Я научился новому приему

Размещено на сайте 16.02.2009.

 

 

«Я научился новому приему. Я каждый раз узнаю, что-нибудь новое»

В.Сибрук. «Роберт Вуд».

«До пословицы смысла скрытого

только с опытом доживешь;

двух не битых дают за битого,

ибо битого – хрен поймаешь.

Найдя предлог для диалога,

-как Ты сварил такой бульон?-

спрошу я вежливо у Бога.

- По пьянке,- грустно скажет Он».

Игорь Губерман.

Ах, как здорово сказал Р.Вуд! Он все время был открыт к восприятию нового, его пониманию. В частности он очень любил элемент натрий, которому уделил в своем творчестве громадное внимание, посвятил много статей его исследованию. Если обобщить его любовь к этому элементу, то можно сказать, - как было бы здорово, если бы каждый ученый имел свой любимый элемент и его изучению посвятил бы хотя бы небольшую часть своего времени!

Я еще раз решил обратиться к творчеству Дика Френсиса, прочитав его детективный роман «Банкир». Дело в том, что в одном месте романа автор использовал прием – «противоположный эксперимент», описав его. А провел его интуитивно, как пишет автор, хозяин конного завода Оливер. И вот что интересно, молодой парень Тим работает в банке, и он не только рекомендует банку выдавать ссуду, но и приезжает к тому, кому выдали ссуду, помогает ему в его деятельности, пытается найти пути выплаты ссуды, решает целый ряд дополнительных задач. То есть, банк помогает Оливеру не только финансами, но и организационно, и морально.

Владелец банковской ссуды решил приобрести жеребца – победителя скачек, считая, что далее ему будут привозить кобылиц, которые будут покрываться жеребцом, и они будут приносить чудо жеребят, которые будут не только красавцами, но и энергичными, сильными, здоровыми и обязательно победителями скачек. Но на деле оказалось, что все рожденные от жеребца победителя жеребята были, с каким нибудь дефектом. Владелец ссуды медленно подплывал к полному разорению, а банк терял приличный капитал. Тим начал расследование, и приехал к Оливеру.

«-Сюда, сказал Оливер, подходя к одному из денников. Посмотрите сюда…

Я посмотрел, куда он указывал: кобыла и жеребенком - сосунком, ничего удивительного.

-Он родился три дня назад,- сказал Оливер.-

Я хотел бы, чтобы Джинни его увидела.

-Почему именно его?

-Кобыла моя собственная, - сказал он. - А жеребенок от Сэнд-Кастла..

Была моя очередь онеметь. Я переводил взгляд с Оливера на жеребенка и обратно.

-Он совершенно нормален.

-Да.

-Но…

Оливер криво усмехнулся.

-Я собирался случить ее с Летописцем. Она была у Уотчерлеев, потому что жеребенок у нее тогда был хилый, но с ней самой все было в порядке. Однажды я здесь проходил, взглянул, когда она была в поре, и по наитию отвел ее на случную площадку и послал Найджеда за Сэнд-Кастлом; мы потом еще пару раз их спаривали. Вот и результат.- Он печально покачал головой. - Его продадут, конечно, вместе со всем остальным. Я хотел бы его оставить себе, но что поделаешь.

-Но он должен много стоить, - сказал я.

-Не думаю, - сказал Оливер. - Вот оно, слабое место нашей рискованной игры. Не только потенциальный выигрыш на скачках влияет на цену аукциона, но и шанс получить племенное потомство. А никто не может быть уверен, случая с потомком Сэнд-Кастла, что генетический дефект не проявится в следующих поколениях. Боюсь, что ни один серьезный заводчик не пошлет к нему кобыл, как бы выгодна ни была сделка.

Мы постояли в молчании.

-Эх… Хорошая была идея, - сказал я.

-Дорогой Тим… мы хватаемся за соломинку.

-Да. - Я взглянул на его спокойное волевое лицо. Капитан тонущего корабля. - Будьте уверены, я сделаю все возможное, чтобы спасти вас».

Этот противоположный эксперимент, суть которого в том, что своя кобыла дала нормального жеребенка, а чужие кобылы приносят дефектных, жеребят. Эти данные позволили начать поиск причины, которую Тим и нашел, правда, чуть не лишившись жизни. Мне так и хочется сказать, что это двойной противоположный эксперимент - с изменением места и объекта, своя - чужая.

А вот пример на изменение места из книги моей юности – В Сибрук «Роберт Вуд».

«Осенью1927года, - рассказывает Вуд, я сделал удивительное открытие. Весной этого года я заметил, что флуоресценция ртутных паров, возбужденная синим светом ртутной дуги, была сильно поляризованной, в чем можно было убедиться по появлению темных полос, пересекающих светящееся пятно, если рассматривать его через призму Николя и кварцевый клин.

Вернувшись осенью в свою лабораторию, я начал работу заново, но не смог получить тех же результатов. Не было видно никаких следов поляризации. Установка и приборы - лампа, ртутная трубка, оптика - ничего не изменилось. Я пытался вспомнить какое-нибудь маленькое изменение, которое я забыл, но ничего не мог вспомнить, кроме того, что передвинул весь стол с места на место. Как это могло сказаться на опыте? Очевидно никак; но не влияло ли магнитное поле Земли? Фантастическая идея! Но я все же повернул стол со всеми приборами в прежнее положение и зажег ртутную лампу. Я посмотрел сквозь николь и увидел темные полосы на зеленом пятне флуоресценции паров ртути. Взяв трехгранный напильник, лежавший на столе, я поднес его к трубке, и полосы пропали. Напильник был намагничен прикосновением к сильному магниту, как и другие инструменты в моей лаборатории. Никогда до тех пор никто не обнаруживал, чтобы такое слабое магнитное поле Земли, влияло на какое - либо оптическое явление, и я сразу же начал работу вместе с Александром Эллеттом, одним из моих лучших студентов. Первой задачей, конечно, было нейтрализовать земное поле вблизи прибора, что мы сделали, установив пару витков проволоки, по которой пропускали ток с тщательной регулировкой. Исследование заняло два года, ибо по пути мы нашли еще много интересных и сложных явлений с парами натрия. В этом случае мы имели дело с резонансным излучением - явлением, более простым, чем флуоресценция. Результаты опытов открыли новое широкое поле исследования влияния магнетизма на световые явления, и вскоре появилось много статей других исследователей на эту тему».

Итак, изменение месторасположение прибора привело к открытию влияния магнитного поля Земли на оптические явления. Можно сказать, что был непроизвольно проведен противоположный эксперимент – изменение места. Я думаю, что это явление изменяется во времени, т.к. магнитное поле Земли не постоянно.

А теперь я приведу пример из собственной практики, в котором я как знаток противоположного эксперимента, выгляжу не лучшим образом. Об этом примере я уже писал, но теперь рассмотрю его под другим углом зрения. В производстве был брак, который мы назвали «черный алюминий». Но я знал, что в КБ, в котором есть те же операции, этого брака нет. И я даже не поставил себе вопроса - почему? А ведь КБ находилось территориально в другой стороне от цехов. Можно сказать, в другом месте. А дело в том, что плавиковая кислота в цехах хранилась на улице, на холоде и потом привозилась в цех для работы. Когда готовился травитель, его температуру не проверяли, так как не было приборов. А в КБ химреактивы хранились в помещении… Т.о. цеховой травитель, имел низкую температуру, хорошо адсорбировался на алюминии, и при промывке пластин с ИС в воде, алюминиевая разводка подтравливалась и приобретала черный цвет.

Таким образом для ПЭ (противоположного эксперимента) можно воспользоваться оператором, вроде оператора РВС, но с другим обозначением, а именно: место – время - параметр, (МВП)..

Можно говорить, что в стране был кризис царизма. Место - Россия. Время - 1917год. Параметры -власть, частная собственность. Был царь, стали большевики, частная собственность ликвидирована. Выводы сделайте сами.

Можем сказать, что в 1990г. наступил кризис правления большевиков. Параметры - власть, собственность как нам говорили, народная.

ПЭ - СССР развалился. Россия стала самостоятельной. Параметры. Образовалась частная собственность. Власть демократическая.

И, наконец, мы немного знаем о кризисах при капитализме. Кризис – это ухудшение всех экономических параметров во всех странах, то есть сама капиталистическая система порождает кризис - это противоположный эксперимент. Время кризиса - годы. Имея результаты двух экспериментов, можно продумать, что делать, чтобы кризисы не были частыми гостями для человечества. А можно предложить применить метод объединения альтернативных систем, который описан в работе С.Литвина и В.Герасимова.

Заканчивая, я хотел бы призвать тех, кого эта тема заинтересует, изучить этот прием, так как он работает во многих областях деятельности человека.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Я научился новому приему"