учеников -индивидуален.  Не факт, что эта информация превратится в знания.  Не будет мотива и подкрепления - эта информация сохранится как знание о том, что "нам что-то рассказывали" и в лучшем случае будут освоены понятия противоречия и ИКР.   А навыках и умениях я написал, что они не могут быть сформированы  за это время.

 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя blandux.

bdeas wrote:

Не совсем понимаю, что Вы понимаете под знаниями.

Вот мое представление об этом:  ЗНАНИЕ — результат познавательной деятельности человека. Знание выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов.  Педагог ставит цель, информирует, мотивирует и т.д.  А результат познавательной деятельности учеников -индивидуален.  Не факт, что эта информация превратится в знания.  Не будет мотива и подкрепления - эта информация сохранится как знание о том, что "нам что-то рассказывали" и в лучшем случае будут освоены понятия противоречия и ИКР.   А навыках и умениях я написал, что они не могут быть сформированы  за это время.

 

http://www.metodolog.ru/node/1160

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

bdeas wrote:
Не совсем понимаю, что Вы понимаете под знаниями.

Вот мое представление об этом:  ЗНАНИЕ — результат познавательной деятельности человека. Знание выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов.  Педагог ставит цель, информирует, мотивирует и т.д.  А результат познавательной деятельности учеников -индивидуален.  Не факт, что эта информация превратится в знания.  Не будет мотива и подкрепления - эта информация сохранится как знание о том, что "нам что-то рассказывали" и в лучшем случае будут освоены понятия противоречия и ИКР.   А навыках и умениях я написал, что они не могут быть сформированы  за это время.

Вот я и хотел бы получить примерный список усвоенных понятий, законов, принципов н-дневного курса ТРИЗ для инженеров. Число "н" можно увеличить, чтобы Вы могли составить списки умений и навыков. Мотивацию, несмотря на всю её важность, пока опустим.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Приведу пример того, как я понимаю связь между знаниями умениями и навыками.
Например, я знаю что такое идеальность, принципы идеальности, идеальная машина. Я умею с помощью этого знания определять направление решения и имею навыки формулирования требований ИКР и оценки соответствия решения этим требованиям.
С моей точки зрения знания умения и навыки образуют этакую сеть, когда знание может быть использовано в разных умениях и в свою очередь умение может использовать разные знания, умение может реализовываться в разных навыках, а навых сочетать в себе разные умения.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя blandux.

Очень часто хочется при построении мысленных конструкций, построении модели, провести аналогию с построением электрических схем и использовать там те же законы, что и в теории электрических цепей :)

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

Мне кажется, что если учебная информация (УИ) является предметом усвоения, то знания - индивидуальный результат усвоения. Если вы хотите сформулировать  список знаний как цель обучения, т.е. вы бы хотели, чтобы они были усвоены, то он практически совпадет с УИ. А усвоение происходит на разном уровне. Можно усвоить, просто зазубрив и умея повторять, воспроизводить эту информацию "как с пластинки". Многие девушки так учат физику в школе, получая пятерки за устный ответ, и абсолютно беспомощные на лабораторных работах.   А можно усвоить, поняв, связав новые знания с уже имеющимися, и уметь их применять. Здесь даже не полное знание, но освоение главных принципов может оказаться полезнее в практическом плане. Так юноши-троечники на тех же уроках по физике прекрасно могут иногда выполнять лабораторные работы по сбору электрической цепи, уже имея определенные умения или даже навыки. Вот такая вот связь между усвоенными знаниями и умением их применить.  Навык уже связан с автомтизированным выполнением многих действий.  Именно так как вы говорите, знание может быть использовано (а может и не быть) в умениях. И определенные умения могут быть полезными при освоении новых знаний.

....

Перечитал... Какая-то формальная педагогическая лексика получается, но уж как могу... Формулировать какие-то перечни по ТРИЗ как-то лень... Мне школьные методисты навсегда отбили охоту для каждого урока писать планы и формулировать эти цели, задачи (образовательные, воспитательные...), ЗУН, да еще применяемые методы классифицировать.  В университете этого не требовали и работать было интереснее...

И зачем вам это нужно?

 

 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Чтобы выбросить лишние знания из курса. В идеале давать только те, которые необходимы для умений, реализованных в навыках использования конкретных инструментов ТРИЗ. Т.е. "чистые" знания без умений в ТРИЗ мне не нужны.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя bdeas.

Gregory Frenklach wrote:

Т.е. "чистые" знания без умений в ТРИЗ мне не нужны.

Попробовал бы я это сказать  25 лет назад, преподавая физику! Методисты бы закричали в голос: "А воспитание? А формирование личности?"

А если серьезно: Разве не полезно иногда отвлечься? Например, краткий экскурс в историю, пример из жизни замечательных людей, изобретателей, конкретный случай из собственной практики, даже курьез.  С умениями это никак не связано, но с личностью преподавателя и средствами коммуникации - по-любому.  А уже потом придет и интерес к предмету и те самые умения. 

Обезличенное и чисто утилитарное преподавание...  Все по полочкам, ни слова лишнего... Полезно ли оно?  Иначе можно преподавателя заменить компьютером.

Вспоминаю занятия Митрофанова по ТРИЗ. Я больше для себя взял именно из его неординарной личности. А что-то запомнил на всю жизнь, вплоть до выражения его лица. Воспитательный эффект иногда важнее.  Личности учеников формирует не предмет, а личность преподавателя. Вроде бы программа одна, и знания нужно усвоить те же самые. Только одни педагоги добиваются сверхэффекта, а другие прививают отвращение к предмету. 

Кстати, вы не помните, с чего начинает часто свои выступления Литвин? С анекдота! 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Формы подачи знания, создания умения и отработки навыков могут быть разными. Вопросы мотивации, воспитания и т.д., несмотря на их важность, я в данном случае не рассматриваю. Поверьте мне, что я понимаю, что обучение  - это не только знания, умения и навыки, но давайте сосредоточимся на них. Про остальные составляющие можно поговорить отдельно. Кстати, у нас была тема, касающаяся мотивации. И про образы мы тоже наобсуждались до "полной невменяемости":)

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Мне кажется, что цепочка понятий "знания, умения, навыки" создаёт ненужную психологическую инерцию. "Умения и навыки" - это ведь опыт решения задач, как индивидуальный, так и коллективный. Вряд ли имеет смысл его здесь обсуждать, т.к. увязнем в пересудах. Проблемой имеющихся в нашем распоряжении знаний я скрупулёзно занимался много лет и пришел к выводу об удручающем состоянии диамата и физики. Ни философы, ни физики не имеют адекватного представления о процессах, а мир построен именно из них. Например, процесс многим представляется видом движения. Это не совсем так - "неподвижность" и "движение" существуют только в неразрывном единстве. Следовательно, в природе имеются и процессы, построенные на основе "неподвижности". Примером такого процесса может быть твёрдое тело или любая организованная структура. Такая структура создаёт условия для существования тех процессов, в основе которых лежит "движение" (т.е., изменение). Данная картина мира более или менее адекватна. Например, если физику известно, что масса электрона (или протона) - это процесс, включающий в себя дискретную (вещественную) и непрерывную (волны де Бройля) составляющие, то ему незачем объяснять наличие массы присутствием внутри  элементарной частицы бозона Хиггса. (Тогда и для его объяснения не надо будет придумывать всё новые и новые частицы.) Кстати, об открытии бозона Хиггса уже трубят во всю Ивановскую и остаётся только улыбаться наивности теоретиков. Существенным изъяном диамата считаю тот факт, что там не призаётся существование других измерений, кроме "пространства" и "времени". В этом причина половинчатости трёх главных законов диамата (отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество). Знания в ТРИЗ - это те самые ЗРТС, которые не могут быть признаны физикой. Как видим, в цепочке "ЗУН" главным и, одновременно, самым слабым звеном, являются знания. Что мы можем получить использованием непригодных (во всех отношениях) знаний?     

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя akyn.

Gregory Frenklach wrote:

Чтобы выбросить лишние знания из курса. В идеале давать только те, которые необходимы для умений, реализованных в навыках использования конкретных инструментов ТРИЗ. Т.е. "чистые" знания без умений в ТРИЗ мне не нужны.

Полностью поддерживаю!

с уважением, akyn

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя blandux.

Gregory Frenklach wrote:

Чтобы выбросить лишние знания из курса. В идеале давать только те, которые необходимы для умений, реализованных в навыках использования конкретных инструментов ТРИЗ. Т.е. "чистые" знания без умений в ТРИЗ мне не нужны.

Вы заблуждаетесь. Раньше не замечал за Вами этого грешка. "Чистые" знания это элемент построения общей системы знаний. Они будут необходимы для увязки разных навыков между собой в систему, только с помощью которой и может идти запоминание. Отдельное умение, на которое требуется время, не переросшее в навык, на который требуется ещё больше времени (много времени и повторений),  может быть легко забыто без общей системы знаний, куда этот навык может быть включён. Это как Ваш любимый тризовский веполь: вещество есть а поля нет, так что ли? "Чистые" знания это "поле". В своё время, Гитлер хотел создать "чистую" нацию - идиот! Вы видели когда-нибудь чистое золото, где проба не 999, а 1000 ? Так его не может быть по той же самой причине.

Лишние знания со временем выхолащиваются сами и в курсе остаётся только то, что нужно, но это не "чистый" скелет. Обязательно должны остаться и лирические отступления и другой "жирок". Что именно оставить, а что выкинуть, решает конкретный педагог.  

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

blandux wrote:
Вы заблуждаетесь. Раньше не замечал за Вами этого грешка.

Все мы грешны:)
Что же касается последующей добавки "лишнего" (для мотивации, для общего развития или в качестве "связки") - я не возражаю, но это выходит за пределы темы обсуждения. Напоминаю, что мы обсуждаем знания умения и навыки ТРИЗ, а не ЗУН вообще. И понятно, что  знания умения и навыки ТРИЗ не "висят в воздухе".

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Solver wrote:

Ни философы, ни физики не имеют адекватного представления о процессах, а мир построен именно из них. Например, процесс многим представляется видом движения. Это не совсем так - "неподвижность" и "движение" существуют только в неразрывном единстве. Следовательно, в природе имеются и процессы, построенные на основе "неподвижности".

В целом согласен. В связи с этим, возникает вопрос о том, что же является базовым процессом для ТРИЗ? Ответом на этот вопрос станет характеристика предмета ТРИЗ, а уже из понимания этого предмета, в моем представлении, только и можно выводить знания, необходимые для его усвоения. в том числе и на трехдневном семинаре.

Ответов может быть, на мой взгляд, несколько:

(1) процесс решения технической задачи или проблемы инженером;

(2) процесс развития техники;

(3) процесс решения бизнес-проблемы, узловым пунктом которой является необходимость совершенствования производимой (и, соответственно, продаваемой) техники;

и т.д.

А как считает публика, который из этих процессов (или какой-то другой) есть предмет ТРИЗ?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Безусловной целью ТРИЗ является развитие техники. Однако, основы, которые можно было бы назвать теоретическими, у ТРИЗ отсутствуют. Всё, что приходилось читать о ТРИЗ - это просто чей-то опыт.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Solver wrote:

Безусловной целью ТРИЗ является развитие техники. Однако, основы, которые можно было бы назвать теоретическими, у ТРИЗ отсутствуют. Всё, что приходилось читать о ТРИЗ - это просто чей-то опыт.

Снова соглашусь. И снова возникает вопрос: а на какой базе можно было бы "основать" ТРИЗ? Не в смысле, разумеется, "основоположничества", а в смысле поиска каких-то внешних по отношению к ТРИЗ основ - ведь нельзя основать конструкцию на ней же самой. Или, быть может, можно на настоящий момент обойтись и без такой основы? В конце концов, эмпирическое знание - это тоже знание.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя GIP.

priven wrote:

Solver wrote:

Ни философы, ни физики не имеют адекватного представления о процессах, а мир построен именно из них. Например, процесс многим представляется видом движения. Это не совсем так - "неподвижность" и "движение" существуют только в неразрывном единстве. Следовательно, в природе имеются и процессы, построенные на основе "неподвижности".

В целом согласен. В связи с этим, возникает вопрос о том, что же является базовым процессом для ТРИЗ? Ответом на этот вопрос станет характеристика предмета ТРИЗ, а уже из понимания этого предмета, в моем представлении, только и можно выводить знания, необходимые для его усвоения. в том числе и на трехдневном семинаре.

Ответов может быть, на мой взгляд, несколько:

(1) процесс решения технической задачи или проблемы инженером;

(2) процесс развития техники;

(3) процесс решения бизнес-проблемы, узловым пунктом которой является необходимость совершенствования производимой (и, соответственно, продаваемой) техники;

и т.д.

А как считает публика, который из этих процессов (или какой-то другой) есть предмет ТРИЗ?

Сначала надо наполнить адекватным смыслом суть самого понятиея "процесс". Предлагаю такое определение:

Процесс есть форма перехода из одного единства в другое.

 

 

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

GIP wrote:

Сначала надо наполнить адекватным смыслом суть самого понятиея "процесс". Предлагаю такое определение:

Процесс есть форма перехода из одного единства в другое.

Осталось только определить. что такое "единство", и какое именно единство изучает ТРИЗ... Боюсь, заблудимся, однако.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

priven wrote:
...Боюсь, заблудимся, однако.

Уже... Верный признак - это "заглубление" в философию. Типа, когда надо просто заточить затупившийся нож бруском, а вместо этого пускаются в рассуждения о том, что такое "истинная острота" и чем она отличается от "неистинной":)

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Пока предложу свой список базовых понятий (знаний):
Система (системность), противоречие, идеальность, ресурс, паттерн (шаблон, схема, формула)

P.S. Хотя начинать, конечно, надо с понятий "изобретательская задача" и "решение изобретательской задачи"

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя GIP.

Навыки - это вся ТРИЗ :)

Знаний о ней самой, скорее нет, чем есть.

А умения отражает основная мысль АРИЗ - это инструмент для мышления, а не вместо мышления. И вот тут, на мой взгляд, закапывается тот друг, которого, наоборот, надо хранить как зеницу ока. Им, опять же ИМХО, является еретический наблюдатель за ходом решения - такой, который видит и различает зоны комфортности и некомфортности мышления, последние из которых навязываются "алгоритмическим" умением.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Для Gregory Frenklach:

В списке основных понятий в глаза бросаются "противоречие" и "идеальность". В рассматриваемой системе их нет, туда мы их привносим сами. Причина такого поступка в том, что улучшенной системы ещё нет, поэтому пока нечего анализировать. Другое дело, если начинаешь решать с выявления "паразитной"  субсистемы, генерирующей НЭ. Сразу просматривается конечная цель работы в виде необходимости разрушения этой субсистемы. Вот тут и открывается простор для анализа. Надо иметь в виду, что есть три принципиально различных типа задач:

1. Полная определённость. Такие задачи решаются вводом нового элемента. Этим приёмом разрывается поток энергии, питающий "паразитную" субсистему. Легко просчитать все изменения, происходящие с процессами и элементами исходной системы.

2. Частичная определённость. Задачи такого типа решаются выбором наиболее подходящего варианта перестройки структуры. (Разумеется, для этого надо иметь список возможных вариантов). Вряд ли решатель сможет вразумительно объяснить, почему он предпочёл именно этот вариант. Выбранный вариант затем корректируется в зависимости от имеющихся условий. Правильность выбора определит практика.

3.Неопределённость. Сюда относятся задачи, возникающие из-за вредного взаимодействия процессов. Ввиду того, что процессов существует великое множество, такие задачи не допускают алгоритмизации поиска. Решение, быть может, и есть, но на него можно выйти только случайно.     

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя GIP.

Solver wrote:

Для Gregory Frenklach:

В списке основных понятий в глаза бросаются "противоречие" и "идеальность". В рассматриваемой системе их нет, туда мы их привносим сами. Причина такого поступка в том, что улучшенной системы ещё нет, поэтому пока нечего анализировать. Другое дело, если начинаешь решать с выявления "паразитной"  субсистемы, генерирующей НЭ. Сразу просматривается конечная цель работы в виде необходимости азрушения этой субсистемы. Вот тут и открывается простор для анализа. Надо иметь в виду, что есть три принципиально различных типа задач: ...

3.Неопределённость. Сюда относятся задачи, возникающие из-за вредного взаимодействия процессов. Ввиду того, что процессов существует великое множество, такие задачи не допускают алгоритмизации поиска. Решение, быть может, и есть, но на него можно выйти только случайно.     

Процессы взаимодействуют? С чего бы это?

Употребляя понятие "процесс", мы должны понимать, что тем самым мы говорим о том, что происходит переход от одного единства (или состояния) к другому единству. Т.е. -  мы описываем ситуацию. 

Взаимодействуют ли ситуации? Разве что - аллегорично. Ибо взаимодействует лишь то, что обладаеи таким качеством, а также способствует его осуществлению.

Другими словами, говорить о том, что взаимодействуют процессы - значит неверно отражать суть ситуации, в которой взаимодействует то, что может это делать и есть условия для этого, и это говорит о том, что там идут процессы.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

GIP wrote:

Процессы взаимодействуют? С чего бы это?

Употребляя понятие "процесс", мы должны понимать, что тем самым мы говорим о том, что происходит переход от одного единства (или состояния) к другому единству. Т.е. -  мы описываем ситуацию. 

Взаимодействуют ли ситуации? Разве что - аллегорично.

Согласен - это может рассматриваться разве что как аллегория. Но бывают ситуации, когда оьбъект А взаимодействует с объектами В и С, и результат этих взаимодействий не сводится к их сумме. В этом случае можно говорить о взаимовлиянии процессов друг на друга.

Нужно ли эти тонкости вводить в программу трехдневного семинара - я не уверен.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

priven прав. Взаимное влияние процессов имеет место. Именно оно является предметом синергетики. В ТРИЗ взаимодействие процессов почему-то упорно игнорируется.      

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Solver wrote:

priven прав. Взаимное влияние процессов имеет место. Именно оно является предметом синергетики. В ТРИЗ взаимодействие процессов почему-то упорно игнорируется.      

Быть может, дело в том, что я по образованию не физик, а химик. А в химии, в отличие от физики, "принцип суперпозиции" (т.е. постулат отсутствия взаимовлияния процессов) не действует вообще почти нигде, исключения крайне редки. Синергетика, замечу, создана тоже химиком, а не физиком.

Но нужно ли вводить в программу ознакомительного семинара по ТРИЗ представления, которые сравнительно редко используются в физике и инженерных науках и могут быть не вполне понятны публике, - я, опять же, не уверен.

А вот к закономерностям развития технических систем это самое взаимовлияние процессов, на мой взгляд. имеет самое непосредственное отношение. Но это, опять же, не для трехдневного вводного курса, а, скорее, для научной дискуссии о природе ЗРТС.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Я не считаю трёхдневный курс ознакомительным. У меня последний день предназначен для решения реальной задачи - учебные решают в первый и второй день. Но если на слушателей сразу начать "вываливать" разную "заумь" - тогда, конечно, и десяти-дневный курс может превратиться в ознакомительный.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя akyn.

Gregory Frenklach wrote:

Я не считаю трёхдневный курс ознакомительным. У меня последний день предназначен для решения реальной задачи - учебные решают в первый и второй день. Но если на слушателей сразу начать "вываливать" разную "заумь" - тогда, конечно, и десяти-дневный курс может превратиться в ознакомительный.

Полностью поддерживаю!

3-х дневный курс вполне достаточен для подготовки специалистов, способных решать реальные задачи методами ТРИЗ. Еслт это, конечно, не школьники.

А в целом, не надо учить людей ТРИЗ. Я их учу решать производственные проблемы, используя методы ТРИЗ. Разница есть. 

А вот, если человек увидит РЕАЛЬНУЮ пользу, то можно добавлять и теории. 

С уважением, akyn

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Изображение пользователя blandux.

Давно хотелось написать следующее: если взять современного инженера, не знакомого с ТРИЗ и ТРИЗовца, то при решении какой-либо задачи результат может быть вполне одинаковым. Произойдёт это именно потому, что нас давно окружают многочисленные изобретения  и любопытный человек (а проще говоря инженер) обязательно будет интересоваться принципами действия того, что хоть как-то пересекается с его сферой деятельности, а иногда и не пересекается вовсе. Естественно он невольно перенимает опыт, запоминает и при решении практической задачи его применяет. Например, использует принцип колеса, которое он когда-то видел (утрирую). Тот, кто занимается ТРИЗ, по сути делает почти тоже самое, но путём размышлений. Инженер берёт готовые подсмотренные решения и синтезируя их получает результат на практике, а мастер ТРИЗ к этому результату приходит чуть другим путём.

Среди так называемых "математических задач века", одну из которых решил Перельман, есть и такая задача: выясить и доказать какой способ более эффективен (требует меньше времени) - способ вычисления результата или способ выбора готового ответа из уже имеющейся базы данных ответов. Возможно сформулировал не точно, но смысл в этом. Ответ на эту задачу ещё не найден.

Такое же соревнование и между специалистами ТРИЗ и опытными инженерами (имеющими широкую базу данных). Применительно к конкретной ситуации опытный инженер чаще бывает эффективнее. Но вместе с тем, естественно , наработки ТРИЗ никому не помешают. Просто если ТРИЗ образования у конкретного инженера нет, то это не критично.

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Вы несколько упрощаете ситуацию. Работа с использованием методов только в относительно небольшой степени состоит в том, чтобы вспомнить или придумать что-то новое. Значительная доля идет на то, чтобы понять, что именно нужно придумывать. Чтобы уйти от тех трафаретных путей, о которых и так знает инженер и в рамках которых он все что можно уже перепробовал. Но уйти не через неуправляемую фантазию, а по выявленным лазейкам и ходам. Вот эти ходы и рисуем...

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Инженер может обойтись и без знания законов развития. Например, в физике их нет - и ничего, обходятся без них. А чтобы понять, получится из инженера проектировщик или не получится, требуется, как минимум, три года. После этого срока руководство КБ обычно принимает решение, оставить его или уволить.  

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Solver wrote:

Инженер может обойтись и без знания законов развития. Например, в физике их нет - и ничего, обходятся без них. А чтобы понять, получится из инженера проектировщик или не получится, требуется, как минимум, три года. После этого срока руководство КБ обычно принимает решение, оставить его или уволить.  

А что, от проектировщика разве требуется умение изобретать? По-моему, это для него если и не совсем лишнее (и скорее вредное, чем полезное), то, скажем так, не самое главное в его работе. Я не прав?

Re: ЗУН - знания, умения, навыки

Вполне соглашусь с последним замечанием Фила. Но не очень понимаю пока что, что это дает для понимания того, что необходимо усвоить новичку, знакомящемуся с систематическими методами решения задач (включающими, в качестве частного случая, и методы ТРИЗ).

Subscribe to Comments for "ЗУН - знания, умения, навыки"