Главная    Литература    Это мое собственное изобретение

Это мое собственное изобретение

Льюис Кэрролл
"Алиса в зазеркалье" М. Наука 1991 год Стр 193-202

ЭТО МОЕ СОБСТВЕННОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Немного спустя шум постепенно затих, и наступила такая мертвая тишина, что Алиса в тревоге подняла голову. Вокруг не было видно ни души. Уж не приснились ли ей и Лев, и Единорог, и странные Англосаксонские Гонцы, подумала Алиса. Но на земле, у ее ног все еще лежало огромное блюдо, на котором она пыталась разрезать пирог.

- Значит, все это мне не приснилось! - сказала про себя Алиса.- А, впрочем, может, все мы снимся кому-нибудь еще? Нет, пусть уж лучше это будет мой сон, а не сон Черного Короля!

Подумав, она жалобно продолжала:

- Не хочу я жить в чужом сне! Вот пойду и разбужу его! Посмотрим, что тогда будет!

В эту минуту мысли ее были прерваны громким криком:

- Эй, остановись! Шах тебе! Шах!

Она подняла глаза и увидела, что на нее во весь опор несется Черный Конь, на котором, размахивая огромной дубинкой, сидит закованный в черные латы Рыцарь. Доскакав до Алисы, Конь остановился.

- Ты моя пленница! - крикнул Рыцарь и свалился с коня.

Алиса попятилась; правда, она испугалась больше за него, чем за себя, и с волнением следила, как Рыцарь снова вскарабкался в седло. Усевшись поудобнее, он снова начал:

- Ты моя плен...

Но тут его прервал чей-то голос:

- Эй, остановись! Шах тебе! Шах! Алиса удивленно оглянулась.

Это был Белый Рыцарь, сидящий на Белом Конеъ. Он подскакал к Алисе и тоже свалился на землю, а потом снова вскарабкался в седло.

Рыцари сидели на своих Конях и молча смотрели друг на друга. Алиса с недоумением переводила взгляд с одного на другого.

- Это я взял ее в плен! - сказал, наконец, Черный Рыцарь.

- Да, но потом явился я и спас ее! - ответил Белый Рыцарь.

- Что ж, в таком случае придется нам решить спор в честном поединке, - предложил Черный Рыцарь, снимая с луки шлем в форме конской головы и надевая его на голову.

- Биться будем по всем правилам, конечно? - спросил Белый Рыцарь и тоже надел шлем.

- Я всегда бьюсь только так,- ответил Черный Рыцарь.

И они скрестили дубинки с такой силой, что Алиса в страхе спряталась за дерево.

- Интересно,- подумала она, робко выглядывая из своего убежища - какие у них правила? Первое, по-моему, такое: если один Рыцарь ударит другого дубинкой, он сшибает его с лошади, а если промахнется - падает сам... А второе правило, должно быть, такое: дубинки надо держать обеими руками, как держат их Панч и Джуди, когда дерутся. Как эти Рыцари гремят, когда падают на землю! Можно подумать, что дюжину каминных щипцов швыряют о каминную решетку. А Кони какие спокойные! Рыцари падают, залезают на них снова, а они и ухом не ведут!

Было еще одно правило, которого Алиса, видно, не заметила: когда Рыцари летели с коней, падали они всегда на голову. Этим и кончилась битва: оба Рыцаря ударились о землю головами и полежали немного рядышком. Потом они поднялись и пожали друг другу руки; Черный Рыцарь уселся в седло и ускакал.

- Блестящая победа, правда? - спросил, подъезжая к Алисе, Белый Рыцарь и перевел дыхание.

- Не знаю,- отвечала с сомнением Алиса.- Мне что-то не хочется, чтобы меня брали в плен. Я хочу быть Королевой.

- Ты ею и будешь, когда перейдешь через следующий ручеек,- сказал Белый Рыцарь.- Я провожу тебя до опушки, а потом вернусь обратно - такой у меня ход!

- Большое спасибо,- сказала Алиса.- Помочь вам снять шлем? Самому Рыцарю это, видно, было не под силу. С большим трудом Алиса освободила его, наконец, из шлема.

- Вот теперь можно вздохнуть свободнее,- сказал Рыцарь, пригладил обеими руками взлохмаченные волосы и повернулся к Алисе. У него было доброе лицо и большие кроткие глаза. Алиса подумала, что в жизни не видала такого странного воина.

На нем были жестяные латы - огромные, словно с чужого плеча, а на спине болтался вверх дном и с откинутой крышкой необычной формы деревянный ящик для писем. Алиса разглядывала его с большим любопытством.

- Я вижу, тебе нравится мой ящик,- приветливо заметил Рыцарь.- Это мое собственное изобретение! У меня в нем одежда и бутерброды. Надеваю я его, как видишь, вверх дном, и дождь в него не попадает.

- Зато все остальное из него выпадает] - мягко сказала Алиса.- Вы знаете, что крышка у него открыта?

- Нет,- ответил Рыцарь, и тень досады скользнула по его лицу.- Значит, все мои вещи выпали! Тогда зачем он мне?

С этими словами он отстегнул ящик и размахнулся, чтобы бросить его в кусты, но тут, видно, в голову ему пришла какая-то мысль, и он осторожно повесил его на дерево.

- Догадываешься, зачем? - спросил он Алису. Алиса покачала головой.

- А вдруг пчелы совьют там гнездо - тогда у меня будет мед!

- Но у вас на седле висит улей... или что-то вроде улья,- сказала Алиса.

- Да, это очень хороший улей,- недовольно согласился Рыцарь.- Самого лучшего качества! Но пчелам он почему-то не нравится! У меня здесь есть еще и мышеловка. Видно, мыши отгоняют пчел. Или пчелы - мышей. Не знаю...

- А я как раз думала: зачем вам мышеловка,- сказала Алиса.- Трудно представить себе, что на Конях живут мыши...

- Трудно, но можно,- ответил Рыцарь.- А я бы не хотел, чтобы они по мне бегали.

- Видишь ли,- продолжал он, помолчав,- нужно быть готовым ко всему. Вот почему у моего Коня на ногах браслеты.

- А это зачем? - заинтересовалась Алиса.

- Чтобы акулы не укусили,- ответил Белый Рыцарь.- Это мое собственное изобретение! Помоги-ка мне забраться на коня. Я выведу тебя на опушку. А это блюдо для чего?

- Для пирога,- сказала Алиса.

- Тогда давай прихватим его с собой,- предложил Рыцарь.- Оно нам очень пригодится, если мы найдем пирог. Подержи-ка суму - я его туда засуну...

Это оказалось нелегко. Алиса крепко держала суму в руках, но Белый Рыцарь был очень неловок: вместо того, чтобы положить в суму блюдо, он все падал в нее сам. Наконец, блюдо было втиснуто.

- Конечно, места там для него маловато,- заметил Рыцарь.- Сума битком набита подсвечниками, но что поделаешь!

И он подвесил суму к седлу, с которого свисали пучки моркови, каминные щипцы и еще всякая всячина.

- Надеюсь, волосы у тебя сегодня хорошо приклеены? - спросил Рыцарь, когда они тронулись в путь.

- Не лучше, чем всегда,- с улыбкой отвечала Алиса.

- Этого мало,- встревожился Рыцарь.- Ветер тут в лесу такой сильный, что прямо рвет волосы с корнем!

- А вы еще не придумали средства от вырывания волос? - спросила Алиса.

- Нет, но зато я придумал средство от выпадания,- отвечал Рыцарь.

- Какое же? Мне бы очень хотелось узнать!

- Берешь палочку и ставишь ее на голову, чтобы волосы вились вокруг нее, как плющ. Волосы почему падают? Потому, что свисают вниз. Ну а вверх падать невозможно! Это мое собственное изобретение! Можешь его испробовать, если хочешь!

Средство это показалось Алисе не очень-то хорошим, и она молча шла рядом, время от времени останавливаясь, чтобы помочь бедному Рыцарю, который не слишком-то хорошо держался на Коне.

Стоило Коню остановиться (а он то и дело останавливался), как Рыцарь тут же летел вперед, а когда Конь снова трогался с места (обычно он делал это рывком), Рыцарь тотчас падал назад. В остальном он совсем неплохо держался в седле - только временами валился еще и набок. Падал он, как правило, прямо на Алису - поэтому она вскоре решила не держаться слишком близко к Коню.

В пятый раз помогая Рыцарю подняться с земли, она рискнула заметить:

- Вы, должно быть, не часто ездите верхом? Белый Рыцарь очень удивился.

- Почему ты так думаешь? - спросил он дрожащим от обиды голосом и залез в седло, держась одной рукой за Алисины волосы, чтобы не свалиться с другого бока.

- Если много ездить верхом, то не будешь так часто падать.

- Я езжу много,- отвечал Рыцарь торжественно.- Очень много!

- Ах, вот как! - сказала Алиса как могла сердечнее.

Больше она ничего не могла придумать. Они продолжали свой путь молча - Рыцарь ехал, крепко закрыв глаза, и лишь изредка что-то бормотал, а Алиса с тревогой ждала, когда он опять упадет.

- Великое искусство верховой езды,- сказал вдруг громко Рыцарь я взмахнул правой рукой,- заключается в том, чтобы держать...

Он замолчал так же внезапно, как и начал, потому что свалился головой вперед - прямо на дорожку, по которой шла Алиса. На этот раз она перепугалась и, помогая ему подняться, взволнованно спросила:

- Вы ничего себе не сломали?

- Ничего существенного,- отвечал Рыцарь, словно одно-два ребра не шли в счет. - Как я и говорил, великое искусство верховой езды заключается в том, чтобы... правильно держать равновесие. Вот так...

Он отпустил узду и распростер руки в стороны, чтобы показать Алисе, что он имеет в виду,- на этот раз он упал навзничь, прямо под копыта своего Коня. И, пока Алиса ставила его на ноги, он, не переставая, бормотал:

- Я езжу много. Очень много! Тут Алиса потеряла терпение.

- Нет, это просто смешно! - воскликнула она.- Вам бы ездить на деревянной лошадке! Знаете, такая... на колесиках!

- А что, у таких ход легче? - заинтересовался Рыцарь и обнял своего Коня обеими руками за шею. И хорошо сделал, а то свалился бы опять на землю.

- О, гораздо легче,- фыркнула Алиса.

- Достану себе такую лошадку'- задумчиво сказал Рыцарь.- Одну или две... Или несколько...

Наступило молчание. Немного спустя Рыцарь произнес:

- Я сделал много замечательных открытий. Ты, конечно, заметила, когда меня поднимала, что я о чем-то думал?

- Да, вид у вас был задумчивый,- согласилась Алиса.

- В этот миг я как раз изобретал новый способ перелезания через калитку. Хочешь послушать?

- Пожалуйста,- сказала Алиса вежливо.

- Вот как я до этого додумался,- продолжал Рыцарь.- Понимаешь, я рассуждал так: единственная трудность в ногах - как поднять их наверх. Голова и так наверху! Значит так: сначала кладем голову на калитку - голова, значит, уже наверху. Потом становимся на голову - тогда и ноги тоже наверху, правда? И перемахиваем на ту сторону!

- Конечно, если удастся это сделать, через калитку перелезешь,- сказала с сомнением Алиса.- Но вам не кажется, что все это не так-то просто?

- Я еще не пробовал,- отвечал серьезно Рыцарь,- и ничего не могу сказать наверняка... Но ты, пожалуй, права, это не очень просто...

Эта мысль его так огорчила, что Алиса поспешно переменила тему.

- Какой у вас шлем забавный! -весело заметила она.- Это тоже ваше изобретение?

Рыцарь с гордостью поглядел на шлем, свисавший с седельной луки.

- Да,- ответил он.- Но я изобрел и другой, гораздо лучше этого. С виду он похож на огромную сахарную голову. Когда я падал с лошади, он упирался тут же концом в землю, так что падать мне было совсем недалеко. Одно нехорошо, конечно, было - я мог упасть и в него. Однажды так и случилось; хуже всего, что только я застрял в шлеме, как вдруг подъезжает второй Белый Рыцарь и надевает его на себя. Он думал, это его шлем...

Белый Рыцарь рассказывал все это так серьезно, что Алиса не посмела улыбнуться.

- Должно быть, шлем оказался ему до боли тесен,- проговорила она, едва сдерживая смех.- Ведь в нем сидели вы!

- Пришлось мне лягнуть его ногой,- отвечал Рыцарь без тени улыбки.- o Тогда он, наконец, догадался снять шлем. Нелегко ему было вытащить меня оттуда, а ведь хватка у него крепкая, как... как... как... ром!

- Ну, это совсем другая крепость! - заметила Алиса.

- Уверяю тебя, тут были всякие крепости - и та, и эта!

В волнении Рыцарь воздел руки к небу - и тотчас вылетел из седла и шлепнулся головой в канаву. Алиса бросилась к нему. Падение было неожиданным - на этот раз ему удалось довольно долго продержаться в седле, и Алиса боялась, не ушибся ли он. Из канавы торчали одни лишь ноги, но, услышав, что он продолжает как ни в чем не бывало говорить, она успокоилась.

- Самые разные крепости, уверяю тебя! И все же с его стороны это было неосторожно - взять и надеть чужой шлем, да еще вместе с хозяином!

- Как это вы можете говорить вниз головой, да еще так спокойно? - спросила Алиса, вытаскивая его за ноги из канавы.

Рыцарь, казалось, очень удивился ее вопросу.

- Неважно, где находится мое тело,- сказал он.- Мой ум работает, не переставая. Чем ниже моя голова, тем глубже мои мысли! Да-да! Чем ниже - тем глубже!

Помолчав, он прибавил:

- Самым остроумным моим изобретением был новый пудинг! Я изобрел его, пока ел второе!

- - И его успели приготовить на третье? - спросила Алиса.- Вот это быстрота!

- Нет - протянул задумчиво Рыцарь,- на третье не успели! Не успели на третье..

- Значит, его приготовили на завтра? Вряд ли вам захотелось два пудинга в день?

- Нет, не на завтра - повторил Рыцарь все так же задумчиво.- На завтра не успели.

Он повесил голову и мрачно произнес:

- Боюсь, что его вообще не приготовили] Боюсь, что его вообще никогда не приготовят! А какое это было остроумное изобретение!

- А из чего он делается? - спросила Алиса, желая хоть как-то его приободрить. Она увидела, что бедный Рыцарь совсем пал духом.

- В основном из промокашки,- отвечал Рыцарь со стоном.

- Боюсь, что это не очень-то вкусно...

- Одна промокашка, конечно, не очень вкусна,- прервал ее с волнением Рыцарь.- Но если смешать ее еще кое с чем - с порохом, например, или с сургучом - тогда совсем другое дело! Но здесь я должен тебя оставить...

Они вышли на опушку леса. Алиса вздрогнула от неожиданности - в эту минуту она думала только о пудинге.

- Ты загрустила? - огорчился Рыцарь.- Давай я спою тебе в утешение песню.

- А она очень длинная? - спросила Алиса. В этот день она слышала столько стихов!

- Она длинная,- ответил Рыцарь,- но очень, очень красивая! Когда я ее пою, все рыдают... или...

- Или что? - спросила Алиса, не понимая, почему Рыцарь вдруг остановился.

- Или... не рыдают. Заглавие этой песни называется "Пуговки для сюртуков".

- Вы хотите сказать - песня так называется? - спросила Алиса, стараясь заинтересоваться песней.

- Нет, ты не понимаешь,- ответил нетерпеливо Рыцарь.- Это заглавие так называется. А песня называется "Древний старичок".

- Мне надо было спросить: это у песни такое заглавие? - поправилась Алиса.

- Да нет! Заглавие совсем другое. "С горем пополам" Но это она только так называется.

- А песня эта какая"} - спросила Алиса в полной растерянности.

- Я как раз собирался тебе об этом сказать. "Сидящий на стене"! Вот какая это песня! Музыка собственного изобретения!

С этими словами он остановил Коня, отпустил поводья и, медленно отбивая такт рукой, запел с выражением блаженства на своем добром и глупом лице.

Из всех чудес, которые видела Алиса в своих странствиях по Зазеркалью, яснее всего она запомнила это. Многие годы спустя сцена эта так и стояла перед ней, словно все это случилось только вчера: кроткие голубые глаза и мягкая улыбка Рыцаря, заходящее солнце, запутавшееся у него в волосах, ослепительный блеск доспехов, Конь, мирно щиплющий траву у ее ног, свесившиеся на шею Коня поводья и черная тень леса позади - она запомнила все, все до мельчайших подробностей, как запоминают поразившую воображение, картину. Она прислонилась к дереву, глядя из-под руки на эту странную пару и слушая, словно в полусне, грустный напев.


Главная    Литература    Это мое собственное изобретение