Главная    Конференция    Университет как социальное изобретение

Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н.

Университет как социальное изобретение: рождение, эволюция, неустойчивость. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 184 с.

Обоснована интерпретация университета как целенаправленной системы деятельности. Описание и анализ функционирования системы проведены в терминах телеологической теории информации (ТТИ), служащей основой социальной информатики и теории социального конструирования. В контексте ТТИ раскрыта специфика процессов репликации научно-образовательной деятельности университета.

Показано, что история возникновения и развития университетов согласуется с представлениями ТТИ. Предложенный подход позволяет описывать, моделировать, диагностировать состояние университета как эволюционирующей системы и вырабатывать решения для управления развитием вуза. Выводы авторов находятся в согласии с рядом положений теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Книга адресована руководителям вузов и инновационных структур при вузах; сотрудникам Министерства образования; исследователям, строящим модели социокультурных, экономических, политических, социально-психологических процессов; гуманитариям, занимающимся социальным проектированием; социологам-аналитикам, изучающим процессы управления образованием; преподавателям.
Список литературы: 276 наименований.

Книга выходит в печать в марте 2005 г. Книгу можно заказать у Автора.
E-mail: badik@loi.hcei.tsc.ru Соснину Эдуарду Анатольевичу.
Адрес для переписки: 634055, г. Томск, ул. 30 лет Победы 8, кв. 38.
Есть три варианта получения издания:
Вариант 1. Платный: почтовый перевод на сумму 50 руб. по указанному адресу.
Вариант 2. Бесплатный: книга рассылается респонденту, но с условием, что респондент напишет на неё короткую рецензию.
Вариант 3. Бесплатный: обмен книги на другие материалы (статьи, книги) от респондента по темам "методология творчества", "история науки", "применение методологии ТРИЗ в социальной работе и социальном конструировании".

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. О возможностях изучения университета как саморазвивающейся организации
Часть 1. Структура и компоненты целенаправленной системы деятельности
1. Ситуация в университете, проблема описания его динамики и методы исследований
2. Телеологическое описание систем: базовые понятия

   2.1. Преследование цели
   2.2. Целенаправленная деятельность и телеологический подход
   2.3. Целевое звено
   2.4. Оператор целенаправленной деятельности
   2.5. Информация - алгоритм построения оператора
   2.6. Целенаправленная система и её компоненты
   2.7. Свойства информации
     2.7.1. Фиксируемость
     2.7.2. Инвариантность по отношению к носителям
     2.7.3. Бренность
     2.7.4. Изменчивость
     2.7.5. Транслируемость и мультипликативность
     2.7.6. Размножаемость
     2.7.7. Действенность
     2.7.8. Семантика
     2.7.9. Полипотентность
     2.7.10. Полезность
     2.7.11. Истинность
   2.8. Цели информационных систем
   2.9. Субординация в мире целенаправленных систем
   2.10. Виды информации
Часть 2. Появление университета как информационной системы образовательной деятельности: эволюция через кризисы
3. Кризисы развития ЦСД на примере деятельности университетов

   3.1. Условия появления новой системы научной деятельности
   3.2. Эволюция университета как пример автогенеза информации
     3.2.1. Появление университетов (XII-XIII вв.)
     3.2.2. Кризис управления в новых европейских университетах (XIV-XV вв.)
     3.2.3. Кризис контроля в европейских университетах (XV-XVII вв.)
     3.2.4. Появление исследовательских университетов
     3.2.5. Предпринимательский университет (конец XX в.)
4. Закономерность вытеснения человека из целенаправленной системы деятельности (на примере образования)
   4.1. Древнегреческая система воспитания/образования: всеприсутствие преподавателя
   4.2. Древнегреческая система воспитания/образования: первые признаки вытеснения преподавателя с исполнительского уровня. Софисты и рождение университета
   4.3. Вытеснение преподавателя с исполнительского уровня
   4.4. Вытеснение преподавателя с уровня управления
   4.5. Вытеснение преподавателя с уровня принятия решений
5. Просчёты и ошибки в развитии образовательных систем
6. Обзор приёмов устранения противоречий в целенаправленных системах образовательной деятельности
Картотека операторов социального конструирования применительно к управлению университетом (КОСКУ/2004)
   1. Оператор дробления
   2. Оператор вынесения
   3. Оператор местного качества, или Принципы социализации
   4. Оператор асимметрии
   5. Оператор объединения
   6. Оператор универсальности
   7. Принцип "матрёшки"
   8. Операторы предварительного действия и антидействия
   9. Оператор "заранее подложенной подушки"
   10. Оператор "наоборот"
   11. Оператор динамичности
   12. Оператор частичного или избыточного действия
   13. Оператор "посредник"
   14. Оператор самообслуживания
   15. Оператор копирования
   16. Дешёвая недолговечность взамен дорогой долговечности
   17. Замена механической схемы
   18. Оператор социальной мимикрии (аналог известного в ТРИЗ принципа изменения окраски)
   19. Оператор однородности
   20. Оператор отброски и регенерации частей
   21. Изменение "агрегатного" состояния ЦСД
   22. Принцип периодического действия
   23. Принцип непрерывного полезного действия
   24. Оператор проскока
   25. Оператор "обратить вред в пользу"
   26. Оператор "обратная связь"
Заключение. Перспективы социального конструирования в управлении образованием


Главная    Конференция    Университет как социальное изобретение