Главная    Конференция    О задачах

О задачах

В. Митрофанов

Недавно увидел и услышал пару новостей, которые меня поразили - это из раздела "Черные дыры, белые пятна" и "Отражение. Подводные призраки"

Несмотря на то, что мне представлялось, что я многое знаю о ДНК и белках, я услышал совершенно удивительные сведения. Итак,структура ДНК все время колеблется и может иметь 10 в 50 степени форм!!! Я сразу представил, что все ДНК и БЕЛКИ колеблются и что можно теперь сказать - хомо сапиенс колеблющийся, причем этот термин можно отнести и к молекулярному и к психологическому уровню человека.!! Интересно, как приложим к этому состоянию закон перехода количества в качество? Сразу после получения такой инфрмации я еще раз обратился к книге, которую мне подарили несколько лет тому назад, хотя она была написана в 1944 г. Эрвином Шредингером Называется "Что такое жизнь с точки зрения физика?" Конечно, это очень старая книга, но я приведу несколько высказывании Шредингера, так как они по моему не устарели, а проблема биологических часов в организме до сих пор не решена, о чем можно прочесть в МО "-Кто открыл времени счет?" Л.Л. Литинская ХиЖ4-1981г.

Итак: "Называя периодический кристалл одним из наиболее сложных объектов исследования, я имел ввиду собственно физика. Органическая химия в изучении все более и более сложных молекул действительно подошла гораздо ближе к тому "апериодическому кристаллу", который на мой взгляд, является материальным носителем жизни. Поэтому не очень удивительно, что химик - органик уже сделал большой и важный взнос в разрешение проблемы жизни, в то время как физик не внес почти ничего".(стр16) "Теперь, я думаю, что надо немного слов, чтобы сформулировать сходство между часовым механизмом и организмом. Оно просто и исключительно сводится к тому, что последний также построен вокруг твердого тела - апериодического кристалла, образующего наследственное вещество, не подверженное в основном воздействию беспорядочного теплового движения. Но, пожалуйста, не ставьте мне в вину, что я будто бы называю хромосомные нити "зубцами органической машины", по крайней мере не делайте этого без ссылки на те глубокие физические теории, на которых основано сходство." (119стр.) Конечно, я представлял, что молекулы колеблются от теплового воздействия, но так, как сообщил о колебаниях физик - не ожидал.

Во второй из названных мной передач о подводных призраках рассказывали командиры лодводных лодок, а этим людям верить можно. Это вертящиеся по поверхности воды океана, цветные круги и другие фигуры, вход и выход из воды НЛО-тарелок. и т. д Командиры сами видели эти явления.. Все это исследователи начинают рассматривать одновременно - и под водой, и на воде, и на поверхности пшеничных полей-кольца, и другие фигуры и т.д. Фактически мы стоим перед пока нерешенной задачей, а признать, что нас посещают, а возможно и живут на Земле какие то нам неизвестные живые существа, мы не можем. Вот уж действительно,чем больше узнаешь, тем больше встает новых вопросов! Очень часто у нас вырабатывается какое то представление о чем то, и мы не представляем всей глубины явления.

Пара примеров. Я знаю, как матери любят своих детей.Но вот два примера как отцы любят. Один отец, я не буду называть фамилии, ушел с работы инженера конструктора, когда его сын пошел в школу, и пошел работать в школу, и был примером для сына, . Он занимался с сыном физической культурой и ТРИЗ. И это длилось 10 лет!! И сын вырос блестящим человеком. Сколько и что перенес отец трудно сказать, но, очевидно, работать в новой среде и получать зарплату ниже, чем можешь - это вынесет не всякий.

Второй отец,обнаружил у своей дочери голос и повятил дочери большую часть своей жизни, он создал ей все условия, чтобы она пела, а был он простой инженер. Мне трудно описать все трудности, которые преодолевали дочь и отец, но когда отец мне рассказывал как дочери ставили голос, а для меня это было абсолютно новым знанием, т.к. мне казалось, что если голос есть, так он есть и его трогать не надо, то я слушал его в течение 2х часов, и был не мало удивлен. А оказалось, что специалистов по постановке голоса считанные единицы в мире! Отец отправил дочь во Францию, где она окончила консерваторию и сейчас выступает - поет в опере. Очевидно , что дети и сами приложили громадные усилия - они поняли, что в жизни надо делать не только то, что хочется, но и то, что не хочется, но ТРЕБУЕТСЯ!!! Я бы сказал, что в детстве ребенок выбирает САМ себе, кем он хочет стать, затем в юности он совершенствует свое мастерство, а затем став специалистом, опять совершенствует себя, но уже на более высоком уровне. И на каждом отрезке жизни человечку, отроку, затем юноше поможет ТРИЗ. Мне представляется, что правильный выбор жизненного пути облегчит решение простеньких задачек из разных областей деятельности человека. А к тому же овладение элементами ТРИЗ позволит ребенку поверить в свои творческие возможности. Очевидно, что ребята должны себя попробовать во всех разделах искусства и спорта, и твердо знать, что любой товар, вещь, технология , теория могут быть улучшены. Ведь все имеет нежелательные эффекты и часто не используются ресурсы (а уж что делать с отработанным товаром мало кто знает). Чтобы подтвердить высказанную мысль я сошлюсь на двоих тризовцев, которые не знают друг друга, но пришли к этой идее - один почти 30лет назад, - блестящий инженер из Волгоградской школы ТРИЗ, Александр Николаевич Кузькин, а другой пару лет назад прекрасный инженер - работник "Светланы", сейчас сотрудник "Самсунга" - Леняшин Василий Алексеевич.

Посмотрите, что показал Кузькин. Представляя закон полноты частей системы мы обычно рисуем стрелки , направленные от питания к двигателю, затем к трансмиссии,а потом к Р.О. Но ведь следует нарисовать стрелки и в обратную сторону, т.е.все элементы воздействуют друг на друга, и иногда это воздействие довольно значительное. Это же относится и к системе управления. А.Н. Кузькин показал, что любая из этих связей может быть описана как нежелательный эффект, который присутствует в системе. Он может быть не актуален в какой - то ситуации, но он в системе есть. И исследуя систему. Надо просто выбрать, какие из НЭ нам важны именно сегодня.

Леняшин же пришел к выводу, что любая полная ТС, а также технология, имеют антиидеальную систему, которая присутствует всегда, и ее надо искать в первую очередь.

Посмотрите, они с огромным интервалом сделали очень похожие работы - представили недостатки системы в виде заранее созданной, существующей структуры!

Я начал свое брюзжание с того, что мне стали известны новые задачи, а таких научных задач тьма!! Поэтому ребяткам надо показывать, что в мире масса нерешенных задач, которые требуют ответов. Это и медицина - болезни, биология - возникновение жизни, физика - новые эффекты, химия - новые вещества, и т..д. Далее я перешел на воспитание детей отцами и показал, что если работа идет совместно - отец и ребенок хотят двигаться к одной цели - все в порядке! Однако, для такого движения, чтобы каждый, или большинство детей нашли себя, надо как я уже говорил, решать простенькие задачки, из пока ненаписанного задачника. Вообще то я видел несколько задачников, например, по биологии. Может быть у Гина есть задачник, я не знаю, но, по моему, он должен быть типа энциклопедического задачника - задачи для каждого класса и из всех областей деятельности людей. Мне представляется, что должны быть не задачи, а ситуации, и школьник, студент, слушатель-САМИ находит задачу из ситуации. Прежде чем привести пример, я хочу Вам сообщить вообще то известную вещь,но в то же время как мне кажется не достаточно здорово используемую. Недавно по ТV выступал балерон В.Васильев. Он рассказывал о том, что мы все хорошо знаем - наш балет лучший в мире! И вот он впервые оказался в Париже и, естественно, пошел на балет-и был очень удилен! У них балет оказался великолепным! Более того, взаимодействие русского и французского балетов должны были дать пользу обоим балетам. И дали! Были времена, когда наша страна была в изоляции, и мы только по журналам читали о достижениях других стран и о качестве их изделии, машин, ИС и т.д. Сейчас есть возможность лучше узнать обо всем, что выпускается в мире, и сравнить, и сделать выводы - что надо делать, чтобы во всех областях науки, техники и т.д. мы не отставали. Обоюдное влияние -один из ключей к улучшению состояния дел!

Много лет тому назад я в журнале"Америка" прочитал статью как одна америанская автомобильная фирма, у которой было много отказов по трансмиссии, провела работу и нашла причину. Что они сделали? Они взяли аналогичную японскую машину и полностью разобрали ее трансмиссию и провели измерение каждой детали. То, что они увидели, привело их в состояние шока. Сначала они подумали, что не работает их измерительная техника, а потом, убедившись, что она в порядке - поняли, что японская фирма работает без допусков! Если дан размер,например 24мм, то как его не измеряй, он всегда 24мм., а не 24+-0,05мм! Я не поверил и поговорил с несколькими токарями. Они мне сказали, что этого быть не может! А американцы, как написано в статье, отладили свое производство, и трансмиссии стали работать нормально. Сейчас идет борьба за то, чтобы наши граждане не покупали подержанные иномарки, а покупали наши новые. Однако граждане все равно предпочитают покупать подержанные иномарки.

Очень хочется привести пару фраз из книги Г.К.Цверава "Руджер Иосип Бошкович" Описывается1699год. "Коммерческие и другие контакты, которые установились между Республикой св. Влаха и другими государствами, главным образом итальянскими, расширили культурные и научные горизонты дубровчан. Опыт других народов, их достижения в различных сферах духовной жизни творчески воспринимались и обогащались одаренными гражданами города - республики, о чем говорят, например, начертанные на памятных досках университетов Парижа, Болоньи, Падуи и Рима имена выдающихся уроженцев Дубровника." Вот еще когда люди понимали, что надо обмениваться достижениями!

Вернусь от В.Васильева к нашей теме. Итак, пример: "Вот так номер!" "Летевший с бешенной скоростью"жигуленок" неожиданно вывернул на автобусную остановку и сбил двух мужчин. Даже не притормозив, скрылся. Номеров очевидцы дорожно транспортного проишествия не заметили. Пострадавших госпитализировали в тяжелом состоянии. И каково же было удивление прибывших на место ДТП сотрудника ГИБДД, когда вблизи они увидели отвалившийся вместе с крепежом государственный номер автомобиля. Найти владельца, располагая столь весомой уликой, не составило труда."

Вот ситуация. Сколько можно найти в ней задач, и из какой области деятельности человека? Сразу бросается в глаза - а нельзя ли сделать, чтобы любая машина при контакте с человеком САМА оставляла на месте преступления свою визитную карточку. Или сама сообщала ГИБДД по телефону или по радио. Тут можно придумать еще целый ряд задач. Почему водитель не остановился? Если он был пьян, то почему машина допустила его к рулю и завелась? Значит, должно быть приспособление, которое перед включением двигателя контролирует состояние здоровья водителя. Если водитель испугался, его испуг должен сообщить машине остановиться. Почему водитель так дурно воспитан, что сбив даже двух человек он не остановился? Значит, при выдаче водителю прав, он должен быть проверен на тест, который покажет его поведение в таких ситуациях. Водитель может сказать, что он не заметил, что он кого-то сбил. Надо, чтобы в такой ситуации машина сама сообщала водителю-стой, беда!! Какую психологическую работу надо проводить с водителями, чтобы ни один из них не бросил сбитого человека на дороге? Из каждой ситуации можно отловить много задач и решить их. Очевидно, почти все они не будут реализованы, первое время... а затем будут!!!! Если Вы прочтете статью о которой я упомянул в начале, Вы увидите, что исследователи не могут определить источник действия биологических часов - работают они от внутреннего источника или от внешнего?

Есть задача - два молодых деревца, растут друг от друга на расстоянии полметра. На поверхностях, обращенных друг к другу сделаны зарубки длиной 30-40см. и шириной 20см. со снятием коры. Зарубки делаются весной. Осенью же, если посмотреть на эти деревца, можно увидеть, что зарубки повернулись, то есть стали смотреть в одну сторону! Что же произошло? Какие же силы повернули деревца, и какова природа сигнала? В эффекте Рассела, конечно, не полная аналогия, но тоже стоял вопрос, что эмиттирует окисляющаяся поверхность кремния - излучение или частицы? Так как работа велась не плановая, то были использованы подручные средства - различные вещества, которые применялись как фильтры. Конечно, сейчас наверняка есть детекторы с помошью которых можно найти ответы для приведенных задач. А они интересные!!


Главная    Конференция    О задачах