Творчество и конфликт (продолжение)

   Фото Н. Захаровой
 
Рада Михайловна Грановская подобрала в своей новой книге такой букет эпиграфов, которыми начинаются главы, тем самым взяв в соавторы такое созвездие блистательных авторов, что я не удержался – привожу некоторые из них. Дегустируйте понемногу, смакуйте, пробуйте на вкус, примеряйте к себе, просвечивайте ими свои жизненные обстоятельства, чтобы не быть одинокими при решении стоящих перед вами задач.
Вот они:
 
«Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок». Ч.Танус
«Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но еще труднее любить тех, кого мы уважаем больше, чем самих себя». Ф.Ларушфуко.
«Цивилизация страны измеряется тем, что думают и знают ее женщины, передающие новому поколению свои мысли и предрассудки». П.Буаст.
«Ничто не может нанести более сокрушительный удар по нашему самодовольству, чем ясное понимание того, что сегодня мы способны порицать те вещи, которые вчера одобряли». Ф. Ларошфуко. С такой ситуацией встречается почти каждое поколение.
«В будничных радостях и горести нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком,  и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком». В.Вундт.
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А.Франс.
«Только делая прыжок в неопределенность, мы ощущаем свою свободу». Т.Уайлдер.
«Уход в грезы дает удовлетворение в том, в чем отказывает обычная жизнь. В какой- то степени фантазированию предаются все». Фрезер.
«Ненормальная реакция на ненормальные обстоятельства- это нормально». Г.Ф.Лейбниц.
«Дорога к истине заказана
Не пониманием того,
Что суть не просто глубже разума,
Но вне возможностей его». И.Губерман.
«Восприятие начинается с общего, а не с частного. Человек раньше узнает собаку как таковую, нежели ее природу». Р.Арнхейм. Мне представляется, что я вижу сразу «колли».
«Для нас в первую очередь ясны и явны скорее слитные вещи, и уж затем из них путем их расчленения становятся известными элементы и начала. Поэтому надо идти, от вещей, воспринимаемых, в общем, к их составным частям». Аристотель. Мне представляется, что так происходит в науке, но бывает и от частного к общему. Например, так происходит в изобретательстве, где был пройден путь от транзистора к ИС. А если объединить оба мнения? Они дополнят друг друга.
«Я не сочиняю содержания книги, но вижу его и записываю». Ч.Диккенс.
«Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли: надо, чтобы в нее поверили».У.Блейк
«Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которые испытывал сочинитель, это и есть ИСКУССТВО». Л.Толстой
«Возможность и случайность - лишь недостатки нашего разума». Спиноза.
«Культ наук, в самом высоком смысле слова, возможно, еще более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации». Л.Пастер.
«Несчастны люди, не знающие смысла своей жизни, а между тем уверенность в том, что этого знать нельзя, так распространена между людьми, что они даже гордятся, как мудростью, тем, что не желают знать этого». Б.Паскаль.
«Человек рожден для великих дел, когда у него хватает сил побеждать себя самого».Ж.Б.Массильон
«Не испытывай ненависти к врагу, ибо возненавидев, станешь отчасти уже и рабом его. Никогда ненависть не будет лучше мира в душе твоей». Х.С.Борхес.
«Власть одного человека над другим, губит, прежде всего, властвующего». Л.Толстой
«Вера прекрасно служит двум господам одновременно: наилучшему пониманию мира и наилучшей от него защите». А. Маслоу.
«Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны». Ф.Ларошфуко
«Несерьезно думать об отношении Пастера к награде или здоровью или пище, сну или семье как о первоисточнике его преданности своему делу. Длительное время он забывал обо всем этом, растворяясь в белой горячке исследовательской работы. И та же страсть прослеживается в историях гениев, которые при жизни так мало или вовсе ничего не получили в награду за свой труд». Г.Олпорт
«Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения». А.Маслоу.
«Если кому – либо удается решить подлинно творческую задачу, в полной мере пережить состояние инсайта, то он переживает мощный эмоциональный подъем, который можно сравнить с религиозным экстазом или влюбленностью». А.Эйнштейн. Такое бывает и при решении и не очень крупных задач!
«Человек может проявлять творчество в своих общественных отношениях, в своем умении общаться с другими людьми, в способности экспериментировать в любой области знания». Андерсон
«Когда имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда сможете сосредоточиться на привлекательной стороне дела и не обращать внимания на тяжесть работы, которую предстоит сделать». М.Эриксон.
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая». Л.Ландау.
« Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно». Ф.Достоевский. Да, это идет еще от древних греков. То бочки, не имеющие дна водой заставляли наполнять, то камень на врешнину многократно затаскивать… Живет эта традиция и сегодня – огромное количество людей делает работу, бессмысленность которой отчетливо видна им самим.
« Ничто так не делает жизнь легкопереносимой, как деятельность, направленная к одной цели». Ф.Шиллер.
«Логика и аргументация лишь попевают вдогонку за интуицией, хотят восстановить, проверить, оправдать ее смысл». А.А.Ухтомский.
«Иногда интуиция действует так, словно нет пространства, а иногда - словно нет времени». К.Г.Юнг
«Интуиция - скрытый, бессознательный, первопринцип, творчества». З.Фрейд.
«Лишь интуиция бросает свет, пронизывающий сумрак ночи, в котором нас оставляет интеллект». А.Бергсон.
«В основе всех великих (и не великихВ.М.) открытий, когда – либо сделанных человеком, лежит догадка». И.Ньютон.    Люди делают открытия для себя и для них - это великие открытия. Приведу пример не из своей практики. А.Кудрявцев рассказывал, что когда он работал в Волгограде, ему дал задачу начальник и он ее быстро решил. Затем мастер сказал - ну, а теперь сделай, что придумал! И он увидел, что реализовать свое решение невозможно. Пришлось идти, объясняться. Это продолжилось еще несколько раз, пока решение не стало легковнедряемым. Оказалось, что можно было найти и такое решение. В дальнейшем А.К. начал демонстрировать эту ситуацию студентам, которые находили решения, но сложные, трудно внедряемые, и никак не хотели двигаться в своем поиске дальше. Люди должны прорываться сквозь свою лень и усталость, через сделанное к тому, что еще не открыто.
«Ученого без интуиции можно сравнить с писателем, который безупречен в орфографии, но у которого нет своих мыслей».Э.А.Пуанкаре
«Ты знаешь, … я не особенно ясен, когда говорю. Мысль моя делает большие логические скачки, и мало людей, которые меня понимают». П.Капица.
«Правда, что гениальность- это болезнь? Безусловно. Но, к сожалению, очень редкая и - увы!- совершенно не   заразная». Гиппократ
«Все существующие идеи в науке родились  в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять». А.Эйнштейн
«Гению целое дается зараз, без видимого труда, как дар богов». Э.Гартман.
«Открытие истины путем медленного прогрессивного размышления есть талант, интуитивное познание ее, не предшествуемое заметным размышлением, есть гений».К.Лафатер
«Самое важное, самое интересное в науке - это аномалии».К.Фламмарион.
«Какая разница, между хорошим, и прекрасным? Хорошее требует, доказательства, а прекрасное, не требует». Вольтер.
«Бесценные вещи проходят мимо наших ушей и наших глаз, если не подготовлены уши, чтобы слышать, и не подготовлены глаза, чтобы видеть». А.А.Ухтомский.
Я привел здесь эпиграфы к главам книги Рады Михайловны Грановской. Тот кто очень хочет узнать, что кроется за этими эпиграфами, может легко это сделать, прочитав книгу Р.М.Грановской из серии Мэтры мировой психологии - «Творчество и конфликт в зеркале психологии» 2010 года издания.
 
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Творчество и конфликт (продолжение)"