Любопытный эксперимент провели участники совместной программы Открытого университета Сколково и Singularity University.
Прогнозы помогают нам планировать свою деятельность. Особо важны они для ученых: успех и известность приходят, если вы верно «почувствовали» правильное направление. Вместе с тем, на разных исторических этапах развития той или иной области науки возможности оценить перспективы – сильно отличаются. В качестве аналогии можно привести простой пример: если объект движется линейно с постоянной скоростью, то предсказать в какой точке пространства он окажется через некоторое время можно достаточно легко. Но если скорость движения объекта возрастает экспоненциально – для того, чтобы спрогнозировать его местонахождение потребуются серьезные расчеты и ряд допущений.
Современные сложнейшие стремительно развивающиеся технологии с одной стороны требуют от исследователей гораздо более высокого профессионализма и интеллектуальных усилий, с другой стороны – прочных базовых знаний и смекалки.
В конце мая в Подмосковье проходило интереснейшее мероприятие. Впервые в России Открытый университет Сколково (ОтУС) и Singularity University, США, провели совместную школу-тренинг «Революция быстроразвивающихся технологий. Прогноз на будущее». Мы писали об этом в июльском номере «Науки и жизни» (http://www.nkj.ru/archive/articles/20884/).
Так вот, наряду с обсуждением передовых технологий и новейших достижений, некоторые «командные игры» в рамках программы выглядели на первый взгляд слишком простыми и не заслуживающими внимания. А зря.
Участникам программы предлагали произвольным образом объединиться в команды по шесть человек и занять место за одним из столиков, на которых лежало 20 макарон «спагетти», метр узкого скотча, такой же длины веревка, кусочек зефира и ножницы. За 20 минут движимые азартом «игроки» должны были смастерить максимально высокую конструкцию из этих предметов, водрузив на ее верхушку кусок зефира.
Следует отметить, что среди участвующих в этом эксперименте были студенты разных специальностей – гуманитарии, биологи, медики, инженеры, и солидные люди – кандидаты и доктора наук, многие из которых прославлены своими научными достижениями или (и) являются руководителями известных фирм в области наукоемких технологий.
Устроители этого соревнования уже не один год наблюдают за тем, как люди с разными типами мышления «мастерят» такие конструкции. Накоплена статистика, которая свидетельствует, что лучше всего с этой задачей справляются гуманитарии (!), а хуже всего – инженеры и архитекторы. Такая игра, по мнению организаторов, позволяет «встряхнуть» мышление и не приумножать сущностей, напоминая нам еще раз о «бритве Оккама», позволяющей удерживать сознание в сложное время вала избыточной информации.
Комментарии
Re: Творчество своими руками
Вполне понимаю, почему побеждают гуманитарии. Они не связаны некими стериотипами, насчёт хорошей устойчивости, крепкости, функциональности. В этой работе всё это не имеет значения. Думаю, что для гуманитариев главное, это внешняя красота, креативность, приятность для взгляда. Делается это гораздо проще. Главное полёт фантазии. У актёров есть некое упражнение на воображение: они должны изобразить некий объект, животное и др. Вспомнить хотябы Хазанова, Райкина, которые показывали кое-что из своих студенческих упражнений. Гуманитарии развивают фантазию, просто в несколько другом направлении, чем инженеры.
Re: Творчество своими руками
Просто попробуйте один раз сделать такую конструкцию. Гуманитарии здесь проигрывают, увы.
вопрос на что и когда тест
Александр Владимирович, более чем верю Вам о проигрыше "здесь" гуманитариев, но думаю, что в принципе почти всегда у технарей есть период, когда они проиграют себе. Это связано с тем, что часто серьезное обучение очень сильно осложняет (даже откидывает назад) определенные практические навыки - хотя бы потому, что появляются много факторов и вариантов, о которых технари узнали, но еще не научились систематически и системно пользоваться. Т.е. по старому (как научились до обучения) уже не хотят, а по новому еще не могут (сложно последовательно и правильно воплотить полученные знания). Такой эффект образования фиксируется достаточно часто - даже есть представление, что если обучение совсем не сопровождается некоторым снижением эффективности, то занчит оно не слишком глубокое, а скорее поверхностное (не связано с перестройкой). Любое развитие идет не по прямой :)
Правда эти данные больше получены на дошкольном и школьном образовании.
С уважением, Александр
Re: вопрос на что и когда тест
100%
Изучая любой предмет мы проходим четыре этапа:
1. Неосознанное незнание - не знаем и не знаем, что не знаем
2. Осознанное незнание - не знаем, но знаем, что не знаем
3. Осознанное знание - знаем и знаем, что знаем
4. Неосознанное знание - знаем, но не знаем, что знаем
При "переобучении" приходится спускаться на несколько уровней ниже
возможны варианты
Да, Григорий, спасибо - видел эту Вашу схему в сети "Связанных"!
Красивая схема и, как мне кажется, это один из возможных вариантов развития "изучения", не уверен, что самый частый
В принципе эти варианты в западной психологии мышления (даже не обучения) обсуждают в темах: процедурное и декларативное знание (это термины кальки с английского), академический и практический интеллект. В обоих случаях фиксируется возможность куда большей независимости, чем у Вас в схеме. Например, "неосознанное знание "(продеруное или в рамках практического интеллекта) совершенно не обязательно проходит предварительную стадию "осознанного знания", а последнее чаще всего не начинается с "осознанного незнания" (т.е. часто получаем знания даже без вопроса или проблемы). Переход от осознаваемого знания к неосознанному тоже не так уж прост и очевиден - часто большие проблемы с этим. Ну и т.п.
С уважением, Александр