ТРИЗ в MIT

ТРИЗ в MIT

 

Алексей Фоменко

ген. директор ООО «Изобреталь»

fomenko@izobretal.ru

 

Сегодня (3 декабря 2015) прочитал лекцию в Массачусетском технологическом университете (MIT) для слушателей программы System Design and Management. Это двухлетняя программа о том, как управлять разработкой сложных технических систем. На данной специализации один поток 90 человек, из которых 30% дистанционных, 60% очных. Во время семинарских занятий поток делят на две части, поэтому я провел свое занятие два раза.

    

Вообще, должен отметить, американцы крайне далеко продвинулись в плане организации совместной работы большого количества инженеров, изобретателей для решения какой-либо крупной задачи. Именно поэтому многие курсы у них даются на стыке менеджмента и инженерии.

Центральное место программы занимает курс по Системной инженерии, собственно в рамках этого курса я и делал лекцию по современной ТРИЗ (точнее две часовые лекции). Аудитория, должен отметить, попалась серьезная – люди с опытом в возрасте 30-40 лет. Согласитесь, удивительно встретить в ВУЗе таких взрослых магистрантов. Многих послали сюда учиться предприятия, на которых они работают. Причем компании оплачивают как учебу, так и стипендию с проживанием. Разумеется, взамен требуют отличной успеваемости. Вот перечень некоторых компаний: Aramco, GE, John Deere, MGH, Orchard Material Technology, USAF, US Army, USCG, Amazon Robotics, MECSST Japan, DSTA, Cardinal Health, Lufthansa, LLNL, FRBNY, Jacobs, Canon, Sensata Tech, IBM, Verizon, Pitney Bowes, JAXA, DST Consulting, Sapient, bioMérieux, PepsiCo, Evolv Technologies, Sanofi.

Вот география слушателей в этом году.

    

Как мы видим, слушатели из США составляют менее половины от общего числа (45%). Около 30% слушателей изучают курс дистанционно, используя специальную информационную систему. Это, честно признаюсь, увеличивает нагрузку на преподавателя, т.к. приходится удерживать внимание студентов как в аудитории, так и в интернете.

    

Собственно я оказался первым русским у них на программе (на карте не отмечен, т.к. проходил как Visiting student от Сколковского университета науки и техники).

Курс по системной инженерии читал профессор Olivier de Weck, и это было потрясающе! Наверное, все родившиеся на родине Ф. Цвикки обладают таким системным мышлением.

Оливер создатель этого курса. Он сам вел только в октябре непосредственно System Engineering. Вообще поймать Оливера в MIT крайне сложно. Он то в Эр Рияде на конференции, то в Москву уехал (например он был в М на этой неделе). Еще он главный редактор журнала System Engineering, постоянно мелькает в разных MITшных рабочих группах. Помимо него курс ведут еще 2 профессора и 4 TA (teach assistant).  Плюс еще 2 профессора читали отдельные узкоспециализированные темы.

Что в первую очередь бросилось в глаза. Очень много методик в Системной инженерии и в ТРИЗ совпадает, хотя бы поверхностно. Даже не понятно, кто у кого что позаимствовал:

  • Компонентный анализ в ТРИЗ - Decomposition of Form у них.
  • Структурный анализ в ТРИЗ - DSM (design structure matrix) у них.
  • Функциональный анализ в ТРИЗ - OPM (oblect-process methodology) у них.

Причем некоторые аспекты глубже развиты у них, некоторые у нас. Несомненно сильными сторонами ТРИЗ являются функционально-идеальное моделирование, свертывание технических систем (тримминг), весь классический ТРИЗ, а также ряд аналитических: тренды эволюции систем, потоковый анализ. Пока я у них этих методик не встречал.

Отношение к ТРИЗ среди американской общественности, в целом, положительное. Многие знают, что это что-то крутое, и хотят узнать поближе. В то же время есть люди, воспринимающие ТРИЗ только как 40 принципов разрешения противоречий плюс таблица, придуманная советским ученым, отсидевшим в ГУЛАГе. Собственно это отношение я и пытался устранить (хотя бы на этой программе). Именно поэтому в своих лекциях акцент сделал на Компонентный-Структурный-Функциональный анализ (чтобы показать, что мы тоже так умеем), затем рассказал про свертывание технических систем (мол, мы еще и так умеем).

    

На снимке – показываю ФИМ – функционально идеальное моделирование на примере одной из своих первых работ. Пример еще со времен моей учебы в МОИТТ в 2007 году. Во время лекции отдельно упомянул, что делал эту работу 8 лет назад, когда был студентом МГТУ им. Баумана.

В целом лекция прошла очень успешно, слушателям понравилось, о чем свидетельствуют коллективная фотография в конце лекции.

   

Уверен, дальнейшее развитие методов создания новой техники будет лежать в том числе и в перетаскивании сильных сторон конкурирующей методики к себе. В зависимости от того, кто это сделает первым, либо отдельные методики ТРИЗ будут маленькими приложениями к системной инженерии, либо отдельные подходы системной инженерии будут приложениями к ТРИЗ. Пока в этой конкурентной борьбе побеждают они. У них на эту тему постоянно издаются книги, статьи, проводятся конференции и обучающие семинары, пишется софт. В результате в головах людей закрепляются понятия OPM и DSM, их терминология и графическое представление. Остальные решательные и аналитические инструменты автоматически начинают адаптироваться, чтобы лучше с ними сочетаться. Если не будем шевелиться с такой же скоростью, боюсь через какое-то время наши уникальные инструменты также органично вольются в состав системной инженерии, и ТРИЗ в умах общественности так и будет пониматься как 40 принципов разрешения противоречий плюс таблица, придуманные советским ученым, отсидевшим в ГУЛАГе.

 

P.S. Как вообще я получил приглашение прочитать эти лекции:

Инициатива прочитать лекцию пошла сначала от меня. Уже на первых лекциях я подходил к профессорам и ТА, рассказывая, что преподаваемые методики очень хорошо сочетаются с ТРИЗ. Например, спрашивал, почему они на OPM изображают только положительные функции. Вот в ТРИЗ...

Затем, видимо чтобы меня успокоить, посвятили одно семинарское занятие ТРИЗ. Переодевшись в русские народные костюмы, ТА рассказали нам про Table40. Причем по словам главного ТА, ведущий профессор  Оливер выражал ограниченный оптимизм от включения ТРИЗ в программу.

Дальше настал мой час. ))

Во-первых, мы применяли элементы ТРИЗ, когда делали командное ДЗ (я учил членов команды азам ТРИЗ). Во-вторых, я объяснил ТА, что Table40, это очень малая часть инструментов, рассказал вкратце, что еще есть в ТРИЗ. В это время пара человек из моих одногруппников (которым я до этого рассказал про ТРИЗ) поддержала меня, проявили интерес. Это был весомый аргумент.

В-третьих, на одной из лекций Оливер сказал, что в мире очень мало работ по исследованию S-кривых. Я к нему подошел, объяснил, что он не прав, и прислал подборку ссылок на Методолог.

В-четвертых, я вел ветку про ТРИЗ на сайте нашего класса (это закрытый форум, участие в котором обязательно).

В-пятых, провел устный опрос среди слушателей, хотят ли они еще что-то узнать про ТРИЗ. (На самом деле я планировал зарезервировать аудиторию на вечернее время, чтобы прочитать ТРИЗ факультативом. Но в самый последний момент поступило предложение от преподавателей вставить меня в одно из семинарских занятий).

Вот такой тернистый путь.

С одной стороны, моя инициатива. С другой стороны, они в конечном итоге предложили мне провести лекцию.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: ТРИЗ в MIT

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Отношение к ТРИЗ среди американской общественности, в целом, положительное. Многие знают, что это что-то крутое, и хотят узнать поближе. В то же время есть люди, воспринимающие ТРИЗ только как 40 принципов разрешения противоречий плюс таблица, придуманная советским ученым, отсидевшим в ГУЛАГе.

А разве Сергей Яковенко не читает лекции по ТРИЗ в MIT в течение последних 12 лет?

Re: ТРИЗ в MIT

Gregory Frenklach wrote:
А разве Сергей Яковенко не читает лекции по ТРИЗ в MIT в течение последних 12 лет?

Видимо совокупная мощность MIT все еще превышает можность отдельно взятого Яковенко.

Это же явление отлично видно в России - у каждого из тех. кто говорит, что знает про ТРИЗ, есть свое понимание методики, отличающееся цветом обложки прочитанной книги. Частенько можно услышать - знаем мы про ваш ТРИЗ, читали еще в 71 году.

А могут быть и нынешние неофиты какой-нибудь из школ, проповедующих быстрое освоение -- восемь уроков по 45 минут и вы познаете все тайны создания великих изобретений... 

 

Re: ТРИЗ в MIT

Я вел семинары и курсы для профессоров и докторантов в MIT в 1994, 1998, 2000, 2002, 2007 и 2008 (включая классы для слушателей программы System Design and Management).  Видимые результаты: в материалах нескольких тамошних преподавателей появились копии слайдов и/или рисунков из моих материалов (большей частью, без указания источников).  Что, в сущности, неплохо - диффузия знания требует заинтересованных носителей. 

Subscribe to Comments for "ТРИЗ в MIT"