Возможно, деталировка второго и третьего столбцов этой таблицы покажутся читателю сомнительными или неполными. В таком случае попробуйте сами для сомнительных случаев определить и перечень элементов, и перечень подсистем. Позже мы вернемся к этому вопросу и поясним причины этих сомнений, а пока продолжим знакомство с основными определениями. Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих свойств. Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов. Делимость системы отражает тот факт, что любой объект можно представить состоящим из элементов. В соответствии с этим любой объект нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы (надсистемы) и как совокупность более мелких частей (подсистем). Способность всегда представить себе эти три (как минимум!) этажа является краеугольным камнем, основной характеристикой системного подхода. Любую составную часть системы можно выделить и рассматривать отдельно, изолированно. Однако эта изолированность относительна, так как всегда необходимо помнить, что взаимодействие между выделенной частью и ее окружением в системе в той или иной мере влияет на поведение и свойства этой выделенной части. Именно это свойство - делимость - позволяет упростить изучение и преобразование даже очень сложных систем, не упустив при этом ничего существенного. Чтобы представить степень общности системного подхода, ниже приведены примеры систем и некоторые элементы этих систем.
Ясно, что при таком разнообразии систем не обойтись без их классификации. И действительно, существует множество классификаций систем [16]. Например, системы можно классифицировать по таким признакам: 1) по происхождению (естественные, искусственные), 2) по типу элементов (абстрактные, конкретные), 3) по виду элементов (материальный предмет, процесс, информационный блок), 4) по состоянию (статические, динамические), 5) по связям с окружением (открытые, закрытые). Сейчас для нас наиболее важным является разделение систем на естественные (возникающие и существующие независимо от человека и его воли) и искусственные (созданные человеком сознательно для прямого или косвенного удовлетворения какой-либо своей потребности). Мы сосредоточим внимание на искусственных системах, поскольку и разнообразие их, и актуальность для человека, и, как это ни странно, недостаточная степень познания (а ведь они - дело рук самого человека!), и, наконец, важность их для преуспеяния человека, - все это дает достаточно оснований для нашего выбора. Искусственные системы, в свою очередь, можно разделить на несколько классов, каждый из которых по-своему касается человека. Вот эти классы: 1. Технические системы (машины, приборы, аппараты, технологии, и т.п.), 2. Социальные системы (государство, город, профсоюз, выборы, и т.п.), 3. Информационные системы (наука, связь, пресса, обучение, и т.п.), 4. Культурологические системы (философия, театр, этика, живопись, и т.п.) Уже эта классификация дает ответ на вопрос о причинах сомнений читателя в корректности содержания таблицы Рис. 13. Дело в том, что творения рук человеческих неизбежно встраиваются не в одну, а в несколько надсистем, и в каждой из них и окружение нашей системы, и принципы ее "деталировки" различны. Например, телевизор - это техническая система? Да, конечно. Это информационная система? Пожалуй, в чистом виде нет, но он входит в информационную надсистему связи. Это социальная система? Нет, но в социальной надсистеме "город" ему отведено определенное место. Впрочем, телевизор можно рассматривать и как самостоятельную информационную систему (это мы сделаем ниже), и как элемент культурологической надсистемы "телевидение" (заметим, что надсистема "телевидение" существует и в социальной сфере, но это совсем другая надсистема!). И разумеется, в каждой из названных надсистем основными, наиболее существенными с точки зрения роли телевизора в надсистеме будут совершенно разные его свойства, элементы. Другой пример - валютная биржа. Это техническая система? Нет, конечно, но в самой валютной бирже работает множество технических систем (строительные конструкции, технические средства жизнеобеспечения: освещение, отопление, вентиляция, и т.п.). Это социальная система? Безусловно, слишком сильно она связана с социальными процессами в обществе, так же как и с другими социальными структурами. Это информационная система? Конечно, и сама она напичкана информационными подсистемами, и внешние ее связи - почти исключительно информационные. Это культурологическая система? В целом, наверное, нет, но влияние ее наличия и функционирования на мировоззрение, этические принципы и нормы достаточно значительно, т.е. она в той или иной мере связана с культурологическими системами. Упражнения:1.Охарактеризовать перечисленные ниже объекты как системы с точки зрения их происхождения, типа, вида, состояния, связей с окружением и класса (последнее - только для искусственных систем): а) перчатка, б) садовая земляника, в) ветер, г) лимфа, д) стая, е) митинг, ж) закон, з) совесть, и) книга, к) пруд, л) булыжник, м) праздник, н) воспитание, о) гавань. 2. Определить элементный состав следующих систем: а) облако, б) задача, в) собрание акционеров, г) виноградник, д) рабочий день, е) ложь, ж) муравейник, з) гайка, и) стол письменный, к) ботинки. 3. Какие функции выполняют следующие системы: а) деревенская улица, б) кассовый аппарат, в) семья, г) русло реки, д) верблюд, е) парус, ж) грядка, з) нора?. Какие из этих функций наиболее важны, какие - второстепенные? 3.2. Системное представление объектаПервый шаг системного анализа - представление изучаемого объекта в виде системы. Для искусственной системы этот шаг сводится к выявлению и словесному определению следующих понятий: а) надсистема, в которую входит объект, б) главная полезная функция объекта, в) перечень подсистем объекта, г) структура системы. Простота формулировок этого первого шага отнюдь не означает простоты его исполнения. Коварный ложный след ожидает неопытного аналитика уже на первом этапе - этапе определения надсистемы. Слишком часто вместо надсистемы хочется назвать всего лишь обобщенное определение исходного объекта, а эта ошибка заводит в тупик, который ощущается неопытным аналитиком только на следующих шагах системного анализа. Проверьте себя и попробуйте в качестве упражнения для приведенных в таблице примеров выбрать надсистему из нескольких предложенных (а может быть, и не только из предложенных). В этом поможет Вам материал раздела 2.2, где для различения "неразлучной" четверки логических операторов используются вспомогательные тест-вопросы.
В данном случае этот способ реализуется так. Чтобы проверить корректность определения надсистемы, можно воспользоваться двумя правилами: 1) Задайте себе вопрос: "Является ли <исходный объект> <надсистемой>?". Правильный ответ - "Нет, не является" (в противном случае имеет место не соединение, а обобщение исходного понятия). 2) Проверьте, корректно ли звучит вопрос: "Какую функцию выполняет <исходный объект> в <надсистеме>?" Кстати, второй вопрос, если он оказывается корректным, сразу же выводит на ответ о главной полезной функции нашей системы. Дальнейшее исполнение первого шага системного анализа (определение подсистем и структуры), как правило, затруднений не вызывает, но часто оказывается неполным. Впрочем, эта неполнота не смертельна и не должна особенно беспокоить аналитика, т.к. на следующем шаге она неизбежно выявится и будет скорректирована. После этих первоначальных понятий о системном анализе полезно потренироваться и закрепить прочитанное не только знанием, но и умением это знание применить. Упражнения:1. Представить в виде системы 2-3 объекта из числа следующих: карандаш, плафон, касса, амперметр, литейный участок, город, изгородь, река, стая, справочник химика, хранение картофеля, IBM PC, платежное поручение, фьючерсный контракт, подъезд, ухо, отвертка, вирус, техника игры на гитаре. 2. Из одного и того же набора из 3-4 элементов сконструировать не менее двух различных систем. Изобразить графически структуру каждой системы (если возможно, наподобие рис.12) 3. Определите, какие из предложенных систем естественные, а какие - искусственные: государство, нация, магазин, рынок, капитализм, семья, инфляция, девальвация, шайка, парк, живая изгородь, булыжник, заповедник, эпидемия, мумиё, стадо, буль-терьер, война, нефть, курорт, миграция населения, иностранец, шоссе. 4. Назвать главную полезную функцию (ГПФ) для каждой из следующих систем: электрометр, овчарка, токарный станок, рубль, ракета, метафора, картина, выборы, магазин, блокнот, нотариат. Главная Инструменты Системно-морфологический подход Основные положения
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||