Главная    Люди    А.Н.Шушпанов - "О жизненной стратегии Александра Богданова"

О жизненной стратегии Александра Богданова: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕЛИ

А. Н. Шушпанов

Kандидат филологических наук, сценарист ООО ТРС "Сервис TV" (Иваново-Вознесенск)

За именем Александра Богданова в любом справочнике обычно тянется шлейф перечисления его занятий: профессиональный революционер, философ, врач, теоретик организации производства, писатель-фантаст… Универсализм Богданова признают редким и даже уникальным. В то же время он сам считал: в будущем социалистическом обществе подобная разносторонность станет нормой. Образец этого показан в "Красной звезде". Но в чем секрет богдановского энциклопедизма?

Для попытки ответа на вопрос понадобится небольшое отступление.

Основной труд Богданова - "Всеобщую организационную науку" - считают предвосхищением кибернетики и теории систем. Однако в середине ХХ века в СССР была создана еще одна наука, независимая от тектологии, но поразительно сходная с ней в целом ряде принципов. Имеется в виду теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С.Альтшуллером.

Начинаясь с выявления и синтеза отдельных приемов изобретательского творчества, за полвека ТРИЗ развилась в "монизм" эвристических методов. В задачу нашей работы не входит анализ параллелей между тектологией и ТРИЗ, хотя такой анализ мог бы дать интересные результаты. Важно другое: относительно локальная цель выстроить технологию изобретательства на современном этапе привела к работе по созданию общей теории сильного мышления (ОТСМ), которая призвана объединить наиболее эффективные методы познания и творчества.

Развитие ТРИЗ связано с парадоксом. Теория возникла из идеи, что процесс творчества не зависит от способностей творца, а основан на объективных законах развития систем и потому в принципе управляем. Однако на современном этапе ТРИЗ учитывает "человеческий фактор", но не в плане личного таланта, а в плане способности к творческому режиму работы (в принципе, доступной каждому) и преодолению неизбежного "сопротивления среды". В результате появился раздел под названием "теория развития творческой личности (ТРТЛ)".

Единственный на данный момент фундаментальный труд по теме - книга Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина "Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности" (Альтшуллер, Верткин 1994) Выявленные ЖСТЛ закономерности развития творца и его взаимодействия с обществом представлены разработчиками в виде идеальной модели, своего рода шахматной партии "Творец - Внешние Обстоятельства" ("Центральная идея нашей работы: составить "идеальную партию" в "игре" творческой личности с внешними и внутренними обстоятельствами" (Альтшуллер, Верткин 1994, с. 148).

Информационной базой стал анализ более 1000 биографий известных ученых, писателей, общественных деятелей. Насколько нам известно, имя Богданова в этом списке отсутствует. Во время работы над ЖСТЛ большинство известных сейчас материалов по его биографии не было опубликовано. Поэтому взгляд на жизненный путь Богданова с позиции ЖСТЛ, с одной стороны, может обогатить фонд материалов по развитию творческой личности, с другой - прояснить многое в судьбе ученого.

Из шести основных качеств творческой личности, называемых Альтшуллером и Верткиным, два краеугольных - наличие Достойной Цели и соответствие ей достигнутых результатов. Результативность Богданова ныне хорошо известна. Перечислим наиболее заметное. Одна из ключевых ролей в революционном движении до исключения из РСДРП. Создание принципиально новой науки - тектологии, значение которой начинает по-настоящему осознаваться только в наши дни. Создание оригинальной концепции пролетарской культуры, активное участие в работе Пролеткульта, создание Социалистической Академии. Богданов - один из основоположников русской научной фантастики ХХ века и одновременно автор едва ли не последней утопии в классическом виде. Наконец, Богданов - создатель Института переливания крови и пионер в этой области отечественной медицины. Перечислены только "материальные" результаты, "духовные" - выдвинутые научные, социальные, философские, научно-фантастические идеи - превышают этот перечень на несколько порядков. Можно резюмировать: Богданов добился выдающихся результатов практически в каждой сфере своего труда (с той оговоркой, что не все прошли проверку временем).

Достойная Цель Богданова, вернее, система целей, на наш взгляд, представляют особый интерес. Именно постановка и движение к целям является своего рода балансом столь высоких результатов творческой жизни.

По ЖСТЛ творческая стратегия высокого уровня, как правило, имеет минимум три ступени, или системных перехода. Каждый знаменует изменение творческой цели: от частной к более общей. Парадокс заключается в том, что цель в идеале должна либо недостижимой, либо бесконечной, и в то же время поступательное движение к ней дает свои плоды. При этом частная техническая, научная или художественная задача развивается в сторону своей общечеловеческой (и просто - человеческой) значимости. Яркий пример дан творчеством Циолковского: от летательного аппарата тяжелее воздуха - через проекты реактивных космических кораблей - к проблемам космической цивилизации (Альтшуллер, Верткин 1994, с. 453).

При этом цель идет не только "вверх", но и "вниз" - от новых идей к практическому воплощению, разветвляется на подцели и т.д.

Биографические материалы о Богданове дают понять, что его Достойная Цель с самого начала была поставлена максимально высоко. В своих воспоминаниях он пишет о зарождении в его душе "большой старой утопии разумных человеческих отношений" еще в раннем детстве (Богданов 1995, с. 27).

Разумеется, это пока еще трудно назвать осознанной Целью, но четкий прообраз уже появился. "Большая старая утопия" возникла под влиянием дисгармоничных отношений в семье. Новое измерение придает столкновение в шестилетнем возрасте со смертью (умер один из младших братьев). "Для меня она [смерть - А.Ш.] была учительницей сочувствия всему живому, всем существам, которых она объединяет с нами, как общий врач". Страдания Богданов воспринимает как одну из разновидностей смерти, и таким образом складывается "первый, ребяческий идеал - жизни без боли и смерти" (Богданов 1995, с.32). Впоследствии и "утопия", и "ребяческий идеал" приобретут научные черты, разветвятся на множество подзадач. Первая цель, с одной стороны, иллюстрирует парадокс ЖСТЛ - кажется абсолютно недостижимой (сейчас, сквозь призму исторического опыта ХХ века, это, вероятно, чувствуется даже острее, чем тогда), но становится залогом высокой результативности творчества Богданова. С другой стороны, есть и отличие от типичной картины "от частного к общему": с самого раннего этапа идеал выбран максимально высокий. Вся последующая научно-практическая деятельность "взрослого" Богданова выглядит решением частных задач по отношению к этому идеалу.

Воспоминания Богданова о детстве дают еще один любопытный факт. По ЖСТЛ внешние обстоятельства (ВО), как правило, "играют против" творческой личности. Собственно, необходимость жизненной стратегии как раз и продиктована сопротивлением ВО. Однако детство Богданова дает пример того, как не самая здоровая обстановка в семье и авторитарные методы воспитания как раз и произвели толчок к творческой ЦЕЛИ. Разумеется, основную роль в формировании Богданова как творческой личности сыграли иные факторы: самообразование и массированное чтение с раннего детства ("…Училищная библиотека фактически оказывалась в нашем распоряжении…" (Богданов 1995, с.26). "Ребяческий идеал" и годы учебы (до прихода к марксизму) примем за первый условный этап в эволюции богдановской Цели ("дебют" в терминах ЖСТЛ (Альтшуллер, Верткин 1994, с.151). Второй - сознательная общественная и научная деятельность. Через народничество Богданов приходит к социалистическим убеждениям и включается в революционную борьбу. Цель превращается в систему целей и реализуется по двум направлениям: партийно-революционная деятельность и научная деятельность. Последняя оказалась неотделимой от просветительских задач: первой книгой Богданова стал "Краткий курс экономической науки", написанный на основе лекций в рабочих кружках во время вологодской ссылки. Пропагандистская работа, тесное общение с рабочей средой в недалеком будущем дадут новый поворот движения к Цели - через пролетарскую культуру.

Деятельность Богданова во время этого второго периода уже очень разнообразна: и партийная работа, и философские труды, и прямая организация вооруженного восстания 1905 года вкупе с "экспроприациями", и литературное творчество. Оказавшись в тюрьме, Богданов завершает третью часть одной из главных своих работ - "Эмпириомонизма" - и приступает к созданию монистической науки. В конце 1907 года выходит роман-утопия "Красная звезда" - литературная квинтэссенция богдановских размышлений о том, как должно выглядеть социалистическое общество. Утопия впервые в мировой литературе показана как развивающаяся система. Одновременно Богданов закладывает в нее элемент полемики с самим собой - в виде споров своих персонажей-марсиан о возможности социализма на Земле.

Третий этап развития Цели - смена ориентиров: отход от революционной борьбы и разработка всеобщей организационной науки и концепции пролетарской культуры. Составляется и программа последней: "монистическая интеграция знаний в Рабочей энциклопедии; овладение знаниями в Пролетарском университете, построенном на принципах товарищеского сотрудничества преподавателей и учащихся; развитие пролетарского искусства, проникнутого духом коллективизма". Фактически Богданов переходит к надцели - не просто замена одной формации другой, а построение новой культуры, основанной на принципах разумной организации. Вместо задач текущего момента - задачи завтрашнего дня (которые сам Богданов считал актуальными именно для сегодняшнего). Надцель разделяется на два направления: создание инструмента преобразования мира (всеобщая организационная наука) и воспитание тех, кто возьмет этот инструмент в свои руки (пролетарская культура). Интересно, что по такому же принципу устроена пара ТРИЗ-ЖСТЛ: технология изобретений и воспитание изобретателя. Однако ЖСТЛ появилась спустя несколько десятилетий после начала работы над ТРИЗ, Богданов же ставил задачи параллельно.

Переход к надцели закономерно приводит к обострению конфликта Богданова с окружением. С позиции ЖСТЛ важно подчеркнуть: "еретичность" Цели является одним из основных ее свойств (Альтшуллер, Верткин 1994, с.47). Но переходя в более высокую систему, (надсистему) Цель становится еретической "в квадрате". Богданов оказался "еретиком" даже среди тех, кто сами выглядели еретиками для своего времени.

И вновь работа по движению к Цели идет сразу в нескольких направлениях: научном (первый том "Тектологии"), художественном (роман "Инженер Мэнни"), публицистическом ("Культурные задачи рабочего класса").

Четвертый этап развития цели связан с практическими попытками Богданова внедрить свои идеи уже после революции. Поставив "диагноз военного коммунизма" (Богданов 1918), Богданов тем не менее, активно включается в работу по строительству новой культуры. Вступает в Пролекульт, работает в Пролетарском Университете, становится членом президиума организованной им Социалистической Академии. Однако если даже постановка надцели встретила жесткое сопротивление, то практическое воплощение ее вызывают уже организованную травлю. Венчает ее пятинедельное пребывание в тюрьме ГПУ. Однако Богданов и после этого продолжает работу в рамках одной из ветвей Цели - медицинскую проблему переливания крови. Еще в "Красной звезде" Богданов поставил перед обменом кровью не только лечебные, но и гуманитарные задачи объединения людей. Переливание крови стало последним прорывом к "жизни без боли и смерти". Один из опытов, как известно, оказался для Богданова роковым.

Подведем некоторые итоги.

Именно масштабность взятой на себя задачи, по нашему мнению, обусловила столь высокие жизненные результаты - и, одновременно, столь нелегкий жизненный путь Александра Богданова. Здесь также виден еще один парадокс движения к Цели, характерный не только для Богданова: если толчок к Цели дает настоящее творческой личности, то движением к ней управляет в большей степени будущее.

Разносторонность творческих достижений Богданова во многом определяло "разветвление" или "дробление" самой Цели. Оно же давало возможность работать, когда ряд путей оказывался закрыт под давлением внешних обстоятельств.

Разработка Цели требует не только новизны, но и активной подготовки человека к этой новизне. Причем деятельности во втором направлении общество сопротивляется сильнее, чем деятельности в первом. Биография Богданова ярко показывает и основное противоречие самой ЖСТЛ. Эффективная, с точки зрения авторов, жизненная стратегия максимально реализует Цель - как правило, ценой жизни самого творца, и это тем вернее, чем выше заданная Цель. Полагаем, такая точка зрения наследует убеждение, свойственное и Богданову: интересы личности заведомо вторичны по отношению к интересам коллектива. Полагаем также, что инструменты и тектологии, и ТРИЗ можно направить на разрешение этого противоречия.

Библиография

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск - Наука. -1986.
Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь - 1994.
Богданов А.А. Воспоминания о детстве // Неизвестный Богданов. В 3-х кн. Кн. 1. Статьи, доклады, письма и воспоминания. 1901 - 1928 гг. М.: МЦ "АИРО - ХХ". - 1995.
Богданов А.А. Судьбы рабочей партии в нынешней революции // Новая жизнь. 1918 - № 19, 20.
Гловели Г.Д. "Социализм науки": Мёбиусова лента А.А. Богданова. М. - Знание- 1991.

Главная    Люди     А.Н.Шушпанов - "О жизненной стратегии Александра Богданова"