Часть 2.
Системный анализ трансфера технологий

6. Что и как передается в процессе ТТ?

Рассмотрим повнимательнее цепочку процессов, представленную на Рис. 5.2. Не обременен обратными связями там только процесс 1.1 - случайное открытие нового явления или serendipity. На всех остальных этапах информация передается как сверху вниз (по схеме), так и снизу вверх. Принципиально важны здесь и содержание, и форма передаваемой информации, и целевые функции (или интерес) обоих участников акта трансфера (передачи).

Итак, начнем со случайного открытия. Делает его, как правило, один человек (редко - два). И, если он не видит в нем непосредственной коммерческой выгоды, то он информацию об открытии публикует (это и есть свидетельство приоритета открытия по канонам научного сообщества). Достаточно ли этой информации для мирового признания (ведь именно это является житейской целью первооткрывателя)? Если открытие связано с объективным миром и не зависит от личных качеств первооткрывателя, то - да, достаточно, поскольку каждый сомневающийся сможет воссоздать исходные условия для проявления открытия и убедиться воочию в его наличии. Таким образом, процесс передачи информации на переходе 1.1 Þ 1.2 сводится к простой и полной научной публикации (Конечно, речь идет об открытии, не связанном никакими внешними ограничительными условиями типа государственной безопасности или инквизиции (как было с астрономическими открытиями эпохи Галилея, например)).

Работа на этапе 1.2 ведется в условиях дефицита информации, теоретики ждут новых и новых экспериментальных данных о сходных эффектах. Основные источники этой пополняющей информации - этапы 1.3 и 2.1, но иногда неожиданная информация поступает и с этапа 2.4 (этапа "конечных пользователей" продукции "чистой науки").

В чем интерес исследователей на этапе 1.2? Для теоретиков - это приглашение сделать еще одно открытие, но уже не "открытие-случайность", а более уважаемое открытие нового закона природы (Почему более уважаемое? Да просто потому, что здесь мотором открытия является не просто наблюдательность, а серьезная, напряженная работа мысли) и увековечение имени первооткрывателя во всех энциклопедиях. Для "рутинных" работников фундаментальной науки 1.3 связь с теоретиками группы 1.2 - это надежда выйти на тот самый "решающий эксперимент" и оказаться сопричастными к становлению нового закона. Тот же интерес заботит и ученых группы 2.1, но там к нему добавляется и иное: нащупать базу для этапа 2.2, стать соавторами, изобретателями новой технологии.

Пока что мы не вышли за рамки чисто научной работы, результаты которой традиционно оформляются в виде научных публикаций, а обмен информацией проходит в основном через научные журналы, монографии, доклады на конференциях, семинарах, и т.п. Никаких "ноу-хау" и никакой невысказанной информации здесь еще нет.

Впервые информация, в той или иной степени подлежащая защите от несанкционированного использования, появляется на этапе 2.2, поскольку именно там в качестве одной из целей выступает будущее практическое (и чаще всего - коммерческое) использование получаемых результатов.

Последний этап группы "фундаментальные исследования" - этап 1.3 - интенсивно получает информацию как "сверху", от теоретиков (заказы на экспериментальную проверку предсказательной способности их гипотез), так и "снизу". Теоретики группы 1.2 часто активно включаются в работу какой-либо из групп этапа 1.3 и прямо по горячим следам очередного эксперимента уточняют свою гипотезу и ставят очередное задание на эксперимент (или поиск). Таким образом, здесь обмен информацией может не доходить до общедоступных публикаций, причем не только из-за экспрессности неформального информационного обмена, но уже и из конкурентных соображений (ведь гипотез много, а истина-то всего одна, и кто в гонке гипотез ее достигнет первым - это вопрос не бесстрастный).

Снизу исследователи группы 1.3 также получают информацию, причем всегда - дозированно и почти всегда - в виде заданий (или постановки задач). Дозированность, неполнота этой информации связана с тем, что источник ее находится в сфере прикладной науки, где соображения престижа переплетаются с соображениями коммерческой и конкурентной целесообразности. И интерес в этой информационной подпитке чаще всего меркантильный, связанный с потенциальным получением конкурентных преимуществ. О публикациях результатов здесь речь не идет, более того, часто само задание "снизу" оформляется в виде контракта с жесткими условиями конфиденциальности и регламентацией прав на получаемую информацию как объект интеллектуальной собственности.

Все эти особенности повторяются и усугубляются на этапе 2.1 (с той лишь разницей, что теоретики группы 1.2 к этому этапу не имеют отношения), теснейшим образом связанном со следующим этапом 2.2 (зачастую два эти этапа проходятся одним и тем же коллективом).

Как только на этапе 2.2 достигнут известный прогресс (т.е. нащупаны принципиальные основы инновационной технологии), то, как правило, в исследовательском коллективе выделяется некая сравнительно автономная группа, целью которой является разработка этой новой технологии на этапе 2.3. Интересы и "местные" целевые установки исходного коллектива и этой группы несколько различны, но обмен информацией достаточно интенсивен, причем лишь малая часть этого обмена идет по общедоступным (а значит, доступным и конкурентам) каналам, в основном же все, что узнано и опробовано, остается внутренним "секретом фирмы", тем самым "нераскрываемым ноу-хау", которое позволяет надеяться на сохранение преимуществ первопроходца (но уже не в области чистой науки, а в области технологии и будущего коммерческого успеха).

Возможен, однако, и другой сценарий развития событий на этапе перехода от 2.2 к 2.3, когда группа 2.2 либо не в состоянии, либо просто считает нецелесообразным своей командой решать задачи этапа 2.3. Это - первый из реальных этапов трансфера технологий - передачи эстафеты знаний и умений от одной команды к другой. Как это делается, в каком объеме, в какой последовательности - все это зависит от конкретной пары "источник знаний – реципиент (приемник)", от степени их "родства", взаимного доверия и взаимозависимости, и далее мы рассмотрим несколько типичных ситуаций и правил. Ясно, однако, что нежелательность неограниченного распространения информации за пределы этого акта передачи вызывает необходимость тесного, длительного и достаточно неформального взаимодействия.

Этап 2.4 осуществляется в тесном контакте с этапом 2.3. Собственно говоря, это связанные исследования: данные, полученные при исследовании опытных образцов продукта, изготовленного по новой технологии, тут же используются как для корректировки исследуемой технологии (этап 2.3), так и для поиска новых вариантов технологии (этап 2.2). В некоторых случаях информация, полученная на этапе 2.4, может дать подсказку и теоретикам (этап 1.2), и экспериментаторам (этап 1.3) блока фундаментальных исследований. Однако здесь при передаче информации (другим командам) вверх по цепочке незримо присутствует осторожность, опасение перехвата инициативы конкурирующими командами, так что не исключена вероятность, что в особо важных случаях руководство сочтет целесообразным даже при чисто прикладном (даже технологическом) лице фирмы организовать у себя группу фундаментальных исследований для проведения специальных работ по этапу 1.3 с единственной целью - только чтобы не выносить информацию за пределы фирмы.

Все участники работ на этапах 2.1-2.4 имеют общий интерес, общую цель - создание новой технологии (или нового продукта), понимая, что лабораторными испытаниями в конечном счете это не закончится. Наступает второй этап трансфера технологии - этап масштабирования технологии и перехода от исследований к производству. Жизненный опыт подсказывает, что диалектический закон перехода количества в качество может на любой стадии сыграть злую шутку с изобретателем и технологом, поэтому человечеством давно отработана пошаговая схема развертывания любой новой технологии: единичные образцы - малая серия - крупносерийное производство. И оборудование, и процессы, и культура работы на этих трех этапах отличаются, иногда весьма существенно. Часто отличается и территория развертывания работ: опытное малосерийное производство обычно пригревает у себя будущий основной производитель, т.к. многие сопутствующие операции, не связанные непосредственно с "центральной" технологией (т.е. именно той инновацией, которая и породила новую технологию), на устоявшемся производстве уже имеются, работают без сбоев и никакой головной боли новаторам не доставят и отвлекать их не будут.

Итак, нашелся конечный пользователь или не нашелся, но прикладная исследовательская группа этапа 2.4 так или иначе выпускает из своих рук бразды правления дальнейшим исследовательским процессом. Смещение целевых установок исследования на этапе 3.1 в сторону экономических характеристик технологии и в сторону большего внимания сопутствующим технологическим процессам, комплектующим изделиям, конкурентным продуктам, в общем, смещение интересов в сторону рыночных критериев требует привлечения исполнителей с несколько иным менталитетом: все меньше науки, почти столько же технологии и все больше рутинного производственного антуража.

Этот этап ТТ заботит источник передаваемой информации только с одной стороны: сохранение авторских прав (или прав разработчика) на часть будущего рыночного успеха, которое достигается достаточно простым контрактным или договорным механизмом. Что же касается сущностной части передаваемой информации, то источник крайне заинтересован в максимально полном и адекватном понимании реципиентом всей информации, касающейся новой технологии (поскольку итоговый успех будет целиком зависеть от того, как пойдет работа у реципиента, а цена ошибки здесь на порядок выше, чем на предыдущем этапе, и деньги здесь считают куда внимательнее). Поэтому, как правило, переход на новую материально-техническую базу сопровождается и тесным сотрудничеством, "авторским сопровождением" технологии на начальном этапе работы в рамках стадии 3.2. Тем более, что стадия 3.1, переведенная на новый масштаб работы, просто обязана проходить при непосредственном участии группы 2.4 (эта группа склоняется в сторону физической, качественной оптимизации технологии и работает в основном на этап 3.1, а новая, заводская группа больше смотрит в сторону экономической, рыночной оптимизации, играя ведущую роль на этапе 3.2, в тандеме же есть перспектива эффективно решить обе задачи и тем упрочить свое будущее лидирующее положение на рынке).

Таким образом, здесь трансфер технологии происходит наиболее плавно, бесконфликтно, тем более что он происходит в абсолютно закрытой среде: передаваемая информация приходит вместе с ее источником либо непосредственно, либо при наличии некоей внутренней технической документации на требуемое оборудование и комплектующие; никаких открытых публикаций и докладов, кроме внутрифирменного обучения персонала (если это необходимо).

Последний этап трансфера имеет место на переходе от мелкосерийного опытного производства к полномасштабному. Главенство экономических соображений у руководства компании, принимающей технологию, сулит успех трансфера только при наличии явных, несомненных преимуществ новой технологии перед конкурентными, и именно эти характеристики инновации фигурируют на начальной стадии этого этапа трансфера (То, о чем сейчас говорится, относится к ситуации, когда финишный производитель найден только на этом этапе. Если он уже найден на этапе перехода 3.1Þ 3.2, то все обсуждающиеся здесь проблемы приходится решать именно на тех этапах, а на переходе 3.2Þ 4.1 все уже безоблачно и бесконфликтно, руководство только торопит работу). Как только пройден этап принципиального согласия на освоение технологии в полном масштабе, вся остальная работа в точности подобна той, что была на этапе 3.2 (и, возможно, на этапе 3.1, если при очередном изменении масштаба выявились новые трудности). Интересы соучастников процесса полностью совпадают, поэтому и здесь доминирует желание максимально полно передать все знания и умения, достигнутые на предыдущем этапе.

Последние этапы 4.2, 4.3 и 4.4 с точки зрения передачи информации "сверху вниз" малоинтересны, поэтому на них мы останавливаться не будем. Но зато еще раз обратим внимание на "технологическую" часть цепочки (от 2.2 до 4.1). На этих этапах в явной или неявной форме фигурирует технология, т.е. объект не просто интеллектуальной, а промышленной собственности, поэтому все имущественные отношения между контрагентами довольно детально регламентируются, в результате чего вся цепочка исполнителей, начиная с этапа 2.2 и до последнего этапа, оказывается "повязанной" общим имущественным интересом (хотя и с разными долевыми и властными ролями), т.е. образует некий союз, консорциум или кооперацию (степень юридического объединения может быть самой различной, от полной самостоятельности до полного слияния).

Такой "единый интерес" предполагает достаточную откровенность, информационную открытость внутри этого объединения, поэтому поток информации "снизу вверх" для всех участников также достаточно интенсивен и не встречает препятствий конъюнктурного характера, тем более что в некоторых случаях этот поток может заметно изменить долевое участие некоторых участников процесса в общем объеме промышленной собственности (например, за счет порождения новых и новых патентов на дочерние инновации). Этот поток также естественно приплюсовать к ТТ, точнее, к четвертому его варианту, обсуждавшемуся в разделе 5. Отметим здесь только одну из цепочек обратной связи - цепочку 4.4Þ 2.2, когда источником информации является не участник создания основной технологии, а конечный пользователь продукта, т.е. покупатель, сторонний человек. Ценность этой ситуации в том, что к процессу подключается совершенно свежий взгляд, свежий участник (и далеко не глупый, он ведь увидел то, что целые коллективы пропустили мимо поля зрения), что может вдохнуть новую жизнь в уже "отработавшие" начальные этапы цикла.

Подводя итоги этой долгой "прогулки" по основной цепи рождения и коммерциализации инновационной технологии, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе рождения новой технологии происходит не менее трех полных замен состава исполнителей (фундаментальная наука - прикладная наука - опытное производство и отладка технологии - промышленное производство). Для некоторых инноваций таких замен может быть меньше, но вообще без них не обходится практически никогда.

2. Помимо полных замен команды на протяжении жизненного цикла имеет место и постепенная смена исполнителей, когда к группе разработчиков подключаются новые (функционально новые!) соучастники. Такая постепенная смена проходит значительно менее болезненно, чем полная замена.

3. Объем, качественный состав и процедура передачи информации при полной смене команды существенно различны для трех названных в п.1 замен.

4. "Изюминка", зародыш новой технологии может обнаружиться практически на любом этапе цепочки 1.2 - 4.4 (для сомневающихся можно привести пример хитроумного теоретика Джозефсона, своими патентами перекрывшего почти все практические применения собственного открытия (этап 1.2, ознаменованный Нобелевской премией) эффекта слабой связи в сверхпроводниках; с другой стороны, медицинское применение технического клея БФ-6 было открыто именно на этапе 4.4).

5. Основная цепь событий, заданная списком Рис.5.2, является не единственным возможным вариантом развития событий; это лишь стержень, вокруг которого формируются ответвления, разветвления и петли потоков информационного обмена.

Контрольные задания:
6.1. Правильно ли, по Вашему мнению, относить на Рис.5.2 этап 2.1 "Изучение нового явления" к группе "Прикладные исследования"?
6.2. Какие из потоков информации на Рис.5.2 подпадают под определение трансфера технологий, данное в первом разделе настоящей работы?
6.3. Каким образом можно избежать разрыва деловых отношений партнеров при ТТ на переходе 3.1Þ 4.1 в ситуации внезапного (не учтенного в договорных документах партнеров) резкого увеличения сферы актуальности технологии (например, при оптимизации режимов полимеризации одного из видов ПХВ группой 3.1 получен полимер с новыми свойствами, пригодными для целого класса применений, гораздо более обширного, чем для "штатного" полимера).


История ТТ. Модели ТТ.

Оглавление

Критерии успешности трансфера технологий