Главная    Кафедра прогнозов    Гадание о пылесосе - часть 9

Гадание о пылесосе, письмо 9

Здравствуйте, дорогие читатели!

Предыдущее письмо № 8 закончилось предложением достроить рисунок, в котором мы смогли бы связать в контексте причинно-следственной модели все 22 параметра классификационной системы. Мой вариант этого "построения" представлен на рис.1

рис.1

Обратите внимание на то, что выбранные для решения "классификационной задачи" 22 параметра укладываются в какую-то информационную структуру, наделенную "свойствами гармонии"…
1.    Удалось разделить все параметры на "причины" и "следствия" как "отклики"
2.    11 причин (или 11 "следствий" соответствуют избранному формату представления внутри самих параметров: "10 + 0", т.е. десяти характерных эволюционных состояний с 11-м (или наоборот "первым") "нулевым" элементом. Это говорит о том, что Классификационная Система построена в рамках представлений о фрактальности мироустройства вообще.
3.    Пространство "причин" и пространство "откликов" структурируются тождественными схемами: "1 пентада" и 2 "триады".
Заметим, что 2 "триады" понятий тоже связаны между собой причинно-следственными соотношениями… "Ярус НС" - "ярус функций". Для развития этого художественного образа можно нарисовать картинку рис. 1 иначе - использовать пятиугольник, чтобы зафиксировать пентаду понятий и шестиугольник, чтобы зафиксировать две триады (см. рис. 2).

рис.2

На рис. 2 я не только перерисовал "дерево" в многоугольники, но еще и поставил две половинки рядом, чтобы можно было увидеть еще один смысл в этой аллегории. Можно "увидеть" в этой картинке 3 функциональных группы в выделенных параметрах: "ядро", "протоплазму" и "оболочку". К "ядру" будут относиться: Функция, Недостатки, Достоинства; Антифункция, Топология движений и Динамичность.

К "протоплазме": НС общесистемных свойств Si, НС - человек, НС - не человек, Полнота как "внутреннее" общесистемное свойство, НС-поля (вепольность по ЖМАТХЭмСmИ) и НС - отклик - смена агрегатных состояний вещества.

К "оболочке": две "пентады", наиболее чутко реагирующие на изменения "внешнего мира" для создания новых "феноменов искусственных систем". Все это я попытался изобразить на рис. 3:

рис.3

Рисунком 1 я хотел показать "борьбу" противоположностей, а рис. 3 - "единство".
Все, что мы сейчас делали в направлении "поисков новых смыслов" во всех моделях понимания, которые выстраиваются из идеи формата "10 + 0", оказалось вполне плодотворным. Давайте рассмотрим еще один аспект использования формата "10 + 0" для того, чтобы описать еще одно "впечатление", которое возникает при взгляде на процесс развития техники с позиции диалектической логики… Назовем это "впечатление" (гипотезу) "ячеисто оболочечная модель развития мира искусственных систем". Посудите сами… Любая система как феномен имеет одновременно как бы два "статуса":
- как участник процесса взаимодействия "инструмент - изделие" (как участник некой структуры взаимодействия субъектов феномена исполнения функции)
- как участник процесса исполнения функции, имеющего "стадии" и разворачивающегося во времени (подготовка, использование, обслуживание, укладка в режим хранения…).
Назовем первый статус для краткости Структурой, а второй - Процессом. Если внимательно поизучать Структуру, то кроме "инструмента" и "изделия", мы обязаны сюда включать и "результат", (см. рис. 4):
рис.4

Диалектическая логика заставляет нас каждой из названных "сущностей" назвать их диалектические противоположности, т.е. условно говоря, "антиинструмент", "антиизделие" и "антирезультат". Смыслы этих новых сущностей очевидны.

"Антиинструмент" - носитель "антифункции" (если мы говорим о карандаше, то это резинка, если это пылесос, втягивающий воздух, то это добавление воды на поверхность ковра…).
"Антиизделие" - то, что "противоречит изделию", т.е. уничтожает его. У карандаша "изделием" является бумага. Бумагу "уничтожает" или мусорное ведро, или офисный мельчитель бумаг. У пылесоса "изделие" - это ковер или поверхность пола, "антиизделие" - мусороперерабатывающий завод.
Антирезультат" - то, что противостоит "результату". Противостоит или обслуживает (у нас же Единство и Борьба…). "Результат" в феномене писать карандашом (инструмент) на бумаге (изделие) - это информация на листе. Информация создана для передачи или хранения. Системы, которые это делают, - канцелярская папка, факс, конверт, почта…
Если мы говорим о пылесосе, то результатом" воздействия пылесоса на ковер является и очищенная поверхность ковра, и пыль в пылесборнике, и плохой запах после пылесошенья. Мы уже разбирали все результаты, когда заполняли колонки Классификационной системы Достоинства и Недостатки. Если как "результат" рассмотреть пыль в пылесборнике, то "антирезультат" - акт освобождения пылесборника. Если "результат" - это плохой запах, то "антирезультат" - система вентиляции и кондиционирования и устройства, описанные в ссылке "Антивонь у пылесоса"…
Тут мы можем сказать: "Ага!", как это делал ослик Иа-Иа, и нарисовать очень простую картинку (см. рис. 5):

Рис. 5

Теперь давайте разберем статус ПРОЦЕСС.
Мы можем выделить пять актов, стадий в феномене положения функций:
1  -  акт хранения до использования;
2  -  акт подготовки к использованию;
3  -  акт использования системы;
4  -  акт "обслуживания" (это и ремонт, и заправка, и настройка);
5  -  акт "послеобслуживания" (это и утилизация, и приобретение (или создание!) новой системы).
Если сейчас заставить меня ответить на вопрос: почему названо (выделено) именно 5 стадий, а не 4, или 6, или 7, то я внятного аргументированного ответа дать не смогу…

Акты выбирались таким образом, чтобы на каждый из них можно было назвать какую-то систему, и их (актов) количество было "достаточно", чтобы "полно" описать феномен использования функции как процесса, состоящего из последовательных стадий (слово "достаточно" употреблено в контексте "необходимо и достаточно").

Рассмотрим примеры:
1      акт хранения: для карандаша - это пенал, для пылесоса - громоздкая коробка у "древних пылесосов" 70-х годов, шкаф или конструктивная особенность современных пылесосов, которая в каталогах называется "а режима парковки".
2      акт подготовки: для карандаша (авторучки) - это "найти" и "достать". Системы, отвечающие за этот акт, - пружинная скобка на колпачке (да и сам колпачок), веревочка для ношения на шее (система, выполняющая функцию "не потерять").
3     акт использования: обратите внимание на то, что эту "клеточку" можно обозначать словом "инструмент", подразумевая контекст предыдущей картинки 5…
4      акт "обслуживания": это заточка карандаша, а у пылесосов - замена фильтров, пылесборника и "укладка" на режим хранения.
5      акт "послеобслуживания" - это мусорный пакет и для карандаша, и для пылесоса или акт изобретения НОВОЙ системы для создания информации (карандаш), или для обеспечения нормативных параметров воздушной среды помещения (пылесос).
Значит, мы можем нарисовать новую картинку для описания феномена существования искусственной системы так, как показано на рис. 6:

Рис. 6

Обратите внимание на то, что построенная относительно понятия "инструмент", логическая диаграмма вполне позволяет описать феномен взаимосвязанности существования элементов множества "искусственные системы"… Самым привлекательным обстоятельством является то, что в таком логическом формате (10 + 0) можно составить некую поверхность, "оболочку", которая похожа на рисунок, с помощью которого описывают "фуллероны" (см. рис. 7).

Сфероидальная поверхность составлена из совокупности базовых элементов 5-тиугольников и 6-тиугольников, где условно "единичным" (системообразующим ) элементом будет рис. 6. Весь мир созданных искусственных систем оказывается описанным вот таким набором оболочек, где все системы связаны в некую логику и "гармонию". При заполнении этих логических диаграмм возникают "пустоты", которые описывают "отсутствие" реально созданных сейчас систем и которые можно воспринимать, как "причины" для развития "упорядоченного множества искусственных систем" в рамках представлений, которые я изобразил на рис.7, когда одна оболочка "причина" рождает следующую - "следствия", являясь одновременно и "причиной" для возникновения следующей.

Понятно, что объект рисунка 7, похожий на "кочан капусты", - это всего лишь модель (художественно логический образ, аллегория), с помощью которой можно сделать более конкретным образ "ноосферы", разработанный академиком В.И. Вернадским. Ноосфера - процесс взаимодействия природы и общества, который как мне кажется, осуществляется через искусственные системы…

В приложении к этому письму я хотел бы показать примеры заполнения логико-диалектических диаграмм в рамках "ячеистооболочечной" модели развития мира искусственных систем", где можно легко "увидеть", как система "создавать информацию на листе бумаги с помощью карандаша и резинки", оказывается вплетенной в паутину", где есть и система сбора мусора от использования резинки (пылесос, веник), и система вентиляции как одновременно существующий с пылесосом феномен.

"Ячеисто оболочечная модель" в сочетании с идеей формата "10 + 1" - достаточно плодотворный образ, потому что позволяет "встроить" Гегелевскую диалектическую логику и еще "нечто" в некий "логический эпицентр" этой модели. Введение понятия "нулевой элемент" (или "первоэлемент") в такую модель - вполне обоснованный шаг… В конце концов, "мир искусственных систем" - это еще и результат нашего "понимания", т.е. познания, который мы можем сами себе предъявить в виде "упорядоченного множества" из "свойств мира", описанием которого должна заниматься инженерная философия. Под "свойствами мира" будем понимать "систему диалектической логики Гегеля" и то "нечто", что мы отнесем к области "иррационального" в понимании Дэниэла Каннэмана, который опроверг главный тезис экономической науки о том, что человек в своих решениях рационален…

Итак, частью нашей модели совокупности свойств мира искусственных систем является, безусловно, диалектическая логика Гегеля, и в качестве "добровольного домашнего задания" я предложу построить логическую структуру, состоящую из диалектической логики Гегеля и еще чего-то, опираясь на структуру рис. 1, 2 и 3. В приложении 2 я для удобства поместил свой "максимально концентрированный конспект" по диалектической логике, а в приложении 3 - свою попытку четырехлетней давности построить диаграммы "Философии ТРИЗ". Прошло время, мои взгляды изменились. Я стал считать эту попытку не очень удачной, хотя и продолжаю их использовать в преподавательской работе для того, чтобы показать, как много инструментов и понятий разработано в рамках парадигмы ТРИЗ и как они тесно связаны с диалектической логикой, являясь в чем-то ее "конкретизирующей попыткой". Все знают, что ТРИЗ часто называли "прикладным диаматом", и именно в этом направлении эта дисциплина должна получить свое новое развитие (как мне кажется).

То, что я вам предложил, не так сложно, как вам может показаться… Принявшие участие в этой игре, как всегда, будут премированы…

До следующего четверга. С уважением, Юрий Даниловский - куратор рубрики "Кафкдра прогнозов" философско-аналитического клуба "Методолог".

Приложение 1. Примеры заполнения логических диаграмм рисунка 6.

Приложение 2. Конспект диалектической логики Гегеля.

Конспект по диалектической логике

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих, 1770 - 1831
1807 г. - "Феноменология духа"
1812 - 16 г.г. - "Наука логики", 3 части
1817 г. - "Энциклопедия философских наук"
с 1818 г. - профессор Берлинского университета
1821 - "Философия права"
Посмертные издания:
1833 - 36 г.г. - "Лекции по истории философии"
1835 - 38 г.г. - "Лекции по эстетике"
1837 - "Лекции по философии истории"
Младогегельянцы - левое радикальное крыло. 1835 г. Д. Штраце "Жизнь Иисуса" (считал его исторической личностью, Б. Бауэр - вымышленной). Суть: на модели религии сделали анализ "идеологии", не рассматривали "общественных отношений". Штирнер - проповедник анархизма. Основная движущая сила истории: "критически мыслящая личность". Старогегельянцы - консервативное крыло. Суть: интерпретировали учение Г. в духе церковно-христианской ортодоксии. Синтез разума и веры. Гешель, Гинрихс, Габлер, Вейсе, И. Фихре (младший). Хотели "поправить Гегеля в духе философии тождества Шеллинга и Т. Лейбница. Диалектическая логика: (1. Искусство спора > 2. Искусство классификации > 3. Формальная логика > 4. Учение об антиномиях Канта > 5. Учение о закономерностях развития мира.) учение о формировании Знаний. Содержит: Общие Законы (природы, общества и человеческое познание). Специфические законы (сфера познания) Принципы материалистической диалектики:

Монада (греч. monas - единица) - философский термин, означающий структурную субстанциальную единицу бытия. В разных системах философии имеет разное содержание:

-  у  пифагорейцев - "Математика 1" основа мира
-  у  Бруно (1591 г.) одухотворенная материя - пантеизм. В его "монаде" совпадает четное и нечетное, бесконечное и конечное
-  у  Лейбница (1714) - душа
-  у  Ломоносова физическая монада - корпускула, частица материи
-  у  Гете "духовный принцип гилозоизма"

Модус (лат. modus - мера, способ) - философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему в некоторых состояниях. Атрибут - свойство, которое есть во всех состояниях.

Приложение 3. "Диаграммы философии ТРИЗ" (русский и английский тексты).


Главная    Кафедра прогнозов    Гадание о пылесосе - часть 9