Автомобили - карлики

Размещено на сайте 16.04.2009.

 

8 «Как прогнозисты читают автомобильные обзоры»

ПРЕДИСЛОВИЕ КАФЕДРЫ ПРОГНОЗОВ

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодняшний выпуск посвящён автомобилям, которые удобнее всего называть «карликами».

В любом семействе машин есть версии ОЧЕНЬ большого размера и очень маленького – портативные. Наибольшие тиражи имеют ТС некоего среднего размера или middle , однако важность существования полярных ветвей для эволюции техники осознавалась даже на самых ранних стадиях развития ТРИЗ как науки. Т.н. «оператор РВС»: размер – время – стоимость вполне эффективная эвристика в инженерном творчестве.

В истории исследований этого вопроса уже предпринимались попытки осмысления всех философских аспектов существования этой взаимосвязанной триады параметров, и были созданы подходы для построения вполне конкретной алгебры операций с моделями такого рода. (Например, смотри в работе А. Кудрявцева «Тонкая структура идеальной модели ТС».)

Сегодня мы попробуем рассмотреть РВС не только как средство психоэлевационной поддержки «изобретающего проектировщика», а как проявление вполне конкретного свойства процесса развития техники иметь БОЛЬШИЕ и маленькие реализации ТС на примере автомобилей.

Начнём с маленьких, т.е. с «карликов» и для определённости дадим хотя бы упрощённое, временное, рабочее определение объекту нашего исследования.

Например, так:

Характерные эволюционные состояния «Гиганты» и «Карлики» есть предельно возможные реализации ТС, которые мы различаем по любому из трёх базовых параметров: Линейные размеры, Время ( скорость, производительность, ..) и Стоимость ( цена затрат на создание, цена приобретения, цена владения и т.п.).

Договоримся о том, что мы вводим эти понятия по отношению к понятию «Норма» или «middle», товарам наибольшего тиража, существующие на рынке.

Введённая таким образом простейшая классификационная система позволяет нам различать, по крайней мере, несколько вполне отчётливых ситуаций. Временно наложим запреты на существование трёх 1 и трёх нулей в столбцах.

Параметры сопоставления размер Время Стоимость
Гигант 0/1 0/1 0/1
Норма 0/1 0/1 0/1
Карлик 0/1 0/1 0/1

0 - признаков не существует, 1 – признак ясно различим.

Определение, конечно, не совершенное. Понятие «карлик» можно связывать не только с линейными размерами и с ценой, но и с количеством удобства и другими параметрами. Аскетичный армейский внедорожник тоже может быть «карликом» в своём семействе. Вот сравнение двух легендарных военных автомобилей ГАЗ-67б и WILLYS MB. Интуитивно мы понимаем, что перед нами типичные «Карлики», но параметра «эргономика» в нашей классификации нет, если мы не договоримся о расширении толкования параметра «Время» как «время до возникновения усталости».

Впрочем, цель, которую мы преследуем в этом анализе – описать наиболее яркие явления в истории создания «Карликов», чтобы ответить на вопрос, что приводит к рыночному успеху и потрясающему долголетию (этим славятся многие знаменитые «карлики» имея возраст от 40 до 70 лет), а что обрекает замысел на провал.

Именно в таком контексте попробуем рассмотреть хотя бы некоторые эпизоды в развитии автомобилей.

Начнём, разумеется, феномена автомобилей Форда, который создавался как «Карлик» по параметру Стоимость.

Далее построим наш выпуск как небольшой справочник дайджестов по автомобилям -«Карликам». По каждой знаменитой автомобильной компании материал представлен в последовательности «вчера», « сегодня».

Приятного чтения,

Ведущий рубрики КП,

Юрий Даниловский

Ford model T: Столетие Жестяной Лиззи

Цитата: «…всего за четыре года ее цена уменьшилась с $800 до $300….» За двадцать лет производства модель Т была выпущена в количестве 15 миллионов экземпляров!

Моторный ряд начался с мотора в 12 л.с. завершился мощным 20 л.с. агрегатом.

Можно описать эту историческую ситуацию так: 1 перескочила с позиции 3,2 на 3,3 .

Назовём эту ситуацию «сценарий -1» (условно- «самая доступная машина»).

Параметры сопоставления размер Время Стоимость
Гигант 0 0 0
Норма 1 1 0
Карлик 0 0 1

Заметим, что всё семейство автомобилей ВАЗ существует уже 15 лет по этому сценарию, постепенно выходя из него уменьшением разрыва цен, а следовательно и отдавая часть рынка иностранным автомобилям.

Небольшая цитата, которая, может быть, частично объясняет этот удивительный феномен успеха Форда: «… Но одного конвейера было мало. Без должной организации труда рабочие сбивались с ритма, и возникали простои. В решении этой задачи Форд прибег к помощи знаменитого Фредерика Тейлора. Этот квакерский сын, родившийся в 1856 году, был с детства одержим идеей экономии. Вместо ботинок он носил туфли, чтобы не тратить времени на шнуровку. Начав играть в гольф, изобрел собственную клюшку, экономящую усилия при ударе. Устроившись инженером на сталелитейный завод, сконструировал лопаты, на которых помещалось строго определенное количество руды, которое человек мог поднять, не перетруждаясь. За такое чудачество его хотели уволить, но тут выяснилось, что благодаря тейлоровским лопатам 140 человек выполнили работу, которую прежде делали 600.,,»

Ford Ka 1997 … или ещё раз «Карлик» через 70 лет

Двигатель "Эндура Е" с повышенным уровнем экономичности топлива, 5,9л/100 км, 44кВт(60л.с.) Стандартная подушка безопасности для водителя; Антиблокировочная система тормозов; Своеобразный и усложненный дизайн; Удобный и современный интерьер; Гидроусилитель рулевого управления; Кондиционер; Иммобилайзер двигателя

Ка была создана всего лишь за два года, при использовании новейших инженерных методов и дизайнерских подходов. У Ka есть свои характерные особенности, хотя она и переняла основные черты от новой "Фиесты".

Отличительные характеристики Ford Ka:

Платформа Ka представляет собой переднюю стойку "МакФерсона", крученую балку задней оси и глушитель. Этот монтаж дает высокую рулевую точность с прямой отдачей, хорошую маневренность, отличную устойчивость при движении, высокую степень контроля за управлением и безопасность.

Дизайн передней стойки и рессор был наилучшим решением для сборки. "Ка", так как он снижает фрикционный амортизатор, который очень влияет на рулевое управление. Небольшая степень сдвига предназначена для того, чтобы обеспечить стабильное положение на полосе движения, когда приходится тормозить в трудный условиях. Чтобы улучшить сцепление шин с дорогой и отдачу рулевого управления, все модели оснащены противодействующей крену балкой и крученой балкой задней оси, имеющей вкладыши управления колесами. На снимке внизу новая версия 2008ого года

Назовём эту ситуацию «сценарий -2».(условно «женский автомобиль»)

Параметры сопоставления размер Время Стоимость
Гигант 0 0 0
Норма 0 1 0
Карлик 1 0 1

При этом отметим, что для рынка РФ эта машина была отнюдь не «Карликом» в 1997 году.

«Жук» и «Горбатый».

Побудительным мотивом создания таких автомобилей всегда является стремление предоставить владельцам максимум свободы перемещения за минимум денежных средств.

«Карлики» выпускались во всех странах мира. Часто инициаторами создания этих машин были политические лидеры государств, которые стремились создать дешёвый народный автомобиль. Так было с автомобилями, которые мы все любовно зовём

«Жук» и «Горбатый» (ЗАЗ 965) . Инициатором создания первого был Адольф Гитлер, а второго Никита Сергеевич Хрущёв. Не смотря на то, что автомобили разделяли в создании 24 года, их технические характеристики удивительно похожи.

Технические характеристики ЖУК ГОРБАТЫЙ
Объём двигателя 985 см3,23.5 л.с. 746 -887 см3 , 17 - 23 л,с
Тип охлаждения воздушный Воздушный
Вес автомобиля - 650кг 656кг
Тип подвески Торсионная ( как у танков ЮД) переднюю подвеску ( для ЗАЗ 965) на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах, «позаимствованную» у автомобиля «Фольксваген-Жук» http://bakkirill.narod.ru/ZAZ-gorb.html
Расположение двигателя заднее Заднее

ИЗОБРАЖЕНИЯ С http://www.probuem.ru/automoto/47785 И С

http://www.autoweek.ru/gallery/photo/volkswagen/beetle/

Оба автомобиля, так или иначе, оказались связаны с военной службой. «Жук» немного повоевал. Цитата: «…Во время войны выпускались разведывательный автомобиль KdF-82, легкая амфибия KdF-166, небольшими партиями для штабных целей - легковушка KdF-87. К 1945 году завод успел выпустить около 65 тыс. единиц подобной техники…»

А мотор Гобатого , цитата: «…имел отнюдь не гражданское происхождение, а разрабатывался специалистами ВПК для легкой десантируемой амфибии. Как следствие этого, ряд технических решений (расположенный сзади масляный радиатор, высокое расположение трамблера, корпус из алюминий-магниевого сплава, облегченные блоки цилиндров) диктовался основным заказчиком. Ограничения на уровень шума не накладывались, поэтому мотор "трещал" вовсю…»

Различие заключается в том, что «Жук» выпускался 70 лет, а «Горбатый» только 7 лет. Леонид Ильич Брежнев, страстный автомобилист не мог считать народным автомобилем героя анекдотов. (Пассажир в «ЗАЗ-965» спрашивает:
— А что это за длинный серый забор справа?
— Это не забор, а бордюрный камень!)

Я объединил эти два автомобиля вместе, потому что их можно описать одной таблицей

Параметры сопоставления размер Время Стоимость
Гигант 0 0 0
Норма 0 1 0
Карлик 1 0 1

Такой же таблицей описывается автомобиль, возникший одновременно с Жуком , так же как Жук переживший второе рождение через 20 лет как и прототипы «Горбатого»- «мышата» ( народное название в Италии) Fiat 500 и 600

Новый Fiat 500 проходит первые испытания

Специалисты компании Fiat некоторое время назад приступили к испытаниям новой микролитражки Fiat 500, являющейся идеологическим преемником одноименной модели, выпускавшейся в семидесятые годы прошлого века.

В основе Fiat 500 лежит новая платформа, на которой затем планируется построить следующее поколение Ford Ka. Кроме того, итальянский автомобиль получит забавный дизайн кузова, выполненный в стиле старой микролитражки, а его основными конкурентами станут недорогие модификации Mini One и Smart ForTwo. Предполагается, что базовая версия Fiat 500 в Европе будет стоить около 9500 долларов.

Первоначально микролитражку будут выпускать только в трехдверном кузове хэтчбек. Однако чуть позже к нему может присоединиться версия с мягкой секций крыши, которая может сдвигаться назад - как на классическом автомобиле. Производство новинки планируется развернуть на заводе Fiat в Польше.

Реплика КП: В это же время 1936 -1948 появляется Легендарный Ситроен в такой же концепции.

Citroen возродит легендарный 2CV

Автомобиль выпускался 60 лет. Французы называли ее "де шво", то есть две налоговые лошадиные силы. Французское сокращение «CV» соответствует нашему «л.с.», а расшифровывать его надо как «cheval vapeur», буквально — «паровой конь».

Сейчас 2CV относится уже к легендарным представителям марки Citroen. А началось всё в далёком 1936 году, когда создавались первые опытные образцы. Разработки велись даже во время войны. В результате чего водяное охлаждение двигателя уступило место воздушному. (Выделено КП). Ввели знаменитую независимую подвеску на четырех продольных рычагах с одной горизонтальной пружиной на каждую пару правых и левых рычагов.

Официальная презентация Citroen 2СV состоялась в Париже на автосалоне 1948 года. Автомобиль вызвал большой интерес у публики, отзывы были неоднозначны, но равнодушным 2СV не оставил никого. Новинка имела своеобразный вид (Выделено КП. Вообще говоря, здесь, м.б. и кроется часть секрета долголетия? Пропорции выбраны таким образом, что напрашивается эпитет «завораживающее уродство»). Поэтому тогда, на автосалоне, её не однажды упрекнули за неказистый облик. Журналисты не подозревали, что этот автомобиль непривлекательного мышиного цвета с рифленым кузовом станет культовым для Франции.

Кузов представлял собой простейшую конструкцию, но был довольно вместительным. Его длина составляла 3,9 метра, а вес 570 кг. Большинство деталей кузова не требовали сложных штампов, и отремонтировать их мог любой механик. Двери автомобиля были навешены на так называемых рояльных петлях - выдернул крепящий их длинный стержень, и дверь можно снять без труда. Сиденья состояли из сваренного из лёгких трубочек каркаса, на который натягивались резиновые ленты, поверх которых шла ткань. Что особенно удобно, сиденья можно было без особого труда за минуту демонтировать, освободив место для всевозможного груза. Плюс брезентовая крыша, которую можно было скатать в рулон и перевозить громоздкую поклажу. Спартанский облик 2CV дополняло отсутствие обивки салона и стеклоподъемников. Нижняя половинка каждого бокового стекла откидывалась наверх и фиксировалась примитивнейшим зажимом.

Вариант «люкс» имел бамперы с клыками, молдинги, колесные колпаки и регулируемые сиденья с подушками из губчатой резины. Главной же изюминкой салона стало односпицевое рулевое колесо - символ марки Citroen.

Удивительной была независимая подвеска всех колес этого автомобиля. Она представляла собой конструкцию, так называемого, выравнивающего типа. Ее пружины, размещенные вдоль порогов кузова, исключали «клевки» автомобиля при торможении и «приседания» при разгоне. Оригинальными были амортизаторы – инерционного типа. Передние тормоза инженеры Citroen вынесли из колес к главной передаче.

Двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения приводил во вращение передние колеса. Его объем был равен 375 см³, а мощность 9 л.с. Агрегатировался с 4-ступенчатой коробкой передач в стандартном оборудовании. В такой комплектации автомобиль развивал 65 км/ч и потребляла 4,5 литра на 100 км.

В 1950 году представили фургон на базе 2CV с полезной нагрузкой в 250 кг. Со стандартным 375 см³ двигателем он развивал скорость в 60 км/ч и потреблял 5 литров.

В 1954 году 2СV оснастили более мощным силовым агрегатом объемом 423 см³/13 л.с. и центробежным сцеплением.

В марте 1958 появляется версия 2CV Sahara, полноприводной автомобиль очень оригинальной конструкции с запаской на капоте. Каждую пару колес приводил один из двух двигателей объемом 425 см³ и общей мощностью 24 л.с. Последние автомобили этой версии были собраны в декабре 1960 года, а всего их сделали 694 шт.

В 1961 году изменили форму капота. Появился второй цвет – синий, до этого все автомобили были исключительно серого цвета.

В 1963 стали устанавливать двигатель новой конструкции 425 см³/18 л.с.

В 1965 году произошло важное изменение с точки зрения безопасности. А именно, передние двери стали навешивать на передних, а не на задних петлях.

1966 год принёс несколько приятных изменений: ШРУСы (шарнир равных угловых скоростей) в приводе передних колес, два дополнительных боковых окна, гидравлические амортизаторы задних колес.

В 1969 году Citroen предлагает два новых двигателя: первый объемом 435 см³/24 л.с., второй объемом 602 см³/28,5 л.с.
Появилась четырехступенчатая коробка передач и прямоугольные фары. 2CV развивал скорость в 106 км/ч.

В апреле 1976 года количеством 1800 шт. была выпущена ограниченная серия 2CV Spot.

Еще одна ограниченная серия 2CV Charleston была представлена в октябре 1980. Автомобиль окрашивался в два тона и имел круглые фары. Сначала планировалось выпустить только 8000 шт., но из-за большого спроса в 1981 году эта серия стала стандартной моделью.

Следующая ограниченная серия 2CV "France 3" в количестве 2000 шт. была сделана в апреле 1983 года.

Еще одну, в количестве 3000 шт., под названием 2CV Dolly стали делать в марте 1985 года.

За всю долгую историю Citroen 2СV многократно модернизировали и неоднократно пытались исключить из программы, но высокий спрос заставлял сохранить его выпуск. Неказистая на вид, но очень практичная модель, она завоевала сердца многих французов, да и не только их.

В 1984 году объявили об окончании производства 2CV, но спрос на модель вновь возрос. Автомобиль выпускался в 15 странах мира. Производство во Франции завершилось в 1988 году, но до 1990 года продолжалось в Португалии. За 42 года было выпущено свыше 5,5 млн. штук.

Реплика КП: Я думаю, что этот автомобиль можно описать сценарием 3 (условно, «на всё плевать, лишь бы дешевле»)

Параметры сопоставления размер Время Стоимость
Гигант 0 0 0
Норма 0 0 0
Карлик 1 1 1

РЕИНКАРНАЦИЯ

Автомобиль будет постороен на платформе С3 или С4.

Citroen будет возрождать легендарную модель 2CV. Видимо, французская компания вдохновилась успехом Fiat 500, Mini и VW Beetle.

Напомним, что Citroen 2CV был представлен в 1939 году. Автомобиль, который ласково называли «Гадким утенком», быстро стал невероятно популярным за счет своей дешевизны, практичности и забавной внешности.

Новая модель уже не будет такой доступной. Citroen 2CV, который представят в конце 2008 года, будет построен на платформе Citroen C4 или С3. Машина будет оснащаться 1,4-литровым гибридным дизельным двигателем.

Реплика КП: Скорее всего, это будет версия по «сценарию 2».

Вернёмся к «Гобатому», его продолжила целая плеяда автомобилей.

-968 Запорожец/ -968А Запорожец/ Yalta (1971-1980)

Народное название «Ушастый» и «Мыльницы»

Родословная: Внешность этой модели часто сравнивают с немецким автомобилем NSU Prinz IV - они действительно очень похожи. Но машина из города Неккарсульм появилась на конвейере в 1961 году, когда первый прототип 966-го уже существовал и, как говорят, немецкий NSU ни на ЗАЗе, ни в НАМИ в глаза не видели. А вот заднемоторный Chevrolet Corvair, являвшийся, очевидно, "исходником" как для NSU, так и для ЗАЗа, в головном НИИ был. По американскому автомобилю советские конструкторы пытались понять почему "Запорожец" так сильно греется, и изучали систему охлаждения.

Второе поколение 'ушастых' 'Запорожцев' под индексом ЗАЗ-968 с измененным оформлением передней панели (вместо решетки - накладка a'ta NSU) и передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе, иными фонарями заднего хода комплектовали двигателями МеМЗ-968 рабочим объемом 1198см3, мощностью 40 л.с. и МеМЗ-968А мощностью 45 л.с, (степень сжатия которого повышена до 8,4 для эксплуатации на бензине АИ-93, что не соблюдалось владельцами. Производство этого мотора продолжалось с 1970 по 1972 год). Ресурс двигателей МеМЗ-968 в ходе последовательной модернизации увеличили со 100 тыс. до 125 тыс. км пробега. Применение новых поршневых колец повысило надежность двигателя, благодаря установке карбюратора К-127 снизилась токсичность отработавших газов. С 1974 года горловина бензобака переведена под капог. Измененный в 1977 году механизм переключения передач (и схему их переключения) применяли и на последующих моделях. ЗАЗ-968А - раздельная сисгема привода передних и задних тормозов с подвесной педалью тормоза и контрольной лампой выхода из строя каждого контура. Сиденья типа ВАЗ-2101 (с регулировкой наклона спинки и продольной), травмобезопасная рулевая колонка, панель приборов с 'мягкой' обивкой, замок зажигания с защитой от угона, ремни безопасности, двухпозиционный регулятор зеркала заднего вида, травмобезопасные внутренние ручки замков и сами замки дверей, улучшенная светотехника. С 1973 года стали предусматривать места крепления ремней безопасности для задних сидений, а с 1975-го - еще и делать прорези для их крепежа в напольных ковриках салона. Позже комплектация ремнями безопасности стала обязательной. На 'инвалидных' моделях на базе 968-го стоял двигатель мощностью 27 л.с., а на базе 968А - 40 л.с., что повысило безопасность передвижения в напряженном транспортном потоке. На отдельных модификациях типа ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968АБ применяли электромагнитное порошковое сцепление. ЗАЗ-968 уже на скорости 60 км/ч становятся великими 'свистунами', они могли бы сойти за сверхзвуковой истребитель, если бы не предательски тарахтящий двигатель

ЗАЗ-1102

«Таврия» (народное название «Ночная восьмёрка», т.к. ночью можно было перепутать с ВАЗ 2108)

1988 году на ЗАЗе началось производство преемника всех прошлых "Запорожцев" – хэтчбека ЗАЗ-1102 "Таврия". Этот автомобиль не имел ничего общего со своими предшественниками: полностью изменен дизайн, мотор установлен спереди, вместо заднего привода – передний, вместо воздушного охлаждения – жидкостное.

Разработку этой переднеприводной машины Запорожский автостроительный завод начал по собственной инициативе еще в 60-х годах. Через десять лет были готовы первые экспериментальные образцы с кузовами "хэтчбек" и "седан", которые, возможно, в скором времени пришли бы на замену "Запорожцам". Но не сложилось. Официальный заказ от Минавтопрома СССР на создание таких машин был получен ЗАЗом только в 1978 году. В соответствии с ним была изготовлена опытная партия и началась доводка автомобилей, однако ведомство неожиданно решило изменить техзадание, заставив конструкторов создать модель на платформе Ford Fiesta 1976 года выпуска. В течение последующих нескольких лет требования от Минавтопрома СССР к будущему автомобилю продолжали меняться, в результате чего первые серийные "Таврии" увидели свет лишь спустя 28 лет после появления у инженеров первоначальной задумки о выпуске подобной машины.

В 1995 году появляется следующая модификация "Таврии" – машина с кузовом "универсал". Затем, после перехода запорожского завода в собственность концерна GM-DAT, начинается выпуск седана ЗАЗ-1103 "Славута" и автомобиля "Таврия Нова", который был разработан с участием компании Daewoo.

Реплика КП: Все перечисленные автомобили могут быть описаны матричной формулой сценария 4 (условно «как бы нормальный»).

Параметры сопоставления размер Время Стоимость
Гигант 0 0 0
Норма 1 0 0
Карлик 0 1 1

К этому же сценарию можно отнести и легендарный ГДРовский автомобиль Трабант

Трабант, журнал «За рулём» автор С. Канунников

"Драбант, трабант - вожатый, телохранитель".
В. И. Даль,
"Толковый словарь русского языка"
Последнему "Трабанту", сошедшему с конвейера 30 апреля 1991 года, предстояла совсем не дальняя поездка - неказистая машинка заняла почетное место в музее Августа Хорьха. Время "Трабанта" закончилось, как и эпоха противостояния "двух систем" по обе стороны берлинской стены...
"Трабант" родился 45 лет назад, когда весь мир был под впечатлением от советского спутника - небольшого металлического шара, открывшего дорогу в космос. К 7 ноября 1957-го (братский СССР отмечал 40-ю годовщину революции!) в Цвиккау собрали предсерийную партию машин Р50. Вскоре автомобиль стал тезкой первого космического аппарата: Trabant по-немецки - спутник.
Конечно, восточногерманский однофамилец по конструкции был космически далек от советского. Но создателям "Трабанта" тоже было чем похвастаться - автомобиль имел кузов с наружными деталями из пластика. Вернее, из отходов хлопкового производства и клееобразного наполнителя, "надетых" на стальные ребра. Немцы окрестили материал "дуропластом", а журнал "Наука и жизнь" величал его "фенольнопресольформальдегидной смолой" (запомнили?). Благодаря новому материалу машина весила всего 620 кг.
Корнями концепция "Трабанта" уходила во вторую половину 30-х, когда одними из самых популярных автомобилей Германии были дешевые неприхотливые ДКВ. В конце 30-х в Германии ввели лимиты на металл - в первую очередь он шел на военные нужды. Тогда-то конструкторы концерна "Ауто-Унион", куда входила фирма ДКВ, совместно с химиками из "ИГ Фарбенгрупп" и "Динамит АГ" принялись за эксперименты с пластмассой.
ГДР получила изрядную часть огромного наследства автомобильной империи "Ауто-Унион" - заводы "Хорьх" и "Ауди". Кстати, последний перед войной выпускал и ДКВ. А вот сталелитейных предприятий в Руре Восточная Германия с началом холодной войны лишилась. Заводы в Цвиккау стали выпускать под маркой ИФА предвоенные ДКВ-F8 и F9 (последний до начала 60-х строили и в ФРГ), а конструкторы и технологи тем временем колдовали над пластиками.
В 1955-м появился автомобиль Р70 с предвоенным 20-сильным двигателем ДКВ-F8 рабочим объемом 0,7л. Главной гордостью конструкторов стал пластиковый кузов.
Конвейерное производство "Трабанта-Р50" (по сути это заметно модернизированная Р70) началось летом 1958-го, после объединения бывших заводов "Хорьх" и "Ауди" в "Народное предприятие Заксенринг".
Многие годы было принято иронизировать над тесноватой двухтактной "тарахтелкой". Конечно, за долгую жизнь на конвейере "Трабант" безнадежно устарел, но на рубеже 60-х машина, как говаривали тогда, "соответствовала мировым стандартам". Самым популярным французским народным автомобилем был "Ситроен-2СV" с 18-сильным 2-цилиндровым мотором, итальянцы ездили на ФИАТ-600 с двигателем мощностью 22л.с., "Субару" запустила в производство 16-сильную модель 360. За берлинской стеной хорошим спросом пользовались мотоколяски типа "БМВ-Изетты" с одноцилиндровым агрегатом, развивающим 12л.с. На их фоне переднеприводный "восточногерманский "Фольксваген" (так машину иногда называли на Западе), с "пол-литровым" 18-сильным двухтактным мотором, легким кузовом и максимальной скоростью 90 км/ч, не выглядел гадким утенком. Неудивительно: машину создавали конструкторы немецкой - одной из лучших в Европе - школ. Они верили, что, удачно стартовав, "Трабант" и дальше не отстанет от именитых конкурентов. Да и "космическое происхождение" обязывало...
Поначалу так и было. Уже в 1959-м мощность двигателя подняли до 20л.с. В 1962-м, через год после потрясшего мир полета Юрия Гагарина, изменили отделку и мотор: теперь 600-кубовый агрегат развивал 23л.с. Рождение первого многоместного космического "Восхода" в 1964-м дизайнеры из Цвиккау отметили модернизацией кузова немецкого "Спутника" модели "Трабант-601", похудевшего на 5 кг.
Но космическое время летело все быстрее. В 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос, через четыре года Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин прошли по Луне, а ровесник космической эры уже почти не менялся. Он казался вечным, как социализм - раз в несколько десятилетий очень старого лидера сменит просто старый, но "генеральная линия" неизменна.
Визитной карточкой ГДР были буклеты и открытки с восточноберлинской телебашней, демонстрацией мощи социализма - накачанные спортсмены, побеждающие на олимпиадах. А символом массовой автомобилизации - "Трабант".
Из миллиона машин, выпущенных к 1972-му, многие ездили по дорогам Венгрии, ЧССР, других стран "народной демократии". Над "Трабантом" потихоньку иронизировали, но... годами стояли в очередях, чтобы приобрести недорогую, самую доступную машину.
Конструкторы в Цвиккау еще не теряли надежды. Уже в середине 60-х они взялись за прототип 603 с новым кузовом и роторным двигателем. Однако вместо новой машины начали производство версии "Трамп" с открытым кузовом без дверей. Часть таких автомобилей поступила на службу в армию. В 1968-м мощность двигателя увеличили до 26л.с. Следующие серьезные изменения произошли через... 22 года.
Правда, на рубеже 70-х немецкие и чехословацкие конструкторы приступили к проекту современного народного автомобиля - его предполагали выпускать в двух странах. Планировали привлечь к работе французов. Но в 1973-м, рассмотрев вопрос о новой машине, Политбюро СЕПГ законсервировало работу. В начале 80-х появились прототипы "трабантов" с впрысковым мотором и трехцилиндровым дизелем. Машина с таким двигателем расходовала на испытаниях лишь 4,5л топлива на "сотню". Но денег на организацию производства у правительства не нашлось, да и спрос на "трабанты" по-прежнему не падал.
Только в 1988-м в Карл-Маркс-Штадте, который вскоре вновь станет Хемницем, начали подготовку производства "фольксвагеновских" двигателей для "Траби". На орбите второй год кружил уникальный "Мир", а самыми популярными словами в Германии были перестройка и Горби... В серию "Трабант-1,1" с 41-сильным мотором и усиленной подвеской пошел 25 июня 1990-го. К этому дню выпустили уже более 2,8 млн. машин.
Вторая жизнь автомобиля была короткой - до весны 1991-го построили около 39 тысяч экземпляров.
Неприязнь очень быстро сменилась любовью. Коллекционеры стали охотно скупать модели разных лет. Теперь в "Траби" с удовольствием фотографируются VIP-персоны - от политиков до Михаэля Шумахера. Как грибы расплодились фан-клубы, ежегодно проходят многочисленные слеты владельцев. Умельцы старательно строят из "трабантов" лимузины, грузовики, даже бетономешалки(!) и, конечно, кабриолеты. Открытый "Трабант", по слухам, есть даже в имении Фиделя Кастро.
Культ автомобиля (особенно старого), характерный для Германии, соединился с воспоминаниями о времени, которое ушло безвозвратно. Для нескольких поколений эта машина - символ молодости, пусть и не совсем (или совсем не) сытой и свободной, но все-таки счастливой. А ее спутником был "Трабант".
"Трабант-Р50/1" в 1960 году выглядел вполне современно.

Реплика КП:

Осталось завершить рассказ о российских карликах грустной историей про только что снятый с производства автомобиль «Ока» ВАЗ 1111-1113 (народное название «Капсула смерти»). Типичный сценарий 3 (условно, «на всё плевать, лишь бы дешевле», три единицы внизу)

.

ВАЗ 1111-1113

Микро литражные автомобили «Ока» ВАЗ 1111-1113 вот уже более десятилетия с начала их производства пользуются устойчивым спросом у населения. Покупателей в «Оке» привлекают ее компактность, легкость управления и самое главное – дешевизна автомобиля, в том числе и расходов на топливо, масло, ремонт.

В свое время Оке пророчили роль народного автомобиля, намереваясь покончить с многолетним автомобильным дефицитом. Но мечты так и остались мечтами, а сборку Оки «АвтоВАЗ» в середине 1990-х передал на заводы СеАЗ и КамАЗ.

В силу специфики конструкции микролитражка Ока идеально подходит для эксплуатации в городе. Это очень юркий автомобиль, на котором удобно протиснуться в пробке и парковаться даже в самых неудобных местах. На трассе машина тоже ведет себя вполне прилично. Достаточно жесткая подвеска хорошо гармонирует с российскими дорогами.

Комплектуется Ока-1111 карбюраторным 649-кубовым 30-сильным двигателем. Это половинка двигателя ВАЗ-2108. Многие другие узлы Оки взяты от модели ВАЗ-2105, например радиатор, кран и арматура отопления, что избавляет автолюбителей от многих проблем с запчастями. В 1996 году в производство запущена модель 11113 с 750-кубовым двигателем мощностью 36 л.с., которая в сравнении с предшественником более динамична и экономична (расходуется 6 л бензина АИ-93 на 100 км в городском цикле) благодаря меньшей рабочей частоте вращения.

Серпуховский Автозавод, кроме обычного, типового исполнения Оки, специализируется на изготовлении транспортных средств для водителей-инвалидов. Специально разработанные органы управления позволяют водителю-инвалиду свободно конкурировать с остальными водителями.

Несмотря на свою внешнюю миниатюрность и малые габаритные размеры (3200х1430х1400 мм), в салоне Оки легко размещаются четверо человек средней комплекции. Заднее сиденье автомобиля легко складывается и получается большой отсек для перевозки грузов.

Цитата: «…Серпуховский автомобильный завод («СеАЗ») заявил о своем намерении завершить уже, возможно, в 2009 г. выпуск модели «Ока». Вместо известной российской малолитражки на заводской конвейер взойдут модели китайских автомобилей. Похоже, история «Оки» подошла к своему завершению, ведь «СеАЗ» был последним предприятием, на чьих мощностях реализовывалась сборка этой модели…»

Реплика КП: Южно- Корейская версия «Оки» намного более серьёзный автомобиль. В Корее мне про него даже анекдот рассказали. «Автомобиль Тико ехал по шоссе и остановился. Мотор работает, а машина ни с места. Прибывший эвакуатор установил, что автомобиль наехал на жевательную резинку, которую кто –то выплюнул на проезжую часть и просто прилип. Виновные в порче автомобиля строго наказаны.»

Думаю, что можно отклассифицировать и «Оку» и следующую за ней «Тико» как сценарий 3 ( три единицы внизу, условно « лишь бы дешевле»)

DAEWOO Tico,

модель мини-автомобиля на базе Suzuki Alto с поперечным расположением двигателя и передним приводом.

С 1988 модель производится в Южной Корее, с 1996 — в Узбекистане.

Автомобиль отличается небольшими размерами и довольно просторным пассажирским салоном, коэффициент обзорности составляет 89%. При полностью cложенных сиденьях полезный объем пространства в салоне составляет 1114 л.

Стандартная комплектация Daewoo Tico включает четырехступенчатую коробку передач, сиденья с виниловой обивкой, кондиционер.

В целях безопасности в бамперы и передние двери вмонтированы ударопоглощающие балки.

Трехцилиндровый рядный двигатель при объеме 0,8 л и мощности 41 л. с. позволяет развивать максимальную скорость 143 км/ч. Расход топлива на 100 км пути при городском цикле езды составляет 4,7 литра.

Еще год назад самой доступной иномаркой на нашем рынке был Daewoo Tico. Правда, «иномаркой» Tico можно было назвать условно: Tico собирался в Узбекистане. Народным автомобилем, несмотря на свою привлекательную цену, Daewoo Tico так и не стал. А в прошлом году он бесславно покинул конвейер завода УзДэу, уступив место новой модели — Daewoo Matiz.

Правда, в Корее эту машину выпускают уже четыре года, а в 2000 году Matiz уже подвергся легкому рестайлингу.

Matiz построен на платформе Tico, и хотя новичок стал на две тысячи долларов дороже, Matiz, как в свое время и Tico, остается самым доступным «условно иностранным» автомобилем.

Из Узбекистана в Россию поставляются машины в двух основных комплектациях. Простейшая обозначается индексом STD («пустая» машина, но с радиоприемником). Версия побогаче называется DLX (Matiz DLX может быть как с кондиционером, так и без него): с выкрашенными в цвет кузова бамперами, легкосплавными колесами, гидроусилителем рулевого управления, передними электростеклоподъемниками и стеклоочистителем пятой двери. Такая машина стоит $7540, но мы приобрели Matiz в самой незатейливой версии — за $6000.

Daewoo Matiz, модель мини-автомобиля с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Впервые модель была представлена в 1998 в Женеве. На парижском автосалоне в октябре 2000 был представлен обновленный вариант Daewoo Matiz.

После азиатского финансового кризиса 1998 компания Дэу столкнулась с огромными трудностями. Тем не менее, правительство Южной Кореи отказалось от идеи национализировать компанию. За право ее приобретения боролись крупнейшие корпорации мира.

Южнокорейская Daewoo с сентября 2002 года официально перешла под юрисдикцию General Motors, сменив название на GM Daewoo Auto & Technology Co.. Сегодня брэнд Daewoo знаком отечественному потребителю в основном благодаря аVтомобилям, произведенным в Узбекистане на заводе «УзДэу», который остался вне рамок вновь созданной компании.

Отзыв пользователя:

Плюсы:

1.Мягкость прохода неровностей.
2.Быстрая ответная реакция руля.
3.Мягкие контролируемые тормоза.
4.Удобство внутри салона.
5.Изумительно крепкая ходовая часть.
6.Хорошая система вентиляции и обогрева салона.
7.Очень не плохие разгонные характеристики для 3-х цилиндрового моторчика.
8.Замечательные разворотные характеристики.
9.Мощный ближний и дальний свет.
10.ГАИ почти не тормозят и почти всегда уступают в потоке.
11.В комплекте музыка с колонками.
12.Хорошие боковые зеркала заднего вида.
13.Удобное расположение всех уровней и горловин внутри моторного отсека.
14.Открывание крышки бензобака из салона.
15.Легкость вращения руля (без ГУР) и ручек стеклоподъемников.
16.Красивая большая передняя панель.
17.Удобные сиденья.
18.Вообще не перегревается в пробках.
19.Всегда легко заводится.
20.Безопасность при ДТП на очень высоком уровне!

Минусы:
1.Очень низкая подвеска. Булыжник чуть покрупнее может просто встать враспор между асфальтом и защитой картера ( Если защиту вы успеете поставить раньше :).
2.На трассе при хороших скоростях сильно подвержена сносу в кювет. Так что рекомендую только для городского использования.
3.Абсолютно не осязаемы точные габариты углов передка машины из салона (+ - 20-30 см.)
4.Задние стекла открываются только наполовину.
5.Серьезные проблемы с установкой своей автомагнитолы, связанные с нестандартным креплением и маленькой глубиной проема.
6.Приемлемая, но очень настораживающая работа коробки передач, постоянно издающей неприятные звуки при переключении на некоторые передачи. (наблюдается на большинстве Матизов).
7.Скудный набор датчиков на приборной доске.
8.Если отдельно не ставить спойлера, то открытие форточек даже на сантиметр во время езды под дождем приводит к частичному сдуванию воды с лобового стекла в салон.
9.Очень напрягало отсутствие прерывистого режима работы дворников. Дешево не лечится.

Реплика КП: Всё, что касается «Матизов» - абсолютно отчётливый «сценарий 2» ( условно «женский автомобиль»).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Автомобили - карлики"