Клетка - конвейер создания новых знаний

«Я лодырь, лентяй и растяпа,
но в миг, если нужен я вдруг-
на мне треугольная шляпа
и серый походный сюртук..
Игорь Губерман.
 
После того как вы находите какой то методический подход, огласив его, и показав примеры реализации, вам представляется, что хотя бы некоторые люди возьмут его, ну пусть на опробование. Несомненно, я понимаю, на строгое доказательство и отработку применения предложенного метода нужны громадные усилия, но все же надеешься, а вдруг случай – Бог поможет. Вот и сейчас я нахожусь в таком же состоянии надежды и оптимистичных предположений.
Когда - то в результате длительных изысканий я пришел к выводу, что противоположный эксперимент позволяет получить подсказку при решении научных задач. Читая о величайшем с моей точки зрения открытии – работе «пионера геномики, Крейга Вентера, который создал "искусственную жизнь," - живую клетку с синтезированным геномом», я обратил внимание на интересный момент. При сборке ДНК исполнителями первоначально был допущен брак. После того как они нашли этот брак и его устранили – клетка ожила, и стала функционировать. Этот факт можно трактовать двояко: и как громадную неприятность и как огромную подсказку Природы! - «Ребята, Вы видите, как точно мной составлены последовательности в ДНК! Не нарушайте их и изучайте, почему они именно таковы»!
И пришла мне в голову мысль, не сразу, а как – то постепенно - и вот как она оформилась. Если ты смог докопаться до ПЭ, то может и Природа применяет этот подход? Крейгу Вентеру она подсказала, но не знаю, обратил ли он внимание. И я решил пофантазировать- взять все приемы, о которых я писал, куда входит и ПЭ, и, попробовать, пообсуждать человека, на микро и макро уровне. А вдруг, что – ни будь, мелькнет интересное.
"Идеальная неправильность" (термин взят из работы, посвященной художнику Бронзино) Асимметрия – неравенство.
Если рассмотреть клетку, то можно сказать, что она обладает ярко выраженной асимметрией во всем - в мембране, поры в ней, заряды по обе стороны на ней, концентрацией веществ внутри клетки и вне ее, расположение в клетке митохондрии, ядра т.д. Состав ядра тоже не симметричен. Конечно, клетка так мала и так сложна, что к ней термин асимметрия как- то не очень применим. Может, следует привести другой термин – типа наноасимметрия. Можно предположить, что при таких малых расстояниях наносимметрии действуют дополнительные силы, которые совершают какую то полезную или вредную работу. Все атомы, входящие в молекулы ДНК, РНК и белки и т.д. тоже имеют разные массы, размеры и это тоже должно влиять на процессы в клетке.
Если же посмотреть на человека с точки зрения симметрии, то мы увидим и диссимметрию –малые отклонения, и асимметрию сердце с одной стороны и т.д.
 
. Прием. Одновременное рождение букета эффектов. Используйте принцип компенсации и причинно следственные связи. С этим принципом я познакомился в книге Ю.Г.Белостоцкого, "Энергия, что это такое" и он мне очень понравился. Цель - каждый эффект порождает следующий, и так далее.
Представим, что ДНК начинает раскручиваться. Что заставило ее совершать это действие? Полость ядерной оболочки называется люменом или перинуклеарным пространством. Внутренняя поверхность ядерной оболочки подстилается ядерной ламиной, жесткой белковой структурой, образованной белками-ламинами, к которой прикреплены нити хромосомной ДНК.
Одновременно с раскручиванием начинается создание РНКт. У поверхности ДНК располагаются молекулы из которых формируется копия ДНК. Как происходит репликация? Стоп! Я же читал про это и каждый раз мне объясняли все это по- разному. Ну- ка, я еще раз почитаю. В этот раз я нашел прекрасную книгу < Биология клетки и начав читать про деление двойной нити ДНК пришел в состояние шока. Дело в том, что я понял, что процесс удвоения ДНК, или получение РНК- это часть настоящего конвеера, которой представляется клетка. Посмотрите рисунок, и вы увидите, что одних наименовании белков, которые принимают участие в репликации более 10. А ведь только хеликаз может быть 5-9. И как они работают так слаженно, непонятно. Какой–то из белков не только совершает работу по образованию новой нити, но и «оглядывается» назад, проверяя правильность изготовления, и если есть ошибка, ее исправляют. Как это можно все объяснить я не знаю. Как можно молекулы научить таким действиям - это не просто совершать работу по всей. длине ДНК!
 
 
Схематическое изображение процесса репликации, цифрами отмечены: (1) запаздывающая нить, (2) лидирующая нить, (3) полимераза (Polα), (4) ДНК лигаза, (5) РНК праймер, (6) ДНК праймаза, (7) фрагмент Оказаки, (8) ДНК полимераза (Polδ), (9) хеликаза, (10) одиночная нить со связанными белками, (11) топоизомераза
Если применять принцип компенсации, то надо знать начало, то место, где рождается эффект. Где зарождаются белки, которые приплывают в ядро и начинают функционировать с разделением ДНК? Куда эти белки деваются после завершения деления? Когда идет деление, где -то хранятся гистоны, но где- то рождаются и новые для вновь образованной ДНК. Сколько бы я не читал - нет ответов на вопросы КАК? ПОЧЕМУ? КТО РУКОВОДИТ?
Мне это все напоминает технологию сборки машин в Японии. У них нет места под склады, и они точно по времени привозят колеса в цех, в то время когда надо на сборке крепить колеса!
А в клетке возможно, когда кончаются белки, или испортилась РНК, звучит команда – ДНК пошла! И ДНК со своими белками, тут же возникшими, начинает процесс создания РНК!
 И несмотря на многолетний труд многих ученых, даже мир не делящейся, спокойной клетки нам не ясен.
Допустим, мы его познали. Что нас ожидает? Такие конвейеры как клетки могут дать самые неожиданные результаты - это и пища, и лекарства… Могут быть и негативные результаты, но ведь и Крик с Уолтером, когда узнавали, как устроена ДНК, тоже думали на эту тему и ничего – все получилось в лучшем виде. Но от их работы пошла, прямо скажем, громадная волна исследований – многие не поверили в их модель и захотели сами проверить, уличить их в неправильности их представлении. И это способствовало бурному развитию биологии.
Как-то так складывается, что приходит один или несколько человек и берутся за решение не решаемой, как кажется многим, задачи. И находят и деньги, и приборы, и самое главное формулируют задачу, а потом выдают ИДЕЮ, которую доказывают. И наступает в этой области прорыв. Крик и Уолтер подтвердили еще раз этот подход! Крейг Вентер на наших глазах, создал живую клетку! Он нашел все необходимое для этой работы. И надо полагать, что сейчас пойдет волна исследований и чтобы его результаты проверить и опровергнуть, а если все подтвердится, то продолжить его дело. Можно привести много примеров таких прорывов, но не всегда последующее наступление разворачивается активно. Бывает сопротивление такое яростное, что вроде прогресса и нет. Но это не так. Все равно есть пусть и немногочисленная, но группа людей, которые продолжают верить в идею и претворять ее в жизнь.
Иногда, наблюдая спортивные состязания, возникает мысль, а стоит ли совершать такие траты на такие соревнования. Посмотрите на футбол в Африке, Уимблдон в Англии и т.д. Но если посмотреть на участников, на битвы которые проходят и на тех людей, которые приносят победу, показывают возможности ЧЕЛОВЕКА, ВЕРУ в свои силы, и это должно и ученым показать, что их возможности ничем не ограниченны!
Примерно полста лет тому назад молодой в то время парень Генрих Альтшуллер не только задумался над тем, как правильно творить, но и пришел к выводу, что каждый трудящийся – рабочий , инженер, ученый и т.д. могут быть творческими личностями, а не просто работать за зарплату. У него появились последователи – ученики, а теперь и зарубежные последователи. Я мог бы привести много примеров того, как знакомство с Генрихом и его трудами резко изменило их жизнь. То, что моя жизнь изменилась и притом кардинально – это факт!
И вот теперь возвращаясь к клетке, хочу сформулировать лукавое противоречие.
Исследовать клетку должен профессионал, специалист и в то же время должен исследовать не профессионал цитолог, а специалист, обученный решению научно технических задач, знающий методологию творчества.
Как разрешить это противоречие? Дело в том, что специалисты не всегда видят то, с чем работают, а приглашать каких- то консультантов себе дороже. А многие не верят, что творчеству можно научиться.
Можно привести много примеров, когда академики брали к себе лаборантов, которые у них учились их методам работы и становились сами академиками. Мне представляется, что даже шапочное знакомство биологов с основами научно технического творчества может повысить их идеерождаемость! А ведь чтобы понять клетку, биологам надо не более и не менее, как самим предварительно придумать что и как там может быть и как именно это может функционировать. И только потом проверить это для подтверждения. Биологи должны не просто открыть, а предварительно изобрести клетку!

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Клетка - конвейер создания новых знаний"