Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Как решить сложную проблему с помощью ТРИЗ?

На острове Науру возникла сложная ситуация. Она была подсунута коллегам и они бросились ее "решать". Но, как показал эксперимент, решали без ТРИЗ. Как же ее решить с помощью ТРИЗ?

Известно, что прежде чем решать данную задачедателем «как бы задачу», надо ответить на вопросы:

  • надо ли ее вообще решать?
  • надо ли решать эту задачу или другую?
  • какую другую задачу надо решать?

А для этого требуется понять ситуацию! Зачем? Чтобы, как говорят физики, «правильно поставить задачу». Знаете анекдоты о неправильно поставленных задачах?
Как можно предлагать решения, НЕ ПОНИМАЯ ситуацию, не имея правильно поставленной задачи?

Как понять ситуацию?

Пожалуй, единственным инструментом понимания сложных вещей в ТРИЗ является Системный Оператор. Используем его, для этого двинемся далеко влево и наверх, в те времена, когда Все Начиналось. Мы обнаружим систему: Землю и Солнце. Солнце поставляет энергию, Земля «творит» из своего вещества и энергии Солнца. Назовем эту НадСистему – Природа.

Что делает Природа? Изменяет-ся. Диалектика требует задать вопрос: А что сохраняется? Что сохраняется при тотальном изменении? Видимо, законы изменений, не допускающие произвола.

Сохранять Природа не умеет. Она воспроизводит все новые и новые формы. Можно сказать, что Природа подобно ребенку «играет». Сотворила живые существа, потом человека…

Что делает Человек на Земле? Как часть Природы он должен – должен! – изменяться. Но, как известно, у человека есть еще потребность сохраниться: сохранить себя, свой род, свой вид.

Эти жизненные задачи он решает в условиях дефицита питания и энергии. Энергия поступает на Землю порциями: один день – одна порция энергии. Отсюда возникает необходимость выбора: измениться или сохраниться? Например, погнаться за добычей или махнуть рукой на нее.

А чтобы выбор или решение было обоснованным, требовалось ПОНИМАТЬ. Кого и что?
Прежде всего – себя, затем – других людей, затем - Природу. 

Оглянемся. Что мы сделали и что получили? Пока выполнен почти компонентный анализ: названы и поняты части системы и их функции, базовые взаимодействия. Выполнен кратко, более полное изложение здесь.
Пока вроде бы ничего нового не сказано. Использованы знания, известные даже школьникам.

На следующем шаге нужно рассмотреть взаимодействие Природы и человека. Для этого надо ответить на вопрос: что Природа поставляет человеку? 

Ответ: Природа поставляет человеку воздух, воду, пищу. Все это можно назвать «блага».
Не всегда и не везде, но поставляет. Иногда поставляет блага, а иногда нет. Почему? Да потому, что «играет». 
А человеку надо – Природой определено! – получать блага регулярно и постоянно. Иначе он не сохранится. И вот здесь действует невидимый для глаза механизм взаимодействия.

Как Природа учила человека и что получилось из этого?

Природа создавала и создает ситуации. А человек находит решение и реализует его (для получения блага). Так продолжалось тысячи лет.

Пример 1. Жаркое лето 2010 года. У коллеги родился ребенок, а город в дыму от пожаров. Где найти чистый воздух для младенца?

Если решение верное, то Природа награждает человека. Он получает больше пищи, энергии, лучше развивается, продолжает свой род. За неверные решения Природа наказывает: потерей энергии (усталостью), болезнью, голодом, смертью. Лучше (дольше и больше ) живут те, кто находит верные решения.

Примечание. Будем называть  «верным» решение, найденное интуицией, на основе опыта и одобренное Природой. В отличие от «правильного решения», найденного по правилам (ТРИЗ) и проверенного законами развития (Природы).

В результате взаимодействия с Природой человек накапливал опыт (верных решений), передавал следующим поколениям. Можно сказать, что Природа выращивала homo sapience – человека (как бы) разумного. Но в своем стремлении избавиться от страха,  желая сохраниться, человек создал Мир – пространство, защищенное от опасностей. Пространство, где удобно жить и размножаться.

Пример 2. Человек сначала надел чужую шкуру, потом строить дома (пещеры), потом огородил дома. Появились деревни, затем города. Между человеком и Природой появился посредник – Мир. Жить стало легче, спокойнее, но появились новые проблемы.

Так началось отчуждение  человека от Природы. Человечество разделилось на большинство, живущее в связи с Природой (крестьяне, казаки, народ хунзы, племя екуана). И меньшинство, живущее вне связи с Природой. Еще 100 лет назад крестьяне в России составляли 95% населения, а в городах жило только 5%.

Большинство (назовем их работники) как и прежде жило в условиях зависимости от Природы. Они были вынуждены принимать ответственные решения. И они выработали законы, помогающие из поколения в поколение такие решения принимать общиной, то есть всеми жителями (см. копное право ).

А меньшинство (назовем - нахлебники) жило, не понимая Природы и ее законов. Решения, принимаемые индивидуумом, общество желало бы награждать и наказывать, но до сих пор не нашло эффективного механизма для этого. Вырастало поколение за поколением, принимающие безответственные решения.

Так получилось, что работники - крестьяне - были уничтожены. И не только в России. Одна из комиссиой ООН недавно доложила "В настоящее время в городах живут 3,2 миллиарда из 6,5 миллиарда человек, населяющих Землю, и их число к 2030 году вырастет до пяти миллиардов, или 61 процента всего населения планеты"

Вот теперь у читателя есть полная картина ситуации на Земле. Не только картина, но и знание о главном механизме взаимодействия человека с Природой. Говоря языком ТРИЗ - мы поняли систему и познакомились с Надсистемой. Помог в этой работе Системный Оператор. Для краткости изложения промежуточные выкладки были опущены.

Теперь можно лучше понять то, что произошло на острове Науру. Вперед?

 

 

Форумы: 

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Часто у коллег возникает вопрос: "Как использовать Системный Оператор?" Или даже, как признался опытный преподаватель: "Я не знаю как преподавать Системный Оператор". И это "внутренняя проблема" ТРИЗ.

А есть внешняя проблема. Она связана с "фундаментальностью образования". Впервые об этом я услышал еще в 8-м классе. Партия провозгласила: "Наше образование должно стать фундаментальным!" И нам добавили физики и математики.

В последние годы вернулись к этой проблеме. О фундаментальности говорил А.Фурсенко. Наконец-то ядро фундаментальности открыли наши ученые

На мой взгляд, в основе фундаментальности образования и решения проблемы лежит Точное Использование Системного Оператора. Не только  "сложная проблема" или "нерешаемая проблема" , но и любая другая должна решаться начиная с левого верхнего угла Системного Оператора. Или, как говорили древние греки ab ovo, что означает "от яйца", с начала начал.

Отсюда - решается проблема "как преподавать СО?" Нужно показать ход решения задачи "как обычно", в традиционное постановке. И с помощью СО.

Резюме: хочешь найти фундаментальное решение проблемы? Ступай в левый верхний угол С-Оператора.

 

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя GIP.

Валерий Гальетов wrote:

Как решить сложную проблему с помощью ТРИЗ?

На острове Науру возникла сложная ситуация. Она была подсунута коллегам и они бросились ее "решать". Но, как показал эксперимент, решали без ТРИЗ. Как же ее решить с помощью ТРИЗ?

Известно, что прежде чем решать данную задачедателем «как бы задачу», надо ответить на вопросы:

  • надо ли ее вообще решать?
  • надо ли решать эту задачу или другую?
  • какую другую задачу надо реш1. Как понять ситуацию на острове науруать?

А для этого требуется понять ситуацию! Зачем? Чтобы, как говорят физики, «правильно поставить задачу». Знаете анекдоты о неправильно поставленных задачах?
Как можно предлагать решения, НЕ ПОНИМАЯ ситуацию, не имея правильно поставленной задачи?

Золотые слова :)

Но ... как ее понять так, чтобы можно было применить имеющиеся в ТРИЗ знания и средства решения?

Quote:

Как понять ситуацию?

Пожалуй, единственным инструментом понимания сложных вещей в ТРИЗ является Системный Оператор.

Используем его, для этого двинемся далеко влево и наверх, в те времена, когда Все Начиналось. Мы обнаружим систему: Землю и Солнце. Солнце поставляет энергию, Земля «творит» из своего вещества и энергии Солнца. Назовем эту НадСистему – Природа.

Что делает Природа? Изменяет-ся. ...

Что делает Человек на Земле? Как часть Природы он должен – должен! – изменяться. ....

Вот теперь у читателя есть полная картина ситуации на Земле.

Не только картина, но и знание о главном механизме взаимодействия человека с Природой. Говоря языком ТРИЗ - мы поняли систему и познакомились с Надсистемой. Помог в этой работе Системный Оператор. Для краткости изложения промежуточные выкладки были опущены.

Теперь можно лучше понять то, что произошло на острове Науру. Вперед?

М-да... И чем же помог системный оператор?  Если сравнить нижеследующие тезисы 1 и 2 автора ,

1. "Как же понять ситуацию на острове Науру?"

 2. "Вот теперь у читателя есть полная картина ситуации на Земле."

то налицо логическая ошибка "подмена тезиса". Почему так произошло? Потому что не была сформирована сама система, по отношению к которой может быть корректно применен системный оператор.

Теперь можно лучше понять то, что произошло на острове Науру. Вперед?

В итоге возникла новая подмена, но уже задачи: первоначально поставленную "Как разрешить проблему жителей острова (с помощью ТРИЗ)?автор подменил задачей выяснения наднаднад...системных причин, которую сам и решил в виде словесных пояснений :)

Но что это привнесло нового в понимание ситуации на острове Науру?

На мой взгляд - ровно ничего. Ибо ситуация на острове если и исправится самой природой, то для этого потребуется намного больше времени, чем его даст потребность жителей острова продолжать жить на острове своих предков..Тогда как стоит вопрос - как цивилизовано жить (а не выживать с трудностями) на нем, .

Потому - не системный оператор надо применять, а изучить доступную информацию о текущей ситуации на острове, где в силу многолетнего насильного хищничего извлечения фосфатов из недр острова .без проведения их рекультивации  большую часть площади составляют необратимо измененный поверхностный слой.

Т.е. - если и применять ТРИЗ в поставленной автором сложной проблеме, то надо решать  задачу изменения текущей ситуации на острове, а не где либо на Земле вообще. А она, эта задача, несложна вообще-то, ибо уже есть (отрицательный) причинный системный эффект, вполне доступна и информация для понимания  его следствий.

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя GIP.

Валерий Гальетов wrote:
Резюме: хочешь найти фундаментальное решение проблемы? Ступай в левый верхний угол С-Оператора.

Сначала надо определить состав самой системы образования. Ибо в ней не только функциональные связи, а и еще много других видов связей.. Потому что она - не техническая, а социальная система.

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

GIP wrote:

Потому - не системный оператор надо применять, а изучить доступную информацию о текущей ситуации на острове, где в силу многолетнего насильного хищничего извлечения фосфатов из недр острова .без проведения их рекультивации  большую часть площади составляют необратимо измененный поверхностный слой.

Не возражаю: изучайте! Только помните, что изучальщиков всегда много, а понимальщиков мало, тем более вооруженных средствами Понимания.

GIP wrote:

... надо решать  задачу изменения текущей ситуации на острове, а не где либо на Земле вообще. А она, эта задача, несложна вообще-то, ибо уже есть (отрицательный) причинный системный эффект, вполне доступна и информация для понимания  его следствий.

Похоже Г.И. не читал начало моей статьи. И если данная задача "несложна", так бы и решили давно уже. Тем более и "доступная информация есть для понимания ... следствий".

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Валерий Павлович, так и не увидел схему решения. Понял, что сначала надо применить системный оператор, но к чему именно его применять, что брать в качестве основы для дальнейшего развертывания, так и не было указано. Конечно, до планеты Земля как до над-над... системы можно дойти, взяв любой объект, но конкретную цель анализа все же нужно удерживать? Да и вниз этот оператор велит работу вести, в подсистемы, чего я не увидел в Вашем наброске. Но предположим, что именно из этой работы Вы поняли, каково взаимодействие Природы и Человека. Видимо Вы сможете описать, что Вы предполагаете делать с полученной информацией дальше.

Пожалуйста, опишите Вашу схему работы сжато и внятно. Не нужны отступления, по крайней мере не нужны здесь и сейчас. Не нужны риторические вопросы "уважаемым читателям".

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Александр Кудрявцев wrote:

Валерий Павлович, так и не увидел схему решения. Понял, что сначала надо применить системный оператор, но к чему именно его применять, что брать в качестве основы для дальнейшего развертывания, так и не было указано. Конечно, до планеты Земля как до над-над... системы можно дойти, взяв любой объект, но конкретную цель анализа все же нужно удерживать?

Александр Владимирович!

К чему применять? Есть  система:  Природа (острова) и люди (жители). Есть НС: люди вне острова, потребители, готовые платить. Жители острова хотели лучше жить. Нашли решение: продавать землю. Практика реализации показала: решение имело плюсы и огромный минус. Подсистема - (типовой) житель острова с его насущными потребностями.

Конкретная цель анализа? На мой взгляд всегда одна: ПОНЯТЬ, то есть установить Главную проблему и ее Причину. А чтобы понять то, что произошло на острове (как в пробирке), нужно понимать тренды НС, задающие потребности жителей острова. И расклад жителей: работников и/или нахлебников (по моей классификации).

Александр Кудрявцев wrote:

Да и вниз этот оператор велит работу вести, в подсистемы, чего я не увидел в Вашем наброске. Но предположим, что именно из этой работы Вы поняли, каково взаимодействие Природы и Человека. Видимо Вы сможете описать, что Вы предполагаете делать с полученной информацией дальше.

Верно, что не увидели. Рано. Нельзя понимать частное, не поняв общее. А общее - один из трендов! - разрушение механизма выращивания человека "разумного", оглупление людей искусственное (например СМИ) и естественное (отчуждение от Природы).

Дальше надо понять процесс выработки и принятия решения о распродаже земли Родины. Тяжело без точных данных, но можно на уровне гипотез и их анализа, проверки аналогичными ситуациями в РФ и других странах. Цель здесь: установить, кто и каким образом принял Судьбоносное Решение?

Александр Кудрявцев wrote:

Пожалуйста, опишите Вашу схему работы сжато и внятно. Не нужны отступления, по крайней мере не нужны здесь и сейчас. Не нужны риторические вопросы "уважаемым читателям".

Вроде бы описал выше.

Спасибо за конструктивные вопросы, за ваше внимание!

 

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Валерий Гальетов wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
Пожалуйста, опишите Вашу схему работы сжато и внятно. Не нужны отступления, по крайней мере не нужны здесь и сейчас. Не нужны риторические вопросы "уважаемым читателям".
Вроде бы описал выше.

Спасибо за конструктивные вопросы, за ваше внимание!

Выше вроде бы описан пункт первый плана. Весь план можно увидеть?

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

GIP wrote:

Валерий Гальетов wrote:
Резюме: хочешь найти фундаментальное решение проблемы? Ступай в левый верхний угол С-Оператора.

Сначала надо определить состав самой системы образования. Ибо в ней не только функциональные связи, а и еще много других видов связей.. Потому что она - не техническая, а социальная система.

Такие системы коллеги из ЮУрГу (Челябинск) называют "социально-технологическими" (СТС). Я с ними согласен. Технологии - древнее техники. Техники  не было, а технологии были. Например технологии охоты на мамонта, на волков...

Анатолий Гин писал про школу - фабрику. У меня есть статья "Прогноз развития системы образования на основе функционального подхода".

Школа, вуз - это конвейеры по Форду: группа учащихся обрабатывается поочередно разными "мастерами". Есть промежуточный контроль, есть "аттестация продукции" специальной комиссией, есть "сертификат качества" (диплом). В последние годы добавили "военную приемку" - ЕГЭ.

Цель школы - поставка полуфабрикатов в вузы. Цель вуза - поставка (хотелось бы сказать - специалистов, ан нет!) полуфабрикатов работодателям. Полуфабрикаты из педвуза идут готовить полуфабрикаты в школы...

Поэтому - какие трудности с определением состава системы? Смотрим в цех завода - и определяем. Просто школа-фабрика есть плохая копия завода Форда. Что касается системы (образования), то, согласно рекомендациям С.С.Литвина, если много однородных элементов - выбираем 1. И прослеживаем цепочку: детсад - школа - вуз - приемка-сдача.

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Александр Кудрявцев wrote:

Весь план можно увидеть?

Трудность в том, что у меня три плана (серьезно!). Если бы вы объяснили для чего? или какой план вас интересует, Александр Владимирович, то это помогло бы мне выбрать нужный для вас.

С уважением

ВГ

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Валерий Гальетов wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
Весь план можно увидеть?
Трудность в том, что у меня три плана (серьезно!). Если бы вы объяснили для чего? или какой план вас интересует, Александр Владимирович, то это помогло бы мне выбрать нужный для вас.  С уважением   ВГ
Спасибо, Валерий Павлович. В общем-то уже ничего не нужно.

Re: Реальная проблема не имеет решения. Что делать?

Валерий Гальетов wrote:

Александр Кудрявцев wrote:

Весь план можно увидеть?

Трудность в том, что у меня три плана (серьезно!). Если бы вы объяснили для чего? или какой план вас интересует, Александр Владимирович, то это помогло бы мне выбрать нужный для вас.

Когда планов много, это значит, что нет ни одного. Или что нет критериев по отбору единственно нужного. Что равносильно отсутствию плана. Что и требовалось доказать.

Subscribe to Comments for "Реальная проблема не имеет решения. Что делать?"