Доклады на конференции "Талантливый учитель - талантливый ученик"

 

26 октября 2009 года в Запорожье прошла конференция по ТРИЗ педагогике «Талантливый учитель – талантливый ученик». В конференции приняло участие свыше пятидесяти человек из Украины и России.
Сегодня мы размещаем на сайте тезисы двух докладов, сделанных ведущими специалистами школы «ЭйдоС» - основного организатора конференции.
Редактор
 
БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ТАЛАНТЛИВЫХ ПЕДАГОГОВ
 
 
Грединарова Я.И.,
Заместитель директора Школы «ЭйдоС»
 
Единственные границы в нашей жизни – это те,
которые мы устанавливаем для себя сами…
 
Тезисы выступления
 
  1. У каждого из нас есть героическая миссия. Все мы наделены уникальным соотношением способностей и талантов, которые готовы для достижения этой цели.
  2. Урок – ограниченное во времени и в пространстве целенаправленное взаимодействие учителя и ученика.
Противоречия в определении понятия «урок»:
Ограниченное во времени (у всех свой темп развития!)
Ограниченно в пространстве (почему именно классная комната?)
Целенаправленное (кто ставит цели?)
Учитель и ученик (кто есть кто?)
У каждого урока должны быть цели и задачи.
Откуда берутся цели? Кто их ставит и исходя из чего? Ставит ли учитель сам себе цель? Откуда учитель знает, что поставленная цель это то, что необходимо ученикам?
4. Понятие «Учитель» в широком смысле – тот, кто способен создать условия, при которых ученик расширяет свои границы и находит новые ресурсы. Но… учителем для нас может стать только тот, кого мы сами наделим таким правом. Чему мы хотим научить детей?
У школьного учителя 2 выбора:
1. Стать тем, на кого не хотят быть похожим
2. Стать тем, на кого хотят быть похожим
Каждый выбирает сам…
 
Когда каждый учитель в каждое мгновенье будет осознавать свою цель и поймет чему он на самом деле может и хочет научить ребенка, тогда каждый учитель станет талантливым.
Есть выражение: «Нельзя научить, можно только научиться». И если исходить из определения слова «учиться» - это учить себя, и мы хотим научить детей самосовершенствованию и самообучению, то воистину сначала это должны сделать учителя. Сейчас как никогда дети и взрослые стоят на одном уровне способностей к обучению. Уже нельзя рассматривать классный коллектив как наличие ОДНОГО УЧИТЕЛЯ и многих учеников. И гордое звание Учитель будет носить тот, может быстро обучаться)))
Поэтому к лозунгу «Талантливый учитель – талантливый ученик», можно отнести еще один смысл, ставя вместо тире знак равенства.
Талантливый учитель = талантливый ученик!

Будьте талантливыми учениками для самих себя, задавайте себе вопросы, ломайте педагогические стереотипы, расширяйте свои горизонты. Внешний успех начинается только после внутреннего успеха.
Желаю всем нам быть успешными талантливыми учениками! J
 
 
 
 
 
Социально-психологический механизм создания имиджа образовательного учреждения
                                          
                                           Грединарова Е.М., директор Школы «ЭйдоС»,
                                           кандидат психологических наук, доцент
             кафедры практической психологии ЗНУ
 
Современному ребенку нужна современная школа
 
 
Десять – пятнадцать лет назад родители, выбирая Школу для своего ребенка, ориентировались, в основном, на такой критерий как близость расположения Школы от дома, и лишь некоторые родители – на хорошего учителя. Школы мало чем отличались друг от друга. Исключение составляли школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математических предметов.
Выбор родителей состоял в следующем: если ребенок идет в специальную школу, то она может находиться «не рядом», если в «обычную», то только рядом. Да, и не брали детей в школы из другого района. Социальная ситуация стала меняться в 90-е годы. Появились различной направленности школы, гимназии, лицеи. И у родителей появилось право выбора,  также как и у школ – право отбора детей. В школах стали появляться новые предметы дополнительно к базовому стандарту, разнообразные курсы, факультативы, секции. Учителя стали использовать  отличающиеся программы, учебники.  И у родителей возникали вопросы: какая школа «лучше учит», в какой школе больше часов английского языка, математики или спортивных занятий. Трудно разобраться во всем разнообразии и появился еще один критерий выбора Школы – количество учеников данной школы, поступивших в ВУЗы.
Социальная ситуация меняется в конце 90-х годов – ВУЗы начинают принимать студентов на платной основе. Количество бюджетных мест резко сокращается. И на сегодняшний день поступить на бюджетную основу довольно-таки трудно: на то небольшое количество бесплатных мест поступают абитуриенты, имеющие льготные основания.
Значит, поступить в ВУЗ становится реально всем желающим на платной основе. Таким образом, критерий выбора школы по количеству поступивших в ВУЗы становится не совсем актуальным для родителей. Теперь, в таких условиях, родители выбирают школу по другим критериям. И эти критерии становятся более субъективными. Каждый родитель ищет свои, собственные Критерии выбора школы.
Одни выбирают критерий – хорошие знания при жестких правилах и отношению к ребенку, считая, что ребенок обязан учиться, а не «веселиться», другие – развивающее разностороннее образование, третьи – другие условия, где есть все, чего не было у родителей и т.д. В настоящее время, в ХХІ веке  у родителей есть свой собственный заказ школе, и критерии выбора Школы настолько разнообразны, насколько разнообразна социальная ситуация в Украине.
Какая же ситуация в школах?
Возникает конкуренция: в какую именно школу поведут родители своих детей? В Школу, в которой много часов музыки, хореографии, то есть художественно-эстетического направления или в ту,  где естественно-научных предметов больше, или туда, где учились родители и старшие дети? Или в школу, в которой питание на хорошем уровне? В связи с демографической ситуацией увеличивается конкуренция среди образовательных учреждений одного района в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента.
Уменьшилось количество детей в Школе – сократили количество учителей. И Школы, чтобы выжить или быть конкурентноспособными, привносят в учебно-воспитательный процесс свои «изюминки». Руководители  и педагоги вынуждены организовывать отличительные от других Школ дополнительные предметы, создавать особые условия и обучать персонал. Но, поскольку в бывших советских школах о собственной Миссии и конкуренции даже не помышляли, а только выполняли заказ государства, то этот стереотип сохранился у большинства школ в настоящее время. То есть, исходят не от общего – Миссии или концепции в изменениях в Школе, а от частного – чтобы добавить, чего у других еще нет.
Еще очень важный фактор сегодняшнего дня – школам отдают финансовую самостоятельность. И конкуренция на следующий учебный год обострится. А Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентноспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама.
Учитывая все вышеперечисленные и другие факты, становится ясным, что каждой Школе необходим свой имидж.
Слово «image» в переводе с английского языка означает образ, изображение. Образ – обобщенное художественное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления (словарь Ожегова).
Определений понятия «имидж» достаточно много…
Некоторые из них: имидж – это  целенаправленно формируемый образ, призванный   оказывать эмоционально-психологическое воздействие.
Или: имидж – искусственный образ, формируемый в общественном сознании средствами массовой коммуникации, создается с целью формирования определенного отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Часто имидж сводится к внешним признакам и люди по внешнему виду хотят и делают вывод о содержании. Но обмануть потребителя услуг можно только один раз, продав ему в банке с этикеткой «черная икра» икру баклажанную.
В связи с этим предлагаю свое видение. Имидж – это индивидуальное особенное лицо организации (Школы), которое посредством внутреннего содержания обращается ко внешней среде.
Можно ли Школе не формировать свой имидж? Можно. Но в таком случае он будет сформирован  общественностью и родителями учащихся стихийно, а значит неуправляемо руководством Школы. И задача стоит не в том: иметь или не иметь, а в том, что иметь стихийный или управляемый имидж.
Учитывая, что в мозгу человека есть лишь несколько центров удовольствия и, как минимум, десятки неудовольствия и тревоги, людям проще находить недостатки, чем позиционировать достоинства, и  поэтому, устойчивый позитивный имидж школы сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Что дает позитивный имидж Школе?
- во-первых, получить увеличение своего социального заказчика (родителя), образовательных услуг, а значит увеличить набор учащихся;
- во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: внебюджетному финансированию, источникам информации;
- в-третьих, имея сформированный позитивный имидж Школа при прочих равных условиях становится более привлекательной для педагогов, так как предстает способной в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
- в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения Школой определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
С чего начинать создание имиджа Школы или алгоритм создания
Исходя из определения понятия имиджа, в котором внешний образ проявляется посредством внутреннего содержания необходимо начинать с Миссии (концепции) Школы, то есть внутреннего имиджа.
Миссия или концепция Школы – это общая цель, смысл ее существования и принципы, посредством которых достигается эта цель. «Миссия всегда индивидуальна, уникальна, в ней заключены основное, «изюминка», образ «новизны», предназначение в мире. Миссия не связана  с получением прибыли, она всегда красива, альтруистична, в ней звучит тема служения» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Итак, сотрудникам Школы необходимо понять в чем ее особенность. Для этого провести мониторинг понимания Миссии учащимися, педагогами и родителями. Возможно составить анкету с неоконченными предложениями типа: «Наша школа особенная, потому что в ней …», «Наша школа отличается от других школ тем, что …».
Следующий шаг – выявление ожиданий основных «клиентов» школы – учащихся и их родителей. Например, с помощью такой анкеты, в которой необходимо проранжировать по значимости критерии выбора Школы и критерии к образу выпускника или идеального ученика.
На основании создания собственной Миссии и выявленных ожиданий родителей и учащихся разработать общий стиль школы.
Атрибуты внутреннего имиджа:
- целостность стиля сотрудников от уборщика до директора (культура общения, одежда, прическа), критерии указаны в контракте;
- логотип;
- слоган;
- вывеска, подъездные пути, территория;
- интерьер (мебель, картинки, цветовые гаммы, таблички на дверях кабинетов);
- запахи;
- фирменная посуда;
- вид досок объявлений, стендов;
- места отдыха педагогов;
- стиль общения, открытость, корректность, искренность;
- стиль общения по телефону.
Элементы корпоративной культуры как части внутреннего имиджа:
1.     Система ценностей, правил, норм.
2.     Способы циркулирования информации (создание структуры управления Школой и средства управления и взаимодействия администрации и участников учебно-воспитательного процесса).
3.     Традиции, ритуалы.
4.     Стиль общения с учащимися.
5.     взаимодействие между собой персонала.
6.     Отношение учителей и сотрудников к работе.
7.     Отношение учителей и сотрудников с руководством Школы
8.     Отношение учителей и сотрудников к родителям учащихся.
9.     Совместный отдых, праздники общие и собственные.
10. Система поощрений и мотивация персонала.
11. Стимулирование инновационной деятельности.
Главной содержательной частью внутреннего имиджа являются:
1.     Творческое и духовное развитие и процесс обучения персонала.
2.     Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе.
3.     Создание новых направлений деятельности.
4.     Создание новых технологий в учебно-воспитательном процессе (ТРИЗ-педагогика, эйдетика, коуч-педагогика).
5.     Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
6.     Создание новой системы воспитательной работы, которая соответствует современным детям (развивающая воспитательная система).
Внешний имидж включает в себя:
- изготовление рекламных средств для актуализации желаемого имиджа: визитки, буклеты, проспекты, листовки, бигборды, световые троллы, указатели на дорогах;
- использование СМИ: радио, телевидение, газеты для рекламных статей, интервью для пропаганды достижений Школы, педагогов, учеников, демонстрация наград;
- нанесение логотипа, слогана, на всю исходяющую информацию о Школе;
- изготовление собственных дневников, исходя из Миссии Школы;
- проведение PR-мероприятий: участие в специализированных выставках, ярмарках, презентации;
- проведение образовательных мероприятий на базе своей Школы: олимпиады, конкурсы; методических объединений городских школ;
- организация семинаров, конференций;
- издательская деятельность – книги в соответствии с Миссией;
- создание собственного сайта в Интернете как проекта рекламной площадки, где будет формироваться позитивный имидж Школы;
- рекламная кампания инновационных проектов, особенностей содержания образования – оригинальные предметы, курсы, факультативы, новизна образовательных услуг;
- активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении Украины через функционирование детский и юношеских организаций, через конкретную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся, через создание условий для творческого развития;
- подчеркивание в рекламе стабильности  деятельности Школы;
- организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проведенных мероприятий.
И все-таки, внешний имидж – это информация о внутреннем содержании и это результат деятельности школы. А имидж руководителя и его авторитет по данным исследований играет решающую роль как во внутреннем имидже, так и в формировании общественного отношения к образовательным учреждениям в целом.
В заключении отметим, что для формирования позитивного имиджа крайне важно не только качество распространяемой информации, но и ее количество.
Если человеку не хватает какой-то информации о Школе, то он ее домысливает. Поэтому необходимо предоставлять максимум сведений о деятельности Школы и обязательно налаживать обратную связь: что люди хотят знать о нашей Школе?
Создавая свой имидж, мы должны понимать, что привлекаем родителей с определенным мировоззрением. Их критерии выбора Школы будут соответствовать вашему внешнему имиджу. Очень важно, чтобы в Договоре с родителями, если это частная школа, или в заявлении о принятии ребенка в вашу школу, если это государственная школа, было родителями указано, что они ознакомлены с Концепцией, Миссией Школы и разделяют ваши принципы развития и обучения детей. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникали противоречия. В нашей школе проведено исследование по критериям выбора родителями детского сада, начальной, средней и старшей ступеней Школы и по образовательным услугам, которые они ждут от школы.
Анализ по результатам исследования следующий.
Значимые критерии для родителей детей при выборе нашей школы сведены в рейтинговую таблицу 1.
Таблица 1
Место рейтинга
Критерий
1.
Сильный педагогический состав
2.
Использование эффективных учебных технологий и методик
3.
Современная материальная и техническая база
4.
Уровень  успеваемости учеников – медалисты, призеры олимпиад
5.
Престижность Школы
6.
Близость к дому
Родители детей детского сада, начальной, средней и старшей ступеней единодушны в критериях выбора Школы.
Вывод: Школа должна развивать и обучать педагогический состав, внедрять новые технологии обучения, иметь хорошую материальную базу (территорию, здание) и техническую базу (оборудование для обучения и развития).
Образовательные услуги, которые ждут родители от нашей Школы, сведены в таблицу 2 (детский сад) и таблицу 3 (начальная, средняя и старшая ступени Школы).
Таблица 2.
Место рейтинга
Образовательная услуга
1.
Знания и эрудиция
2.
Физическое развитие
3.
Коммуникативные навыки
Здоровое питание
4.
Умение выходить из любых ситуаций
5.
Эстетическое воспитание
6.
Психологическая поддержка педагогов
7.
Доступ к источникам информации (Интернет, книги, ТV)
Таблица 3.
Место рейтин-га
Образовательная услуга
начальная школа
среднее и старшее звено
1.
Знания и эрудиция
Знания и эрудиция
2.
Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки
3.
Психологическая поддержка педагогов
Психологическая поддержка педагогов
4.
Здоровое питание
 
Эстетическое воспитание
 
5.
Эстетическое воспитание
Умение выходить из любых ситуаций
Физическое развитие (один рейтинг: равные значения)
Умение выходить из любых ситуаций
6.   Здоровое питание
7.   Физическое развитие
8.
Доступ к источникам информации (Интернет, книги, ТV)
Доступ к источникам информации (Интернет, книги, ТV)
 
Таким образом, результаты выбора родителей вполне соответствует нашей Концепции, а значит мы правильно спозиционировали образовательные услуги и это ценят родители наших учащихся.
На основе опыта нашей Школы по созданию имиджа, мы считаем для того, чтобы та или иная Школа была привлекательной, имела свой неповторимый складывающийся образ, скорее всего, она может руководствоваться алгоритмом создания Имиджа, который представлен ниже.
Итак, Алгоритм создания имиджа образовательного учреждения может быть таким:
1. Дать самостоятельное определение содержания понятия имиджа.
2. Исходя из определения, создать Миссию Школы, в которой будут сформулированы четко определенные приоритеты, собственная философия, свое видение будущего, уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, школьная культура.
3. Выявить ожидания основных клиентов на разнообразные и качественные образовательные услуги, оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни.
4. Проработать атрибуты внутреннего имиджа (перечислены выше) и выявить первоочередные.
5. Разработать внешний имидж Школы (перечислены выше).
6. Составить план    реализации внешнего и внутреннего имиджей.
7. Начать реализацию.
8. Провести мониторинг реализованных мероприятий.
9. Провести коррекцию и обновление имиджа.
10. Продолжить формирование имиджа.
Как это ни странно – это не столько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной световой гамме, иметь на дверях функциональные таблички, выполненные в едином стиле.
Главные выводы:
1. Формирование имиджа жизненно необходимо современной школе.
2. Для того, чтобы создать внешний социальный имидж, необходимо создать внутренний.
Желаю Вам, чтобы собственный внутренний имидж был образом талантливого учителя!
Ведь мы можем научить только тому, чем владеем сами.
Не талантливых детей не бывает, если у них талантливые учителя!
Не талантливых учителей не бывает, если у них талантливый директор!

 

Литература:
1. И.Л. Викентьев «Приемы рекламы и PR», часть 1, СПб, издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995 г., 228 с.
2.Джи Б. «Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение», СПб, «Питер», 2000 г.
3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеев «Теория и практика командообразования. Современные технологии по созданию команд», издательство «Речь», СПб, 2004 г.
4. Зуевская И.Н. «Механизм функционирования позитивного имиджа Школы», статья в издательском доме «1 сентября», г. Москва.
5. Тренинг и консалтинг, составители Л. Кроль, Е. Куртова, издательство «Класс» независимая фирма, 2001 г., 419 с.
6. консалтинг: поиски жанра, составители Л. Кроль, Е. Куртова, издательство «Класс» независимая фирма, 2004 г., 325с.
7. Г.Г. Почепцов. Имиджелогия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2002.
8. Хоменко И.А. «Механизм функционирования и способы построения имиджа»,   статья,   педагогический    альманах, сайт отдела   образования, г. Новосибирск.
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Доклады на конференции "Талантливый учитель - талантливый ученик""