Название блога и пояснительное вступление

«Диалог культур мышления: психология и ТРИЗ»
Уважаемые читатели!
Сначала немного о том, как и зачем я дошел до блоговой жизни такой. Началось все лет 7-8 назад, когда учился на факультете психологии и начал планировать, что в дальнейшем буду специализироваться в психологии мышления. По этой причине забрел на сайт питерской организации ТРИЗ-Шанс, где вступил в полемику по поводу слишком легкого, но излишне критичного отношения к психологическим методам активизации мышления. В приват мне пришло обнадеживающее письмо от одного из московских тризовцев, который чуть позднее обратил мое внимание на возможность обучаться в МОИТТ.
Через полгода я впервые прошел курс в МОИТТ и с тех пор продолжаю пытаться приобщиться к ТРИЗ. За это время удалось повторно пройти обучение в МОИТТ – хотя не уверен, что удалось порадовать преподавателя своим продвижением в знаниях и умениях. Параллельно с тех времен завершил обучение на факультете психологии (по кафедре общая психология), потом аспирантуру при нем, защитился и начал работать в лабораториях научным сотрудником. В этих лабораториях областью моих научных интересов составляют отдельные тематики психологии обучения, мышления и социального конфликта.
Также за эти годы, осуществляя попытки (в том числе и на этом форуме) перенести некоторые инструменты ТРИЗ в «нежелезные» области, пришел к выводу, что первоначальная моя стратегия малоэффективна. Она состояла в стремлении умыкнуть тризовские наработки для использования в своей профессиональной деятельности. Теперь понимаю, что без полноценного сотрудничества, диалога (т.е. вклада и с моей стороны) не обойтись.
Почему именно ТРИЗ?
Причины как водится две: теоретическая и практическая, логическая и эмоциональная.
Теоретическая («логическая») состоит в том, что как представитель культурно-исторической психологии считаю важным при исследовании мышления ориентироваться на развитые практики мышления (такие как искусство, промышленность, бизнес и т.д.). Несомненно ТРИЗ мне кажется таковой!
Личный довод («практически-эмоциональная» причина) выбора ТРИЗ состоит в том, что тризовцы, с которыми я общался, оказались очень интересными, отзывчивыми и богатые талантами людьми. Считаю этот фактор так же немаловажным
Таким образом, изменение стратегии на диалогическую – стремление не только брать, но и делиться тем из психологии, что мне известно и что кажется потенциально полезным для ТРИЗ, – а также восприятие ТРИЗ как высокоразвитой практики мышления породило основную идею блога и выразилось в его названии.
А название – как многие уже, вероятно, догадались! – восходит к школе В.С. Библера. Не считаю себя представителем данной школы, но мне близко диалогическое понимание логики (мышления). В данном случае диалог подразумевается между психологической и тризовской культурами мышления (логиками). Поскольку больше являюсь представителем академической психологии, то постараюсь представлять ее логику и надеюсь на конструктивный диалог со стороны профессиональных тризовцев.
В дальнейшем планирую описывать и обсуждать следующие важные в профессиональном плане темы:
I. Проблема неявной функции и квазиошибки.

a. Семейная системная психотерапия разрешения конфликтов: функциональная причинность.

b. Наука о метафоре, метафора в научном мышлении

II. Специфика учебной деятельности

a. Учебно-методическая направленность.

b. Ошибок не хочет делать тот, кто… не учится. Феномен «потери лица» при совершении ошибки.

c. Методическая полезность формализма для обучения и разработки инструментов мышления

d. Шаг назад – два шага вперед. Хорошее обучение приводит к снижению эффективности деятельности!

III. Классические типы творческих задач и способы их решения

IV. Противоречие: функции разных типов и конкретизация использования диалектического.

V. Термин и понятие. Репертуарные решетки и «понятие как теория»

VI. Диалогически-сопоставительный механизм мышления

VII. Психологическая инерция или направленность решения?

Список очень примерный и в основном обусловлен уже существующими наработками (публикациями)

Основной формой ведения блога предполагается мое изложение темы и дальнейшее поддержание обсуждения – надеюсь, что таковое будет! В качестве затравки предполагается изложение (или даже краткое цитирование) работ разных авторов – прежде всего, психологов. Надеюсь на неспешное (вдумчивое) и серьезное обсуждение!
С уважением, Александр Ромащук

Комментарии

Re: Название блога и пояснительное вступление

Изображение пользователя GIP.

Здраво, Александр :)
На мой взгляд, Ваш путь будет более эффективен, если Вы найдете ответ на вопрос, какая именно психология нужна ТРИЗ вообще, и решателю изобретательской задачи (ИЗ), в частности.

Лично мне было бы также интересно услышать достаточно ясное разъяснение психолога по поводу полезности использования противоречия в процессе решения ИЗ.

Осознание

==ИИ-->

Re: Название блога и пояснительное вступление

Спасибо, Геннадий Иванович!
Поскольку тема противоречий меня самого интересует давно и сильно, то она, конечно, предусмотрена к изложению и обсуждению. Но сначала предлагаю обсудить тему неявных функций - возможно тему функций противоречий запланирую "поставить" следующей :)
С уважением, Александр

Re: Название блога и пояснительное вступление

То есть сейчас на блоге будут обсуждаться неявные функции?
Предполагается ли по завершении обсуждения формулировать некое вновь возникшее понимание?
Спасибо.

Subscribe to Comments for "Название блога и пояснительное вступление"