Диагноз своими руками

В очередной раз увидел, что новое, это действительно хорошо забытое старое. С начала семидесятых годов в школах ТРИЗ практиковалосьприменение упражнения "построй башню". В самом идеальном варианте ее нужно было строить "из ничего", в несколько более упрощенном, из того, что есть в карманах. Для формализации процесса и уравнивания шансов преподаватели вводили наборы материалов, которые и выдавали всем командам. Несколько поколений учащихся разных возрастов прошли через это испытание. Доподлино знаю, что есть и разными школами (не только тризовскими, конечно) применяется масса похожих экспериментов. Мы, например, еще используем "мост", "ворота", "контейнер", "рыбалка". Как указывал недавно журнал "Популярная механика", уже многие годы проводится чемпионат мира по строительству мостов из спагетти.  И вот теперь "интереснейшее испытание" и "любопытный эксперимент"...

В общем-то дело житейское. Написал не для спора о первородстве, поскольку авторство теряется в седой древности, а всех корреспондентов не выучишь. Написал, чтобы поспорить с выводами, с теми, где гуманитарии одерживают верх.

Редактор.

Бритва Оккама и мы

 

              

Продолжу. Если внимательно отнестись к последнему абзацу текста заметки, то дело предстанет вполне запутанным.

"Накоплена статистика, которая свидетельствует, что лучше всего с этой задачей справляются гуманитарии (!), а хуже всего – инженеры и архитекторы. Такая игра, по мнению организаторов, позволяет «встряхнуть» мышление и не приумножать сущностей, напоминая нам еще раз о «бритве Оккама», позволяющей удерживать сознание в сложное время вала избыточной информации."

Не очень понятно, как гуманитарии ухитряются побеждать инженеров и архитекторов, не умножая при этом сущностей, накопленных последними, иными словами оставаясь в рамках заранее известных схем. Сообщу, что в проводимом нами заочном соревновании разных вузов с большим отрывом первое место держит Бауманка. Хорошие результаты показывают студенты Военмеха, но статистики по этой группе населения было собрано маловато. Довольно слабые результаты поначалу показывают химики - чем не гуманитарии? Пишу не для того, чтобы принизить гуманитариев, но задача - типично конструкторская и шансы на победу на этом поле конструкторов у гуманитариев не велики. Нужны иные задачи, иные эксперименты.

Предлагайте, если будет желание. Готов попробовать в этом учебном году. Глядишь, лет черед двадцать и о Ваших придумках напишут в каком-нибудь журнале как о только что кем-то открытых. :).

 

 

Комментарии

Re: Творчество своими руками

Изображение пользователя blandux.

Вполне понимаю, почему побеждают гуманитарии. Они не связаны некими стериотипами, насчёт хорошей устойчивости, крепкости, функциональности. В этой работе всё это не имеет значения. Думаю, что для гуманитариев главное, это внешняя красота, креативность, приятность для взгляда. Делается это гораздо проще. Главное полёт фантазии. У актёров есть некое упражнение на воображение: они должны изобразить некий объект, животное и др. Вспомнить хотябы Хазанова, Райкина, которые показывали кое-что из своих студенческих упражнений. Гуманитарии развивают фантазию, просто в несколько другом направлении, чем инженеры.

Re: Творчество своими руками

Вполне понимаю, почему побеждают гуманитарии. Они не связаны некими стериотипами, насчёт хорошей устойчивости, крепкости, функциональности. В этой работе всё это не имеет значения.

Просто попробуйте один раз сделать такую конструкцию. Гуманитарии здесь проигрывают, увы.

 

вопрос на что и когда тест

Александр Владимирович, более чем верю Вам о проигрыше "здесь" гуманитариев, но думаю, что в принципе почти всегда у технарей есть период, когда они проиграют себе. Это связано с тем, что часто серьезное обучение очень сильно осложняет (даже откидывает назад) определенные практические навыки - хотя бы потому, что появляются много факторов и вариантов, о которых технари узнали, но еще не научились систематически и системно пользоваться. Т.е. по старому (как научились до обучения)  уже не хотят, а по новому еще не могут (сложно последовательно и правильно воплотить полученные знания). Такой эффект образования фиксируется достаточно часто - даже есть представление, что если обучение совсем не сопровождается некоторым снижением эффективности, то занчит оно не слишком глубокое, а скорее поверхностное (не связано с перестройкой). Любое развитие идет не по прямой :)

Правда эти данные больше получены на дошкольном и школьном образовании. 

С уважением, Александр

Re: вопрос на что и когда тест

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

100%
Изучая любой предмет мы проходим четыре этапа:
1. Неосознанное незнание - не знаем и не знаем, что не знаем
2. Осознанное незнание - не знаем, но знаем, что не знаем
3. Осознанное знание - знаем и знаем, что знаем
4. Неосознанное знание - знаем, но не знаем, что знаем
При "переобучении" приходится спускаться на несколько уровней ниже

возможны варианты

Да, Григорий, спасибо - видел эту Вашу схему в сети "Связанных"!

Красивая схема и, как мне кажется, это один из возможных вариантов развития "изучения", не уверен, что самый частый

В принципе эти варианты в западной психологии мышления (даже не обучения) обсуждают в темах: процедурное и декларативное знание (это термины кальки с английского), академический и практический интеллект. В обоих случаях фиксируется возможность куда большей независимости, чем у Вас в схеме. Например, "неосознанное знание "(продеруное или в рамках практического интеллекта) совершенно не обязательно проходит предварительную стадию "осознанного знания", а последнее чаще всего не начинается с "осознанного незнания" (т.е. часто получаем знания даже без вопроса или проблемы). Переход от осознаваемого знания к неосознанному тоже не так уж прост и очевиден - часто большие проблемы с этим.  Ну и т.п.

  С уважением, Александр

Subscribe to Comments for "Диагноз своими руками"