Понять Паганини...

 

Фото Е. Веселова
 
«Берлиоз заговорил о тайне волшебства, открывшегося с такой полнотой великому Паганини…..
-Моя тайна не есть результат случая, это - плоды длительной, изнурительной работы. Изучайте  природу своего инструмента. Начните с мысли о том, что вы его знаете не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче нежели,  об этом думали мои предшественники»
                                                                                 Н.Паганини
 
 
«Мы стали подозрительны, суровы,
 изверились в любой на свете вере,
 но моцарты по-прежнему готовы
пить все, что наливают им Сальери.
*****    
Весьма влияет благотворно
      и создает в душе уют
     наш мир, где так везде проворно
     воруют, лгут и предают».
               Игорь Губерман.
Переключая TV, я, случайно, напал  на передачу – беседу с Э.Радзинским, Я ранее много писал о двойственности и поэтому интересуюсь, как воспринимает двойственность писатель, историк. Он рассказывал телеведущим о том, что когда  он писал о семье Романовых,  он получал много  восхищенных писем, в которых  корреспонденты  выражали писателю  уважение и  любовь и  вдруг пришло  разгромное письмо, из которого он понял, что писатель всегда  имеет тех, кто его любит, и тех, кто его не признает, а проще говоря, ненавидит! Он сказал, что очень обрадовался такому письму и запретил приятелям писать грубый ответ автору этого письма. Все же трудно поверить, что у каждого человека помимо тех кто тебя любит есть недоброжелатели, завистники и т.д., причем это не зависит от того, богатый ты или бедный, умный ты или не очень и т.д.
Когда- то давно, лет 60 тому назад, я работал на физфаке Университета и один аспирант меня спросил, читал ли я книгу «Осуждение Паганини» Виноградова. Мне удалось ее приобрести, хотя по тем временам это было сделать нелегко. Я, конечно, книгу прочел, и был удивлен, как молодого гения скрипки травили свои же одноклассники. Недавно стал искать одну книгу и случайно увидел старого знакомого - «Осуждение Паганини», положил ее у кровати и стал читать заново, Но пока продолжу о Радзинском. Меня удивил подход писателя и историка к ушедшим героям его книг, артистам, писателям, режиссерам - он на похороны не ходит и они для него все живые - он с ними беседует, задает вопросы, рассказывает им свои мысли… Для него нет ушедших, они все живы для него и по-моему, это заслуживает глубокого уважения, У него свои оценки событий и жизней.
Я уже несколько раз слышал, как Радзинский рассказывал басню о писателе и отъявленном убийце, но каждый раз слушаю ее как в первый раз.
Итак, оба они попали в ад - и писатель и убийца и жарят их на медленном огне и ни у кого они не вызывают ни капли жалости. И вот однажды писатель видит, что место, на котором жарился убийца освободилось. Писатель обратился к Гоcподу и потребовал объяснения – как, убийца уже прощен, а он, великий писатель нет? И он получил ответ от Господа.
-Знаешь, на Земле все родственники убийцы и убитых им людей закончились, их никого нет, и он отмучился. А ты еще повертись, то, что ты написал, до сих пор читают! Так что продолжай жариться и вертеться!!
Прямо как - то так получается, что перо страшнее топора!
Итак, я стал читать про Паганини. Если обычный человек имеет завистников, то непонятный для нас гений имеет не просто завистников, а действующих завистников- негодяев! Про их «подвиги» противно писать, а каково было Паганини их переживать! Всю жизнь ему портили СМИ. Жуткие выдумки о его жизни сочиняли представители церкви, да и музыканты тоже. Так как он играл - никто не играл. Любое произведение, которое он играл, он делал более совершенным и этим бесил авторов. Но были у Паганини и счастливые минуты – это его исполнение скрипичных произведений, это толпы простого народа - слушателей и беседы, которые умные люди проводили с ним, Уже в то время нашелся один богатый человек, который собрал коллекцию скрипок Амати, Страдивари, Андреа Гварнери… Это был граф Козио.
« Старый Козио рассказывал маленькому Паганини историю скрипки.
-Слышишь, мальчик, говорил старик, расхаживая по огромной пустынной зале своего дворца,- здесь родина самой великой скрипки в мире. Это произошло потому, что здесь растет азароль- одним нам известная порода деревьев, и здесь природа делает человека таким чувствительным к звукам и таким влюбленным в высокое мастерство. Три века назад в нашем городе жил некий Джованни Марко дель Буссетто. Он принял в свою семью некоего  Андреа Амати. Буссетто был честным ремесленником, Андреа Амати был знатным синьором. Случилось так, что оба они сошлись на одном и том же любимом деле. Старый и молодой понимали друг друга так же хорошо, как мы с тобой сегодня. Андреа Амати так и не вернулся в свою знатную семью. Семья считала, что он опозорил родовой титул тем, что сделался ремесленником. До сих пор многие не понимают, что благородное искусство делать скрипки не относится к разряду черных ремесел. Вот, поди, к  синьору Паоло Страдивари; он будет скрывать, что он происходит от скрипача, от скрипичных мастеров, хотя его купленный титул хуже, чем природный талант скрипичного мастера. Но не буду говорить о синьоре Паоло. Он хороший человек, он пишет свои хроники и летописи для отдаленных потомков, он не живет нашей жизнью…
Почему Амати ушел из семьи? Смешно сказать почему. Маленький Андреа Амати играл вместе с детьми Буссетто. Амати бывал в мастерской у Буссетто. Андреа  Амати начал с игрушек. Он делал игрушечные скрипки, Буссетто ему помогал. Во время отлучки отца маленький Амати вырубил грушевые деревья в отцовском саду и подарил их Буссетто. Ты знаешь, что из груши делают деки аматиевских скрипок. Когда старик Амати вернулся домой и увидел, что делается в саду, он, несмотря на уговоры стариков, не нашел ничего лучшего, как швырнуть своего ребенка в тюрьму. Вот с этого началось. Когда мальчика выпустили из тюрьмы , он остался в семье Буссетто, и никакие уговоры отца не заставили его вернуться домой.
Старик подошел к шкафу и указал на тонкие пластинки мелкослойного,  золотистого дерева:
-Вот это грушевое дерево, плоды которого оказались так горьки для маленького Амати и так сладки для нас. Старики умирают раньше молодых. Отец почти всегда умирает раньше сына. Андреа Амати сделался наследником большого состояния. Но вот тебе пример благородного влечения: он уже не мог бросить своего ремесла и сделался мастером скрипки. Может быть правду говорят, что он получил в тюрьме повреждение ума. Он работал в каком – то лихорадочном бреду. Он так спешил, так напрягался из последних сил, что ни днем ни ночью не знал покоя. Он ничем не занимался, кроме изготовления скрипок, и если жена забывала принести ему обед в мастерскую, он мог, не чувствуя голода, просидеть двое-трое суток, пока не кончит работу. Ему было предсказано, что он получит бессмертие после изготовления четырехсотой скрипки. Он спешил, хотя прекрасно знал, что это бессмертие не будет бессмертием его телесной оболочки. Каждая новая скрипка была лучше предыдущей. Поэтому он знал, о каком бессмертии идет речь Руки Амати были изрезаны, с двух пальцев сорваны ногти, и эти уродливые руки, в мозолях, порезах и кровоподтеках, обладали такой гибкостью, как твои детские пальцы.
Старый Козио  взял руку Паганини и, высоко поднял ее, поднес к своим слабым глазам.
-У тебя каждый палец похож на утиный нос. Уродство, да и сам ты некрасив. А такие пальцы лучше всего для игры.
Вскоре маленький Паганини научился различать   породы скрипок   Он, смотрел на высокие своды, на вырезанные эфы, изящные, стройные, наклоненные друг к другу, словно ангелы на картинах фьезоланского монаха.
Это не сильная скрипка. Князья и герцоги любили слушать скрипачей в маленьких комнатах, им нужны были сладкие, нежнейшие и тихие звуки. Поэтому никогда не играй на скрипке Амати в больших залах. Если ты будешь играть в этом зале в том углу, где стоит мой письменный стол, тебя трудно будет услышать в середине комнаты. Мягкие и  приятные тона - это неплохая вещь. Но когда наша республика боролась с поработителями, когда свора Габсбургов кинулась на Северную Италию, другим людям понадобились другие звуки. Я был в Милане, когда давали концерт огромному собранию господ офицеров. По лицам этих людей можно было видеть, что новые кондотьеры хотят найти в звуках отклики своей боевой мощи. Рыцари новых войн, они ничего не поняли в мягкой и нежной игре скрипки Амати, а вот когда Севретто, скрипач из нашей Генуи, вышел на эстраду с громадной скрипкой Страдивари и стал резать воздух звуками, от которых могли бы погибнуть стаи перелетных птиц, тогда вдруг выпрямились фигуры этих людей, откинулись плечи, расправилась грудь, и глаза загорелись… -Козио остановился, потом, как бы в раздумье, продолжал:- В Версале, под Парижем, была самая лучшая в мире коллекция инструментов Амати. Она исчезла в тысяча семьсот девяностом году бесследно. (Уже тогда были ловкие воры!-  ВМ) Это были шесть альтов, две виолончели и восемнадцать скрипок. Вся коллекция была заказана для струнного оркестра французского короля Карла Девятого...
Паганини слушал, боясь прервать рассказчика. Козио переходил с одной темы на другую:
-У Андреа Амати было два сына, которые продолжали его дело, - Джеронимо и Антонио. Братья полюбили одну и ту же девушку. До этого несчастья они работали вместе, работали дружно, не делясь. Девушка вышла замуж за Джеронимо, и семья распалась. Братья стали работать порознь. Антонио навещал семью брата. Посещения становились все реже и реже, а потом однажды Антонио нашли повесившимся у входа в мастерскую. Джеронимо продолжал дело семьи. ( Вот так, вроде знаешь о мастерах много, а оказывается, у них тоже была драматическая судьба!)
По его стопам пошел и его сын Никколо, самый талантливый из Амати. Никколо принимал к себе в мастерскую учеников со стороны. Так у него приютились и Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Оба стали знаменитыми скрипичными мастерами…
Козио показывал мальчику скрипку за скрипкой.
-Один и тот же мастер, посмотри, никогда не делал скрипок одной и той же формы. Они все разные, взгляни. Если ты возьмешь циркуль и измеришь расстояние между эфами, то заметишь, что все эфы на всех скрипках расставлены по-разному и наклон их к оси скрипки тоже разный. А что это значит? Это значит, что скрипичные мастера владели тайной дерева. Они знали, что разные породы дают разный звук, и вот по тому, как они вычерчивали эфы, ты видишь, как глубоко они проникли в тайны своего ремесла. Эфы дают у них в каждом случае особо высокое качество звука.- Он осторожно вынул еще одну скрипку. - Вот эту я снимаю очень редко. Это - «Лебединая песнь». Так называется она потому, что это последняя скрипка, сделанная Страдивари перед смертью, на СТО СЕДЬМОМ ГОДУ ЖИЗНИ.
Старик работал лучше, чем в молодости…
Однажды, в минуту откровенности, Козио признался мальчику, что он разломал четыре скрипки Страдивари. (Вот что означает быть любопытным!) На цыпочках, говоря шепотом, словно боясь, что его услышат посторонние люди, граф повел мальчика к низенькой двери. Зажег свет в полутемной комнате и с видом человека, совершающего неизбежное преступление, указал на четыре деревянные пластинки, привинченные к столу. Смахнув пыль со старинного камертона, Козио ударил им о стену.
-Слышишь?- шепотом спросил старик.
Мальчик ответил:
-Да
-А  это, похоже?
-Да
-Но ты понимаешь? Поет камертон, и одинаково поет деревянная пластинка, вырезанная из скрипки Страдивари. Этот звук дает пятьсот двенадцать колебаний… Ну, а это?- Старик тронул другую пластинку.
Мальчик кивнул головой.
Они попробовали все пластинки, и каждый раз маленький Паганини кивал головой:
-Эта тоже! И эта тоже!
Звуки были равной высоты и частоты.
-Видишь, сказал старик,- это все пятьсот двенадцать колебаний в секунду. У тебя хороший слух, мальчик! Так вот, смотри: это - деревянная пластинка из скрипки Страдивари, сделанная им в тысяча семьсот восьмом году, а рядом я заставил звучать кусок дерева из скрипки, сделанной тем же мастером в тысяча семьсот семнадцатом году. Это волнистый клен. А вот рядом - пластина из ели. Скрипка сделана в тысяча шестьсот девяностом году. А вот тут - последняя пластинка: тоже из ели. Скрипка сделана в тысяча семьсот тринадцатом году. Приступим к опыту.
 Глаза старика загорелись молодым огнем. От тихих едва заметных ударов пластинка запела. Мальчик назвал:
-Ля диез!..."
Теперь несколько слов о противоречии. «Странное противоречие его характера сказалось больше всего в месяцы пребывания в Лондоне. Он-то соглашался на уроки в аристократических домах и внимательно, подолгу занимался со своими учениками, обнаружив в этих  занятиях весь свой неожиданно развернувшийся педагогический талант, то пишет дерзкий ответ на предложение короля Георга !V играть во дворце… Паганини пишет, что его величество может взять билет в каком-либо ряду партера лондонской оперы, это будет стоить его величеству дешевле».
Теперь пару слов о Паганини- изобретателе.
«На третий день после первого концерта Паганини сделал опыт. Он натянул на эту скрипку виолончельные струны и дал заказ мастерской Рокеджани из двух смычков Турта сделать смычок необыкновенной длины.
-Козио,- говорил Паганини, с ужасом относится к надвигающемуся времени, а я его приветствую. Я с ужасом отношусь к тому прошлому, которое вторгается в нынешний день, но я прав, натягивая новые струны на старинную скрипку и беззаконно удлиняя смычок великого мастера Турту. Во Франции новые люди открывают новые законы устройства человеческого общества. Кто запретит человеку открывать новые свойства в мире звуков? Вот виолончельные струны на скрипке открывают бесчисленные возможности и увеличивают диапазон, а удлинение смычка - такая простая вещь- наилучшее средство дать звук необходимой протяженности. Как - то случилось, что никто не заметил внешних перемен в инструменте синьора Паганини. Четыре концерта прошли блестяще. Это был успех, какого Паганини не мог ожидать, фантастическое ликование огромной массы людей…..
На седьмой концерт съехались музыканты со всех концов Северной Италии. Одни слушали Паганини с ненавистью и завистью, другие - с религиозным благоговением и энтузиазмом. Сливаясь, их голоса возглашали ему неслыханную славу». Я не буду писать, как его принимала публика, в надежде, что Вы, дорогие читатели сами прочтете, а я приведу только, как его принял Ф.Лист.
«Многих эта музыка заставляет вспомнить Байрона, у многих в памяти возникают строки недавно умершего поэта. И после тихой кантилены внезапно налетает новая буря звуков.
В зале был Франц Лист. Он сам говорил потом, что день, когда он услышал Паганини, переменил всю его жизнь. Он вышел из театра выросшим и возмужалым. На следующий день он должен был выступать сам. Но оказалось, что он ничего не понимал в жизни и в искусстве еще вчера. Сегодня это бы уже новый человек. В нищете, в беспомощности, если необходимо - в окружении полного непонимания, но жить только творчеством, не позволяя себе никаких выступлений, пока техническое совершенство не обеспечит полноты воплощения созревших замыслов! Пусть кто угодно, несет на рынок эстрады и на базары театральных подмостков свою дешевую добычу, пусть кто угодно, покупает этими концертами скудные услуги, комфортабельное существование, - Лист не может выступать до тех пор, пока рояль не будет ему повиноваться так же, как скрипка повинуется этому безумному скрипачу, отдающему жизнь, сжигающему нервы и сердце. Для Листа это был костер, на котором он сжег все свое музыкальное прошлое»… И еще пару слов «Рядом с ним сидел человек иной породы. Это был трезвый, ясный аналитик Людвиг Берне. Он задыхался в антракте и не мог говорить. Он мял кожаный переплет записной тетради и, судорожно водя карандашом, писал:
«Это дьявольское наваждение. Я в жизни не видел и не испытывал ничего похожего. Его слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека, Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, как только начинаются эти звуки».
Почему книга называется «Осуждение Паганини»? Я думаю это связано с тем, что весь жизненный путь этого великого скрипача сопровождался осуждением его с детских лет сначала отцом, затем и матерью, а потом всей семьей - всем нужны были деньги, а сын, как считали родственники все время давал их мало. Завистники музыканты, композиторы, чьи вещи исполнял скрипач всегда улучшая их, газеты, которые сочиняли совершенно дикие истории и наконец иезуиты, которые сразу поняли как можно поживиться от этого богатого, но мягкого и не защищенного от интриг человека. И им удалось довести его с помощью подкупленных врачей до истощения и смерти.
Когда я писал этот материал, мне пришлось послушать передачу про индийских слонов. Я был убежден, что люди и слоны довольно дружелюбны, а в этой передаче рассказали, как на севере Индий слоны воюют с людьми и люди несут большие потери. Крестьяне осваивают земли, уничтожая джунгли. Слонам нужна пища и они выходят на поля и едят картошку и рис. Крестьяне защищают свои поля и начинается борьба со слонами. Слоны хорошо организованы, общаются между собой и вроде у них есть какое то сознание. Обычно нападают самцы и особо они опасны в период муста (возбуждение в период спаривания - ВМ). Они желают господствовать и управлять людьми.
В стране с миллиардным населением слонам нет места для жизни. Мы не просто забыли, но и не знаем как наши предки завоевывали земли для жизни и кому мы доставили ворох неприятностей- оставив многих животных и людей без еды и жизненного пространства. У нас это дальневосточные тигры. И это продолжается и между людьми. Зависть приводит к тому, что имеем и войны и терроризм и убийства, и продажу детей и т.д. Закон борьбы действует от самого начала возникновения живого. Мы, начав жизнь при одном общественном укладе, сейчас столкнулись с тем, что присуще капитализму и что с ним связано - все продается и все покупается. Жизнь Паганини яркое подтверждение этого – он жил в Италии. Франции, Австрии, Германии и везде было одно и тоже – зависть, воровство, подкуп, предательство, .и т.д.
Кто – то сказал, что каждый живущий на Земле, должен на ней оставить свою подпись. Эта подпись будет весомее, если мы выполним мысль Паганини – «Изучайте природу своего инструмента. Начните с мысли о том, что вы его знаете не до конца». Инструмент это все чем Вы работаете - голова, руки, методы…
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Понять Паганини..."