Как оценить двойственность?

 Размещено на сайте 1 ноября 2009


 
Фото Евгения Веселова
 
«Не ошибок мне жаль и потерь,
жаль короткое время земное:
знал бы раньше, что знаю теперь,
я теперь уже знал бы иное.
***
 Я спокойно растрачу года,
 что еще мне прожить суждено,
 ибо кто я, зачем и куда-
 все равно мне понять, не дано».
 Игорь Губерман
 
Уж сколько раз каждый из нас и сам рассуждал, и много слышал о двойственности всего и вся, но, тем не менее этот вопрос для меня не ясен. Можно сказать, а зачем нам это надо? Может и не надо, но голове не прикажешь, все равно возникает мысль - а почему Берию стали превозносить буквально как создателя атомной бомбы, почему уголовный мир стал на экранах телевидения очень привлекательным и легкодоступным и т.д.
Двойственность проявляется в самых разнообразных формах. На днях слушал выступление кино режиссера Сергея Урсуляка, в котором он привел слова писателя Ю.Трифонова, смысл которых я изложу не дословно, а как запомнил. На дорогу жизни выходят поколения людей, и они по этой дороге идут и каждый чего- то достигает. Некоторые уходят в мир иной, другие попадают в тюрьмы, некоторые просто исчезают и т.д. Те же, кто сохранился, так перерождаются, что если бы они встретились с самими собой, какими они были в молодости, они бы прошли мимо, не узнав друг друга. Были одними - стали другими, и не только физически, но и психологически и т.д.
Одна из удивительных сторон жизни людей - это нахождение ими задач, которые они желают решить и найти ответ. Мне понравился фильм «Тайна Антуана Ватто». Сюжет прост, но интересен. Во Франции в Университете одна, я так думаю, аспирантка заинтересовалась тем обстоятельством, что на нескольких картинах Ватто изображена женщина, как правило, спиной к зрителям. А аспирантка очень захотелось увидеть ее лицо! На публичном диспуте она начала высказывать гипотезы и догадки по поводу этой женщины. Ведущий диспута, довольно грубо ее приструнил и потребовал факты, а не догадки. После диспута ведущий, известный ученый, спросил у аспирантки, почему ее заинтересовал этот вопрос. И то что она ответила, достойно разместить в рамке и повесить на стене: Я не знаю, почему меня заинтересовал именно этот вопрос! И это – истинная правда!
Тот, кто встречался с таким положением дел - может подтвердить, так все и бывает. Позже можно обосновать свое желание целым рядом причин о необходимости решения этой задачи, ее важности, экономической целесообразности и т.д. А на самом деле почему-то Вам захотелось Самому найти ОТВЕТ для данной задачи! Возможно это проверка себя, своих возможностей, своей самодостаточности! Не важно. Главное, что в любой момент времени Вы можете столкнуться с такой проблемой, и грех, если Вы пройдете мимо. В старости будете мучиться - была возможность, но не решился, сдрейфил.
Дальше события фильма развивались как в благополучных романах. Аспирантка проработала всю биографию Ватто, все его картины, черновики рукописи и т.д и нашла указание на то, что есть одна картина на которой изображена женщина инкогнито в полный рост и с открытым лицом. Кое в чем ей помог профессор, однако она с ним разругалась вдрызг. Ей удалось заложить в ломбард какие то ценности и на вырученные деньги на аукционе приобрести эту картину, привезти ее, почистить и показать неверующему профессору, который был посрамлен. Ее торжество длилось целых несколько … минут! Вот ради этих минут человек как правило и живет!
А как в этой ситуации оценить действия профессора? Он и помогал, и высказывал недоверие, он дал ей книгу о которой она не знала, и он же выгнал ее из деканата, с применением физической силы. Он и добр, он и зол!
На эту тему можно привести тысячи примеров из истории государств. Это и цезари, цари, полководцы и т.д. Но мы с этим явлением встречаемся ежедневно в нашей обычной у кого какой, яркой или серой жизни. Вообще это явление повсеместное. Приведу пример из истории науки.
«В 1938 году немецкие физико-химики О.Ган и Н.Штрассман задались целью продолжить таблицу элементов Менделеева, которая кончается на элементе №92-уране. (Кстати, по моему, зависть академиков, не дала Д.И.Менделееву заслуженно стать лауреатом Нобелевской премии.)
Подвергая ядра урана бомбардировке нейтронами, они рассчитывали получить два новых элемента с номерами 93 и 94, и даже придумали им, еще не существующим, наименования «нептун» и «плутон по имени последних планет Солнечной системы. Однако… эксперимент за экспериментом не давал результатов - самые точные химические и спектральные анализы не показывали никаких следов новых элементов. В заметке, посланной в научный журнал, ученые сообщили о странной неудаче. (Обратите внимание – научные журналы в то время принимали и печатали сообщения и о неудачных экспериментах. Потом наступили времена, когда и правдивые сообщения не публиковали.)
Через три месяца они получили телеграмму, похожую на первоапрельскую шутку: «Ищите барий». Телеграмма была подписана Лиззи Мейтнер - лаборантом – исследователем одного из физических центров Германии. Обмен телефонными звонками ничего не прояснил. «Ищите барий», упорно говорила «шутница». Из уважения к даме розыгрыш решили проверить. Анализ показал… четкое присутствие бария. Но ведь барий находится совсем в другом месте периодической системы Менделеева, его номер был 56, на 36 номеров меньше, чем у урана. Дальнейшее развитие событий стало похожим на сказку. Получив подтверждение ошеломленных ученых о наличии в продуктах реакции бария, Мейтнер выдала новую шутку: ищите криптон. Криптон - благородный газ. И он тоже был найден в тех же продуктах реакций. Атомный номер криптона - 36. В арифметике уже разобраться было проще: 56+36=92. Это номер урана. Значит, ядро атома урана вместо того, чтобы превратиться в ядра следующих по порядку элементов, разваливалось на две части - ядра бария и криптона. Так было открыто явление, оказавшее огромное влияние не только на физику, но и на всю историю XX века - процесс деления урана под воздействием потока элементарных частиц-нейтронов».
Только из -за уважения к даме исследователи провели проверку на барий. А если бы совет дали мужчины, они бы отвергли советы. Но они же были вполне добропорядочные ученые. Но они были самоуверенны и не могли допустить, что кто-то лучше них понимает эксперимент.
Когда мы составляли программу МО, первым шагом там была запись – ЛИМОН - выжмите из первого эксперимента всю информацию, какую только можно. Если не было обнаружено образование новых элементов, т.е. объединения, то можно рассмотреть вторую противоположность – разъединение. Но до этого дошла женщина из другого института. А вот другой пример.
«Первые попытки получить заурановые элементы, облучая ядра урана нейтронами, были проведены за четыре года, до Гана и Штрассмана, выдающимся итальянским физиком Энрико Ферми. И тоже безрезультатно – «заураны» не обнаруживались в продуктах реакции. Однако, вскоре в немецком научном журнале появляется статья никому не известной женщины - физика Иды Ноддак, в которой абсолютно правильно анализируется отрицательные результаты Ферми - ядра урана делятся на два осколка, давая элементы середины таблицы Менделеева. У Лиззи Мейтнер, оказывается, была «соперница», высказавшая ту же мысль на четыре года раньше! Однако даже гениальному Ферми эта мысль показалась слишком бредовой, он просто отмахнулся от этой информации. Трудно себе представить зигзаг мировой истории в случае, если бы на эту заметку всерьез обратили внимание германские ученые, лояльные к гитлеровскому рейху». Великий Ферми не поверил женщине. И всем нам здорово повезло, что не поверил «Ведь тогда еще не эмигрировали многие из них, близкие к проблемам ядерной физики. Не исключена вероятность, того, что пятилетний «гандикап», да еще в мирное время, мог бы дать первое ядерное оружие в руки Гитлера…».
Итак, как оценить деятельность ученых? Они талантливы, умны, и т.д. и в то же время нетерпимы к высказыванию других ученых. Трудно, а может быть и невозможно дать оценку людям. Тем не менее, можно предложить попробовать противоречие, в котором изложить сначала положительные действия и черты характера, а затем негатив. Разрешая это противоречие, можно более детально оценить человека. Естественно, для этого надо точно знать деятельность человека, которого хочешь оценить. И, конечно, у каждого свои критерии оценки поступков, поведения и т.д. и от них зависит оценка. Конечно, важно кто оценивает человека. Например, сын Хрущева, сын Берии считают своих отцов героями, а те, кто от них пострадал, имеют другое мнение. Если считать, что самой главной ценностью является человеческая жизнь, а это так должно быть, то все наркоторговцы, изготовители поддельной выпивки, изготовители поддельных лекарств, хозяева не выплачивающие зарплату, врачи, делающие ненужные анализы, только для того , чтобы получить деньги от страховой компании, чиновники не дающие жилье участникам ВОВ, которым уже далеко за 80, и которые живут в ужасных условиях и т.д. - это преступники. Философия проста. Все решают деньги. Главное - сколько стоит. Когда -то был анекдот, который рассказывал о деятельном мужике, который мог организовать похороны в любом месте, вплоть до кремлевской стены. Что сейчас и произошло с одним вором в законе.
Во время написания этого материала, по ТV была передача «Честный понедельник» на котором была тема - «Кто есть Сталин - преступник, герой или менеджер»?
Что меня поразило? Вопрос двойственности волнует многих. И оценка Сталина. 41% преступник, 51% - герой, вождь, и 8% менеджер. И мне представляется, что по многим вопросам мы по оценкам делимся на две почти равные части, хотя по некоторым вопросам должна быть могучая разница, например, сколько бедных и богатых в России?
Если обратиться к обычным людям, то мы можем сказать о том, что мы интуитивно оцениваем людей, и соответственно к ним относимся. Правда, не всегда угадываем, и иногда здорово просчитываемся. «У меня был случай, когда один мой хороший товарищ, грубо предал меня, и я с ним не разговаривал 20лет. Часто говорят, что хороших людей значительно больше, чем плохих. Я считаю, что это действительно так. Главная моя задача - этим материалом привлечь внимание читателей сайта к этой проблеме. Не секрет, что в любом творческом обществе отношение между участниками мягко скажем сложное. Союз тризовцев не исключение, и у нас тоже отношения между многими людьми не являются идеальными.
В каждой среде свои правила, цели и т.д. Причем, эти правила и цели зависят также от возраста составляющих ее людей. Например, будучи молодым матросам, я слышал наставление одного командира корабля: «Не тот князь кто лезет носом в грязь, а тот князь кто по Архангельску идет, двух девушек ведет, а третья рядом бежит»! Конечно, на гражданке, не имея никакой поддержки со стороны, это указание выполнить трудно. А потом оказывается, что и не нужно. Появились новые наставления, например, работа, учеба , взаимопомощь, ну а девушки потом! А еще позже начинаешь понимать, насколько оно неправильное, внешнее, неуважительное к окружающим, к тем же девушкам.
Когда я начал писать об этом я вспомнил, как много людей мне помогали и на службе и на работе и при учении. Да и сейчас помогают. Если бы не эти люди я бы многого не увидел, не прочитал, не узнал. Поэтому, заканчивая этот материал я хочу поблагодарить всех с кем общался, и извиниться, кого обидел.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Как оценить двойственность?"