НТИ Октябрь Ч.3 Транспорт

Часть 3
В разделе ТРАНСПОРТ мы поднимемся в космос и опустимся в морские глубины. Начнем именно с космоса. 30 сентября на www.nanonewsnet.ru размещена заметка «Перминов: ядерные двигатели позволят слетать на Марс за 2-4 месяца».«Разрабатываемые в настоящее время ядерные двигательные установки в перспективе позволят совершить полет на Марс не за полтора года, а за два-четыре месяца, заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов в ходе Международного астронавтического конгресса – 2010 в Праге. «Ядерные энергодвигательные установки дают увеличение в разы. На примере полета к Марсу – сейчас надо лететь 1,5 – 2 года туда и обратно, а можно будет слетать за 2–4 месяца", – сказал Анатолий Перминов. Он добавил, что использование ядерных энергодвигательных установок рассматривается для больших пилотируемых систем, а не для малых спутников, которые могут летать на других типах установок, использующих ионные двигатели или энергию солнечного ветра. В целом же, по мнению Перминова, попытки улучшить характеристики существующих двигательных систем бесперспективны. «Сколько бы специалисты всего мира по ракетным двигателям не трудились, максимальный эффект, который мы получим, будет исчисляться долями процентов. Из существующих ракетных двигателей, будь это жидкостные или твердотопливные, грубо говоря, «выжато» все, и попытки увеличения тяги, удельного импульса просто бесперспективны", – сказал глава Роскосмоса. Он также напомнил о том, что в настоящее время в России работают над созданием тяжелых и сверхтяжелых носителей, запуски которых планируется осуществлять с нового космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке. «В создании и развитии космодрома на Дальнем Востоке предусматривается несколько этапов. Первый – создание носителя «Русь-М» для запуска обычных космических аппаратов всех типов, грузовых и, возможно, пилотируемых кораблей. Вся эта работа должна проходить в период с 2015 по 2020 годы. Я имею в виду, что в это время пойдут реальные запуски", – сказал Перминов. «В 20-х годах должна появиться ракета-носитель 50–60-тонного класса, а до 2030 года и далее – сверхтяжелого класса, до 150 тонн", – уточнил глава Роскосмоса...» «Небесная связь: Рой беспилотников» - такая заметка размещена 11 октября на www.popmech.ru. «В Швейцарии идет разработка беспилотников, способных работать целой «стаей» для организации связи в районах стихийных бедствий и всевозможных катастроф.Проект SMAVNET включает создание небольших (420 грамм при размахе крыльев 0,8 м), прочных и легких роботов-беспилотников, а также программного обеспечения, которое позволит им взаимодействовать друг с другом и организовывать связь. Сами летающие аппараты делаются максимально простыми, на основе полипропиленовой пены, оснащаются единственным двигателем, расположенным в задней части, и парой элевонов(гибрид элеронов и руля высоты) для управления полетом. Автопилот контролирует высоту, скорость движения и все прочие параметры на основе данных с трех приборов – гироскопа и пары датчиков давления воздуха. На борту имеется и GPS-модуль. Бортовые аккумуляторы обеспечивают около получаса полета. Единый контролирующий центр, управляющий движением всей флотилии беспилотников, формирует команды и по Wi-Fi передает их на аппараты в воздухе. Беспроводная связь – с другими аппаратами, с центром, с работающими на земле роботами и людьми – служит и основным источником информации для БПЛА о своем местоположении на местности и в общей сети коммуникаций. Главное сложностью стала разработка алгоритмов поведения отдельных аппаратов в «стае». Для этого ученым пришлось обратиться к тому, как организуют свои стаи некоторые виды кочующих муравьев. Они определяют положение друг друга и состояние всей «сети» с помощью химических сигналов, выделяя пахучие феромоны. Аналогично действуют и беспилотники, хотя «феромоны» тут чисто виртуальные. Каждый беспилотник может работать в одном из двух режимов – «узел» или «муравей». В первом случае они распределяются равномерно, совершая круги по 10 м в диаметре, покрывая пространство сетью беспроводной связи. Каждый очередной аппарат, приближаясь к этой «стае», ориентируется на этот «виртуальный феромон», двигаясь по сети коммуникаций, пока не найдет незанятое место и не перейдет в режим «узла» сети. В настоящее время разработчикам SMAVNET удалось обеспечить совместный полет и работу «роя» из 10-ти беспилотников. Это большое достижение, но для окончательного результата этого мало. Работа продолжается». «DEMON летящий: Новое слово в воздухе» - называется заметка, размещенная на www.popmech.ru 14 октября. «В сентябре на полигоне в Великобритании прошел испытательный полет беспилотника DEMON. Казалось бы, этим нас сегодня не удивишь – если б не одно обстоятельство. Этот аппарат впервые не использовал для маневров никаких движущихся элементов крыла.Как обычно маневрируют современные летательные аппараты? С помощью подвижных управляющих аэродинамических поверхностей на руле и/или крыльях – элеронов, элевонов, закрылков и так далее. Это удобный и простой способ управления, но он же во многих случаях является слабым местом самолета – хотя бы в силу того, что требует участия подвижных элементов, подвергающихся особенно высоким нагрузкам на больших скоростях. DEMON этого не требует: маневрирование он осуществляет, используя отклоняемый вектор тяги своего двигателя в сочетании с особой конструкцией крыльев. В них проходят полые трубки, через которые нагнетается и передается воздух от турбокомпрессора, но не для управления элеронами, а выбрасывается через щели в задней кромке. Дополнительный поток воздуха снижает давление над соответствующим крылом, позволяя аппарату разворачиваться. Итак, 17 сентября, поднявшись в воздух, DEMON получил команду на блокировку подвижных аэродинамических поверхностей, которые на всякий случай установлены на его крыльях. После этого он блестяще справился с разворотами, изменением высоты, и даже посадкой. Сам по себе беспилотник решен по аэродинамической схеме "летающее крыло" (Blended Wind-Body), при весе 90 кг и размахе крыльев 2,5 м способен развивать до 280 км/ч. Отсутствие движущихся элементов на внешней поверхности фюзеляжа не только делает аппарат более надежным, но и увеличивает срок его службы, облегчает его ремонт. Хотя некоторые элементы полета он способен брать на себя полностью, не стоит забывать, что DEMON – лишь экспериментальный экземпляр и не полностью автономен. DEMON стал результатом сотрудничества инженеров корпорации BAE Systems и ученых из десятка университетов Великобритании. Аппарат этот – лишь промежуточный этап в реализации программы по созданию подобных аппаратов FLAVIIR, в которую должно быть вложено без малого 10 млн долларов. Работы по программе должны быть закончены в течение 5 лет, после чего, возможно, и таким полетом беспилотника уже никого не удивишь». «Надувная «летающая тарелка» решит все проблемы с грузовыми перевозками», полагает www.nanonewsnet.ru в заметке от 5 октября. «Австралийская авиастроительная компания Skylifter предложила свежее решение для перевозки грузов по воздуху.Между прочим, проблема по сей день решена лишь отчасти. Автомобильные и железные дороги есть далеко не везде, и многие объёмные и тяжёлые конструкции приходится транспортировать в разобранном виде. У авиации ещё более серьёзные ограничения по форме и габаритам грузов, не говоря уже о необходимости строительства взлётно-посадочных полос. Вертолёты обладают большей гибкостью, но тоже несовершенны. К примеру, «Ми-26» и Sikorsky S-64 Skycrane способны поднять всего 20 и 9 тонн соответственно. Австралийская новинка представляет собой дирижабль с грузоподъёмностью 150 т, дальностью полёта 2 тыс. км и средней скоростью 83 км/ч. Таким образом, аппарат способен перевозить не только громоздкое оборудование, но и целые здания (сельские больницы, центры помощи пострадавшим при стихийных бедствиях) и даже круизные лайнеры. Особенность аэростата в его форме: не сфера и не сигара, но диск. Подобно самому обычному воздушному шарику у этого дирижабля нет передней и задней частей; ему всё равно, куда дует ветер (беспроблемная доставка грузов в ветреные районы). Кроме того, поскольку он более плоский, чем сферические коллеги, аппарат менее склонен вести себя как парус. Надувная «летающая тарелка» обладает также прекрасными парашютными способностями. Второе предложение Skylifter заключается в том, чтобы использовать судовой крыльчатый движитель вместо воздушных винтов. Это примерно то же самое, что и гребное колесо, только с лопастями не плоскими, а в виде гидрокрыльев. Ускорение вращения пропеллеров усиливает упор, а изменение угла лопастей меняет его направление, обеспечивая одновременно и скорость, и рулевое управление. Наконец, далеко под аэростатом планируется повесить контрольную гондолу, которая сместит центр тяжести ЛА вниз. Вся конструкция в результате станет менее шаткой и лучше управляемой; дополнительные стабилизаторы, излишне нагружающие дирижабль, будут не нужны. Тестовая радиоуправляемая версия под названием Betty уже построена. Её аэростат имеет диаметр 3 м; поднять она может лишь чуть больше половины килограмма. Прототип снабжён обычными воздушными винтами. Есть и точная уменьшенная копия будущего дирижабля — Vikki (18 м в диаметре); в воздух её поднимать не собираются». «Автомобили без водителя разрабатывает не только Google», сообщает 15 октября www.nanonewsnet.ru. «Учёные из Германии представили новый вариант самоуправляющегося автомобиля и не преминули заявить, что дни человека за рулём сочтены. «В будущем вождение запретят по соображениям безопасности, — подчеркнул Рауль Рохас, профессор Свободного университета Берлина. — Сегодняшний автомобиль — это вчерашняя лошадь. Через 5–10 лет наша технология будет повсеместно распространена в аэропортах, на заводах и складах, через 10–20 — на автомагистралях, через 20–30 лет — в городах». Автомобиль, получивший название MIG (Made in Germany), с помощью камер, лазерных дальномеров, тепловых датчиков и спутниковой навигации прекрасно ориентируется даже в туннелях, видит прочие транспортные средства и пешеходов, а также реагирует на светофоры. В отличие от людей, он не устаёт и не теряет концентрации. Кроме того, он видит сразу во всех направлениях на 70 метров вперёд. Внешне машина напоминает обычный Volkswagen Passat с видеокамерой на крыше. Учёные предсказывают также, что их изобретение сократит количество автомобилей на дорогах, ибо люди перестанут нуждаться в собственном автотранспорте. «Вы только представьте, если Индия и Китай выйдут на европейский уровень мобильности! — ужасается г-н Рохас, уроженец Мексики. — Единственное реальное решение, когда речь идёт о стабильности и сохранении ресурсов, — это совместное использование автомобилей». Конечно, это далеко не первое решение в подобном роде. Исследователи из Брауншвейга (тоже Германия) на прошлой неделе продемонстрировали модель Leonie. А несколько дней назадамериканский техногигант Google заявил, что его автомобиль (правда, с человеком внутри — для страховки) прошёл уже 225 тыс. км вдоль залива Сан-Франциско...» «Новый вид транспорта для подводных путешествий - подводный мотоцикл HydroBOB», называется заметка, размещенная на www.nanonewsnet.ru 18 октября. «Подводное плавание и езда на водном мотоцикле – это одни из самых привлекательных развлечений, но почему бы не совместить все лучшие черты этих двух видов в одном? Именно эта идея стала основой создания подводного мотоцикла HydroBOB (BOB, Breathing Observation Bubble), управление которым и езда на котором не требуют обладания навыками подводного плавания, по крайней мере, именно так утверждают его создатели, сотрудники компании HydroDome. Вместо традиционных маски, шлангов и дыхательного аппарата, HydroBOB оборудован воздушной камерой, сделанной по принципу воздушного колокола. Воздух, необходимый доя дыхания, подается в эту камеру из баллона, расположенного в нижней части аппарата. Этот баллон так же играет роль балласта, удерживающего аппарат HydroBOB в вертикальном положении. В движение аппарат приводится водометным двигателем, получающим энергию от аккумуляторных батарей, которые так же выступают в роли балласта. Система управления аппаратом постоянно измеряет глубину погружения и не дает аппарату погрузиться глубже максимально допустимой глубины.
 
В настоящее время компания HydroDome еще не продает эти аппараты всем желающим. Но на этих аппаратах может покататься под водой каждый желающий, посетив американский аквапарк Aquadome in Ft Lauderdale Florida. Разработчики объясняют это тем, что таким образом им удается совместить приятное с полезным, заработать денег и довести до совершенства сам аппарат, ведь посетители аквапарка невольно выступают в качестве испытателей аппарата, которые за это еще и сами платят. Но немного позже этот аппарат уже в доработанном варианте появится на рынке, где его сможет приобрести любой желающий, который, погрузившись в море, сможет почувствовать себя настоящим Джеймсом Бондом, отбивающимся голыми кулаками от нападающих скатов и акул».
 

Продолжение следует

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "НТИ Октябрь Ч.3 Транспорт"