Главная    Инструменты    Методы интуитивного творчества    Упражнения

Методы интуитивного поиска технических решений.

Кудрявцев А.В.

6. Упражнения

Несмотря на кажущуюся простоту таких методов как мозговой штурм или синектика, их применение на практике может натолкнуться на ряд трудностей. Естественно, что систематический курс обучения не может заменить никакая книга, даже учебник, однако стоит потренироваться в освоении отдельных элементов того или иного метода. С этой целью мы приводим ряд упражнений, используемых обычно во время обучения мозговому штурму и синектике. Эти же упражнения могут успешно применяться и в курсе развития творческого воображения, в индивидуальной работе.

Первыми будут представлены упражнения для тренировки качеств, необходимых при проведении мозгового штурма. В цикл включены три упражнения - "Сверхгенератор", "Сверханалитик" и "Дизайнеры". Все эти упражнения разработаны и описаны А. И. Кузьминым в работе "Психологические принципы работы проблемно-ориентированных групп". (Люберцы, ИПК Минавтосельхозмаша, 1989).

. В данной работе они цитируются по этому источнику. Помимо этого здесь представлены и упражнения, ориентированные на тренировку качеств, необходимых в процессе решения задач с помощью синектики, приведены задачи на развитие отдельных индивидуальных творческих способностей, а также на повышение согласованности действий в группе.

"Сверхгенератор"

"Генератор" - это человек, способный выдавать большое количество идей для решения той или иной задачи. Этот термин взят из метода мозгового штурма А. Осборна.

"Сверхгенератором" мы называли человека, который может генерировать идеи не только в "тепличных" условиях, но и в условиях критики, причем возникающие препятствия дополнительно стимулируют его активность.

Число участников упражнения - не более 15 человек (учебная группа). Перед группой ставится техническая задача, условия которой достаточно просты и не требуют длительных разъяснений. Один из слушателей назначается "сверхгенератором" (выбор может быть произвольным, но для начала лучше назначить наиболее активного слушателя). Он должен выйти перед аудиторией, представиться и предложить возможное решение задачи. Остальные слушатели - "критики". Они должны выявить недостатки предложенного решения и указать на них "сверхгенератору". Сигнал о готовности выступить - поднятая рука. Выступающего назначает преподаватель, ведущий занятие. Теперь задача "сверхгенератора" заключается в том, чтобы развить свою идею, используя критическое замечание. Отрицать информацию, содержащуюся в критике, запрещается.

Упражнение завершается разбором, в ходе которого происходит обмен мнениями по поводу работы каждого из участников, обобщается опыт "сверхгенераторов", выявляются основные направления критики.

Пример выполнения упражнения

Задача: предложить товар народного потребления для освоения его производства на "нашем" предприятии. Группа слушателей только начинает совместную работу, поэтому задача выбрана без исходных ограничений.

"Сверхгенератором" назначается слушатель А.П. Он сидит в первом ряду. На предыдущих занятиях был активен, сам вызвался работать у доски. Свои мысли формулирует четко и кратко.

A.П.: Предлагаю выпускать детские складные коляски.

Группа долго (более минуты) не реагирует. Наконец поднимается одна рука. Это В.Ф., самый старший из слушателей, заместитель начальника отдела.

B.Ф.: Ваши коляски никто покупать не будет! И так этим барахлом все магазины завалены.

По сути выступление В.Ф. совершенно правильно. Он хотел сказать, что с реализацией этого товара будут проблемы. Однако форма высказывания такова, что могут быть нежелательные последствия.

А.П.: Где это Вы видели в магазине складные коляски? Это страшный дефицит!

А.П. напряжен и слегка покраснел.

Итак, нарушены правила выполнения упражнения. А. П., не увидев за формой высказывания В. Ф. правильного содержания, бросился в атаку. Забыв о своей роли "сверхгенератора", о занимает привычную оборонительно-наступательную позицию. Пора включаться преподавателю.

Пр.: Для начала неплохо! Обратите внимание, что в ответ на замечание В. Ф. о трудностях, связанных с реализацией продукции, наш "сверхгенератор" сказал, что эти трудности носят региональный характер, т. е. информация принята и не отрицается полностью. Хочется подчеркнуть также увлеченность В.Ф. и А.П. проблемой выпуска детских колясок и их ответственность за выполнение этого важного дела.

Преподаватель показал суть происходящего. Оказана помощь А.П., такая важная при первом выступлении, внимание группы обращено на учебный характер ситуации и неуместность "баталий". Группа, мгновенно почувствовавшая назревавший конфликт между А.П. и В.Ф., расслабилась. В.Ф., который уже отходит от служебных неурядиц, улыбается.

A.П.: Предлагаю наладить выпуск роликовых досок.

B.Ф. (нарочито серьезно): Давайте я еще раз!..

Пр.: Спасибо! (в группе смех). Кто еще хочет покритиковать?

В.М.: Идея интересная, но на нашем мебельном комбинате (это он на ходу выдумал, молодец!) нет резины для роликов.

А.П.: Я предвидел этот вопрос! (Тихие аплодисменты). Дело в том, что соседний завод, выпускающий роликовые транспортеры, давно предлагает скооперироваться. Резиновых роликов у них предостаточно.

Пр.: Спасибо! Все были на высоте. Еще идеи?

А.П. (после некоторого раздумья, видимо, искал вариант дефицитного товара из доступного материала): Ракетки для настольного тенниса. Накладки резиновые будем получать из Вьетнама. Уже подписан договор.

(Уже вошел в роль. В своем предложении он предупреждает возможные выпады критиков.)

О.Н.: Я присутствовал при заключении договора. Там речь шла только о накладках. А чем Вы их собираетесь приклеивать? Имеющиеся в ассортименте клеи для этого не годятся.

А.П.: В журнале "Наука и жизнь" опубликована информация о новом клее "СПРУТ". Он дешев, и клеит все, что угодно. Да и нужно его не так уж много (делает краткий расчет).

Пр.: Спасибо! Товарищи, запишите о новом клее! (Уточняет номер журнала). Кто хочет побыть "сверхгенератором"? (происходит замена). Товарищи "критики"! Постарайтесь уйти от тем реализации продукции и недостатка материалов. Ваша идея?

...

Как видно из приведенного примера, в ходе выполнения упражнения у слушателей развивается способность к импровизации, адаптации к изменяющимся условиям. Моделирование же благоприятной обстановки при высказывании идеи - это элемент подготовки к суровым будням.

Следует отметить, что задачи могут быть самыми разными, во всяком случае - более конкретными, чем указанная в примере,

При анализе нужно обратить внимание на работу "сверхгенераторов" и на характер и содержание критики. Можно обобщить критические высказывания и определить на основании обобщения, каким требованиям должно отвечать решение задачи (в приведенном примере это гарантия спроса, использование доступных материалов и технологий и т. д.).

"Дизайнеры"

Для выполнения упражнения необходима группа из 4-б человек, знакомая с правилами проведения мозгового штурма и имеющая некоторый опыт совместной работы. Время 15-20 минут.

Для работы необходимо несколько листов бумаги, разноцветные фломастеры или карандаши (количество цветов - по числу участников группы).

Слушателям объясняют, что они будут решать задачу методом "мозгового штурма" (этап генерации). В группе должен быть ведущий. Единственное отличие процедуры упражнения "дизайнеров" от "мозгового штурма" - это запрещение любых разговоров. И ведущий, и "генераторы" могут общаться, только используя фломастеры и бумагу. Однако писать слова и фразы запрещается. Можно только рисовать. Отсюда - название упражнения.

Каждый рисует своим фломастером для того, чтобы по цвету рисунков можно было определить, кому принадлежит идея.

Пример упражнения

Задача: через реку 'построен мост. Река полноводная. Когда началось промышленное освоение района, появилась необходимость проводить под мостом суда более крупные чем те, на которые рассчитывали строители моста. Новые суда не могут пройти под мостом. Разница в высоте - несколько метров. Как быть?

Работа в группе проходит, как правило, организованно и с увлечением. Необычные условия работы стимулируют сосредоточение внимания на предложениях партнеров, что очень важно в коллективной творческой деятельности.

В практике проведения занятий был случай, когда участники одной из групп на разборе сказали, что такой режим работы им кажется более эффективным чем "мозговой штурм", когда каждый старается высказаться, перебивая другого.

Важно учитывать, что по сравнению с обычным "штурмом" для упражнения "Дизайнеры" нужно дать слушателям примерно в два раза больше времени, т. к. рассказать об идее можно гораздо быстрее, чем нарисовать конструкцию, пусть даже чисто символически.

Опыт показывает, что, как правило результаты упражнения "Дизайнеры" лучше, чем результаты "мозгового штурма": идей не меньше и они более проработаны.

"Сверханалитик"

Аналитик - это человек, работающий на этапе анализа идей, выдвинутых в ходе мозгового штурма. Его девиз: анализируемая идея - самая лучшая. Он должен найти рациональное зерно в любой, даже самой "дикой" идее.

"Сверханалитиком" мы назвали человека, который может найти рациональное зерно не просто в любой идее, высказанной в ходе генерации, а вообще в любой информации.

Перед слушателями ставится техническая задача. Затем зачитываются две - три фразы из произвольно выбранной книги (желательно художественной). Задача слушателей (все они теперь "сверханалитики") найти намеки на решение задачи в зачитанных фразах и предложить на их основе конкретные технические решения. Мысль движется от фразы к образу, от образа - к данной технической системе и далее, путем свободного ассоциирования к техническому решению поставленной задачи.

Упражнение развивает образное мышление, способность к свободному ассоциированию.

Пример выполнения упражнения

Задача: Нужно предложить способ эффективного торможения супертанкеров. Современные гигантские суда такого типа для полной остановки начинают торможение за десять миль до конечного пункта. Затруднено также маневрирование, и практически невозможно экстренное торможение.

Группа "сверханалитиков" из четырех человек получила в качестве исходного материала следующую фразу: "Главным неудобством моей комнаты было то, что она отделялась от хозяйской половины очень тонкой дощатой стенкой, и слышно было каждое слово, которое произносилось по обе ее стороны" (Д. Н. Мамин -Сибиряк).

Участники группы - слушатели А, Б, В и Д.

А.: Ну, что же, начнем... (читает фразу). Значит, речь идет о какой-то тонкой перегородке.

Б.: Да, имеются два объема и между ними - тонкая перегородка. А нужно, чтобы перегородка была помощнее.

В.: Менее проницаемой.

Д.: Два объема должны быть совершенно изолированными. Нужно их разделить совсем.

Б.: Идея! Нужно, чтобы наш танкер мог разделяться на много частей, каждую из которых легко затормозить. Инерция будет меньше.

Д.: И суммарное сопротивление больше. Когда огромное судно развалится на много частей, они должны быть соединены гибкой связью. Такая цепочка в два счета остановится!

А.: А я предлагаю все-таки делить не на много частей, а на две части. Пусть это будет катамаран - два совершенно изолированных объема.

В.: Я тоже об этом думал. Поплавки катамарана должны иметь возможность расходиться, как лыжи при торможении "плугом", да?

(После этого было предложено еще несколько вариантов "дробления" супертанкера).

Б.: Кстати, тут еще говорится, что слышно было все через стену.

Д.: Так, значит что-то у нас должно быть проницаемым. Корпус?

А.: В корпусе должен быть канал, который при движении закрыт, а когда нужно затормозить или повернуть, он открывается и пропускает воду вот так и так! (Рисует изогнутый канал в корпусе танкера).

В.: А когда канал откроется, осадка судна увеличится. Нужно, чтобы в верхней части были какие-то 'пластины, чтобы, когда танкер идет, они не касались воды, а при торможении, когда осадка увеличивается, они оказывались в воде.

Это упражнение требует тщательного объяснения условий работы. Можно при объяснении привести пример решения другой задачи. Обратите внимание слушателей на то, что работать нужно легко и непринужденно, играючи. Одна из главных задач здесь - перейти от фразы к образу. Можно даже специально поупражняться в этом.


Главная    Инструменты    Методы интуитивного творчества    Упражнения