Главная    Конференция    О неравенстве

О неравенстве

В.В. Митрофанов

Я уже давно понял, что неравенство, термин , который определяет почти все процессы, протекающие в мире во всех областях жизни,- в природе, технологии, технике,обществе, искусстве. Сегодня по TV1 была передача "Кухня ураганов". Оказалось, что образование теплого течения (Эль Миньо) у берегов Перу как то связано с холодным течением, находящимся в тысячах миль от этого теплого течения, а разность в их температурах влияет на изменение климата, вплоть до наводнений в Европе! Интересно, что результаты взаимодействия могут проявиться через 11-13 месяцев. (В то время как, например, в эффекте Тваймана ваимодействие происходит мгновенно). Образование этого теплого течения, как полагают ученые, привело много лет тому назад к гибели цивилизации, которая существовала до инков. Я в своей книге "От технологического брака до научного открытия" привел много примеров неравнства, которые назвал в память о Л. Пастере термином, который он ввел - диссиметрия. Он ввел этот термин для правых и левых молекул, которые он нашел, и ему казалось, что он на пороге открытия причины возникновения жизни. Однако, все оказалось много сложнее. После Л.Пастера Диссимметрией занимался П.Кюри. .Неравенство можно представить достаточно просто - это богатый и бедный, это нагретая вода и холодная, это металл и его окись, это талант и не талант и т.д. Очевидно, что неравенства-это противоположности. Приведу пример, на талант...

Пишет Джорджо Вазари о Микеланджело в "Жизнеописании наиболее знаменитых ваятелей и зодчих":

"В течение нескольких месяцев срисовывал он в Кармине живопись Мазаччо, воспроизводя работы эти с таким толком, что поражались и художники и не художники, и зависть к нему росла вместе с его известностью. Рассказывают, что Торриджано, сдружившийся с ним, но побуждаемый завистью за то, что как он видел его и ценили выше и стоил он больше него в искусстве, как бы шутя с такой силой ударил его кулаком по носу, что навсегда его отметил сломанным и безобразно раздавленным носом: за что Торриджано был из Флоренции изгнан, как о том рассказано в другом месте."

Когда я прочел на сайте, то что написал про учителей, я понял, что о многом не сказал. Так я даже не упомянул о том, что учитель тоже учится у учеников, и не только за счет вопросов, которые они задают, но и за счет того же самого неравенства. Ученики, независимо от возраста знают о многом, о чем не знает учитель. Это может быть интересная информация о своей профессии, о прочитанных книгах и т.д. Отсюда можно сделать вывод - с учениками, слушателями надо вступать в более тесный контакт, чтобы получать новую, интересную информацию. Приведу пример. Я впервые узнал о Д.Карнеги от В.Петрова, о многих научно - фантастических произведениях от С.Литвина, о возможности использовать процессы при решении задач от Б.Злотина, о получении ряда изобретений на основе эффекта памяти формы от В.Канера, о многих технических решениях, о мире карикатуры от В.Герасимова и т.д.

И,наконец, мне представляется, что надо привести еще одну цитату, посвященную Микеланджело, процессу создания им Давида. Ее описал Вазари, который дружил с Микеланджело.

"Кое кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда, ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Мрамор этот Пьер Содерини, назначенный тогда пожизненным гонфалоньером города, неоднократно предлагал переправить Леонардо да Винчи , а теперь собирался передать его мастеру Андреа Контуччи из Монте Сансовино, отменному скульптору, его добивавшемуся; пытался получить его по приезде во Флоренцию и Микеланджело, которому он приглянулся еще много лет тому назад, хотя и трудно было высечь из него цельную статую без добавления куском, и ни у кого, кроме него, не хватало духу отделать его без таких добавлений. Из мрамора этого размером в девять локтей начал на беду, высекать гиганта некий мастер Симоне из Фьезоле и сделал это настолько плохо, что продырявил его между ногами и все испортил и изуродовал так, что ведавшие работой попечители Санта Мариа дель Фьоре, не думая о том, как ее завершить, махнули на все рукой, и так она многие годы стояла и стоять продолжала. Микеланджело обмерил ее заново, поразмыслив о том, какую толковую статую можно было бы из этой глыбы высечь, и, приноровившись к той позе, какую ей придал испортивший ее мастер Симоне, решил выпросить ее у попечителей и Содерини, которые и отдали ее ему как вещь ненужную, считая, что все, чтобы он с ней ни сделал, будет лучше того состояния, в котором она тогда находилась, ибо, разбей ее на куски или оставь ее в испорченном виде, толку от нее для постройки все равно никакого не будет. Поэтому Микеланджело вылепил модель из воска , задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял, и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли. К работе он приступил в попечительстве Санта Мариа дель Фьоре, где отгородил у стены место вокруг глыбы и, работая над ней непрестанно так, что никто ее не видел, он довел мрамор до последнего совершенства. Мрамор был уже испорчен и изуродован мастером Симоне, и в некоторых местах его не хватало, чтобы Микеланджело мог сделать то, что он задумал:на поверхности мрамора ему пришлось оставить первые нарезы мастера Симоне, так что и теперь некоторые из них видны, и, конечно, настоящее чудо совершил Микеланджело, оживив то, что было мертвым." Несомненно, перед таким гением нам следует снять шляпу!! Однако, нас интересует вопрос-а как сейчас, часто ли встречаются случаи -когда возникает ситуация с переделкой чего то, и не обязательно с заготовой для скульптуры? Я приведу примеры, но сначала отметим, что, как теперь говорят, брак может быть исправимым, или окончательным. Начну с простых примеров. Представьте себе накрытый стол, все на месте, однако, что-то не так. Подходит к столу моя жена и, буквально несколькими перестановками на столе совершает маленькое чудо. Все стало красивее и изящнее. Я такое превращение наблюдал многократно. Она переделывала, то что я не смог сделать красиво, полнокровно, изящно. Возможно это у нее было от профессии - она работала в юности - мастером кондитером. Ну, а теперь пример масштабный.. Из последних известий: Фирма "Дженерал Моторс" отзывает несколько миллионов автомобилей у которых обнаружен дефект. Я понял так, что эти машины отзывают и из продажи и от владельцев. Но ведь это колоссальные затраты!! Я не знаю кто виноват, но могу допустить, что такие случаи имеют место не только на автомобильных заводах, а везде, в любой области деятельности человека. Можно повидимому сказать, что исправить, доделать, дополнить - это термины, определяющие действия, направленные на достижение, приближение к ИКР! Это же относится и к самой ТРИЗ. Меня всегда удивляет и одновременно радует когда ты сообщаешь кому- нибудь идею, а он буквально стучит кулаком по столу и кричит - "Как же я не догадался до этого?" Это означает, что идея правильная, ее поняли, и только обижаются на себя, почему она не пришла в голову им. Спешу сообщить, что и со мной происходят такие же случаи. И в этом нет ничего страшного, кроме одного - это все происходит спонтанно, а могло бы происходить целеноправлено! Приведу примеры.

Меня давно волновал вопрос: как сделать так, чтобы стало легче разрешать ФП? Очень давно мы с С.Литиным как то в разговоре коснулись этого вопроса и пришли к выводу, что надо составлять систему противоречий. Послали письмо Г.Альтшуллеру, но он отнесся к идее отрицательно - он был ярым сторонником точного формулирования противоречия. Но я видел, что слушатели формулируют ФП по разному. Почему? И мне пришла неплохая мысль (Обратите внимание, я доделываю, дополняю правило формулирования противоречия с целью его более эффективного разрешения)-формулировать как минимум 3 ФП - по существительному, глаголу, и прилагательному! По прилагательному вообще можно формулировать ФП - пока не появится решение. Я рассказал эту идею Б.Голдовскому, а это и был тот самый человек, который чуть не поломал мне стол на кухне своим мощным ударом кулака.

Теперь мне представляется , что в этой идее произошло объединение МПиО и АРИЗ! Я подбираю противоположности, пока не мелькнет в голове решение, которое удовлетворит по моему обоим противоположностям. .Примеров можно привести еще несколько, однако возникает вопрос - почему? Я думаю, что причин много. Приведу несколько из них.

Любая ТС имеет недостатки, однако они скрытые и увидеть их можно только во времени.

Видят, но не успевают переделать, -это в производстве, а в науке появляются новые, непредвиденные эффекты которые требуется объяснять, и которые объясняют не до конца.

Быстрое развитие техники и отставание развития и использования ТРИЗ.

ТРИЗ находится в состоянии развития, и в ней должны найти место достижения в технике последних лет, а их много, и особенно на микроуровне.

Ну и, возможно, одна из главных причин -мало желающих заниматься доделкой, приведением ТРИЗ до состояния соответствующего современному уровню развития техники и сообщать о положительных реультатах всем, всем, всем. По видимому можно утверждать, что,пока существует наука и техника, они всегда будут дополняться, исправляться, доделываться.

Заканчивая приведу фразу из письма Ю. Даниловского, которая мне очень нравится и у меня мелькнула мысль, а, что же я ее не придумал? и тут же ответ - ишь ты, не всем же придумывать! Итак фраза: "Самый "старший" ресурс развития (после потребностей ) - недостатки". Очевидно, с точки зрения неравенства недостаток мал, но иногда он приводит к крупным неприятностям.

В.Митрофанов


Главная    Конференция    О неравенстве