Несколько слов об общей теории творчества

 
«Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости
от расположения духа». Франсуа де Ларошфуко.
 
В одной из последних работ я высказал мысль, о создании общей теории творчества. Я до сих пор не могу привыкнуть, что у меня в доме громадная библиотека (Интернет). Как только я вспомнил о нем, то сразу получил ответ на свое предложение и вдруг узнал, что когда я читал книги Г.Альтшуллера, я не все воспринимал, что он писал. Так, например, он пишет:
"Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач"
Путь к созданию научной теории творчества долог и труден. Между тем жизнь, практика, производство требовали новых методов решения изобретательских задач, хотя бы в какой-то мере более эффективных, чем простой перебор вариантов. И такие методы появились. Это были чисто психологические методы, но создали их не психологи ».
Итак, наконец, я в своем возрасте созрел до понимания, что нужна, необходима такая теория. Я очень рекомендую Вам, мои дорогие читатели сайта прочесть хотя бы две статьи, приведенные ниже, чтобы познакомиться с состоянием дел по этому вопросу. Напишите в поисковике тему – «Есть ли общая теория творчества» и Вы увидите эти статьи. Первая статья просто очаровательная!
Г.Л.Канов «Возможно ли создать невозможное»?
А.А.Кобляков. «Основы общей теории творчества (синергетический аспект)»
 
«Методология изучает не знание и истину как таковые, а приемы их получения — в специфической обстановке научного исследования». Таким образом в любой области деятельности человека имеет место методология - приемы получения знания. И тут я представляю себе два подхода, причем один я не понимаю, а второй общеизвестный. Меня все время смущает - как некоторые люди находят или получают правильный ответ. Вот последний пример, который привел меня в изумление. Египетскими пирамидами занимались сотни строителей и ученых, и вдруг человек, который их ни разу не видел, получил от отца просьбу доказать, что пирамида Хеопса строилась не снаружи, а изнутри!
 «Родоначальник "вывернутой" модели строительства пирамид - французский архитектор Жан-Пьер Уден (Jean-Pierre Houdin). Он считает, что на протяжении столетий египтологи игнорировали важные доказательства в пользу именно этой модели, которые находились у них буквально перед глазами». Как объяснить такой казус? Ведь прием инверсия знают, как мне представляется, все инженеры и ученые!
Можно привести примеры, когда человек поставлен в тяжелейшие условия, и он находит блестящее решение!
Знаю по собственному опыту.
Но вот знаю несколько человек, которые решают задачи с блеском, но когда спрашиваешь как же пришел к тебе ответ отвечают-« Ну тут же все ясно. Я взял альтернативную систему и перенес ее достоинство на свою»! и ХОТЯ Я НЕ ПОНЯЛ, КАК, ПРИХОДИТСЯ ВЕРИТЬ. Если говорить коротко. то действительно никто не знает, как рождается прекрасная идея!
Второй подход можно представить как использование многих приемов, или применение аналогии, законов и т.д. Я бы сказал переход количества в качество, но если спросить, как произошло рождение, то автор тоже четко не скажет. Тем не менее, большой опыт в решении задач, владение большим парком приемов и методов дают надежду на получение идеи. Таким образом, можно допустить, что во многих областях деятельности людей изобретательство может содействовать более быстрому решению задач. Но для этого надо создать общую теорию ,творчества. И пусть она будет несовершенной, но все равно это будет шаг вперед. В науках –физике, химии, биологии, в медицине, в хирургии, архитектуре, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д. можно обучить изобретательству не только желающих. НО И ТЕХ, КТО ВИДИТ НЕСОВЕРШЕНСТВО ТЕХНОЛОГИИ, КТО ПОНИМАЕТ, ЧТО ИННОВАЦИИ О КОТОРЫХ ЗАЯВИЛО ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ требуют быстрого решения задач. Что в первом приближении, можно кроме ТРИЗ познакомить с приемами гибридизации, объединение альтернативных систем, допустить недопустимое, портрет ответа, пропагандируемые В.М.Герасимовым.
А вот как А.Кобляков пишет о решении задач - «Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине. К таким методам относятся уже рассмотренные выше законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы, являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. Философские методы не определяют однозначно линию творческих поисков истины. И в этом вопросе последнее и решающее слово, в конечном счете , принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено кроме всего прочего тем, что каждый из них имеет определенные пределы своих познавательных возможностей».
И, конечно, противоречие,- вот фундамент всего комплекса приемов.
Когда я плотно начал заниматься практически решением научных задач – эффектом Тваймана, эффектом Рассела, эффектом изменения коэффициента усиления транзисторов и т.д. я пришел к заключению, что можно найти минимальное число вопросов которые могут более быстро позволить сделать заключение о природе эффекта. Я их даже назвал красивым и звучным термином –«7 нот». Значит ли это, что кто - то взял эти «ноты» на вооружение? Не знаю, но, по – моему, – нет. Я ни на что не претендую, но тезис – прочти и передай товарищу, застрял в моей голове с молодых лет. И я полагаю, он, срабатывал, когда мы организовали народный Университет научно- технического творчества.
Итак, что необходимо для того, чтобы работа закипела, Несомненно нужен лидер- научный руководитель, Им мог бы стать Б.Злотин или кто то другой, для кого это работа представляла бы цель жизни. Несомненно, нужен тот, кто может обеспечить финансовую поддержку этого мероприятия, Не думаю, что государство пойдет на такой шаг. Я надеюсь, что могут помочь тризовцы , работающие за рубежом. И, наконец, нужны научные сотрудники- все, кто умеют и желают работать. Даже пусть небольшая книга на эту тему будет памятником изобретателю и писателю фантасту Г.Альтшуллеру, которому в этом году, буквально через несколько дней, исполнилось бы 84 года!

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя Фил.

ВВ Митрофанов wrote:

Итак, наконец, я в своем возрасте созрел до понимания, что нужна, необходима такая теория.
....
Итак, что необходимо для того, чтобы работа закипела, Несомненно нужен лидер- научный руководитель, Им мог бы стать Б.Злотин или кто то другой, для кого это работа представляла бы цель жизни. Несомненно, нужен тот, кто может обеспечить финансовую поддержку этого мероприятия, Не думаю, что государство пойдет на такой шаг. Я надеюсь, что могут помочь тризовцы , работающие за рубежом. И, наконец, нужны научные сотрудники- все, кто умеют и желают работать.

В Самаре уже создан Институт творчества. Пока только вирутальный. Хотя кафедра раннего развития - уже реальность. Цель института-формирование всесторонне развитой творческой личности. Построена программа формирования творческой личности - "Бакалибрики". Теоретическая основа программы - ТРИЗ, ТСМ, и общая теория творчества. Людей мало. Финансированя нет. Трижды обращался к губернатору Самарской области за поддержкой. Пока только отписки. Обращался в Губернскую думу. Смеются. Считают эту затею утопией. Министерство образования и науки Самарской области тоже отписывается, ссылаясь на образовательные стандарты, в которых нет места творчеству. К ТРИЗовцам, работающим за рубежом, еще не обращался. Вы думаете, они могут помочь?
Волюслав Владимирович, 15-го октября буду в Санкт-Петербург, 16-го буду делать доклад на эту тему на конференции "Три поколения ТРИЗ". Может быть встретимся, обсудим эти вопросы?

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: Несколько слов об общей ...

Фил wrote:

В Самаре уже создан Институт творчества. Пока только вирутальный. Хотя кафедра раннего развития - уже реальность. Цель института-формирование всесторонне развитой творческой личности. Построена программа формирования творческой личности - "Бакалибрики". Теоретическая основа программы - ТРИЗ, ТСМ, и общая теория творчества. Людей мало. Финансированя нет. Трижды обращался к губернатору Самарской области за поддержкой. Пока только отписки. Обращался в Губернскую думу. Смеются. Считают эту затею утопией. Министерство образования и науки Самарской области тоже отписывается, ссылаясь на образовательные стандарты, в которых нет места творчеству.

Фил, я искренне поддержвааю Ваше начинание, вне зависимости от того, насколько Ваши программы находятся в согласии с ТРИЗ. Увы, я, хоть и живу за рубежом, "палат каменных" пока что не скопил. Но готов помочь Вам в благом деле. В частности, не исключаю, что мог бы скорректировать тексты Ваших обращений к губернатору, областной думе и иным органам. Там ведь сидят люди не слишком творческие - они могут банально не понять Ваших отнюдь не ординарных (даже для тризовцев!) мыслей. А вот дыры в логике, которых у Вас - увы! - хватает с избытком, они могут и заметить. Может быть, поэтому и такая реакция?

Сразу оговорюсь: у меня опыт общения с властями в этой части никакой. Но я хочу Вам помочь и пока что не вижу, как еще это сделать.

Что же касается образовательных стандартов - увы, но надо будет именно под них подстраиваться. Или - как альтернатива - избираться в президенты и эти стандарты менять. Или - как компромисс, но очень непростой, - достучаться до действующего президента и убедить его в Вашей правоте. Первое, по-моему, "идеальнее" в тризовском смысле - то есть, менее затратно при аналогичном функционале, но выбор за Вами.

С уважением,

Александр Привень.

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя GIP.

Фил wrote:

В Самаре уже создан Институт творчества. Пока только виртуальный. Хотя кафедра раннего развития - уже реальность. Цель института-формирование всесторонне развитой творческой личности. Построена программа формирования творческой личности - "Бакалибрики". Теоретическая основа программы - ТРИЗ, ТСМ, и общая теория творчества. Людей мало.

Финансирования нет.

Трижды обращался к губернатору Самарской области за поддержкой. Пока только отписки. Обращался в Губернскую думу. Смеются. Считают эту затею утопией. Министерство образования и науки Самарской области тоже отписывается, ссылаясь на образовательные стандарты, в которых нет места творчеству. К ТРИЗовцам, работающим за рубежом, еще не обращался. Вы думаете, они могут помочь?

А сами-то что - заработать не можете?

Единство -

это понимание

Re: Несколько слов об общей ...

ГИП, не все могут. Полагаю, это не должно так уж обсуждаться. По сути Фил косвенно сообщает - не может. Да и занимается он, когда не с нами, то в основном с очень маленькими детьми. Возможно, там он очень хорош и успешен. Посмотрите фрагмент занятия: http://video.yandex.ru/users/bakalibr/view/1/
Я бы не решился с такими детками работать.

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя GIP.

Александр Кудрявцев wrote:
ГИП, не все могут. Полагаю, это не должно так уж обсуждаться. По сути Фил косвенно сообщает - не может.

А прыгает...

Единство -

это понимание

Re: Несколько слов об общей ...

Quote:

Если говорить коротко. то действительно никто не знает, как рождается прекрасная идея!

с мозгом надо разговаривать на его языке.

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя Фил.

GIP wrote:

А сами-то что - заработать не можете?

Геннадий Иванович, мне надо 50 млн.руб. на первые три года работы института. Я не знаю как заработать такие деньги. Если Вы знаете, то подскажите. Если у Вас есть такие деньги, давайте организуем институт творчества у вас в Украине.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя GIP.

Фил wrote:
GIP wrote:

А сами-то что - заработать не можете?

Геннадий Иванович, мне надо 50 млн.руб. на первые три года работы института. Я не знаю как заработать такие деньги.

Если Вы не знаете, как их Вам заработать, - значит, они Вам не нужны. И институт - Вам тоже не нужен.
Quote:

Если Вы знаете, то подскажите.

Подсказываю направление.
Денег вокруг на самом деле много. Но чтобы они попадали постоянно в кошелек, должна эффективно работать такая штука, которая называется "денежный канал". С позиции ИКР, он должен сам обеспечивать свободный проход денег через себя.
Для этого он должен быть вертикальным, а его внутренний диаметр должен иметь достаточный размер, чтобы денежки свободно проваливались вниз.
Не сложно понять, что денежный канал у Вас расположен горизонтально, а его диаметр таков, что создает внутри пробки и заторы. :)

Дальше разъяснять, что делать, или же Вы, как автор одного из курсов РТВ, сами догадаетесь? :)

Quote:

Если у Вас есть такие деньги, давайте организуем институт творчества у вас в Украине.

У нас с творчеством всё в порядке. Так что, сорри, ...

Единство -

это понимание

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя Фил.

GIP wrote:

Подсказываю направление.
Денег вокруг на самом деле много. Но чтобы они попадали постоянно в кошелек, должна эффективно работать такая штука, которая называется "денежный канал". С позиции ИКР, он должен сам обеспечивать свободный проход денег через себя.
Для этого он должен быть вертикальным, а его внутренний диаметр должен иметь достаточный размер, чтобы денежки свободно проваливались вниз.
Не сложно понять, что денежный канал у Вас расположен горизонтально, а его диаметр таков, что создает внутри пробки и заторы. :)

Дальше разъяснять, что делать, или же Вы, как автор одного из курсов РТВ, сами догадаетесь? :)


Оказывается как просто! Расположить денежный канал вертикально, расширить воронку и насыпай!
Надо попробовать.

GIP wrote:

У нас с творчеством всё в порядке. Так что, сорри, ...


Я уже обратил на это внимание.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя GIP.

Фил wrote:
GIP wrote:

Подсказываю направление.
Денег вокруг на самом деле много. Но чтобы они попадали постоянно в кошелек, должна эффективно работать такая штука, которая называется "денежный канал". С позиции ИКР, он должен сам обеспечивать свободный проход денег через себя.
Для этого он должен быть вертикальным, а его внутренний диаметр должен иметь достаточный размер, чтобы денежки свободно проваливались вниз.
Не сложно понять, что денежный канал у Вас расположен горизонтально, а его диаметр таков, что создает внутри пробки и заторы. :)

Дальше разъяснять, что делать, или же Вы, как автор одного из курсов РТВ, сами догадаетесь? :)


Оказывается как просто! Расположить денежный канал вертикально, расширить воронку и насыпай!
Надо попробовать.

М-да... Не догадались...
Знать, трудна задача эта ...

Единство -

это понимание

Re: Несколько слов об общей ...

Вы пиште:"В Самаре уже создан Институт творчества. Пока только вирутальный. Хотя кафедра раннего развития - уже реальность. Цель института-формирование всесторонне развитой творческой личности. Построена программа формирования творческой личности - "Бакалибрики"."
Очень интересно.
Нельзя ли поподробней и об Институте и о Кафедре? Можно подумать, что можно сделать в развитие этого начинания...

Re: Несколько слов об общей ...

Изображение пользователя Фил.

Здравствуйте, уважаемый Владимир!

Vladimir wrote:
Вы пиште:"В Самаре уже создан Институт творчества. Пока только вирутальный. Хотя кафедра раннего развития - уже реальность. Цель института-формирование всесторонне развитой творческой личности. Построена программа формирования творческой личности - "Бакалибрики"."
Очень интересно.
Нельзя ли поподробней и об Институте и о Кафедре? Можно подумать, что можно сделать в развитие этого начинания...

Подробнее об Институте можно посмотреть на моем сайте. http://shrh567.narod.ru/indexS.html Сайт безобразный, я это понимаю. Я его строил сам, не а веб-дизайнер я некудышный. Материалы выложены не все, некогда. Но общее представление выстроить можно, если включить фантазию и задать уточняющие вопросы.
Сайт кафедры раннего развития "Бакалибрики" оформлен лучше, над ним работает почти профессиональный веб-дизайнер. Так что лучше начать процесс знакомства с него: http://bakalibr.ru/

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: Несколько слов об общей ...

Спасибо за ссылки,уважаемый Фил. Ваше письмо и концепцию также получил на Ящик,но ответить не знаю как-сообщите свой Ящик.
По тематике и интересам развития Вашей концепции могу рекомендовать посмотреть Сайт "РАЕ"-Российская академия естествознания/www.rae.ru/ www.congressinform.ru.// Это сообщество активно ведет свою деятельность в сфере учебно-организационного сопровождения по всей России. Может быть и Вам имеет смысл списаться с ними...
С увж.,Владимир.

Subscribe to Comments for "Несколько слов об общей теории творчества"