Цель творчества, морзянка и ТРИЗ

«Художник тот ,кто видит связи мира,
Художник тот, кто в капле видит море..
Художник тот, кто в миге видит вечность,
Кто в человеке видит человечность».
                  Михаил Анчаров. «Дорога через хаос»Слова героя романа Леонардо..
 
Я сижу в кресле, смотрю передачу по телевизору про одного режиссера. Я включил канал «Культура» и увидел кадр, в котором показана группа гражданских и один матрос. Потом далее понял, что матроса отозвали с флота и послали режиссером в какой – то театр. К сожалению, не запомнил фамилию режиссера, попробовал найти, но не смог. Я еще вернусь к этому режиссеру, а пока я хочу обратить ваше внимание на мое, можно сказать, «заболевание». Сидя в кресле я частенько непроизвольно, пальцами выстукиваю морзянкой некоторые слова или цифры, типа «дай-дай закурить», то есть 7, или «я на горку шла», что есть 2. А ведь мне скоро 83, а учил я морзянку, когда мне было 15! И так морзянка идет со мной всю жизнь, иногда всплывая реже, иногда чаще. Если считать, что я человек с обычной памятью то, как же надо было обучать, чтобы 62 года хранить в памяти всю эту премудрость. И я вспомнил, как именно нас обучали. Конечно, те, кто нас обучал, не думали о том, что мы доживем до такого возраста, и будем помнить морзянку, как будто это профессия нам на всю жизнь.. Почему я вдруг вспомнил об этом своем «заболевании»? Дело в том, что читаю и слышу, сколько времени затрачивают преподаватели на обучение ТРИЗ детей. И мне представляется, что этого времени недостаточно для того, чтобы они запомнили и в любой момент могли применить основные инструменты ТРИЗ.
Несколько слов о том, как нас учили приему на слух. Вначале нам казалось, что запомнить все буквы цифры невозможно. Оказалось, что все можно запомнить т.к. можно запомнить одна точка тире, две точки тире и т.д. Затем тире точка, тире две точки и т.д. И так весь алфавит. Затем надо было на слух запомнить все буквы. Вернее, даже не буквы как перечень точек и тире, а мелодию этого сочетания знаков, те самые напевы, о которых я уже написал. Каждый день начинался с нового. Мы начали принимать на слух так медленно, что успевали считать две точки тире-это У, а три точки тире – это Ж, а четыре точки тире – это цифра 4. На другой день скорость передачи знаков увеличивается, и вдруг вы понимаете, что считать не успеваете, а на слух не разбираете. От негодования вы ломаете карандаш, разрываете журнал, и в это время старшина берет тебя за воротник или за ухо и выводит в коридор. Отдохнешь 5-10 минут и старшина приглашает обратно в класс. А там уже скорость передачи слегка увеличилась. И вы должны включаться и уже управлять собой, для того чтобы не попадать в коридор. И вдруг - победа! Вы преодолели 60 знаков в минуту. Дальше пойдет хорошо до следующего барьера. И есть цель -120 знаков в минуту! И такая учеба идет 6 месяцев каждый день по 2-4 часа. Конечно, срок измеряется приближенно, так как учеба идет 2 дня, а третий – наряды - камбуз, караул и т.д.
Почему я обращаю внимание именно на обучение ТРИЗ? На мой взгляд, мы еще не осознали, как ТРИЗ влияет на усвоение всего школьного курса, а это происходит, так как ученик видит любой изучаемый материал в динамике и в прошлом, настоящем и будущем.
Теперь я опять хочу обратиться к М. Анчарову. У него приведены такие блестящие мысли, что так и хочется сказать ему слова благодарности. В романе «Дорога через хаос» он приводит несколько высказываний, которые неплохо было бы взять нам на вооружение.
«СОДЕРЖАНИЕ ИСКУССТВА ЕСТЬ НЕ ТО, ЧТО ОНО ИЗОБРАЖАЕТ, А ТО, ЧТО ОНО ВЫЗЫВАЕТ. И потому эмоции для искусства всего лишь материал.
Искусство не для себя, а для других. Содержание искусства не эмоции, не ум, а их полет Есть полет –есть содержание, нет полета- нет содержания, а есть всего лишь материал.
Но для того чтобы поднять других в полет, нужно взлететь самому.
То. что я сейчас пишу,- не искусство, хотя эмоций у меня полно, клянусь вам, чересчур дорого мне досталось понимание, эмоции могут даже появиться у читающего - не удивлюсь. И наверное, я даже сейчас умный для себя и – чем черт не шутит - для других.
Но ничто не заменит ПОЛЕТА».
 Мне представляется, что первая фраза, напечатанная крупным шрифтом гениальной! Важно, конечно, что написано, изображено, и т.д. но еще важнее как все созданное воздействует на читающего, смотрящего и какие чувства и действия вызывает у него! Я увидел, как Сапожников изобретает - он разозлился, а это уже психология! У меня такое ощущение, что Г.С.А. обладал способностью полета и мог увлечь читателя летать вместе с ним. У многих читателей он вызвал желание изобретать!
«-А, что такое полет? Толком можешь объяснить?- спросил Илларион.
-Отрыв от действительности,- сказал я.
-Вот это номер! А зачем отрываться? Нельзя. Ничего, кроме действительности, нет.
-Есть, сказал я.
-Что?
-Перспективы».
 
А что такое перспективы? Я бы ответил так! Это и прогноз близкий и дальний, это и фантастика, то есть это то, что позволяет оторваться от действительности во всех сферах жизни и представить, куда и как мы будем перемещаться.
А теперь я хочу вернуться к режиссеру, с которого начал. Когда он, будучи уже в возрасте, заболел, и его не ждали, на репетиций, а он все же пришел, то к нему подошел один артист и сказал ему, что несмотря на болезнь он выглядит очень элегантно. На что режиссер ему ответил – «Чем хуже ты себя чувствуешь, тем строже и красивее ты должен быть одет»! И это меня поразило! Ведь если посмотреть на наших больных дома и в больнице то можно утверждать, что они выполняют это правило с точностью наоборот.
Мне рассказывали, что у москвичей братьев Куликовых, дед уже в преклонном возрасте, за 90 лет, следил за модой и просил, чтобы ему покупали качественные и модные вещи. Выходил к столу он парадно одетый,  обязательно поддерживал при этом «светскую» беседу. Видно было, что он строит свою жизнь, организует и себя и мысли, и окружающее. Но ведь этому тоже кто -то должен учить человека! К сожалению, очень многому нас не учили, а ведь каждый возраст требует своего отношения и к себе и задает отношение к окружающим. Но человек несмотря ни на что должен всегда держать себя так, как если бы он был в полете. Непрерывном полете, которым Генрих Альтшуллер заменил «подпрыгивание» в процессе творчества!

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Цель творчества, морзянка и ТРИЗ"